https://kazachestvo.ru/20250519/1778534.html
Григорий Дрозд: Казачьи боевые искусства – огромный пласт самобытной российской культуры
Григорий Дрозд: Казачьи боевые искусства – огромный пласт самобытной российской культуры
Осенью этого года в Москве пройдут первые масштабные всероссийские казачьи состязания по различным видам спорта и единоборствам, участниками которых станут... Российское казачество, 19.05.2025
2025-05-19T13:56
2025-05-19T13:56
2025-05-19T14:10
меняем стереотипы
москва
/img/07e9/05/13/1778246_0:0:3000:1688_1920x0_80_0_0_ecee2258aadf9c732ef80f0f4a5f606b.jpg
Осенью этого года в Москве пройдут первые масштабные всероссийские казачьи состязания по различным видам спорта и единоборствам, участниками которых станут сотни представителей казачьей молодежи, об этом сообщил атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов.Своим мнением о перспективах казачьих боевых искусств, об их месте в современном спорте и возможностях интеграции в мировые единоборства поделился в эксклюзивном интервью чемпион мира и Европы по боксу и тайскому боксу, экс-чемпион мира по версии WBC (2014–2016 годы), заслуженный мастер спорта по тайскому боксу Григорий Дрозд.В беседе с корреспондентом портала "Российское казачество" спортсмен отметил, что казачий рукопашный бой может и должен занять достойное место среди мировых единоборств. Главное – не утратить связь с казачьими традициями и сделать его современным, зрелищным и доступным для молодежи.– Григорий Анатольевич, как вы, как чемпион мира по боксу и тайскому боксу, оцениваете место казачьих боевых искусств среди других традиционных и современных единоборств? В чем их уникальность?– Казачьи боевые искусства – это огромный и очень важный пласт нашей самобытной российской культуры, который, к сожалению, пока в полной мере не изучен. Их уникальность – в гармоничном сочетании ударной и борцовской техник, а также в адаптивности к реальному бою. В отличие от многих традиционных боевых систем, казачий рукопашный бой всегда был прикладным – он проходил обкатку в реальных боевых условиях, в боях и сражениях. Это не просто спорт, это боевое наследие и основа воинской культуры казачества. Если без веры, говорят, что казак не казак, то и без оружия казак всегда остается казаком и воином. Поскольку его тело – тоже эффективное оружие.– Какие технические элементы казачьего рукопашного боя вам кажутся наиболее эффективными с точки зрения профессионального бойца? Можно ли их интегрировать в современные ударные единоборства?– Мне лично очень интересны у казаков рубящие удары, работа корпусом, броски с использованием казачьего пляса – это нестандартные движения, которые могут обмануть и дезориентировать соперника. Например, у казаков популярны низкие подсечки в сочетании с мощными ударами – такое редко встретишь в боксе или муай-тай. Думаю, эти элементы могли бы обогатить ММА, особенно в стойке.– Если бы казачьи боевые искусства были более развиты в начале вашей спортивной карьеры, заинтересовались бы вы ими как спортсмен? Видите ли вы в них потенциал для профессионального спорта?– Конечно! Я всегда искал и тщательно изучал эффективные бойцовские техники. Анализировал их и сопоставлял между собой. И если бы в 1990-е или 2000-е годыказачий рукопашный бой был достаточно методологически разработан, популяризован и широко представлен как спортивная дисциплина, я бы точно попробовал. У него огромный потенциал – он динамичный, зрелищный и при этом глубоко национальный. Ведь, по сути, каждая национальная система и школа единоборств являются отражением национального характера и менталитета жителей той или иной страны. В боевых искусствах национальная культура проявляется не менее ярко, чем в пении, танцах или узорах.– Чем казачьи боевые практики принципиально отличаются от ударных единоборств, таких как бокс или муай-тай? Есть ли в них что-то, что могло бы обогатить современные бойцовские дисциплины?– В казачьем стиле меньше закостенелых правил, больше импровизации. Там есть и удары, и броски, и работа с оружием. Например, если в муай-тай клинч – это в основном колени и локти, то в казачьем стиле можно увидеть неожиданные сваливания, подхваты. Это могло бы добавить вариативности даже в ММА.– В тайском боксе большое место занимают ритуалы, уважение к традициям. Что подобное есть в казачьих боевых искусствах? Насколько важно сохранять эту культурную основу?– Казачьи традиции – это не просто ритуалы, это отражение специфического казачьего мировидения и мироощущения. Если мы хотим, чтобы казачий рукопашный бой стал спортом, эту основу нужно сохранять, как в тайском боксе сохраняют вай кру.– Как, на ваш взгляд, можно привлечь молодое поколение к казачьим единоборствам? Могут ли они конкурировать с популярными видами, такими как ММА или бокс?– Нужны зрелищные турниры, медийные лица, интеграция в школы единоборств. Молодежь должна видеть, что казачий рукопашный бой – это не фольклор, а реальный спорт с карьерными перспективами. Если сделать грамотную промокампанию, как когда-то с ММА, то конкуренция возможна. Сейчас спортивное направление во Всероссийском казачьем обществе возглавил мой добрый друг – экс-чемпион лиги "Наше Дело", звезда кулачных боев и поп-бокса Павел Шульский. Уверен, что с таким медийным лицом казачьи боевые искусства быстро завоюют популярность среди молодежи.– Как сегодня развиваются казачьи боевые искусства в России? Есть ли шанс, что они выйдут на международный уровень, как когда-то муай-тай или джиу-джитсу?– Пока это спортивное направление довольно локальное, развивается в основном в регионах традиционного проживания казаков: на Дону, на Кубани, на Тереке, за Уралом и в Сибири. Но интерес к казачьему спорту растет. Нужна систематизация правил, федерации, спортивные школы, система подготовки спортивного резерва, судейский корпус, международные амбассадоры. Если будет активная поддержка на государственном уровне, шансы на успешное развитие есть.– Могли бы казачьи единоборства стать частью крупных промоушенов (вроде UFC или Bellator)? Что для этого нужно?– Нужен понятный регламент и звезды, которые продвинут этот стиль. Если бойцы начнут применять казачьи техники в октагоне, это сразу привлечет внимание. Тут внести элементы казачьего стиля могли бы Паша Шульский и другие молодые казаки-спортсмены.– Как вы считаете, могут ли казачьи единоборства стать инструментом патриотического воспитания, подобно тому, как восточные единоборства популяризируют свою культуру?– Безусловно! Это же наша история, наши герои. Через казачий спорт можно воспитывать не только уважение к казачьим традициям, но и общероссийский патриотизм. Например, когда Хабиб Нурмагомедов выходил на ринг в кавказской папахе, он продвигал и родной Кавказ, и общероссийскую идентичность, важным культурным элементом которой являются кавказские и казачьи папахи. Павел Шульский тоже выходил на бои в казачьей папахе.– Какие качества, на ваш взгляд, должны воспитывать тренеры казачьих единоборств? Должны ли они делать акцент на спортивные результаты или на традиционное воспитание?– Главное – соблюдать во всем баланс. Спорт без традиций – это просто соревнования. Но и без спортивной составляющей не будет роста. Нужно и побеждать в состязаниях, и сохранять, и чтить свои корни.– Как сделать казачьи боевые искусства зрелищными для широкой аудитории? Нужны ли турниры с медийной поддержкой, как в боксе или тайском боксе?– Конечно! Современная подача, драматургия боев, яркие персонажи – как в любом топовом спорте. Спорт давно неотделим от шоу. Для зрителей и болельщиков важна визуальная составляющая, зрелищность, спортивный азарт. Именно яркие эмоции от профессионального спорта как шоу позволяют привлечь спонсоров и рекламодателей, которые обеспечивают финансовую базу для его функционирования и развития.– Есть ли, по вашему мнению, интерес к казачьим единоборствам за рубежом? Какие шаги нужно сделать для их международной популяризации?– Интерес есть – люди устали от однообразия. Нужны семинары, показательные выступления, возможно, совместные проекты с иностранными федерациями. Казаки – это яркий национальный российский бренд. Он известен во всем мире. Поэтому казачий спорт при господдержке и правильном маркетинге имеет все шансы выстрелить и на международной арене.– Как можно адаптировать какие-то приемы из казачьего рукопашного боя для современных смешанных единоборств (MMA)? Есть ли уже подобные примеры?– Некоторые бойцы используют элементы, даже не зная их происхождения. Например, нестандартные подсечки или броски с захватом. Если целенаправленно внедрять в них казачью бойцовскую технику, может быть мощный синергетический эффект.– Как сочетать традиционные казачьи методы тренировок с современными спортивными техниками? Есть ли здесь точки соприкосновения?– Казаки всегда тренировались жестко: бег, борьба, рубка. Это близко к современному функционалу. Можно добавить работу с современными тренажерами, но важно сохранить традиционную основу.– Если бы вам предложили организовать турнир по казачьим единоборствам, какой формат вы бы выбрали? Что помогло бы сделать его популярным и привлекательным для молодежи?– Я бы сделал упор на гибрид – ударную технику и борьбу. Чтобы соревнования шли по самбо, боксу, тайскому боксу, карате. Возможно, в показательной части стоит добавить в безопасном формате элементы практической стрельбы, работы с оружием, например демонстрацию навыков владения шашкой или саблей, фланкировку в исполнении красивых девушек-казачек. Но это именно как элемент шоу, вне ринга. Смешивать оружие и единоборства не надо.
https://kazachestvo.ru/20250501/1742502.html
https://kazachestvo.ru/20250214/1522362.html
https://kazachestvo.ru/20231023/766664.html
https://kazachestvo.ru/20250423/1722796.html
москва
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2025
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e9/05/13/1778246_315:0:3000:2014_1920x0_80_0_0_b3149ddc91cf955cb931b715350ae023.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
меняем стереотипы, москва
Осенью этого года в Москве пройдут первые масштабные всероссийские казачьи состязания по различным видам спорта и единоборствам, участниками которых станут сотни представителей казачьей молодежи, об этом сообщил атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов.
Своим мнением о перспективах казачьих боевых искусств, об их месте в современном спорте и возможностях интеграции в мировые единоборства поделился в эксклюзивном интервью чемпион мира и Европы по боксу и тайскому боксу, экс-чемпион мира по версии WBC (2014–2016 годы), заслуженный мастер спорта по тайскому боксу Григорий Дрозд.
В беседе с корреспондентом портала "Российское казачество" спортсмен отметил, что казачий рукопашный бой может и должен занять достойное место среди мировых единоборств. Главное – не утратить связь с казачьими традициями и сделать его современным, зрелищным и доступным для молодежи.
– Григорий Анатольевич, как вы, как чемпион мира по боксу и тайскому боксу, оцениваете место казачьих боевых искусств среди других традиционных и современных единоборств? В чем их уникальность?
– Казачьи боевые искусства – это огромный и очень важный пласт нашей самобытной российской культуры, который, к сожалению, пока в полной мере не изучен. Их уникальность – в гармоничном сочетании ударной и борцовской техник, а также в адаптивности к реальному бою. В отличие от многих традиционных боевых систем, казачий рукопашный бой всегда был прикладным – он проходил обкатку в реальных боевых условиях, в боях и сражениях. Это не просто спорт, это боевое наследие и основа воинской культуры казачества. Если без веры, говорят, что казак не казак, то и без оружия казак всегда остается казаком и воином. Поскольку его тело – тоже эффективное оружие.
– Какие технические элементы казачьего рукопашного боя вам кажутся наиболее эффективными с точки зрения профессионального бойца? Можно ли их интегрировать в современные ударные единоборства?
– Мне лично очень интересны у казаков рубящие удары, работа корпусом, броски с использованием казачьего пляса – это нестандартные движения, которые могут обмануть и дезориентировать соперника. Например, у казаков популярны низкие подсечки в сочетании с мощными ударами – такое редко встретишь в боксе или муай-тай. Думаю, эти элементы могли бы обогатить ММА, особенно в стойке.
– Если бы казачьи боевые искусства были более развиты в начале вашей спортивной карьеры, заинтересовались бы вы ими как спортсмен? Видите ли вы в них потенциал для профессионального спорта?
– Конечно! Я всегда искал и тщательно изучал эффективные бойцовские техники. Анализировал их и сопоставлял между собой. И если бы в 1990-е или 2000-е годыказачий рукопашный бой был достаточно методологически разработан, популяризован и широко представлен как спортивная дисциплина, я бы точно попробовал. У него огромный потенциал – он динамичный, зрелищный и при этом глубоко национальный. Ведь, по сути, каждая национальная система и школа единоборств являются отражением национального характера и менталитета жителей той или иной страны. В боевых искусствах национальная культура проявляется не менее ярко, чем в пении, танцах или узорах.
– Чем казачьи боевые практики принципиально отличаются от ударных единоборств, таких как бокс или муай-тай? Есть ли в них что-то, что могло бы обогатить современные бойцовские дисциплины?
– В казачьем стиле меньше закостенелых правил, больше импровизации. Там есть и удары, и броски, и работа с оружием. Например, если в муай-тай клинч – это в основном колени и локти, то в казачьем стиле можно увидеть неожиданные сваливания, подхваты. Это могло бы добавить вариативности даже в ММА.
– В тайском боксе большое место занимают ритуалы, уважение к традициям. Что подобное есть в казачьих боевых искусствах? Насколько важно сохранять эту культурную основу?
– Казачьи традиции – это не просто ритуалы, это отражение специфического казачьего мировидения и мироощущения.
Глубокая искренняя религиозность, уважение к семье, роду, традициям, обычаям, ритуальные песни, особый казачий пляс – все это формирует и закаляет дух казака-воина.
Если мы хотим, чтобы казачий рукопашный бой стал спортом, эту основу нужно сохранять, как в тайском боксе сохраняют вай кру.
– Как, на ваш взгляд, можно привлечь молодое поколение к казачьим единоборствам? Могут ли они конкурировать с популярными видами, такими как ММА или бокс?
– Нужны зрелищные турниры, медийные лица, интеграция в школы единоборств. Молодежь должна видеть, что казачий рукопашный бой – это не фольклор, а реальный спорт с карьерными перспективами. Если сделать грамотную промокампанию, как когда-то с ММА, то конкуренция возможна. Сейчас спортивное направление во Всероссийском казачьем обществе возглавил мой добрый друг – экс-чемпион лиги "Наше Дело", звезда кулачных боев и поп-бокса Павел Шульский. Уверен, что с таким медийным лицом казачьи боевые искусства быстро завоюют популярность среди молодежи.
– Как сегодня развиваются казачьи боевые искусства в России? Есть ли шанс, что они выйдут на международный уровень, как когда-то муай-тай или джиу-джитсу?
– Пока это спортивное направление довольно локальное, развивается в основном в регионах традиционного проживания казаков: на Дону, на Кубани, на Тереке, за Уралом и в Сибири. Но интерес к казачьему спорту растет. Нужна систематизация правил, федерации, спортивные школы, система подготовки спортивного резерва, судейский корпус, международные амбассадоры. Если будет активная поддержка на государственном уровне, шансы на успешное развитие есть.
– Могли бы казачьи единоборства стать частью крупных промоушенов (вроде UFC или Bellator)? Что для этого нужно?
– Нужен понятный регламент и звезды, которые продвинут этот стиль. Если бойцы начнут применять казачьи техники в октагоне, это сразу привлечет внимание. Тут внести элементы казачьего стиля могли бы Паша Шульский и другие молодые казаки-спортсмены.
– Как вы считаете, могут ли казачьи единоборства стать инструментом патриотического воспитания, подобно тому, как восточные единоборства популяризируют свою культуру?
– Безусловно! Это же наша история, наши герои. Через казачий спорт можно воспитывать не только уважение к казачьим традициям, но и общероссийский патриотизм. Например, когда Хабиб Нурмагомедов выходил на ринг в кавказской папахе, он продвигал и родной Кавказ, и общероссийскую идентичность, важным культурным элементом которой являются кавказские и казачьи папахи. Павел Шульский тоже выходил на бои в казачьей папахе.
– Какие качества, на ваш взгляд, должны воспитывать тренеры казачьих единоборств? Должны ли они делать акцент на спортивные результаты или на традиционное воспитание?
– Главное – соблюдать во всем баланс. Спорт без традиций – это просто соревнования. Но и без спортивной составляющей не будет роста. Нужно и побеждать в состязаниях, и сохранять, и чтить свои корни.
– Как сделать казачьи боевые искусства зрелищными для широкой аудитории? Нужны ли турниры с медийной поддержкой, как в боксе или тайском боксе?
– Конечно! Современная подача, драматургия боев, яркие персонажи – как в любом топовом спорте. Спорт давно неотделим от шоу. Для зрителей и болельщиков важна визуальная составляющая, зрелищность, спортивный азарт. Именно яркие эмоции от профессионального спорта как шоу позволяют привлечь спонсоров и рекламодателей, которые обеспечивают финансовую базу для его функционирования и развития.
– Есть ли, по вашему мнению, интерес к казачьим единоборствам за рубежом? Какие шаги нужно сделать для их международной популяризации?
– Интерес есть – люди устали от однообразия. Нужны семинары, показательные выступления, возможно, совместные проекты с иностранными федерациями. Казаки – это яркий национальный российский бренд. Он известен во всем мире. Поэтому казачий спорт при господдержке и правильном маркетинге имеет все шансы выстрелить и на международной арене.
– Как можно адаптировать какие-то приемы из казачьего рукопашного боя для современных смешанных единоборств (MMA)? Есть ли уже подобные примеры?
– Некоторые бойцы используют элементы, даже не зная их происхождения. Например, нестандартные подсечки или броски с захватом. Если целенаправленно внедрять в них казачью бойцовскую технику, может быть мощный синергетический эффект.
– Как сочетать традиционные казачьи методы тренировок с современными спортивными техниками? Есть ли здесь точки соприкосновения?
– Казаки всегда тренировались жестко: бег, борьба, рубка. Это близко к современному функционалу. Можно добавить работу с современными тренажерами, но важно сохранить традиционную основу.
– Если бы вам предложили организовать турнир по казачьим единоборствам, какой формат вы бы выбрали? Что помогло бы сделать его популярным и привлекательным для молодежи?
– Я бы сделал упор на гибрид – ударную технику и борьбу. Чтобы соревнования шли по самбо, боксу, тайскому боксу, карате. Возможно, в показательной части стоит добавить в безопасном формате элементы практической стрельбы, работы с оружием, например демонстрацию навыков владения шашкой или саблей, фланкировку в исполнении красивых девушек-казачек. Но это именно как элемент шоу, вне ринга. Смешивать оружие и единоборства не надо.
Плюс в казачьих соревнованиях в части шоу важна традиционная музыка, историческая стилистика, яркие мультимедийные спецэффекты. Чтобы было круто, как в голливудских блокбастерах, но при этом – настоящий спорт и атмосфера казачьего боевого стана. Ну и, разумеется, нужен хайп через приглашенных звезд. Молодежь это точно оценит.