Привить любовь к труду и закалить характер. Как воспитывали детей в казачьих семьях - Российское казачество, 30.05.2025

Привить любовь к труду и закалить характер. Как воспитывали детей в казачьих семьях

© Общественное достояниеКубанский казак с семьей
Кубанский казак с семьей
С юных лет казаков учили не только сеять и пахать, но и воевать. А из казачек растили верных жен, заботливых матерей и хранительниц домашнего очага. Как издревле воспитывали детей в казачьих семьях, рассказал порталу "Российское казачество" заведующий Научно-исследовательским центром традиционной культуры Кубанского казачьего хора Василий Воронин.
В воспитании детей в казачьих семьях традиционно принимали участие родители, бабушки и дедушки, а также представители станичной общины и войска. В основе воспитания у казаков всегда был труд.
"Примерно с 5–6 лет уже поручались некоторые простые трудовые процессы, например пасти гусей, собрать хворост для отопления и приготовления пищи", – рассказал Воронин.
При этом с 5 до 8 лет девочки и мальчики исполняли одинаковые трудовые обязанности. А вот уже с 8–10 лет девочек больше ориентировали на семью и домашнее хозяйство внутри дома, а мальчики больше занимались подворьем.

"У нас даже есть поговорка: без хозяйки дом плачет, а без хозяина – подворье. Все наши респонденты, с кем мы разговариваем в станицах, говорят, что воспитывались именно трудом",

– сказал Воронин
За невыполнение обязанностей применялась система наказания, ребенка могли поставить в угол или даже выпороть. Такие методы в основном применяла мать, а отец наказывал только за серьезные проступки, например в тех случаях, когда казачонок ставил свою жизнь под угрозу.
"Отец объясняет морально, давит на ребенка так, что тот сидит и думает: “Да лучше бы ты нас выпорол, чем так вот с нами разговаривать”. То есть словесное внушение гораздо тяжелее переносилось, чем физическое наказание", – отметил Воронин.
Также большую роль в воспитании детей играли дедушка с бабушкой. Например, в дореволюционный период летом в станице оставались только старики и дети, потому что родители уезжали в степь на земельные пои.
Именно старики передавали казачью культуру подрастающему поколению – рассказывали истории, учили песням и фольклору.
"Многие казачата очень любили проводить время с дедушками, потому что они рассказывали о своей службе, походах, различные исторические предания и легенды о знаменитых людях – полководцах и генералах. Это был показательный пример для маленьких казачат, которые стремились быть такими же", – подчеркнул Воронин.
Дети воспитывались не только внутри семьи, но и за ее пределами. Хуторские и станичные старики следили за поведением детворы, и если замечали что-то неподобающее, то могли сделать замечание.
"Войско тоже никогда не оставляло без внимание детские умы. Например, оно приглашало почетных казаков вместе с казачатами на мероприятия, где младшие видели старших с наградами, гордилось ими и событиями, в которых казаки принимали участие", – подытожил Воронин.
Казаки УКВ Отдельного Камчатского казачьего округа
Дед-казак: хранитель традиций и активный гражданин