На земле, на воде и из космоса: как казаки охраняют Алтайский заповедник - Российское казачество, 23.01.2025

На земле, на воде и из космоса: как казаки охраняют Алтайский заповедник

© Личный архив атамана Турочакского станичного казачьего общества Игоря КалмыковаДиректор Алтайского заповедника Игорь Калмыков.
Директор Алтайского заповедника Игорь Калмыков.
Алтайские казаки бережно охраняют природу родного края. В том числе они борются с браконьерами и пожарами. Атаман Турочакского станичного казачьего общества, директор Алтайского заповедника Игорь Калмыков рассказал порталу "Российское казачество" о ежедневных подвигах своих сотрудников и о том, чем помогают в работе космические спутники.
Атаман Игорь Калмыков работает директором Алтайского заповедника с 2007 года. Но его любовь и бережное отношение к природе начались задолго до этого.
"Вся моя жизнь всегда была посвящена охране природы", – признается казак.
И действительно, сначала Игорь учился на биолога-охотоведа в Иркутске. Потом работал в Саяно-Шушенском заповеднике. Там он прошел путь по карьерной лестнице – от инспектора до начальника оперативной группы. И, наконец, оказался в красивейшем Алтайском заповеднике на позиции директора. Послужной список и богатый опыт стали хорошим подспорьем на руководящей должности.

"Как я иногда в шутку говорю нашим сотрудникам: “Вам не повезло, потому что я знаю и науку, и общие вопросы, и охрану, и управление”",

– сказал Игорь Калмыков.

В ставшем уже родным заповеднике у атамана есть несколько излюбленных мест: Телецкое озеро, кордоны Челюш и Беле. Эти уголки, по признанию казака, радуют его своим уникальным ландшафтом.

Чтобы не было ни дыма, ни огня

Но сотрудники заповедника, многие из которых казаки, не только любуются красотой природы и ландшафтами. Их ежедневная работа таит множество опасностей: сотрудники патрулируют территорию, тушат пожары, ловят браконьеров. Для охраны природных ресурсов здесь используют новейшую технику для мониторинга территории: спутники и квадрокоптеры.
© Личный архив атамана Турочакского станичного казачьего общества Игоря КалмыковаФото пожаров в Алтайском заповеднике с квадрокоптера
Фото пожаров в Алтайском заповеднике с квадрокоптера
© Личный архив атамана Турочакского станичного казачьего общества Игоря КалмыковаФото пожаров в Алтайском заповеднике с квадрокоптера
Фото пожаров в Алтайском заповеднике с квадрокоптера
© Личный архив атамана Турочакского станичного казачьего общества Игоря КалмыковаФото пожаров в Алтайском заповеднике с квадрокоптера
Фото пожаров в Алтайском заповеднике с квадрокоптера
1/3
Фото пожаров в Алтайском заповеднике с квадрокоптера
2/3
Фото пожаров в Алтайском заповеднике с квадрокоптера
3/3
Фото пожаров в Алтайском заповеднике с квадрокоптера
"Казачки и казаки выезжают на лодке в озеро, включают квадрокоптер и отслеживают, с какой стороны лучше подойти группе для тушения пожаров, посмотреть, насколько быстро он распространяется и в какую сторону. На квадрокоптеры делаются фото животных, отслеживаются их передвижения. Например, иногда мы доращиваем медвежат-сирот, после чего выпускаем в заповедник. И потом следим за ними", – рассказывает Игорь Калмыков.
© Роман Воробьев, Татьяна КлименкоСпасенный медвежонок
Спасенный медвежонок
Спасенный медвежонок
Как и в любом крупном заповеднике особое внимание здесь уделяют противопожарной безопасности. Чтобы не было ни дыма, ни огня – за ситуацией следят из космоса. С помощью спутников все потенциальные возгорания видны как на ладони.
"Я могу просматривать карту и видеть, где есть термоточки. Спутник фиксирует любые нагретые на поверхности предметы или участки, которые потенциально могут быть пожаром. Потом это дешифрируется, и мы определяем: это места возгорания или это место нагрева. Это могут быть нагретые от солнца наскальные камни", – сказал атаман.
Если где-то вдруг обнаружен очаг возгорания, в дело вступает пожарная служба. В заповеднике множество труднодоступных мест, поэтому для тушения, как правило, используют вертолеты.
"Больше 90% территории Алтайского заповедника относится к авиационной территории. Что это значит? У нас есть труднодоступные места, и человек только на 10% может там применить свою силу. Все остальное – заброска. Заброска оборудования, людей, продуктов к месту тушения пожаров. Но основная помощь поступает с вертолета", – рассказал Игорь Калмыков.
Тушение пожаров в горной местности – дело очень рисковое. Со склонов более 45 градусов можно легко сорваться. А в некоторых местах рядом с огнем может даже не быть кислорода.
© Личный архив атамана Турочакского станичного казачьего общества Игоря КалмыковаКазак Роман Штыков на тушении пожара; казак Сергей Бакшин со спасенным соболем
Казак Роман Штыков на тушении пожара; казак Сергей Бакшин со спасенным соболем
Казак Роман Штыков на тушении пожара; казак Сергей Бакшин со спасенным соболем
"Пожарная служба и тушение лесных таежных пожаров – это абсолютно героическая история", – подчеркивает Калмыков.

Они идут по следу браконьеров

Казаки занимаются не только тушением пожаров, но и ловят браконьеров. Здесь бывает всякое: перестрелки и погони за вооруженными нарушителями.
"К сожалению, в истории заповедников были случаи гибели инспекторов от браконьеров. Такая уж у нас работа – опасная и экстремальная", – говорит атаман.
Директор заповедника сравнивает поиск браконьеров с охотой на дикого зверя.

Однажды я возглавлял оперативную группу в Саяно-Шушенском заповеднике. Работа инспектора заключается в том, чтобы вычислить и поймать браконьера. Он думает, как тебя обвести, и ты думаешь, как его поймать. И эта погоня даже более увлекательна, чем охота на диких зверей",

– рассказывает Игорь Калмыков.

А как казаки из заповедника отдыхают после такой стрессовой работы? Досуг у них тоже с казачьим колоритом. В свободное время команда заповедника во главе с атаманом предпочитает спорт. Свой досуг они часто проводят за шермицами – традиционными казачьими соревнованиями.
© Личный архив атамана Турочакского станичного казачьего общества Игоря КалмыковаАлтайские шермицы
Алтайские шермицы
Алтайские шермицы
"В основном на шермицах проводятся фланкировка, рубка шашкой, борьба, метание ножей и многое другое. При этом в соревнованиях участвуют даже девушки. Здесь более дружелюбная атмосфера по сравнению с другими спортивными мероприятиями: казаки называют друг друга братьями и сестрами, поддерживают даже соперников", – добавляет директор Алтайского заповедника.

Что будет дальше?

Став атаманом, Игорь Калмыков не раз задумывался о дальнейших перспективах казачества. Он считает, что в России казачество и дальше продолжит активно развиваться.
"Все очень просто. Казачество не исчезнет никуда, оно уже доказало свою самостоятельность, несмотря ни на что. Конечно, казачество будет развиваться, но главное, чтобы сохранялись основы – это воспитание, мораль, православие", – отмечает атаман.
А чтобы казачество развивалось, в нем должен быть приток молодой крови. Именно для работы с подрастающим поколением на Алтае был открыт молодежный центр Русского географического общества, куда в будущем планируют привлекать и казаков.
"Молодежь нужно подтягивать, чтобы они видели будущее, могли дальше двигать развитие страны, нашей Родины. Пока что в планах разработка проекта, который рассказывал бы об истории. Я думаю, что у центра большое будущее, потому что молодежь туда подтянется", – считает Игорь Калмыков.