80-летие Великой Победы. Как казаки оказались в Кремле по очень важному поводу
© Архив ФСБ РоссииОбразец приглашения в Георгиевский зал Кремля 25 июня 1945 года

© Архив ФСБ России
Когда в информационное пространство врывается сообщение, дескать, рассекречены ранее закрытые архивные фонды, это всегда событие и для ученых, и для журналистов, и для читателей-зрителей-слушателей. Значит, еще фрагмент нашей истории стал доступнее для понимания, оброс невиданными доселе подробностями, а то, глядишь, и заиграл новыми красками.
Почему до поры этот участок знаний был скрыт от широкой публики – другой вопрос. Скажем, были на то свои резоны государственной важности. Главное же, не почему что-то было закрыто, а что теперь открыто – берите, люди, пользуйтесь.
Победители фашизма в чертоге Святого Георгия
Но это хорошо, когда есть что открывать. Бывают такие эпизоды истории, которые, очень может быть, так и останутся в дымке недосказанности. Причем, речь идет не о каких-то второстепенных моментах, а о знаковых событиях, можно сказать, эпохальных вехах.
Крайнюю скудость документальной базы по тому или иному вопросу можно объяснять самыми разными обстоятельствами. Например, почему-то (не знаем, почему именно) не осталось достаточного количества таких, казалось бы, невзрачных, но зато бесценных для историков архивных дел: протоколов, стенограмм, отчетов, а главное, воспоминаний непосредственных участников. А может, и есть интересующие нас документы, только не пришло еще время снять с них гриф секретности. Или просто они притаились в дальних закутках архивов, вот исследователи до них и не добрались пока. Кто знает…
Вот сами посудите, важное ли событие – торжественный прием в Кремле на следующий день после Парада Победы 1945 года?
24 июня было грандиозное прохождение победителей по Красной площади, и оно триумфально венчало собой страшнейшую в истории человечества войну. А уже 25 июня в залах Кремля была собрана для чествования не просто элита нашей страны, а элита элиты.
Один из организаторов торжественных мероприятий в Москве в 1945 году, генерал-полковник Сергей Штеменко, природный донской казак из станицы Урюпинской, писал в своей знаменитой книге "Генеральный штаб в годы войны":
"В Большом Кремлевском дворце состоялся прием в честь участников Парада. Кроме виновников торжества на него были приглашены виднейшие деятели науки, техники, литературы и искусства. В Кремль пришли также стахановцы столичных предприятий, ударники колхозных полей, представители тех, кто ковал оружие для фронта, добывал металл, кормил и одевал нашу армию, наш флот. Приглашенных было более двух с половиной тысяч человек".
Вообще-то, существенно больше двух с половиной тысяч. Специалисты считают, что на чествование 25 июня 1945 года в Кремль были приглашены 2910 человек, из них 2210 – участники Парада Победы.
В 2015 году "Российская газета" привела такие данные: в Георгиевском зале Кремля располагались 960 человек, во Владимирском зале – 400, в Грановитой палате и Святых сенях – 450, в залах пристройки, созданной в 1933–1934 годах на месте Красного крыльца, на первом этаже в нижней столовой – 600, на втором этаже в верхней столовой – 500.
Это же издание приводило слова приглашенного в Кремль Героя Советского Союза Алексея Волошина:
"Я имел счастье присутствовать на этом приеме. Большое начальство во главе со Сталиным расположилось в Георгиевском зале, а офицеры и солдаты – в Грановитой палате".
Если даже в краткой, но удивительно емкой истории 122-минутного Парада Победы, которая, казалось бы, исследована вдоль и поперек, остаются некоторые белые пятна, то в теме торжественного кремлевского приема 25 июня 1945 года умещается гигантский полигон для фантазии, потому как достоверных данных совсем немного.
Месяцем ранее рассматриваемого события, 24 мая 1945 года, в Кремле уже проходил торжественный прием высших чинов Красной армии в честь разгрома фашистской Германии. Вот исчерпывающий комментарий эксперта по этой теме из "Комсомольской правды" 2020 года:
"Это кажется немыслимым, но на сегодняшний день мы даже не имеем полного списка приглашенных, – утверждает Сергей Девятов, профессиональный историк, много лет проработавший в ФСО и облазивший там все архивы. – Известно, что позвали на прием всех командующих фронтами, а также особо отличившихся военачальников в ранге генералов. Плюс высшее партийное руководство. По моим подсчетам, всего было человек триста. Кого-то на прием звал лично Сталин. Приглашения печатались только для членов Государственного комитета обороны, но ни одно из них не сохранилось. Остальные проходили просто по спискам, которые тоже… не сохранились. Это какая-то мистика!"
Так вот, с приемом 25 июня 1945 года ситуация обстоит аналогичным образом, даже еще таинственней и лаконичней.
Типовой репортаж и знаменитый тост Сталина
Впрочем, нас, учитывая специфику портала, в принципе, интересует только один аспект, были ли на кремлевском торжестве после Парада Победы казаки.
На самом-то Параде точно были – это факт проверенный. Логика подсказывает, что представители, делегаты от казачества должны были получить приглашения и на прием.
Вот только после Парада остались кадры кинохроники, фотоснимки и газетные репортажи, дающие возможность безусловно подтвердить заметную роль казаков в этом событии всемирного значения. На приеме в Кремле съемка не велась, или, во всяком случае, нам об этом до сего момента ничего не известно.
Текстовый репортаж, причем достаточно объемный, за подписью ТАСС, имелся. Он разошелся по многочисленным газетам СССР. По этой статье мы можем судить, кто держал речь, какие темы были вплетены в тосты и здравицы, фамилии каких военачальников и тружеников тыла звучали.
Это политически важная, но все-таки протокольная часть мероприятия. К слову, далеко не все тосты, которых было чуть ни полсотни, вошли в газетную публикацию.
© Общественное достояниеРепортаж о приеме в Кремле в честь участников Парада Победы выездной редакции газеты "Правда" на Днепрострое

© Общественное достояниеРепортаж о приеме в Кремле в честь участников Парада Победы выездной редакции газеты "Правда" на Днепрострое

1/2
Репортаж о приеме в Кремле в честь участников Парада Победы выездной редакции газеты "Правда" на Днепрострое
© Общественное достояние
2/2
Репортаж о приеме в Кремле в честь участников Парада Победы выездной редакции газеты "Правда" на Днепрострое
© Общественное достояние
Стенограмма, которая на торжественном приеме велась, затем была скорректирована. Такие документы правил Вячеслав Молотов, а то и сам Иосиф Сталин.
Разумеется, во всей советской периодике, а затем и в полном собрании сочинений вождя, со ссылкой на газету "Правда" был размещен самый, пожалуй, знаменитый тост будущего генералиссимуса (здравицы звучали 25 июня, а звание было присвоено 27 июня) Сталина:
"Не думайте, что я скажу что-нибудь необычайное. У меня самый простой, обыкновенный тост. Я бы хотел выпить за здоровье людей, у которых чинов мало и звание незавидное. За людей, которых считают “винтиками” великого государственного механизма, но без которых все мы – маршалы и командующие фронтами и армиями, говоря грубо, ни черта не стоим. Какой-либо “винтик” разладился – и кончено. Я подымаю тост за людей простых, обычных, скромных, за “винтики”, которые держат в состоянии активности наш великий государственный механизм во всех отраслях науки, хозяйства и военного дела. Их очень много, имя им легион, потому что это десятки миллионов людей. Это – скромные люди. Никто о них не пишет, звания у них нет, чинов мало, но это – люди, которые держат нас, как основание держит вершину. Я пью за здоровье этих людей, наших уважаемых товарищей".
Заслуженные добрые слова в честь рядовых тружеников войны прозвучали в финальной части торжества, уже после чествования маршалов, адмиралов и генералов.
Спасибо казаку Рябову
А теперь – самый момент ответить на главный вопрос этого материала. Впрочем, кто внимательно прочитал заголовок статьи, тот уже знает, о чем пойдет речь.
Да, казаки на торжественном приеме в Кремле 25 июня 1945 года действительно были. Сколько именно, это мы можем лишь предполагать, но некоторых представителей казачества имеем возможность назвать даже и по фамилиям.
Как все же важно, когда с бесценными свидетелями исторических событий вовремя встречаются журналисты и не стесняются задать правильные вопросы. Благодаря этому мы сегодня цитируем слова участника Парада Победы и приема в Кремле гвардии старшины, старшины эскадрона 39-го кавалерийского полка 11-й гвардейской Донской казачьей кавалерийской Волновахской Краснознаменной, ордена Богдана Хмельницкого дивизии Михаила Рябова:
"Не менее яркое впечатление осталось у меня и от приема участников Парада в Кремле. От нашего сводного батальона на приеме присутствовали генерал Григорович, Герои Советского Союза гвардии лейтенант Белый и гвардии младший лейтенант Машков, гвардии подполковник Протопопов и я. Исключительно простая и теплая обстановка этой встречи, замечательное выступление Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина – всего этого никогда не забудешь".
Не густо, прямо скажем, с информацией в этом коротком фрагменте, но главное-то есть – сам факт присутствия казаков в Кремле подтверждает непосредственный участник событий. Спасибо за это казаку-гвардейцу, выручил потомков
Из названных фамилий первые две наиболее интересны. Надо полагать, старшина Рябов упомянул генерал-майора Михаила Григоровича. Незадолго до Дня Победы, в апреле 1945 года, он получил медаль "Золотая Звезда" и звание Героя Советского Союза за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в ходе Львовско-Сандомирской операции.
Разумеется, генерал Григорович был героем красного казачества. Поэтому в его биографии отдельной строкой значатся отчаянные сражения с белыми казаками атамана Алексея Каледина на Дону в годы Гражданской войны.
Командир батареи 150-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка 5-го гвардейского Донского кавалерийского корпуса гвардии лейтенант Спиридон Белый – природный казак. Тоже красный, само собой, невзирая на фамилию.
Его отец, казак Ефим Белый, устанавливал советскую власть на Кубани и входил в реввоенсовет родного хутора Бейсужек.
Белый-сын получил высокое звание Героя Советского Союза за бои в Запорожской области в 1943 году. В одном из сражений батарея под его командованием уничтожила 3 танка, 2 самоходных орудия и истребила до 200 немецких солдат и офицеров. Сам казак-артиллерист прославился далеко за пределами своего подразделения словами "Погибнем на лафетах, но не отступим!".
Спиридон Белый сражался под Каховкой, Знаменкой, Звенигородкой, Шполой, участвовал в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях, в освобождении Румынии, Венгрии, Югославии, Австрии.
Опираясь на слова старшины Рябова о том, что приглашенные в Кремль казаки были впечатлены атмосферой праздника и выступлением товарища Сталина, можно было бы предположить, что они были в самом эпицентре торжества – в Георгиевском зале, где находилось и руководство страны. Можно было бы, но не получится.
25 июня 1945 года впервые в истории все кремлевские залы, где проходил прием в честь победителей, были радиофицированы. Трансляцию из чертога Святого Георгия, речи руководителей и выступления артистов, прекрасно слышали все участники праздника.
Так что с одинаковым успехом группа казаков, в которую входил и старшина Михаил Рябов, могла находиться хоть в Георгиевском, хоть во Владимирском зале, хоть в Грановитой палате. Собственно, это не так и важно. Главное, что эти прекрасные люди были в Кремле по грандиозному поводу, и в великолепном статусе победителей.
Были ли на приеме еще казаки и люди, связанные с казачеством? Конечно! Их фамилии даже звучали в официальных здравицах. Например, родовой донской казак и выдающийся тульский оружейник Федор Токарев, или, скажем, иногородние, но взращенные Доном и ставшие легендами российского казачества военачальники Семен Буденный, Дмитрий Лелюшенко, Андрей Гречко…
Уверен, список этот далеко не полный. Как уже говорилось, удивительным образом до нас не дошел (робко понадеемся, что лишь пока не найден) перечень участников торжества.
Распрягать коней еще рано
Не так давно из недр архивов на свет Божий были извлечены образцы пропусков на прием в Кремле, меню и винная карта этого праздника, музыкальная программа вечера.
Падкие на такого рода сведения журналисты с удовольствием обыграли тему наличия на столах американских сортов виски и французских вин, смаковали названия деликатесов. Некоторые видели в этом даже нечто непристойное, мол, страна в руинах и голоде, а на кремлевских столах такое поражающее воображение изобилие.
Не вижу ничего предосудительного в яствах и спиртных напитках. Повод ведь был более чем достойный. Великая страна даже в трудные времена могла позволить себе чествовать своих героев на самом высоком уровне, не говоря о том, что прием в честь победителей в Кремле был делом большого политического звучания. На таком не экономят.
А недовольные всегда найдутся. Окажись столы в кремлевских залах скудными, непременно появились бы оценки в стиле: "Руководство страны не смогло даже достойно покормить триумфаторов, элементарного виски не достали". Или что-то в таком же роде.
В одном из своих материалов "Московский комсомолец" писал о таком феномене приема в Кремле: никто из участников толком не смог и припомнить, что именно находилось на столах. Проще говоря, не это было главным.
Снова сошлемся на мнение историка-кремлеведа Сергея Девятова:
"Сам пафос приема и его политический контекст затмевали некую бытовую составляющую. Еда, конечно, была, но на ней не делали акцента. Были водка, коньяк и вино, но все это выходило за рамки восприятия. А воспринималось только настроение: "Мы победили"".
Вот с этим утверждением сложно спорить.
© Архив ФСБ России Репертуар оркестра коменданта Московского Кремля на 25 июня 1945 года

Репертуар оркестра коменданта Московского Кремля на 25 июня 1945 года
© Архив ФСБ России
На такого рода мероприятиях каждый, даже, казалось бы, мелкий фрагмент, антуражная черточка, проникнуты большой политикой и вечной историей. Важно только вникнуть и правильно истолковать.
Скажем, музыкальная программа вечера дошла до нас в черновом варианте, с многочисленные пометками и исправлениями. И это во сто крат интересней, чем, если бы документ был перепечатан начисто. Программа явно оптимизировалась, некоторые номера из нее убирались. Надо думать, чтобы излишне не затягивать концерт.
Среди отмененных пунктов в глаза бросается песня "Розпрягайте, хлопці, коні", ставшая невероятно популярной в СССР после выхода на экраны в 1939 году фильма "Трактористы". Но в этой программе она была не вполне уместна. Вот только никакого угнетения украинской культуры, как любят выдумывать некоторые, в этом не было. Боже упаси!
Просто песня символизирует собой отдых, как бы сейчас сказали, релакс, после трудного похода, хорошо сделанной работы. Но в июне 1945 года рано еще было распрягать коней и почивать на лаврах победителей. Еще предстояло прихлопнуть милитаристскую Японию. Война продолжалась в другой части земного шара, туда и лежала дорога наших бойцов и командиров. Некоторые отправились на Дальний Восток сразу из-за кремлевского стола.
А с песней ничего страшного не стряслось. Она и сегодня входит в репертуары всех казачьих хоров – от Кубанского до Московского.
Руслан Мармазов
© Архив ФСБ России Образец пропуска "Проход всюду"

Образец пропуска "Проход всюду"
© Архив ФСБ России