https://kazachestvo.ru/20250527/1776990.html
Алексей Малый: Популярность казачьих боевых искусств растет, особенно среди молодежи
Алексей Малый: Популярность казачьих боевых искусств растет, особенно среди молодежи
Казачьи боевые искусства формировались веками. В итоге сложилась целая система, включающая работу с боевым холодным и огнестрельным оружием, нагайкой, шашкой,... Российское казачество, 27.05.2025
2025-05-27T10:00
2025-05-27T10:00
2025-05-27T10:00
меняем стереотипы
россия
/img/07e9/05/13/1776817_0:0:3000:1688_1920x0_80_0_0_bf45d5bab812cd49f3ec453a6368fc86.jpg
Казачьи боевые искусства формировались веками. В итоге сложилась целая система, включающая работу с боевым холодным и огнестрельным оружием, нагайкой, шашкой, пикой, а также технику конного боя, борьбу в группе и в одиночку. В отличие от спортивных единоборств, казачьи боевые приемы изначально создавались не для соревнований, а для подготовки к реальному бою, выживания и победы в условиях войны.О том, как казачий бой применяли в системе подготовки кубанских пластунов Суворов и Кутузов и насколько казачьи боевые искусства применимы в современной военной подготовке, в интервью порталу "Российское казачество" рассказал потомственный казак, мастер спорта СССР по борьбе, самбо и дзюдо, офицерскому многоборью, заслуженный мастер боевого самбо, президент Федерации боевого самбо России Алексей Малый.— Как бы Вы охарактеризовали традиционные казачьи боевые искусства с точки зрения их исторического развития? В чем их принципиальное отличие от других единоборств, таких как самбо или дзюдо?— Казачьи боевые искусства – это продукт развития нашего воинского искусства и культуры, значимая часть нашей общероссийской национальной идентичности, сформированной веками. В отличие от спортивных единоборств, казачьи боевые приемы изначально создавались не для соревнований, а для подготовки к реальному бою, выживания и победы в условиях войны. Потому что казак – это в первую очередь и главным образом именно воин и защитник Отечества по своему роду и всему жизненному укладу. Если борьба самбо и дзюдо – это спортивные состязания по правилам соревнований, то казачий рукопашный бой – это прикладная система, включающая работу с боевым холодным и огнестрельным оружием, нагайкой, кинжалом, шашкой, пикой, а также технику пешего и конного боя, борьбу в группе и в одиночку.— Какие ключевые технические и тактические особенности казачьего рукопашного боя Вы могли бы выделить?— Главная особенность – многозадачность, универсализм. Здесь нет разделения на ударную технику, борьбу и специальные приемы: в поединке за право на жизнь все слито в единый поток движений системы самообороны и борьбы, хорошо изложенной, например, в системе подготовки кубанских пластунов, которой пользовались Суворов и Кутузов при подготовке своих специальных отрядов, отраженной в начале прошлого века в системе самообороны и борьбы семьи Харлампиевых, доложенной общественности в 1938 году Анатолием Аркадьевичем Харлампиевым. Казаки применяют заломы, подсечки, броски с добиванием, захваты за одежду, работают сразу против нескольких противников. И важнейший элемент для этого – психологическая подготовка, воля к победе и умение вести бой в экстремальных условиях на морально-волевых качествах. Исторически казаки всегда считались бесстрашными, удалыми и бесшабашными. Но чаще это не врожденное качество, а результат системной морально-психологической подготовки, в том числе умения силой воли отключать или подавлять естественный для человека страх боли и смерти. Современные научные исследования показали, что расслабленный участник поединка более подвижен, резок и точен. В спортивных единоборствах это встречается реже, потому что они есть игра за баллы – оценку технических действий спортсмена, выступающего под пристальным наблюдением зрителей и тренеров.— Насколько казачьи боевые искусства применимы в современной военно-прикладной подготовке?— Крайне востребованы! Например, техники работы с ножом, подручными и специальными средствами, поединок в стойке – все это широко используется в спецподразделениях. Более того, я знаю, что многие элементы казачьего боя давно учтены в системе самообороны и борьбы Анатолия Харлампиева, интегрированы в программы подготовки силовых структур.На соревнованиях по боевому самбо мы часто видим спортсменов, которые используют элементы казачьего стиля. Например, характерные казачьи подсечки и броски с захватом за одежду и др.— Как Вы, как мастер спорта по самбо и дзюдо, оцениваете казачьи единоборства в контексте этих боевых систем? Что у них общего?— Зная современную систему самообороны и борьбы Анатолия Аркадьевича Харлампиева, вижу, что они являются достойной ее частью, частью нашей российской культуры. Поскольку боевое самбо – это синтез лучших техник из различных единоборств, включая казачьи системы рукопашного боя. В свое время соратники создателя системы самбо и сам Анатолий Харлампиев изучали национальные виды борьбы, в том числе казачьи приемы. Сегодня боевое самбо – это научно обоснованная система, которая включает ударную технику, борьбу, работу с оружием. И многие элементы, например броски с подсечками или болевые на ноги, имеют прямые аналоги в казачьем рукопашном бою.Но если в спортивном самбо есть ограничения, то в казачьем бою – полная свобода. Поэтому слабой стороной казачьих боевых искусств является их недостаточная научная проработанность и систематизация. Однако это уже исправляется.— А стоит ли казакам изучать боевое самбо?— Обязательно! В одном из интервью в 1989 году на вопрос корреспондента "а что такое это Ваше боевое самбо?" я ответил: "Боевое самбо – это наше национальное богатство, один из активов нашего государства!" Главная ценность боевого самбо в его практической применимости в реальных условиях, так как спортивный поединок по боевому самбо является наиболее приближенной моделью реального поединка за право на жизнь.Например, в казачьих подразделениях Росгвардии или в добровольческих казачьих формированиях бойцы часто используют приемы боевого самбо, дошедшие до нашего времени из традиционных казачьих техник. Это делает их подготовку более системной. Например, техники обезоруживания, защиты от ножа, борьбы в ограниченном пространстве – все это есть и в боевом самбо, изучается в казачьих боевых искусствах. Боевое самбо и традиционные казачьи единоборства – взаимодополняющие системы, где боевое самбо дает научную базу, а казачьи техники – прикладную эффективность.— Есть ли в казачьих боевых искусствах нравственная, философская или духовная составляющая?— Безусловно! Казачий бой – это не просто техника, а важная составляющая мировоззрения и образа жизни. Казак – это всегда воин, защитник, патриот. Поэтому в казачьих боевых тренировках на первом месте всегда дисциплина, уважение к традициям, связь с православием. Как бусидо у самураев, у казаков тоже есть свой кодекс чести в виде свода правил поведения в бою, доставшийся от предков. Например, казаки не добивают поверженных противников, если те сдаются.— Как, на Ваш взгляд, занятия казачьими единоборствами влияют на сохранение традиций?— Непосредственно. В казачьих боевых искусствах жива традиция! Через боевые искусства казачья молодежь изучает историю, песни, обряды, и наоборот – через былины, историю, песни, танцы и обряды становятся понятнее естественные движения казачьего искусства поединка. Через спортивные тренировки казаки не только учат казачат драться, но и воспитывают их в духе казачьих ценностей и традиций.— Как сегодня развивается казачий рукопашный бой?— Популярность казачьих боевых искусств растет, особенно среди молодежи в таких традиционно казачьих регионах, как Дон, Кубань, Терек, Урал, Сибирь. К сожалению, пока казачий спорт развивается всеми 13 реестровыми казачьими войсками России самостоятельно, вне рамок единой концепции и плана. Зачастую на голом энтузиазме знатоков казачьего боя. Чтобы все это делалось более системно и организованно, важно, чтобы государство поддерживало эти инициативы. В том числе на уровне Минспорта.— Могут ли казачьи боевые искусства стать официальным видом спорта?— В перспективе да, но для этого нужна унификация правил и методик. Правила спортивных соревнований для Федерации боевого самбо России написаны в 1991 году. Содним из ведущих отечественных специалистов по боевому самбо профессором НИУ МЭИ Валерием Валентиновичем Волостных мы сейчас разрабатываем методики, где отражены ставшее классическим боевое самбо и казачьи техники. Например, в программу подготовки включены элементы работы с шашкой, ножом, а также тактика боя против нескольких противников – то, что всегда было в казачьей традиции.— Как казачьи боевые искусства способствуют воспитанию патриотизма?— Яркий пример – казачьи кадетские корпуса, где ребята одновременно изучают техники казачьего рукопашного боя и историю казачества. Это помогает воспитывать настоящих казаков – защитников Отечества. Потому что казак-воин должен быть в первую очередь осознанной зрелой личностью, знать не только, как защищаться и поражать противника, но прежде всего – кого и зачем бить. То есть бить только врагов Отечества, а мирных сограждан, наоборот, всегда только защищать.— Какими качествами должен обладать тренер по казачьим боевым искусствам?— В первую очередь быть верным казаком и хорошим семьянином, носителем живых казачьих традиций, а потом уже методистом и педагогом высокой квалификации. Потому что без духовно-нравственной основы обучение технике теряет смысл.— А могут ли казачьи единоборства конкурировать с MMA?— Они не должны конкурировать с американским шоу, которое многие по ошибке считают видом спорта. Казачий бой более широк по технике, а по сути – это система выживания. Традиционные элементы казачьих боевых искусств могут обогатить многие современные, в том числе и иноземные дисциплины.— А как сочетать традиционные техники с современной подготовкой?— Современная спортивная наука подтверждает эффективность многих исторических казачьих приемов. Например, веками отработанная биомеханика казачьих бросков – это готовые решения для современного спецназа.— А как Ваш собственный опыт в самбо повлиял на восприятие казачьих боевых искусств?— Наоборот, выросший и воспитанный в казачьей семье, я легко воспринял техники боевого самбо и лучшее понимание многих аспектов прикладного боя. Я использую их в подготовке бойцов, и это дает отличные результаты. Поэтому казачьи боевые искусства – это не только прошлое, но и будущее российской системы универсальной боевой подготовки, в том числе в войсках и специальных подразделениях. А их развитие – вопрос не только сохранения культуры и традиций, но и укрепления национальной безопасности.— Есть ли интерес к казачьим боевым искусствам за рубежом?— Победы на престижнейших мировых аренах наших воспитанников – Олега Тактарова, Федора Емельяненко, Ярослава Амосова, Алексея Олейника, Хабиба Нурмагомедова, Ислама Махачева и других чемпионов UFC – породили огромный интерес к боевому самбо, взявшему за основу систему подготовки кубанских пластунов, которой пользовались великие русские полководцы Суворов и Кутузов при подготовке своих специальных отрядов.
https://kazachestvo.ru/20240314/1002086.html
https://kazachestvo.ru/20230905/660332.html
https://kazachestvo.ru/20250501/1742502.html
россия
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2025
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e9/05/13/1776817_337:0:3000:1997_1920x0_80_0_0_315f2ad46147c290e81fce6fed83fa0b.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
меняем стереотипы, россия
Казачьи боевые искусства формировались веками. В итоге сложилась целая система, включающая работу с боевым холодным и огнестрельным оружием, нагайкой, шашкой, пикой, а также технику конного боя, борьбу в группе и в одиночку. В отличие от спортивных единоборств, казачьи боевые приемы изначально создавались не для соревнований, а для подготовки к реальному бою, выживания и победы в условиях войны.
О том, как казачий бой применяли в системе подготовки кубанских пластунов Суворов и Кутузов и насколько казачьи боевые искусства применимы в современной военной подготовке, в интервью порталу "Российское казачество" рассказал потомственный казак, мастер спорта СССР по борьбе, самбо и дзюдо, офицерскому многоборью, заслуженный мастер боевого самбо, президент Федерации боевого самбо России Алексей Малый.
— Как бы Вы охарактеризовали традиционные казачьи боевые искусства с точки зрения их исторического развития? В чем их принципиальное отличие от других единоборств, таких как самбо или дзюдо?
— Казачьи боевые искусства – это продукт развития нашего воинского искусства и культуры, значимая часть нашей общероссийской национальной идентичности, сформированной веками. В отличие от спортивных единоборств, казачьи боевые приемы изначально создавались не для соревнований, а для подготовки к реальному бою, выживания и победы в условиях войны. Потому что казак – это в первую очередь и главным образом именно воин и защитник Отечества по своему роду и всему жизненному укладу. Если борьба самбо и дзюдо – это спортивные состязания по правилам соревнований, то казачий рукопашный бой – это прикладная система, включающая работу с боевым холодным и огнестрельным оружием, нагайкой, кинжалом, шашкой, пикой, а также технику пешего и конного боя, борьбу в группе и в одиночку.
— Какие ключевые технические и тактические особенности казачьего рукопашного боя Вы могли бы выделить?
— Главная особенность – многозадачность, универсализм. Здесь нет разделения на ударную технику, борьбу и специальные приемы: в поединке за право на жизнь все слито в единый поток движений системы самообороны и борьбы, хорошо изложенной, например, в системе подготовки кубанских пластунов, которой пользовались Суворов и Кутузов при подготовке своих специальных отрядов, отраженной в начале прошлого века в системе самообороны и борьбы семьи Харлампиевых, доложенной общественности в 1938 году Анатолием Аркадьевичем Харлампиевым. Казаки применяют заломы, подсечки, броски с добиванием, захваты за одежду, работают сразу против нескольких противников. И важнейший элемент для этого – психологическая подготовка, воля к победе и умение вести бой в экстремальных условиях на морально-волевых качествах. Исторически казаки всегда считались бесстрашными, удалыми и бесшабашными. Но чаще это не врожденное качество, а результат системной морально-психологической подготовки, в том числе умения силой воли отключать или подавлять естественный для человека страх боли и смерти. Современные научные исследования показали, что расслабленный участник поединка более подвижен, резок и точен. В спортивных единоборствах это встречается реже, потому что они есть игра за баллы – оценку технических действий спортсмена, выступающего под пристальным наблюдением зрителей и тренеров.
— Насколько казачьи боевые искусства применимы в современной военно-прикладной подготовке?
— Крайне востребованы! Например, техники работы с ножом, подручными и специальными средствами, поединок в стойке – все это широко используется в спецподразделениях. Более того, я знаю, что многие элементы казачьего боя давно учтены в системе самообороны и борьбы Анатолия Харлампиева, интегрированы в программы подготовки силовых структур.
На соревнованиях по боевому самбо мы часто видим спортсменов, которые используют элементы казачьего стиля. Например, характерные казачьи подсечки и броски с захватом за одежду и др.
— Как Вы, как мастер спорта по самбо и дзюдо, оцениваете казачьи единоборства в контексте этих боевых систем? Что у них общего?
— Зная современную систему самообороны и борьбы Анатолия Аркадьевича Харлампиева, вижу, что они являются достойной ее частью, частью нашей российской культуры. Поскольку боевое самбо – это синтез лучших техник из различных единоборств, включая казачьи системы рукопашного боя. В свое время соратники создателя системы самбо и сам Анатолий Харлампиев изучали национальные виды борьбы, в том числе казачьи приемы. Сегодня боевое самбо – это научно обоснованная система, которая включает ударную технику, борьбу, работу с оружием. И многие элементы, например броски с подсечками или болевые на ноги, имеют прямые аналоги в казачьем рукопашном бою.
Но если в спортивном самбо есть ограничения, то в казачьем бою – полная свобода. Поэтому слабой стороной казачьих боевых искусств является их недостаточная научная проработанность и систематизация. Однако это уже исправляется.
— А стоит ли казакам изучать боевое самбо?
— Обязательно! В одном из интервью в 1989 году на вопрос корреспондента "а что такое это Ваше боевое самбо?" я ответил: "Боевое самбо – это наше национальное богатство, один из активов нашего государства!" Главная ценность боевого самбо в его практической применимости в реальных условиях, так как спортивный поединок по боевому самбо является наиболее приближенной моделью реального поединка за право на жизнь.
Казак – это прежде всего воин, а боевое самбо дает системную подготовку и универсальные навыки, которые применимы и в спорте, и в реальном бою.
Например, в казачьих подразделениях Росгвардии или в добровольческих казачьих формированиях бойцы часто используют приемы боевого самбо, дошедшие до нашего времени из традиционных казачьих техник. Это делает их подготовку более системной. Например, техники обезоруживания, защиты от ножа, борьбы в ограниченном пространстве – все это есть и в боевом самбо, изучается в казачьих боевых искусствах. Боевое самбо и традиционные казачьи единоборства – взаимодополняющие системы, где боевое самбо дает научную базу, а казачьи техники – прикладную эффективность.
— Есть ли в казачьих боевых искусствах нравственная, философская или духовная составляющая?
— Безусловно! Казачий бой – это не просто техника, а важная составляющая мировоззрения и образа жизни. Казак – это всегда воин, защитник, патриот. Поэтому в казачьих боевых тренировках на первом месте всегда дисциплина, уважение к традициям, связь с православием. Как бусидо у самураев, у казаков тоже есть свой кодекс чести в виде свода правил поведения в бою, доставшийся от предков. Например, казаки не добивают поверженных противников, если те сдаются.
— Как, на Ваш взгляд, занятия казачьими единоборствами влияют на сохранение традиций?
— Непосредственно. В казачьих боевых искусствах жива традиция! Через боевые искусства казачья молодежь изучает историю, песни, обряды, и наоборот – через былины, историю, песни, танцы и обряды становятся понятнее естественные движения казачьего искусства поединка. Через спортивные тренировки казаки не только учат казачат драться, но и воспитывают их в духе казачьих ценностей и традиций.
— Как сегодня развивается казачий рукопашный бой?
— Популярность казачьих боевых искусств растет, особенно среди молодежи в таких традиционно казачьих регионах, как Дон, Кубань, Терек, Урал, Сибирь. К сожалению, пока казачий спорт развивается всеми 13 реестровыми казачьими войсками России самостоятельно, вне рамок единой концепции и плана. Зачастую на голом энтузиазме знатоков казачьего боя. Чтобы все это делалось более системно и организованно, важно, чтобы государство поддерживало эти инициативы. В том числе на уровне Минспорта.
— Могут ли казачьи боевые искусства стать официальным видом спорта?
— В перспективе да, но для этого нужна унификация правил и методик. Правила спортивных соревнований для Федерации боевого самбо России написаны в 1991 году. Содним из ведущих отечественных специалистов по боевому самбо профессором НИУ МЭИ Валерием Валентиновичем Волостных мы сейчас разрабатываем методики, где отражены ставшее классическим боевое самбо и казачьи техники. Например, в программу подготовки включены элементы работы с шашкой, ножом, а также тактика боя против нескольких противников – то, что всегда было в казачьей традиции.
— Как казачьи боевые искусства способствуют воспитанию патриотизма?
— Яркий пример – казачьи кадетские корпуса, где ребята одновременно изучают техники казачьего рукопашного боя и историю казачества. Это помогает воспитывать настоящих казаков – защитников Отечества. Потому что казак-воин должен быть в первую очередь осознанной зрелой личностью, знать не только, как защищаться и поражать противника, но прежде всего – кого и зачем бить. То есть бить только врагов Отечества, а мирных сограждан, наоборот, всегда только защищать.
— Какими качествами должен обладать тренер по казачьим боевым искусствам?
— В первую очередь быть верным казаком и хорошим семьянином, носителем живых казачьих традиций, а потом уже методистом и педагогом высокой квалификации. Потому что без духовно-нравственной основы обучение технике теряет смысл.
— А могут ли казачьи единоборства конкурировать с MMA?
— Они не должны конкурировать с американским шоу, которое многие по ошибке считают видом спорта. Казачий бой более широк по технике, а по сути – это система выживания. Традиционные элементы казачьих боевых искусств могут обогатить многие современные, в том числе и иноземные дисциплины.
— А как сочетать традиционные техники с современной подготовкой?
— Современная спортивная наука подтверждает эффективность многих исторических казачьих приемов. Например, веками отработанная биомеханика казачьих бросков – это готовые решения для современного спецназа.
— А как Ваш собственный опыт в самбо повлиял на восприятие казачьих боевых искусств?
— Наоборот, выросший и воспитанный в казачьей семье, я легко воспринял техники боевого самбо и лучшее понимание многих аспектов прикладного боя. Я использую их в подготовке бойцов, и это дает отличные результаты. Поэтому казачьи боевые искусства – это не только прошлое, но и будущее российской системы универсальной боевой подготовки, в том числе в войсках и специальных подразделениях. А их развитие – вопрос не только сохранения культуры и традиций, но и укрепления национальной безопасности.
— Есть ли интерес к казачьим боевым искусствам за рубежом?
— Победы на престижнейших мировых аренах наших воспитанников – Олега Тактарова, Федора Емельяненко, Ярослава Амосова, Алексея Олейника, Хабиба Нурмагомедова, Ислама Махачева и других чемпионов UFC – породили огромный интерес к боевому самбо, взявшему за основу систему подготовки кубанских пластунов, которой пользовались великие русские полководцы Суворов и Кутузов при подготовке своих специальных отрядов.