Символ отваги и доблести: как реставрировали знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому
© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.ГрабаряЗнамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому после реставрации

© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.Грабаря
В 2022 году во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря на реставрацию поступило уникальное знамя из Музея истории донского казачества. Это знамя в 1775 году было пожаловано Екатериной II Войску Донскому за отвагу и доблесть, проявленные в войне с турками. Художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко рассказала порталу "Российское казачество" об истории знамени и его особенностях, а также о процессе реставрации.
Уникальный внешний вид
Это знамя – единственное в своем роде и не имеет аналогов. Екатерина II решила поощрить и отметить казаков за верную службу и доблесть в предшествовавших войнах – пожаловала им знамя, совершенно отличное от всех существовавших прежде, которые были довольно большие по размеру с изображениями, написанными красками.
Новое знамя из белого штофа было значительно меньше в размерах и почти квадратное: стороны – около 115 см с красной каймой, обведенной золотым узором. Вдоль каймы – орнамент из сплетенных золотых пальмовых и зеленых масличных ветвей.
Новое знамя из белого штофа было значительно меньше в размерах и почти квадратное: стороны – около 115 см с красной каймой, обведенной золотым узором. Вдоль каймы – орнамент из сплетенных золотых пальмовых и зеленых масличных ветвей.
На лицевой стороне – государственный герб-орел, вышитый цветным шелком, увенчанный тремя коронами со скипетром и державой в лапах, в центре него – медальон с изображением Георгия Победоносца, обрамленный цепью с орденом Андрея Первозванного.
На оборотной стороне знамени – золотой вензель императрицы в желтом овальном медальоне, увенчанном короной, обрамленный восходящими лучами славы и зелеными пальмовыми и масличными ветвями. По краю медальона вышита надпись: "Нашему вернолюбезному Войску Донскому за храбрыя и мужественныя подвиги во время минувшей войны с турками. Дано в 10 день июля 1775 года".
© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.ГрабаряЗнамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому до реставрации

© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.ГрабаряЗнамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому до реставрации

1/2
Знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому до реставрации
© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.Грабаря
2/2
Знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому до реставрации
© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.Грабаря
История создания
Известно, что в разработке изображений на знамени и его изготовлении принимал участие фаворит императрицы генерал-фельдмаршал князь Потемкин-Таврический, который даже выдал кредит из собственных средств на его изготовление в размере 1150 рублей. Цена по тем временам немыслимая, однако компенсированная впоследствии войском.
Знамя было освящено архиепископом Московским и Калужским Платоном и 9 декабря 1776 года отправлено на Дон с донским атаманом Василием Орловым, возглавлявшим на тот момент придворную Донскую Лейб-Казачью команду.
Наряду со знаменем донцам была пожалована Похвальная грамота, писанная на пергаменте и богато украшенная – в глазетовом переплете и императорской печатью в позолоченном ковчеге. Также они получили новые наградные регалии – бунчук, булаву и насеку.
Впоследствии Войско Донское неоднократно получало наградные знамена, но совершенно другого образца. Такое богато расшитое шелком, серебряными и золотыми нитями так и осталось единственным за всю историю пожалований.
Все полученные регалии и знамена хранились в войсковой церкви, позже – в атаманском Правлении, и выносились из нее в особых случаях.
Со временем количество реликвий значительно выросло, и в 1900 году по указанию военного министра все они были перенесены в Донской музей, где хранились до 1919 года. Отступая, белые казаки по распоряжению атамана Африкана Богаевского вывезли священные экспонаты из города. После долгих скитаний коллекция оказалась в Пражском национальном музее, где хранилась до 1945 года. Уже в 1946 году по согласованию между советским и чехословацким правительствами казачьи реликвии были возвращены на Родину и переданы Новочеркасскому музею истории казачества.
Реставраторы спасают символ доблести
Центр имени академика И.Э.Грабаря давно и плодотворно сотрудничает с Новочеркасским музеем, поэтому специалисты охотно согласились им помочь с реставрацией. Над знаменем трудилась целая команда профессионалов – художник-реставратор высшей категории Галина Безрукова-Евсеенко, реставратор высшей категории Анастасия Лобанова и реставратор третьей категории Екатерина Горохова.
"В течение своей непростой жизни знамя утратило древко с навершием и кистями, а также золотую бахрому. Да и само оно уже имело вид плачевный. Ткань полотнищ была практически утрачена, так же, как и часть шитья кайм. Однако сохранившиеся фрагменты были кем-то заботливо нашиты на плотную белую материю, благодаря чему и сохранились", – отметила Галина Безрукова-Евсеенко.
Прежде чем приступить к работе, реставраторы обратились к различным письменным источникам и архивным документам, чтобы иметь представление о предмете.
"Были даже найдены изображения, оказавшиеся впоследствии не вполне достоверными, так как выполнялись по описаниям, а не с натуры. Но тем не менее, приступив к работе, мы уже понимали, что и как мы должны делать, чтобы вернуть знамени облик, близкий к первоначальному", – сказала художник-реставратор.
© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.ГрабаряЗнамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому до реставрации

© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.ГрабаряЗнамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому до реставрации

1/2
Знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому до реставрации
© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.Грабаря
2/2
Знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому до реставрации
© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.Грабаря
Для начала специалисты приступили к изготовлению чертежей полотнищ в натуральную величину со всеми швами кроя. Сложностей при работе было достаточно: это и трудно устранимая деформация элементов с металлическим шитьем, и поиск материала, который выдержал бы в дальнейшем тяжесть этого шитья.
Далее все сохранившиеся фрагменты были очищены и длительное время находились под прессом для устранения деформации. С той же целью каждый фрагмент был сдублирован на реставрационную ткань и прошит по краям, отстающие нити и элементы декора также были укреплены.
"Отдельной шарадой было расположение кайм на полотнищах. Первоначально, предположив, что они были нашиты с двух сторон материи так, как положено, мы никак не могли их составить и уложить углы. Меняя каймы местами, мы решили воспользоваться найденными изображениями. Но и тут нас ожидала неудача – рисунки, выполненные по описаниям, не учитывали направление ветвей орнамента в определенную сторону", – поделилась с трудностями при работе Галина Безрукова-Евсеенко.
В итоге реставраторам пришлось отрисовать на кальке все каймы и орнаменты и уже по ним выкладывать фрагменты на полотнищах.
"Наши настойчивость и последовательность были вознаграждены – все получилось!"
Металлическое шитье оказалось тяжелым и многослойным, выполненным в технике объемной аппликации, и предполагавшаяся первоначально для фона шелковая ткань не выдержала бы такой нагрузки, поэтому в процессе проб они остановились на плотной хлопчатобумажной ткани.
"Перекрытая тонким реставрационным газом, она несомненно выдержит нагрузку. Конечно, не все фрагменты сохранились и было несколько сложно уловить композицию изображений", – сказала художник-реставратор.
© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.ГрабаряЗнамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому после реставрации

© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.ГрабаряЗнамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому после реставрации

© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.ГрабаряЗнамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому после реставрации

1/3
Знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому после реставрации
© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.Грабаря
2/3
Знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому после реставрации
© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.Грабаря
3/3
Знамя, пожалованное Екатериной II Войску Донскому после реставрации
© Фото предоставлено Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э.Грабаря
Для облегчения визуального восприятия специалисты по согласованию с музеем позволили себе небольшую цветовую реконструкцию, выполнив красные каймы и запас из реставрационной ткани, окрашенной в тон сохранившихся фрагментов. В раскрое и сборке полотнищ они опирались на сохранившиеся швы, на основании которых и был первоначально сделан чертеж-лекало знамени. После сборки полотнищ все разложенные на чертеже фрагменты были перенесены на ткань и укреплены.
"После сборки на ткани опять возник вопрос визуального восприятия полотнищ – утраченные шитые орнаменты кайм не позволяли воспринимать полотнище как единое целое. Получив согласие музея, мы вынесли этот вопрос на расширенный реставрационный совет с участием представителей крупнейших реставрационных мастерских Москвы", – рассказала Галина.
В результате было принято решение о частичной реконструкции утраченного орнамента темной шелковой нитью по рисунку, нанесенному на аппретированную реставрационную ткань, вложенную затем в места утрат. Такое деликатное обозначение краев помогло завершить композицию полотнищ и облегчить его визуальное восприятие. Сборка полотнищ в единое знамя завершила двухлетнюю работу.
Несмотря на внешний вид знамени, оно все-таки остается очень уязвимым для различных воздействий и поэтому нуждается в очень бережном хранении и защите от неблагоприятных факторов.
"Это знамя прожило невероятно долгую и сложную жизнь и, конечно, достойно дальнейшего бережного хранения и экспонирования на долгие-долгие годы",