Правдивая история уникальных праздников: как появились День казачки-матери и День наурской казачки - Российское казачество, 04.12.2024

Правдивая история уникальных праздников: как появились День казачки-матери и День наурской казачки

© Общественное достояниеТерские казачки
Терские казачки
В казачьем календаре есть два праздника, которые долгие годы отмечались только на Дону и Тереке. И оба они посвящены женщинам-казачкам. В последние годы эти две даты обрели поистине федеральный размах. С ростом масштаба праздников началась и некоторая путаница. Порой эти два праздника объединяют в один, наделяют ложным смыслом и сомнительной исторической основой.
"Дважды в год – в июне и декабре – мы с горечью наблюдаем вакханалию в интернете. Нелепые искажения множатся на пересылаемых картинках в мессенджерах, публикуются в официальных поздравлениях атаманов различных уровней, а уже оттуда тиражируются средствами массовой информации", – отмечает информационное агентство "Казачье единство".
При этом авторы портала подчеркивают, что такие ошибки, конечно, случаются не по чьей-то злой воле. Виной всему недостаточные исторические знания современных казаков. Итак, главное, что следует запомнить, – День казачки-матери и День наурской казачки – два совершенно разных праздника с совершенно разными историями.

Геройские казачки с горячим "угощением"

День наурской казачки появился во второй половине XVIII века. В те давние времена станица Наурская страдала от постоянных набегов кабардинцев и татар, подстрекаемых Османской империей.
Дело было В 1774 году, когда Порта (принятое в истории дипломатии и международных отношений наименование правительства Османской империи. – Прим.ред.) стремилась нанести разящий удар по крепости Моздок.
Неприятель собрал внушительное войско в восемь тысяч бойцов и направил его прямиком к Моздоку, но крепость выдержала удар и устояла. Тогда коварный враг совершил маневр и нанес удар по ближайшим станицам.
Участницы фестиваля казачьей культуры Александровская крепость - РИА Новости, 1920, 21.07.2023
Подвиг наурских казачек
В то время станица Наурская, стоявшая в 50 километрах от Моздока, была лишена своего главного оборонительного ресурса – большая часть строевых казаков находилась в походе. В самой станице за крепостным валом осталась лишь немногочисленная караульная команда, да еще казачьи семьи: женщины, старики и дети.
Делать было нечего – казачки вышли на защиту родной станицы. Вооружились тем, что попало под руки: серпы, вилы, косы. Штурмующих крепость ждал во всех смыслах теплый, даже горячий, прием. Казачки "угощали" незваных гостей раскаленной жидкой смолой, кипятком, а на закуску – свежие раскаленные щи. Тактика сработала – станица была отвоевана.
Эта история навсегда вписана в ряд славных побед государства Российского. В Советское время праздник был практически забыт, но вместе с возрождением казачества в современной России вспомнили и об этой знаменательной дате.
Поначалу праздник отмечался достаточно скромно и локально. Глобальным он стал с 2014 года, когда казаки со всей страны массово стали приезжать в станицу Наурскую для молебна в память об этом событии. В скором времени Терское казачье войско внесло праздник в свой официальный календарь мероприятий.

Как Петербург задал моду на казачий праздник

День казачки-матери (еще его называют День донской казачки) – единственный женский праздник, объединяющий все казачьи войска России.
Празднуется этот день 4 декабря по новому стилю (21 ноября – по старому).
Праздник учрежден в 1769 году атаманом Степаном Ефремовым с подачи его жены Меланьи Карповны. Поначалу праздник отмечали в станицах, а уже в ХІХ – начале XX века День донской казачки стали отмечать и в больших городах.
До революции была традиция отмечать этот праздник концертом-балом Донского землячества в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове и других городах. Один из самых пышных и многочисленных балов проходил в Собрании армии и флота Санкт-Петербурга. Туда приглашали живших в столице казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, студентов, ученых. Программа праздника включала исполнение традиционного донского фольклора.
Важную роль в том, что праздник обрел всероссийский масштаб, принадлежит Донскому землячеству, также известному под неофициальным названием "Донской курень". Изначально "Донской курень" был клубом для пожилых и давно проживающих в столице казаков, но постепенно к ним присоединилась донская молодежь: студенты и курсистки-казачки. Именно в период начала XX века благодаря деятельности "Донского куреня" праздник стал получать распространение среди казачьей молодежи всех войск. Ведь всероссийскую моду в те времена задавал именно блистательный Санкт-Петербург.
Еще один штрих к портрету праздника – День казачки-матери выпадает по новому стилю на дату 4 декабря. Таким образом, он получил связь с православным двунадесятым праздником Введение во храм Пресвятой Богородицы.
© РИА Новости / Илья ПиталевУчастницы фестиваля "Казачья станица Москва"
Участницы  фестиваля Казачья станица Москва - РИА Новости, 1920, 03.12.2024
Участницы фестиваля "Казачья станица Москва"