Казачий буддийский настоятель: Кто отдаст кармический долг Родине – тот будет хорошо жить - Российское казачество, 10.06.2025

Казачий буддийский настоятель: Кто отдаст кармический долг Родине – тот будет хорошо жить

© Портал "Российское казачество"Бакша (настоятель) казачьего войска, представитель буддийской традиционной сангхи России по Астраханской и Волгоградской областям Санал Манжиков
Бакша (настоятель) казачьего войска, представитель буддийской традиционной сангхи России по Астраханской и Волгоградской областям Санал Манжиков
Республика Калмыкия относится к европейской части России, что делает ее единственным регионом Европы, на котором большая часть населения исповедует буддизм. А в середине XVIII века эти земли включили в состав территорий Донского войска, и с тех пор казаки несут не только православный крест, но и белый цветок лотоса.
Бакша (настоятель) казачьего войска, представитель буддийской традиционной сангхи России по Астраханской и Волгоградской областям Санал Манжиков – казак по роду. Его предки – выходцы из Донских краев. Буддистский сан он принял в 1990 году и получил имя Джигме-Лама, 25 лет назад стал настоятелем храма Великой Победы в Октябрьском районе Калмыкии. А с прошлого года Санал – казачий лама (гуру, учитель). Порталу "Российское казачество" Джигме-Лама рассказал об особенностях вероисповедания в республике, почему последователи Будды могут быть воинами и как проходит верстание у казаков-буддистов.
Джигме-Лама с пониманием относится к тому, что кто-то в других регионах может не знать о казаках-буддистах. Но вот в Калмыкии этим никого не удивишь – здесь это часть истории. У донских калмыков ламы-казаки награждались еще царями, а в храме Великой Победы есть фотографии лам и священнослужителей с наградами за боевые действия.
"Мы же живем в Республике Калмыкия не только как, допустим, буддисты, но и христиане, и мусульмане. Мы вместе отмечаем наши религиозные праздники. Вот в июне мы будем праздновать день рождения Будды – праздник, объявленный выходным днем. Я считаю, это большое завоевание нашего народа, нашей веры. Я не слышал о конфликтах на религиозной почве, но, бывает, возникают дискуссии, вопросы интересные: ты какой веры, что у вас так, а что так", – рассказывает казачий лама.
Одолевшие бога смерти
Исторически казаки Калмыкии поклонялись божеству Ямантаке, чье имя переводится как "одолевший бога смерти", и принимали присягу воина-буддиста. А во время верстания в буддистской вере читают клятву и молитву к открытию дороги, устранению препятствий.
"Для нас важно, чтобы мы сохранили традиции, культуру, религию. Мой храм, где служу, называется храм Великой Победы. Победы не именно в какой-то войне или военном действии, а вообще над невежеством, незнанием, над препятствиями", – поясняет Санал Манжиков.
При изучении правил буддизма у многих может возникнуть мнение, что человек, исповедующий эту религию, не может сражаться, а следовательно, не может быть и бойцом. Однако, как рассказывает Санал, это не так, ведь даже самого Будду с детства готовили быть воином: его отец хотел, чтобы Будда стал великим завоевателем. Только в 29 лет, когда он задумался о том, для чего живут люди, почему они страдают и болеют, Будда отказался от пути воина, чтобы стать просветителем. А его последователи могут выбирать свои пути и задачи, не забывая при этом о важности познания и ища просвещения.
"Но мы же последователи, у нас есть свои задачи. Например, задача по защите семьи. И, соответственно, воины-казаки, всегда стояли на страже народа, семьи, традиций. Поэтому каждый выбирает свое предназначение в отношении к народу, семье, культуре", – подчеркивает казачий лама.
Возлюби страну свою как близкого своего
Санал Манжиков ездит в зону проведения спецоперации, где помогает бойцам молитвами. Лама читает их всем присутствующим, вне зависимости от вероисповедания. И бойцы принимают это с благодарностью.
"И православные, и мусульмане, и буддисты испытывают определенные страдания, когда человеку чего-то не хватает, когда есть у него умственные клеши и что-то плохо у него. Как говорил мой учитель, делаешь добро – добро вернется, делаешь зло – зло вернется. Из сельского хозяйства мы знаем, что пшеницу посадишь – ячмень не вырастет. Так и мы. Буддизм – мировая религия, она древняя, и мы здесь сосуществуем и с исламскими, и с православными священниками", – подчеркивает Джигме-Лама.
Казачий лама считает, что прежде всего надо любить свои корни, родственников и семью, общаться и чтить традиционные ценности.
"Традиционные ценности – это любовь к большой и малой Родине. Тот, кто отдаст кармический долг Родине, будет дальше хорошо жить. Сначала свое село или поселок любить, отдать району своему какой-то кармический долг. Потом республике, в которой родился, стране, представителем которой ты являешься. Тогда этот кармический долг выполнен", – наставляет Санал.
Как рассказывает Джигме-Лама, человек будет человеком, если будет жертвовать, если в нем будут усердие, терпение, дисциплина, медитативное сосредоточение и знания. Важно отказаться от злости и зависти и заняться деяниями на пользу обществу и Родине.
Чимид Джангаев: Казачество служило, служит и будет служить России