Клад казака Колодкина
© Новочеркасский музей истории Донского казачестваКазак, собиратель и хранитель старины Иван Иванович Колодкин

© Новочеркасский музей истории Донского казачества
Три килограмма серебряных монет и украшений, причем самого разного происхождения – от глубинной Азии и хитроумных византийских закоулков до простоватых германских земель. Все это добро было любовно собрано и припрятано до поры в ямку в "материковой глине". Произошло это в Великом Новгороде в Х веке.
Какой-то древний богатенький человек, имени которого мы не знаем. И не надо – постарался. Не для нас, разумеется, а для себя. Но что-то у него пошло не так. Вот итог: в прошлом году археологи это баснословное сокровище нашли, и теперь любопытствующая публика может его рассматривать, а люди науки – изучать и делать выводы.
К чему это все? К тому, что, как минимум, хозяин клада воспользоваться им по прямому назначению не сумел. А ценности больше тысячи лет никому пользы не приносили, лежали в земле, предоставленные сами себе.
Немного о тайных сокровищах
Любой клад, который мы с вами сегодня видим в музеях, – символ чьих-то несбывшихся надежд на лучшую жизнь в стабильные времена. А еще – торжество вечности над сиюминутным меркантилизмом.
Ведь для чего люди клады прячут? Чтобы сберечь богатство, не суть важно, какими путями накопленное, переждать лихолетье, а уж потом вытащить из схрона кубышку (горшок, сундук, мошну) и зажить припеваючи – всем на зависть.
Это касается хоть пригоршни монет из получки неизвестного римского легионера, рассыпанных теперь рядом с его бронзовым кошельком в стенде Британского музея, хоть завернутой в газеты от 1917 года драгоценной посуды знатного семейства Нарышкиных, которую не так давно нашли в тайнике питерского особняка таджикские рабочие. Хотели стащить, но вовремя получили по рукам.
Да вот вам хотя бы и хрестоматийный пример из литературы. Не схожими разве соображениями руководствовалась мадам Петухова, пристраивая бриллианты под обшивку одного из 12 стульев мастера Гамбса и запуская цепь похождений своего непутевого зятя Кисы Воробьянинова и обаятельного жулика Остапа Бендера? Но клад пролетел мимо карманов адресата и случайного его попутчика, став достоянием народа в виде ДК железнодорожников.
К счастью, в истории кладов, на преобладание довольно печальной окраски которых вот уже несколько абзацев намекает автор, случаются и радостные исключения. Пример тому – собрание реликвий казака Ивана Колодкина, к которому только что посчастливилось прикоснуться редакции портала "Российское казачество".
Правда, собрано в нем не злато-серебро, а сокровища гораздо более ценные. Имеющие к тому же не только музейное, но и прикладное и духовное значение.
© Портал "Российское казачество"Избранные экспонаты из уникальной коллекции казака Ивана Колодкина.

Избранные экспонаты из уникальной коллекции казака Ивана Колодкина.
© Портал "Российское казачество"
От хутора до имперской столицы
Жил на благословенной Донской земле потомственный казак и старовер Иван Иванович Колодкин. Большой был энтузиаст и подвижник, неутомимый пропагандист казачьего образа бытия и энергичнейший собиратель и хранитель старины.
Наверное, наш герой относился к той особой породе людей, которые промахнулись мимо своего времени с временем. Иван Колодкин явился на свет в 1947 году, а следовало бы лет на 100, если не на 200–300, раньше. Чтобы гармонично себя чувствовать, соответствовать эпохе, рубиться в славных битвах, как многие поколения его предков.
Но и в не слишком пригодных для этого реалиях середины ХХ – начала XXI века казак не затерялся. Нашел применение и себе, и своему мировоззрению, хотя это было совсем не просто, а порой и не так чтобы вовсе безопасно.
Колодкин – казак по форме, но главное – по содержанию.
Ей-богу, это удивительно, как можно было исхитриться только лишь на в хуторе Богураеве, да еще и в некоторых поселениях Белокалитвинского района Ростовской области собрать коллекцию уникальных книг и рукописей, которая заставила учащенно забиться сердца искушенных специалистов. Об этом мы еще скажем.
Когда пришла пора подводить итоги жизни, Иван Колодкин завещал передать свое невероятное (и это не попытка нагнать пафоса, а только констатация факта) собрание России, российской науке.
Мог бы в молодые еще или, скажем, в зрелые годы продать собранные в Донской степи артефакты в частные коллекции, конвертировать книги в денежные знаки и жить в комфорте и достатке. Только такой вариант для Ивана Колодкина был в принципе неприемлем. Казак – это ведь прежде всего человек достойных поступков.
Жена коллекционера Наталья Ивановна Колодкина рассказала нашему журналисту: когда ее супруг стал плохо себя чувствовать, семья взялась за обсуждение, как быть с собранием редкостей в дальнейшем.
Варианта было два: или отправить коллекцию в Москву, в Российскую государственную библиотеку (известна как Ленинка), или в Санкт-Петербург, в Российскую национальную библиотеку (РНБ).
В Москве Колодкиным обратиться было по большому счету не к кому. А в Питере у Ивана Ивановича есть родня. К тому же с этим городом род Колодкиных имеет давнюю историческую связь. Как рассказал нам троюродный брат Ивана Ивановича Владимир Николаевич Колодкин, их прадед служил в лейб-гвардии Казачьем полку, который дислоцировался в Санкт-Петербурге.
Этот факт оказался решающим. Причем чувствуется здесь и рука Господня. Вот уже 230 лет РНБ является главным хранилищем рукописного и печатного слова сначала Российской империи, потом СССР, а теперь и Российской Федерации. Тут есть все условия для квалифицированной реставрации, правильного сбережения и грамотного научного использования подобных раритетов.
В 2024 году Иван Иванович Колодкин завершил свой земной путь.
А за дело взялась его жена – верная спутница, помощница, а теперь и душеприказчица, что ли, Наталья Николаевна Колодкина. В октябре минувшего года она при поддержке родственников обратилась к специалистам РНБ, которые, отдадим должное их реакции, сразу же выехали на Дон, чтобы оценить беспрецедентный дар и составить первичную опись экспонатов из собрания казака-историка.
"Мы пришли к выводу, что материалы чрезвычайно ценные. Это с одной стороны. А с другой – это еще и дар, что в настоящее время, к сожалению, бывает достаточно редко. Стало очевидно, что надо срочно ехать, как можно быстрее забирать эти материалы, дезинфицировать, реставрировать и ставить на архивный учет", – говорит заведующий отделом рукописей РНБ Иван Поляков.
Четыре дня он и его коллега по отделу рукописей Жанна Левшина по 7–8 часов трудились в доме Колодкина, составляя опись коллекции. После чего на специализированном транспорте отправились с казачьим кладом в Санкт-Петербург. Сопровождение особого груза до границы области взяла на себя ростовская полиция.
"Все же Ростовская область прифронтовая", – поясняет такую повышенную осторожность генеральный директор Российской национальной библиотеки Денис Цыпкин.
И то верно – боевые действия идут совсем неподалеку, в соседних ДНР и ЛНР. Но в данном случае речь не столько об этом, сколько о ценности нового поступления в национальную сокровищницу мудрости – более 170 книг и рукописей "фонда Ивана Колодкина".
Уже принято решение, что под таким названием будет храниться наследие донского казака в РНБ.
Спасение уникальных данных
Специалисты находятся только в самом начале большого пути по обработке, реставрации, изучению, документированию массива книжных раритетов из собрания Колодкина. Чего там греха таить, хранились рукописные и печатные шедевры не в самых идеальных условиях. А как прикажете создать такие на казачьем хуторе?
Порадуемся, что мыши эти драгоценные книги не скушали. И водой не залило. И пожар не случился. И лихие люди не покусились… А могло ведь быть всякое, примеров трагических судеб уникальных книг и целых собраний – великое множество.
К тому же книги болеют, как и люди. Хвори только у них специфические. Скажем, плесень какая-нибудь заведется и станет пожирать древнюю бумагу...
Так что сейчас у лаборатории РНБ хлопот хватает. Каждая страничка, каждый книжный корешок должны быть исследованы и должным образом обработаны. Это чтобы мы с вами не стали последним поколением, наблюдавшим воочию коллекцию Колодкина.
Широко представить новый фонд общественности РНБ планирует в мае текущего года. К этому моменту книги будут продезинфицированы, да и вообще появится понимание и более глубокая оценка, с чем мы, собственно говоря, имеем дело. А пока состоялось что-то наподобие предпремьерного показа, побывать на котором выпала честь и редкая удача представителям портала "Российское казачество".
Из 171 экспоната собрания Ивана Колодкина презентовали 9. Почему именно они были нам показаны, пояснил заведующий отделом рукописей РНБ Иван Поляков, являющийся сегодня главным знатоком коллекции, привезенной из хутора Богураева:
© Портал "Российское казачество"Заведующий отделом рукописей РНБ Иван Поляков с одной из книг "фонда Колодкина".

Заведующий отделом рукописей РНБ Иван Поляков с одной из книг "фонда Колодкина".
© Портал "Российское казачество"
– Мне хотелось отразить общие направления коллекции Колодкина. В его собрании в равной степени представлена допетровская книжная культура, то есть рукописи XVI–XVII веков богослужебного содержания, и редкие старопечатные издания этого периода. У Ивана Ивановича достаточно богатая коллекция материалов по второй половине XVIII – началу XIX века. Прежде всего это старообрядческие издания и рукописные старообрядческие сборники. Также имеется очень хорошая подборка по ХХ веку.
– Упрощенно говоря, это своеобразные пробники собрания Колодкина?
– По одному экземпляру из каждого направления. Они дают представление о том, что содержит сама коллекция.
– Вместе с тем вы говорите, что это и наиболее хорошо сохранившиеся экспонаты. А оставшиеся за кадром книги – их удастся довести до нужной кондиции, очистить и дать к ним доступ читателям?
– Силами наших реставраторов сделаем все, что нужно для этого. Очень надеюсь, что каждая печатная книга и каждая рукопись будут очищены, восстановлены. Разумеется, ни одну страницу мы не выбросим. Даже если где-то и не удастся восстановить бумагу, это станет частью нашего архивного фонда и будет доступно читателям. Просто если книга совсем в плохом состоянии, мы ее оцифруем и станем выдавать электронную копию. Ведь в любом случае данные, которые находятся в этих материалах, уникальны.
"Апостол" нашел пристанище на сотни лет
У западной цивилизации есть точка отсчета книгопечатания – Библия немца Иоганна Гуттенберга. У русской цивилизации имеется собственное знаковое издание, с которого все началось. Это "Апостол" Ивана Федорова 1564 года – первая датированная книга, созданная на нашей территории.
Недаром автора у нас именуют не иначе как первопечатником. Шедевр древнерусской печати, памятник полиграфического искусства заложил стиль, задал направление в книжном деле на века вперед.
Окажись в подборке Ивана Колодкина один из экземпляров этой книги, случилась бы сенсация из сенсаций, настоящая "бомба" в довольно спокойном и скупом на подобные информационные потрясения мире исторических исследований. Впрочем, и так получилось неплохо.
Среди вывезенных из хутора Богураева ценностей имеется "Апостол", скорее всего, или отпечатанный в типографии самого Ивана Федорова, или созданный на его шрифтах, допустим, кем-то из соратников русского первопечатника.
"”Апостол” – самая ценная книга в собрании Ивана Колодкина. На эту минуту мы не можем сказать, вышла ли книга из федоровской типографии или была сделана на основании его шрифтов чуть позже. С этим будут разбираться специалисты после того, как книга пройдет дезинфекцию и будет поставлена на архивный учет. И конечно, я очень надеюсь, что наши специалисты отдела редкой книги Николай Николаев и Андрей Вознесенский ее посмотрят и точно скажут год создания этого прекрасного издания", –полагает Иван Поляков.
В любом случае книга конца XVI века в отменной сохранности дошла до нашего времени, да еще и с интересной историей бытования – это уже грандиозное событие. Там есть, к слову, полистная запись 1636 года о вкладе издания двумя крестьянами в Троицкую церковь на реке Оке.
Где Ока и где река Лихая (приток Северского Донца), на которой стоит Богураев… И где Нева с расположившимся на ней Петербургом…
"Книга сделала достаточно большой круг по территории нашей страны и в итоге попала на хутор Богураев к Ивану Ивановичу в 1972 году. А теперь, в 2024–2025-м, в Российскую национальную библиотеку. Очень надеюсь, что здесь она на ближайшие сотни лет свой путь остановит", – подчеркивает Поляков.
Заметки на полях
Мы рассматривали драгоценности из коллекции Ивана Ивановича Колодкина. Дивились старине, такой подлинной, неподдельной, фантазировали, какие открытия еще ждут впереди ученых, когда те предметно изучат каждую строчку из бесценного казачьего дара.
А вот прикасаться к экспонатам было страшновато. Велико почтение к возрасту и статусу этих рукописей и печатных книг. Срабатывала такая себе внутренняя табличка: "Руками не трогать!".
Благо специалисты национальной библиотеки тщательно опекали гостей, сами брались пролистать раритетные издания, красиво разместить их для съемки, постоянно давали пояснения, адаптировали для современных ушей церковнославянские тексты.
Многому из клада казака Колодкина еще предстоит пройти серьезную реставрацию. Прорываясь к нам через века, книги лишались обложек, части страниц, ветшали, покрывались восковыми пятнами от свечей...
Впрочем, последний момент исследователи воспринимают позитивно. Это ведь означает, что издания не мертвым грузом лежали, а постоянно были в деле. По этим книгам люди столетиями молились, использовали их как маршрутный лист на своем тернистом пути к Богу.
Есть книги, которые неоднократно ремонтировались прежними их хозяевами. Порой неуклюже это делалось, хотя и старательно. Немножко странно видеть древнюю рукопись, подклеенную бланками советских времен.
В каких-то книгах обнаружены тетрадные листики с пометками толкователей текстов былых времен или пожелтевшие семейные фото в качестве закладок. И это прекрасно – сразу же возникают дополнительные важные штрихи к историям конкретных книг и всего собрания.
© Портал "Российское казачество"В древних книгах попадаются заметки их владельцев и семейные фотографии

В древних книгах попадаются заметки их владельцев и семейные фотографии
© Портал "Российское казачество"
А вот когда видишь пометки прямо на страницах, у вашего автора, скажем, немножко сердце начинает побаливать. Это эхо семейного и школьного воспитания образца ХХ века, когда настоятельная рекомендация не рисовать в книгах, да и вообще беречь их для следующих читателей, впечатывалась в подсознание накрепко.
Причем когда книга XVI века, например, а надписи на ее полях сделаны в XVII, – еще терпимо. Но следы шариковой ручки на страницах древнего тома и дата 1972 год почему-то царапают душу. Где грань между ценными записями хранителя старинной книги и элементами вандализма?
Самый момент был спросить об этом у специалиста.
"Это сложный вопрос. Думаю, для историков, филологов через 100–150 лет эти пометы будут тем же самым, что и пометы XVIII века. Как маргиналии, как часть истории бытования книги. По крайней мере, на основании этих помет будущие поколения специалистов точно смогут сказать, что и в конце XX – начале XXI века книги подобной тематики пользовались большим читательским спросом, – считает Иван Поляков. –Это такой индивидуальный вклад самого Ивана Ивановича в создание собственной коллекции.
Рукописи и печатные издания были для него не какими-то предметами материальной ценности. И не предметами эстетической ценности. Это был именно сокровенный кладезь информации, которую он черпал, которой он интересовался. Книги не просто лежали у него в шкафу. Он их брал, смотрел, читал, комментировал, как-то размышлял, рефлексировал. Мне кажется, это прекрасный пример бытования".
Планы первой пятилетки
Ценность коллекции Колодкина специалисты РНБ рассматривают в двух плоскостях.
В первую очередь материалы XVI–XVII веков, начала XVIII века уникальны сами по себе, их крайне мало. Чего-то, возможно, нет даже в огромной коллекции РНБ. И теперь эти книги и рукописи станут предметом исследований историков, филологов. Ценность таких источников колоссальна.
То же самое можно сказать о более поздней традиции, старообрядческой типографии, гектографах ХХ века. Для специалистов по старообрядчеству – ценнейшие материалы.
С другой стороны, и сама по себе коллекция интересна как единое целое, отражающее личность и желания собирателя.
Вероятнее всего, будет подготовлен качественный и подробный каталог коллекции донского казака Ивана Ивановича Колодкина. Наш проводник в мир уникальных рукописей и древних книг Иван Поляков считает, что если и не в следующем году, то на протяжении ближайших 5 лет точно специалисты РНБ это сделают. И тогда книги станут доступны для широкой читательской аудитории.
© Портал "Российское казачество"Украшение собрания Ивана Колодкина: "Апостол", XVI век, предположительно, из типографии первопечатника Ивана Федорова

Украшение собрания Ивана Колодкина: "Апостол", XVI век, предположительно, из типографии первопечатника Ивана Федорова
© Портал "Российское казачество"
Генеральный директор Российской национальной библиотеки Денис Цыпкин конкретные временные рамки обозначать не стал. Он говорит, что при желании, если сосредоточиться только на работе с фондом Ивана Колодкина, РНБ имеет возможности оцифровать все собрание буквально за месяц.
Но это тот случай, когда торопиться не следует. Все книги должны пройти надлежащую обработку, тщательную реставрацию, каталогизацию. Только после этого наступит процесс оцифровки.
Подождем. Куда торопиться, верно? Мы ведь уже понимаем, что уникальное собрание теперь в безопасности, в надежных и умелых руках. Клад Колодкина нашел свое пристанище на века. И будет становиться все доступней и доступней для заинтересованной публики.
А мы, со своей стороны, берем обязательство еще неоднократно возвращаться к этой теме. Уж больно она интересная и невероятно важная.
Руслан Мармазов
© Портал "Российское казачество"Рукопись "Праздники певчие" выполнена парадной манерой с большими инициалами красной краской, 1896 год

Рукопись "Праздники певчие" выполнена парадной манерой с большими инициалами красной краской, 1896 год
© Портал "Российское казачество"