Владимир Громов: Можно всю Кубань одеть в черкески, но казаков больше не станет - Российское казачество, 15.04.2025

Владимир Громов: Можно всю Кубань одеть в черкески, но казаков больше не станет

© Портал "Российское казачество"Казачий генерал, первый атаман (с 1990 по 2008 годы) Кубанского казачьего войска Громов Владимир Прокофьевич
Казачий генерал, первый атаман (с 1990 по 2008 годы) Кубанского казачьего войска Громов Владимир Прокофьевич
О сущности казачества, секрете его "живучести", а также о том, чем православный казак отличается от просто православного человека, нашему порталу рассказал атаман Кубанского казачьего войска (с 1990 по 2007 год), доцент кафедры истории России Кубанского университета, заслуженный деятель науки Кубани Владимир Громов, указом главы Российского императорского дома внесенный недавно в общероссийский дворянский список.
Вручение премий Московского казачьего братства в области культуры, искусства и истории
В Москве вручили премии имени Туроверова
Владимир Прокофьевич, для многих до сих пор казаки – это герои Шолохова. Но время не стоит на месте, меняются технологии. Аксиньи с коромыслом за водой не ходят, а Григории Мелеховы отложили шашку и взяли в руки мобильные телефоны. Как вы думаете, какие традиции молодые казаки должны сохранить, а что из современных завоеваний прогресса, может быть, взять на вооружение?
– Практически на ваш вопрос ответил член Донского правительства Николай Мельников еще в 1928 году. Тогда атаман Донского войска Африкан Багаевский обратился к русской и казачьей эмиграции с просьбой заполнить анкету, ответить на вопрос о том, каким они видят прошлое, настоящее и будущее казачества. Результатом этой работы стала книга. Она так и называется. "Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества". Мне очень нравится определение, данное Мельниковым. Он так описал суть казачества:
"Сущность казачества не в лампасе и не в чубе, есть казачьи войска, и не носящие лампаса и чуба, хотя и это все дорого казаку, и не в "образе служения", а в казачьем духе, традициях и навыках, казачьей психологии вольного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, в его широкой терпимости, в его предприимчивости, умении защищать свои права – вообще прежде всего во внутренних качествах казака".
Вот сущность казачества – в способности выживать в любых условиях, в глубоком патриотизме, в любви к родному краю.
Мы сейчас имеем какую категорию казаков? Кубанку за 3 рубля надел и вроде бы и казак. Если мы хотим, чтобы сохранилось казачество, нужно как можно раньше человека приобщать к традиционной культуре. Если этого не произойдет – это не казаки. Это просто люди – кто-то временно, вместо работы, пришел в ряды казаков, кто-то по другим причинам.
Если человек не является носителем хотя бы части элементов традиционной культуры, он подобен пустому сосуду, который можно наполнить чем угодно. И мы наполняли… Задача – наполнить традиционной казачьей культурой.
– О какой культуре в первую очередь идет речь?
– Это наша праздничная культура. Мы же говорим о воцерковлении, о православии.
Прекрасные православные праздники, казачьи праздники. К ним нужно детей как нельзя раньше приобщать, а не тогда, когда им 60 лет.
Ведь это формирует нравственность, формирует осознание себя казаком. Мало кто задумывается, почему казачество, несмотря на репрессии, гонения, расстрелы, физическое истребление казаков, сохранилось. Да потому что наши и деды, и прадеды, и отцы сохранили традиционную народную казачью культуру. И нужно, чтобы эта богатая культура жила.
– Что для этого нужно?
Можно преподавать в казачьих школах, гимназиях, корпусах историю казачества. Прекрасно. Можно преподавать историю культуры. Но и то, и другое – это в итоге что? Молодой человек пошел, ответил, получил оценку – все! Задача и школы, и учителя, и наставников казачьих классов – пробудить интерес к казачеству и приобщить к культуре.
Когда ко мне приходят дети рождествовать, проводить "Маланку" или другие праздники, они видят, что их присутствие в моем доме доставляет мне радость, потому что они принесли праздник в мой дом. И после этого атаман говорит: Владимир Прокофьевич, они от вас выходят окрыленные, они согласны идти по всему хутору, в каждый дом заходить и радовать своими песнопениями и танцами.
Что мы едим, что мы пьем, какую музыку мы слушаем, какие танцы мы танцуем. Оно что, наше? Когда мы поймем, что это не наше? Когда поймем, что нужно к нашему родному прививать? И чем раньше, тем лучше, и особенно – казаков, потому что процесс возрождения казачества мыслился не на одно поколение. А пошли по простому пути: надел кубанку, надел черкеску – и ты казак.
Говоря: казак без веры не казак. А чем казак православный отличается от просто человека православного, русского? Чем они должны отличаться? Культурой! Это и бытовая культура, и культура семейных отношений. Все что угодно, любой элемент. Однажды меня пригласили на свадьбу. Теперь же свадьбы в ресторанах, на 200–400 человек. И вдруг молодожены на входе вручают нам "шишку" – свадебный хлеб, как было по традиции. Не пригласительную открытку! И мне от этого тепло на душе, потому что это – наше, и это каждый должен понять.
Еду недавно в такси, опаздываю на лекцию в университет. Водитель включил музыку какую-то, Бог знает что, как говорят на Кубани, як черту коробку. Их же, таксистов, никто не учил: взял пассажира – спроси, какую музыку включить. Я посидел, посидел и спрашиваю:
– Это твоя народная музыка? Если народная, я потерплю.
– Нет, – выключил.
– Ты казак?
– Да.
– Сколько тебе лет?
– 45 лет.
– Ты хоть раз был на концерте Кубанского казачьего хора?
– Я еще не дорос.
То есть какое понимание? Народная культура – это удел старших. Дружочек, ты уже перерос!
– Владимир Прокофьевич, позвольте вступиться за этого таксиста. Мы сейчас говорим о погружении в казачью культуру подростков и детей. Но эти дети – дети тех, кто родился в 90-е. А те, кто родился в 90-е, – дети тех, кто родился в разгар эпохи застоя, когда не каждый родитель мог донести до своего ребенка зерно своей истории, культуры, своих традиций. Может быть, необходимо обратить внимание не только на подростков, но и на их родителей и даже молодых бабушек и дедушек?
– Вы правильный вопрос затронули. Основная масса родителей – это те, которые родились в 90-е годы: ни знаний, ничего, и проблемы – от нравственности до всего чего угодно. Прежде семья была механизмом передачи. А теперь, если мы создали казачьи школы и казачьи корпуса, должен работать следующий механизм: этот ребенок должен, придя в семью, вернуть то, что ему дали в школе. Хоть малую крупицу, ну чтобы мата не было в семье. Чтобы что-то было от православия, от Пасхи, от других праздников, от казачьей традиционной культуры, от свадьбы, от музыки.
Сейчас происходит подмена. Многие выдают за традицию, когда девочки фланкируют шашкой. Какая же это традиция? Наше общество нуждается в воспитании в девушках, девочках женственности. Чтоб они могли нести традиционную культуру, музыку, умели борщ приготовить, пирожки испечь, а не шашкой махать. Почему горцы своих девочек не обучают шашками махать? Они обучают их танцам и музыке, семейно-бытовым отношениям. Они воспитывают в них мать, супругу, а у нас депутатша что-то там придумала.
Поэтому все зависит от учителя, от наставника, который является носителем культуры, который ее знает. Как можно сохранять традиции культуры, если вы в них ни петь, ни рисовать, если вы их не знаете? Я при моих погонах могу идти среди казаков, они не повернутся ко мне и не встанут. Тогда почему, когда я иду среди кавказцев – они не знают меня, – они встают. Значит, там приучили. Если в семье традиции не будут культивироваться, ничего не будет, это артель "Напрасный труд" – что школа, что кадетские корпуса.
Наш Президент неоднократно говорил, что работа с детьми не требует формализма и показухи. Она требует горения. Провести так мероприятие, чтобы ох, запало в душу и сердце. Потому что основная масса молодежи сейчас отсюда (показывает на мобильный телефон)получают знания. А наша задача – и здесь, и везде говорить и приобщать. Вот я надел красную рубашку, шляпу, жилет, взял гитару. Я похож на цыгана, но я не цыган. Почему считают, что нужно судить по внешности? Кто-то считает чубы и лампасы признаком казачества. Сегодня ему выгодно – он с казаками. Не выгодно – он не казаками. Задача – всех вырастить казаков, чтобы казаки были. Чтобы казаки служили Родине. И примером этого являются наши деды и прадеды. Но казаки должны быть со своей самобытной культурой.
Парадный расчет кубанских казаков - РИА Новости, 1920, 06.12.2022
Кубанское казачество
– Владимир Прокофьевич, цель вашего служения в том, чтобы молодые люди возродили свои казачьи корни или в том, чтобы поверстать всю Россию? Или если не всю Россию, то всю Кубань.
– Упаси Боже! Можно всю Кубань одеть в черкески, но казаков больше не станет. Должно быть единство формы и содержания.
– То есть казаком нужно родиться, стать невозможно?
– Можно стать, но, я вам скажу, очень редко люди настолько погружаются, захватывают эту культуру и становятся казаками. В основном это, как говорят на Кубани, це не тэ, шо метэ, а тэ шо вие – это не то, что подметают, а то, что веет. То есть ненастоящее, смысл такой.
К сожалению, сейчас казачьи организации и казачьи войска вопросам истории и культуры практически не уделяют внимания. Я их понимаю. Они идут по самому простому пути, потому что история и культура требуют труда. Я иногда студентов прошу задать самим себе вопрос и как пред Богом ответить: если я казак, то что во мне казачьего? И если вы приходите к выводу, что его нет или его очень мало, тогда нужно стремиться, чтобы его стало больше. Казачьи корни заставляют гордиться своими предками и не позорить их в своих делах и поступках.