Казачий полковник Юрий Шевченко: Россия – это целая цивилизация, нам есть что защищать
© Из личного архива Юрия ШевченкоКазачий полковник Юрий Шевченко, руководитель одной из служб казачьей бригады "Дон"

© Из личного архива Юрия Шевченко
У нашего сегодняшнего собеседника непростая судьба, с головокружительными зигзагами, которые не всякий человек выдержит. Это с одной стороны. А с другой, если внимательно разобраться, таких судеб не так и мало, со своими нюансами, разумеется. Особенно у людей, которых еще в 2014 году накрыла война, да так и не отпустила до сих пор.
Если завтра война
Юрий Шевченко – выпускник Новочеркасского военного училища. Человек, созданный для службы и защиты Родины. В мирное время эта миссия, кстати, тоже выглядит красиво и почетно: долг, честь, погоны и довольно четкое понимание перспектив. У Шевченко была успешная карьера – сначала в армии, потом в таможенной службе. Семья. Хобби, например футбол и охота. Все прекрасно…
А потом наступила война.
Невесть откуда вылупившиеся украинские фашисты задумали невиданную и невыполнимую дерзость – поставить на колени Донбасс. Юрий Шевченко все бросил и стал начальником штаба знаменитой в начале Донбасской войны бригады "Призрак" Алексея Мозгового, оперировавшей в ЛНР. Один из участников боев в Дебальцево – "котла", куда донбасские ополченцы так умело нашинковали карателей ВСУ, что даже коллективный Запад вздрогнул и уразумел – что-то у киевского режима пошло не так.
Зато когда пришла пора СВО, попасть на передовую Юрию Шевченко оказалось не так уж просто. Пришлось подключать связи… Вдумайтесь только – подключать связи, чтобы оказаться на фронте, где, между прочим, постреливают и убить могут запросто.
Дело в том, что Шевченко 1966 года рождения, а "война – дело молодых", контракты стараются подписывать с бойцами до 55 лет. Но в этом случае сделано исключение: здоровье позволяет, теоретическая подкованность и практический боевой опыт – попробуй еще найди такие, характер, о который можно рельсы гнуть.
Плюс протекция, как уже говорено было. За Юрия Шевченко ходатайствовали атаман Союза казаков-воинов России и зарубежья Николай Дьяконов и депутат Государственной Думы России Герой ЛНР Виктор Водолацкий. Рекомендации, согласитесь, крепкие.
Сегодня Шевченко возглавляет одну из служб казачьей бригады "Дон". Позывной – Ростов.
Вашему автору повезло быть знакомым с Юрием Шевченко так давно, что мы никогда не были на "вы", только на "ты". У нас множество общих друзей, кто-то из них, слава Господу, в добром здравии, кто-то уже покинул нас, и общая память о них тоже объединяет, роднит даже. Главное же – у нас совпадают позиции по многим мировоззренческим моментам. Для нынешнего непростого времени – важное обстоятельство.
© Из личного архива Юрия ШевченкоЮрий Шевченко на охоте с Заслуженным тренером России и Украины по футболу Виктором Прокопенко

Юрий Шевченко на охоте с Заслуженным тренером России и Украины по футболу Виктором Прокопенко
© Из личного архива Юрия Шевченко
У России нет никаких границ, у России есть только горизонт
- Юра, ты служишь в казачьей бригаде "Дон". Скажи, как в XXI веке становятся казаками? Во времена изначального казачества было примерно так: "В Бога веруешь? – Верую. – Перекрестись… Ага, иди в курень, сам знаешь в какой". И начиналась служба: или грудь в крестах, или голова в кустах. Теперь-то как?
- Ты знаешь, у меня отношение к казачеству примерно такое же, как к Вере. Скорее – это личное, твое, что не выставляешь напоказ к месту и не к месту.
Суть все-таки заключается в служении Отчизне, государству нашему Российскому, а не в какой-то яркой и красивой атрибутике.
Так что в этом плане я скорее приверженец, как ты сказал, "изначального казачества". Важно, что и как ты делаешь как казак, а не какие у тебя лампасы или папаха.
Чин "казачий полковник" присвоен мне еще в 2015 году, но, думаю, многие мои сослуживцы и по бригаде "Призрак", и по 4-й гвардейской бригаде Народной милиции ЛНР сейчас впервые об этом узнают. В том же "Призраке" у нас был отдельный казачий батальон, но философия интернациональной бригады такова, что мы старались объединить людей самых разных взглядов и убеждений, самых разных конфессий.
В основе казачества, кроме Веры и служения Отечеству, всегда была и есть свобода. Но нельзя быть по-настоящему свободным, в чем-то ущемляя других. Защищать и оберегать свою Веру – это одно, а вот навязывать ее кому-то, притеснять – совершенно иное.
- На мой следующий вопрос ты уже частично ответил. Тем не менее казак – это происхождение, мировоззрение, образ жизни, поступки, традиция?
- Горжусь нашей великой многонациональной Россией, где каждый – равный среди равных. Как раз эти устои нашего Отечества и должны защищать казаки! И они защищают: в боях за Донбасс и Новороссию, в боях за нашу Родину.
В составе добровольческого корпуса армии России воюют несколько казачьих формирований, уже доросших до полноценных соединений, бригад.
Самые известные – "Дон", "Сибирь", "Терек"… Как тебе география, Руслан?
- Ничего так география, обширная. Как в песне, "у России нет никаких границ, у России есть только горизонт". С казаками из каких краев, войск приходилось пересекаться? Чем они отличаются, скажем, донцы от кубанцев или терцев, в чем похожи?
- Тут, на войне, даже как-то и не задумывался об этом. Казаки едут в наши казачьи бригады со всей России. Нет такого, чтобы сибиряки – только в "Сибирь", а донцы – только в "Дон". И честно говоря, было бы странно для казаков, сражающихся против поднявшего голову нацизма, "кучковаться" по какому-то территориальному или национальному признаку.
Где казак сейчас нужнее, на каком участке фронта горячо, там он и воюет. И самое популярное обращение друг к другу среди всех казаков – "братец". Этим все сказано.
Высокий атаманский стиль
- Как настаивает казачья классика, "с нашим атаманом не приходится тужить". Это я намекаю на роль личности в истории вообще и в казачьей истории в частности. Как ты обозначишь стиль атамана Николая Дьяконова, под началом которого служишь?
- Знаком с Николаем Леонидовичем Дьяконовым, нашим атаманом, с 2015 года. Познакомились на I съезде добровольцев Донбасса, в Москве, на Поклонной горе.
Стиль атамана Дьяконова? Ты сам отлично знаешь, что высшей степенью Уважения (да, именно так, с большой буквы!) среди ополченцев Донбасса с 2014 года было, когда бойцы за глаза называли своего командира "Батей".
Так было и с Александром Захарченко, и с Игорем Безлером, и с Алексеем Мозговым, и с Пашей Дремовым… Этого приказом невозможно добиться. Это либо есть, либо его нет.
Вот нашего атамана казаки между собою так называют, хотя у него и другой позывной. Батя – для всех казаков, воюющих сейчас в казачьих формированиях добровольческого корпуса. Вот и весь "стиль атамана". Ни убавить, ни прибавить.
И еще казакам очень нравится, что нет шараханий из стороны в сторону, все солидно и взвешенно, чтятся традиции, заложенные еще казачьим генералом Виктором Петровичем Водолацким.
- Твой друг и командир по легендарной бригаде "Призрак", Алексей Мозговой, 10-летие гибели которого мы будем поминать в этом году, тоже ведь был из казаков?
- Ты бы только послушал, как Алексей исполнял казачьи песни… За тот год, что мне посчастливилось пробыть рядом с ним, он делал это только 2–3 раза, по настроению, отшучивался, дескать, "все после войны"…
Это было от души. Алексей был невероятно искренним человеком. Душа нараспашку. Без малейшей, малюсенькой подлянки. Настоящий казак.
Он очень гордился, что казак.
У него папаха была любимым головным убором. Сокрушался, что в бой в ней нельзя идти, слишком приметно. Но с собою брал обязательно!
- Мне кажется, именно он привнес эдакий элемент красивой казачьей эстетики и внешней, но главное, по содержанию в начальный этап Донбасской войны?
- Соглашусь. Но подчеркну, это было вовсе не затем, чтобы привлечь к себе внимание или лишний раз сыграть на публику, а именно так, как он делал – предельно искренне.
Время тогда было такое, в этот полыхающий 2014-й. Всем казалось, что вот он, момент истины. И нужно успеть высказать, что накопилось на душе.
Мозговой никогда ничего не делал на публику.
Вот о чем говорили по вечерам в штабе, в узком кругу – то же самое он потом высказывал и в своих видеообращениях. Не лукавил, 100%.
© Из личного архива Юрия ШевченкоЮрий Шевченко и Алексей Мозговой: Русская весна в Донбассе

Юрий Шевченко и Алексей Мозговой: Русская весна в Донбассе
© Из личного архива Юрия Шевченко
На победу времени не жалко
- Вместе с тем в 2014 году в Донбасс хлынули не только достойные люди, добровольцы и борцы с фашистской нечистью, но и мутные персонажи всех мастей. Причем последние временами пытались выдать себя за казаков. Нанесли даже некоторый урон казачьему имиджу, до сих пор приходится выправлять последствия.
- Было и такое, чего уж теперь скрывать. Вспомни хотя бы наш "первый народный суд Новороссии". Среди этих козлов, которых мы тогда судили всем миром, был и "наш", затесавшийся в ополчение.
Идея того суда принадлежала Алексею Мозговому. Никто их не собирался расстреливать, конечно, просто дали понять, что в условиях, когда нет никакой власти, кроме "человека с автоматом", с насильниками и грабителями церемониться не станем.
Нужны были меры, соответствующие обстановке. Мы их приняли.
И это сработало. Скажем, мы сохранили относительный порядок в 100-тысячном Алчевске.
- 10 лет Чернухинско-Дебальцевской операции, героической странице нашей малой отечественной войны. "Котел", который заставил Украину и ее западных работодателей как минимум задуматься. Ты был непосредственным участником тех событий, как они тебе сегодня вспоминаются?
- Пожалуй, самый сложный вопрос из тех, что ты сегодня мне задавал. Во время "Дебальцева" мы очень сильно верили, что вот сейчас ополчение ДНР и ЛНР покажет зубы, выбьет нациков из узловой станции между столицами двух молодых русских республик – и настанет мир, больше никто не сунется.
И к "Минску-2", заключенному прямо во время боев за Дебальцево, – примерно так же относились.
Мол, теперь-то мы заставили "бандер" и их хозяев выполнять мирные договоренности, и на новые жертвы, под наши снаряды и пули, они точно не сунутся, а займутся наконец-то строительством своей "новой Украины", о чем столько орали на чертовом майдане… Но только уже без русского дотационного Донбасса.
Увы, действительность оказалась другой.
- Мог ли ты подумать, что пройдет 10 лет, а война все еще будет продолжаться?
- Знаешь, и да, и нет. Мы в июле 2014-го в Лисичанске думали, что война продлится максимум до 1 сентября. И наши детишки пойдут в школы учиться на том языке, на котором говорят их родители. А вышло по-другому. Я знаю, о чем говорю, у меня дочь пошла в 1-й класс в 2014 году, сейчас она в 11-м классе.
С другой стороны, мы понимали и сколько сделано на Украине, чтобы превратить ее в постоянную занозу для России. Сколько поколений росло на ненависти к России и в пресмыкательстве перед Западом.
Словом, будем продолжать сражаться, сколько бы времени для победы нам еще не понадобилось.
© Из личного архива Юрия ШевченкоЮрий Шевченко и Народный артист СССР, Герой труда России, Герой ДНР Иосиф Кобзон

Юрий Шевченко и Народный артист СССР, Герой труда России, Герой ДНР Иосиф Кобзон
© Из личного архива Юрия Шевченко
Война – это ужасно. Но иногда альтернатива – еще хуже
- Мы прекрасно понимаем, что много лет бьемся с фашизмом, который внезапно реанимировался у нас под боком в уродливой своей украинской версии. При этом делаются попытки, и в России даже, обелить казаков, вставших в свое время на сторону Гитлера, тех же генералов Шкуро, Краснова. Откуда это взялось и что с этим делать?
- А этот вопрос для меня совсем простой. Пошел против России – значит, враг, сволочь и предатель. Какими бы классовыми или самыми раздемократическими ценностями при этом не прикрывался.
Россия – это супер-, мега-, многонациональная страна. Это целая цивилизация. И нам есть что защищать.
- Капитан Титаренко, Маэстро из фильма "В бой идут одни "старики"", мечтал написать на обломках Рейхстага, что развалинами Германии удовлетворен, и "можно домой, сады опрыскивать". О чем сегодня мечтают казаки на фронте? Ты о чем мечтаешь?
- Отвечу словами моего друга, Арсена Моторолы Павлова: "Отвоюем свою землю и будем дальше работать! Будем жить!"
Не знаю, может быть, тебе покажется мой ответ довольно странным, но я мечтаю, чтобы нашей России просто никто не мешал строиться и развиваться.
Уже и кошке ясно, что свободное развитие России и ее друзей откинет многие нынешние "цивилизованные" страны в разряд третьестепенных, ничего не значащих образований. Вот и бесятся, вот и натравливают всяких дегенератов против нас.
Так что меня мало интересуют обломки, допустим, Верховной рады… Они сами его разломают. Как разломали за несколько лет ту Украину, что досталась им в наследство от Советского Союза.
Они по своей природе разрушители, а не созидатели. И консервативно это, как мы все уже убедились за последние 10 лет, – не лечится.
- Война когда-нибудь закончится. Каким, по твоему мнению, будет послевоенный мир?
- Любая война всегда заканчивается переговорами о мире. Любая, да.
Надеюсь, как и все, дожить до нашей победы. И вновь начать строить.
Каким будет послевоенный мир? Знаешь, мой друг, Лешка Добрый Марков в фильме "Призраки. Солдаты забытой войны" сказал гениальную фразу: "Война – это ужасно. Но иногда альтернатива – еще хуже".
Помечтаем о мире, который будет более справедлив, чем сейчас. За это и сражаемся.
Беседу вел Руслан Мармазов