Новочеркасск – слишком крутой для провинции, слишком искренний для столицы
© Руслан МармазовКазак отдыхает на лавочке у здания администрации Новочеркасска

© Руслан Мармазов
Корреспондента портала "Российское казачество" Новочеркасск встретил пыльной степной жарищей и надрывной классикой русского рока "Моя бабушка курит трубку". Балладу исполнял, правда, не сам маэстро Гарик Сукачев, а его голос из проигрывателя в припаркованном у местного железнодорожного вокзала УАЗа "Патриот". Все это как-то сразу создавало настроение, сулило неожиданные приключения, манило в город.
В салоне открытого для сквозняка внедорожника, в такт перипетиям судьбы озорной курящей дамы пост-среднего возраста, мерно и задумчиво покачивались парни в камуфляже, один даже с капитанскими звездочками на погонах. Они коротали время за музыкой, явно кого-то поджидая. А чтобы этот кто-то их наверняка заметил, уровень шума из колонок был поднят до позвякивания стекол в витринах видавшего виды вокзала.
"Ишь ты, энергичный какой город, боевой, да еще и с обостренным чувством прекрасного", – подумалось мне на бегу.
Все последующие дни пребывания в столице донского казачества я лишь убеждался в правильности своего первого впечатления. И приумножал коллекцию новых наблюдений, само собой.
Город безудержного казачьего движения
Отправляясь в Новочеркасск, я преследовал многослойную, можно сказать по-модному, гибридную цель. Задумывались разнокалиберные встречи с конкретными людьми, посещения общественно значимых мероприятий, жадное впитывание эмоций, местных обрядов, традиций, сказок, легенд, тостов.
Творческой сверхзадачей становилась дерзкая попытка прочувствовать этот уникальный город, чрезмерно крутой и нашпигованный историей для провинции, но слишком подлинный и искренний, цельный, что ли, для столицы. Пусть столицы и неформальной, казачьей, но все-таки.
В нашем Отчестве не так много примеров строительства городов с нуля, чтобы в их фундамент, вместе с закладным камнем, сразу же ввинчивались и столичные опции. Санкт-Петербург, Новочеркасск… Может, еще кто знает? Я вот навскидку не придумал больше.
Удивительное дело, но, исколесив, облетав, исходив по служебным надобностям и из праздного любопытства значительный кусок нашей благословенной планеты – от лапландского заполярья до бразильско-уругвайской границы, вашего автора до сего момента не заносило в Новочеркасск. Ветер странствий упорно отказывался дуть в нужном направлении. Видимо, только сейчас время-то и пришло.
Понятно, что город был мне поверхностно знаком по книгам и фильмам, но увидеть собственными глазами и прикоснуться персональными ладошками – это же совсем другое дело.
Так еще Господь сподобил приехать в город, который построил Платов (а о роли всеми почитаемого атамана Матвея Ивановича тамошние жители не позволят гостю запамятовать ни на минуту), когда Новочеркасск вскипал не только от температуры окружающей среды, но и от следующих одна за одной, а иногда и идущих внахлест, знаковых дат.
Сами судите. Лейб-гвардии Его Величества казачьему полку, который плоть от плоти Войска Донского, исполняется 250 лет. Новочеркасску – 220 лет. Столько же минуло с момента закладки Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора, с которого и начался сам город. Казачьему драматическому театру – 200 лет. А дебютировавшей в нем и блиставшей несколько сезонов на новочеркасских подмостках выдающейся русской актрисе Вере Комиссаржевской не так давно стукнуло 160. Любимцу и непререкаемому авторитету Дона писателю Михаилу Шолохову – 120. К тому же 35 лет назад началось возрождение донского казачества… Полагаю, хватит? Потому что это далеко не все.
И к каждому мероприятию надо ведь полагается достойно подготовиться. Если скажу, что казачеству и примкнувшей к ней относительно мирной общественности в Новочеркасске не приходится тужить, потому как некогда, уж поверьте мне на слово.
Поймав, причем не без труда, настоятеля Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора протоиерея Георгия (Сморкалова), поинтересовался у него: "Батюшка, это у вас тут всегда такой казачий движняк, или я просто удачно заехал?" "Удачно, да", – подтвердил мою догадку отец Георгий. Потом пару секунд подумал и добавил: "А вообще, знаете, у нас примерно так всегда".
Заметьте, пересечься с настоятелем третьего в России по масштабам собора (после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге) удалось только ближе к ночи на годовом отчетном концерте казачьего хора Южно-Российского государственного политехнического университета имени Матвея Платова.
Хотел было сказать, что это великолепный самодеятельный коллектив, но клавиатура отказывается набирать слово "самодеятельный". Не знаю, где эти казаки и казачки зарабатывают деньги и каковы их юридические отношения с вузом (хотя, похоже, костяк там из студентов и выпускников), но уровень предложенной программы профессиональный. Какие же это любители? Профи высокого полета!
Концертный зал ЮРГПУ потрескивал по шву от аншлага. Публика никак не хотела отпускать артистов. Стребовали еще пару номеров на бис, причем, с фланкировкой шашками и, только что подаренными коллективу одним из высоких гостей, нагайками.
К слову сказать, присутствие руководителей разного ранга, и казачьего, и светского, и духовного, на всех значительных мероприятиях в Новочеркасске – обязательный атрибут. Это статусно, это правильно. К тому же, начальствующие лица прибывают не с пустыми руками, поощряют отличившихся всевозможными наградами и, как я успел заметить, стараются не злоупотреблять вниманием аудитории. Что разумно, официальные речи – жанр специфический, не всякому легко дается их слушание.
Другое дело, если с добрыми напутствиями выступает протоиерей Георгий (Сморкалов). Его выход на сцену к казачьему хору ЮРГПУ меня лично впечатлил не меньше, чем сама концертная программа.
Был некоторый риск, что яркое выступление батюшки, исполненное народным юмором и не напрягающее излишней назидательностью, подтолкнет зал снова требовать повтора на бис. Но настоятель главного казачьего храма России ловко извлек из широкого рукава своего облачения рамку с почетной грамотой казакам-артистам. Сопроводив это репликой "я не Кио, конечно, но все-таки…", внес в обстановку веселую нотку и позволил творческому коллективу отступить со сцены на заранее подготовленные позиции и чуть-чуть отдохнуть.
Куй историю, пока горячо
Оказалось, я был не по годам наивен, когда предполагал увидеть многих из присутствовавших на выступлении казачьего хора уже следующим утром на III Международной научно-практической конференции "Казачество на страже рубежей Отечества". Не учел, что сегодня донцы могут позволить себе проводить в один день по несколько размашистых мероприятий.
Оно и объяснимо. Событий-то много, только успевай поворачиваться. Вот участники казачьего движения и рассыпаются по карте Донского региона и за его пределы, как горох из сапетки, попробуй собери.
Когда знатоки казачьей истории академично общались в высокотехнологичном зале заседаний ученого совета ЮРГПУ в Новочеркасске, атаманы Всевеликого войска Донского собрались на свой совет в Каменском районе. Просто вскользь замечу, что вечером этого же самого дня грянул праздник в честь 200-летия казачьего драмтеатра…
Не думаю, что найдется кто-то, поучаствовавший во всех перечисленных событиях. Хотя, казаки народ юркий и выносливый… Меня хватило на основательное посещения двух площадок, чтобы к отбою в глаза рябило от информации и эмоций.
Но вернемся к III Международной научно-практической конференции "Казачество на страже рубежей Отечества". Наш портал уже сообщал об этом громком событии, но есть смысл добавить еще несколько штрихов, оставшихся за кадром.
Казачья тематика в науке – это ведь не только исследовательская деятельность в чистом виде, поиск, суммирование и анализ фактов, событий, хронологии, судеб. Хотя и это важно, и чрезвычайно интересно. Но тут ведь велика идеологическая составляющая. Изучая историю казачества и примеряя ее к современности, мы уже сейчас выковываем новейшую историю, вкладываем в нее актуальные смыслы, создаем концепции для перспективного движения.
Замечательная мысль прозвучала в ходе конференции. Когда в 90-е еще годы ХХ века началось возрождение казачества, в него пришло множество прекрасных, увлеченных людей, с могучей мотивацией. Но зачастую это были простые трудяги, пахари, а вот казачьей интеллигенции не доставало. Отсюда и многие прорехи в важном и нужном процессе. На новом витке истории это все стоит учитывать, извлекать уроки и делать выводы.
Что касается докладов, предложенных в Новочеркасске исследователями, то, порой, просто диву даешься, насколько неисчерпаема история казачества и сколько в ней есть невероятных поворотов. Важно только их вовремя приметить, квалифицированно осветить, препарировать, оформить и вынести на всеобщее обозрение.
Очень эффектно смотрелась презентация "Образ казака в плакатах Первой мировой и Великой Отечественной войн" доцента Кубанского госуниверситета Оксаны Перенижко.
Если бы сам не был свидетелем, то и засомневался бы, скорее всего, что свое веское слово в казачьем движении может сказать детсадовский логопед. Но вот Светлана Батаева сказала, причем четко и внятно, представив педагогический проект с неподражаемым названием "Брал конный корпус в черных бурках порою технику в обход".
Массу интересных мыслей и ассоциаций с современностью вызвало выступление доцента Донского гостехуниверситета Сергея Воскобойникова "Участие донских казаков в обороне Сербии в 1807 году".
Особняком в рамках конференции разместились выступления корифеев казачьей исторической науки. Некоторые юные дарования, особенно из числа барышень, просто-таки замирали в почтительном реверансе перед мэтрами, а уж доклады их слушали, затаив дыхание. Объяснение простое: "Да мы же на их книгах росли и учились".
Профессор института истории и международных отношений Южного федерального университета Андрей Венков всколыхнул аудиторию темой "Казаки против англичан. Бой под Балаклавой в 1854 году".
Эпическая, надо сказать, была битва, достойная повсеместной, а не только на узкоспециальных конференциях популяризации. Казаки тогда уничтожили британскую легкую кавалерию, а вместе с ней и значительный пласт тамошней аристократии. В Лондоне до сих пор в школах изучают поэму об этой трагедии. Для них трагедии, понятно, для нас-то – триумф. А у нас как-то скромно говорится об этом незаурядном фрагменте истории. Ну победили, что тут такого? Вся-то война тогда не шибко задалась.
Между тем битва в Крыму надолго отбила Великобритании охоту очно противостоять русским войскам. Англичане все больше через свои прокси-формирования предпочитают действовать. Любые совпадения и параллели с современными событиями на украинском театре военных действий прошу считать неслучайными.
Профессор ЮРГПУ Александр Скорик на своей домашней площадке выступал исключительно уверенно. Впрочем, нет сомнений, что и на чужом поле он играет так же мастерски. Доктор наук взял небольшой штрих к Русско-японской войне 1904–1905 годов. А именно, участие в ней 4-й Донской казачьей дивизии. Но подал его мощно. Хотелось, чтобы он еще говорил и сыпал интересными подробностями, но желающих выступить было множество. Регламент пришлось исполнять даже казачьей профессуре.
© Пресс-служба ЮРГПУ (НПИ) имени М. И. ПлатоваПрофессор Александр Скорик (справа, выглядывает из-за монитора), рядом с ним – профессор Андрей Венков и другие участники конференции

Профессор Александр Скорик (справа, выглядывает из-за монитора), рядом с ним – профессор Андрей Венков и другие участники конференции
© Пресс-служба ЮРГПУ (НПИ) имени М. И. Платова
Научно-практическая конференция – это ведь не только общение в зале заседаний. Обмен мнениями в кулуарах не менее важен, а иногда и более. С этим на форуме в Новочеркасске тоже все получилось складно. С большой долей уверенности можно прогнозировать, что результатом такого взаимного обогащения идеями станут новые проекты, публикации, теоретические разработки и их практическое применение в казачьей жизни.
Отдадим должное модератору этого действа. Директор института дополнительного образования ЮРГПУ есаул Иван Ревин, кроме всего прочего, руководит и Платовской сотней. А это непросто, согласитесь. Но уж как сложно управлять форумом, где собрались звезды исторической науки, да у всех свои особенности, специфические взгляды на жизнь, не побоимся этого жаргонизма, закидоны. Тем не менее прошло все на славу, без излишних суков и неподобающих формату задоринок.
Кстати, есаул Ревин был одним из немногих, кто прибыл на конференцию в казачьей форме. Что, знаете ли, как-то сразу обязывает – у всех тут же выправка строже.
Дуб нечесаной казачки
Но это ладно, казачья наука, хор станичников-политехников – все же специальные, тематические направления. Но есть и обычная, повседневная жизнь, вне заведений со статусом "казачий" (которых только в образовательной сфере по территории Войска Донского более 800).
Скажу так, если кто-то отправится в Новочеркасск в надежде увидеть, как там по улицам толпами ходят парни в шальварах с лампасами и лихими чубами из-под фуражек, барышни в повойниках и кичках, высекают искры из брусчатки подковы донских скакунов и тарахтят рессорами тачанки, тот, может, и расстроится. А зря. Нечего томиться в плену у собственных стереотипов.
Это как было с прежней вменяемой Одессой, еще до начала донбасской войны. На экраны вышел фильм "Ликвидация", а с ним стартовал массовый психоз: каждый приезжающий в "жемчужину у моря" жаждал, чтобы вокруг него изъяснялись примерно как милиционер Гоцман с экс-карманником Фимой-Полужидом или Эмик с тетей Песей. Но в Одессе так не говорят, это утрированный вариант, нарочно навороченный для кино.
Одесские бизнесмены, еще принимавшие тогда у себя партнеров из России, сетовали, мол, хоть артистов нанимай и расставляй по привозу, чтобы те балаболили между собой на радость гостям.
Повседневная жизнь Новочеркасска – это не фестиваль казачьей культуры. Да, здесь можно чаще, чем во многих других местах, встретить людей в соответствующей форме или даже штанах с лампасами под гражданскую рубашку. Но современное казачество, если это не на показ, а для внутреннего пользования, далеко не всегда такая себе история о сапогах и папахах.
В смысле, когда надо, о них вспомнят в первую очередь. Но по ситуации! А когда надо что-то иное, будьте уверены, на первый план выйдут камуфляж или кевларовый шлем, рабочая спецовка или картуз комбайнера. А в каких-то случаях фрак и бальное платье под всю бижутерию, какую только удалось найти в своих и бабушкиных комодах.
Последнее не так просто сказано, как вы понимаете. Не смог я пройти мимо здания бывшего офицерского собрания (построено в 1890 году), где теперь размещается библиотека имени Пушкина, позиционирующая себя как "первая на Дону". Там как раз давали Пушкинский бал.
День рождения дорогого и на все времена актуального Александра Сергеевича местные жители отмечают именно таким образом. Такова старинная казачья традиция!
Грандиозное помещение, правда, нуждается в реставрации. Но это никак не мешает вальсировать и плясать кадриль в его главном зале. Народу –битком!
Не так часто увидишь столько желающих исполнять бальные танцы и слушать романсы (слова Пушкина, музыка Глинки). Стулья для зрителей были заняты все до единого. А зал ведь, подчеркну, большущий, его нарочно под балы господ офицеров и их легконогих спутниц в позапрошлом столетии создавали.
Интересен возрастной состав участников. Это или очень взрослые, почтенные дамы и господа (небось, так выглядит "Московское долголетие" в новочеркасской адаптации), или совсем юные танцоры. Среднее поколение отчего-то почти выпало. Занято, надо понимать, по хозяйству там или на войне.
На бал пришли люди подготовленные. Это вам, братцы, не дискотека, где можно танцевать вовсе того не умея. Оказалось, на паркете самовыражались участники несколько местных бальных коллективов, в том числе Новочеркасского электровозостроительного завода.
После такого открытия просто-таки захотелось вскочить отвесить земной поклон танцорам. Вообразите только, строят люди электровозы, а в свободное время вальсируют. Разве это не шикарно?
"Народ, который поет и пляшет, зла не думает", – говаривала склонная к афоризмам императрица Екатерина Великая. Это она не о Новочеркасске толковала, который появился уже после ее ухода в мир иной. Просто к этому городу императорская фраза подходит особенно гармонично.
Артистичные тут люди живут, с хорошим вкусом, точно вам говорю. Больше нигде кроме Новочеркасска мне не приходилось проехаться в такси, водитель которого слушает музыку Петра Чайковского. Причем это его принципиальная позиция. Таксиста, а не Чайковского, разумеется. Коротенький маршрут совпал с моим любимым местом из "Щелкунчика", так что экипаж я покидал в приятном улыбчивом настроении.
Что до Пушкина, который для каждого россиянина "наше все", так для новочеркассцев он "наше все" в квадрате, если не в кубе. Практически земляк.
Александр Сергеевич неоднократно бывал на Дону. В Новочеркасске вам всякий покажет дом, где поэт квартировал в казачьей семье. Если повезет, еще и расскажут по секрету, где между Новочеркасском и Таганрогом рос дуб, на который как-то забралась казачка, чтобы расчесать как следует свои пышные локоны. Пушкин приметил красотку и по ее мотивам придумал свою русалку, которая "на ветвях сидит" в районе Лукоморья.
Чего казачку занесло на дерево вычесываться, лучше не спрашивать, чтобы не смущать рассказчиков. К тому же кому нужны такие подробности? Это же прекрасная легенда, безвредный миф, который нельзя подтвердить, но и опровергнуть никогда не получится.
В Новоазовском районе соседней ДНР есть село Безыменное, которое, по убеждению тамошних жителей, названо так самим Пушкиным. Да-да! Ну как названо… Ехал он мимо, спросил, дескать, как называется селение? Ему отвечают: "А никак, барин, не называется". "Безыменное, стало быть, угу…" – задумчиво промолвил светоч русской словесности и покатил дальше. С тех пор и повелось…
Обожаю такие истории.
Контрасты казачьей моды
Пока далеко не ушли от темы фраков и прочей ситуативной казачьей амуниции, а также казачек-русалок, скажу, что девушки Новочеркасска явно любят футболки с надписями. Такое, правда, и в других городах тоже просматривается. Но здесь тексты все чаще русскоязычные, а это как минимум похвально.
Встретил на улице даму с летящей походкой, горящим взором, авоськой снеди и надписью на груди "Жена военного". Чего в этом было больше, угрозы или интриги, не успел определиться. Потому как уже отвлекся на другую барышню с принтом на футболке "Не на тех напали". Вот это я понимаю, суровая конкретика и в духе дня.
Пока размышлял об этом, ноги сами занесли в казачью лавку, которую еще элегантно называют магазином военного ассортимента. Проще говоря, военторг, но с ярко выраженной казачьей спецификой. Лучшего места, чтобы уяснить расстановку сил и шевеление тенденций в местной мужской моде, и не сыскать.
Компактный торговый зал предлагал всем желающим папахи и кубанки как синтетические, так и из натуральной овчины. Гимнастерки и нагайки, газыри и шевроны, кокарды и флаги, немудреные сувениры и погоны, вплоть до генерал-полковничьих.
И тут я внезапно попал в эпизод фильма "Максим Перепелица". Причем на главную роль, пусть и сыграл я ее куда менее талантливо, чем в свое время Леонид Быков. Если помните кино, там дед Мусий в исполнении Георгия Вицина рассматривал сержантские погоны Перепелицы и интересовался, мол, а есть ли такие в продаже или все только по документам? Оказывается, в свободной торговле дед тоже может себе купить хоть генеральские. Мусий не унимался и ехидничал, дескать, а что же ты генеральские не купил, грошей не хватило? Максим отвечал, что сержантские ему "лучше идут".
Прокрутив фрагмент в голове и в сотый раз улыбнувшись симпатичным киногероям, я поинтересовался у хозяйки прилавка с любезным мне, пушкинским, между прочим, именем Татьяна, нужны ли для покупки генеральских погон документы.
– Не нужны. Можете и вы себе купить.
"Мне сержантские лучше идут", – не без удовольствия подумал я, вспомнив свою срочную службу в рядах Советской армии. А вслух произнес: "Вы скажите на милость, что у вас вообще казачий люд охотней всего покупает? Кроме генеральских звезд, конечно".
– Так это кому что надо. Самое популярное и не определю сразу. Из справы что-нибудь: кому сапоги нужны, кому гимнастерка или кубанка… Вот! Кубанку себе возьмите, настоящий каракуль. У вас какой размер?
–Ну, 60–61…
Моего размера оказались только коричневая кубанка и роскошная белая папаха, в которой я был бы обречен на внимание даже в индифферентном московском метро, где незамеченными остаются люди в костюмах а-ля волшебный мир Гарри Поттера. Сознаюсь, велико было искушение взять. Головные уборы сели как влитые, будто всегда были у меня на макушке.
© Руслан МармазовАвтор статьи борется с искушением купить папаху

© Руслан МармазовДонские фуражки с красным околышем, но иногда заходят и астраханцы – желтые околыши

© Руслан МармазовХодовые товары казачьей лавки

© Руслан МармазовНагайка – лучший подарок для казака

© Руслан МармазовИдеологическая пестрота сувенирной продукции

© Руслан МармазовКубанки, папахи, флаги, книги и другие важные казачьи товары

© Руслан МармазовМедаль рыбака между портретом царя и генеральскими погонами

© Руслан МармазовМедали в ассортименте

1/8
Автор статьи борется с искушением купить папаху
© Руслан Мармазов
2/8
Донские фуражки с красным околышем, но иногда заходят и астраханцы – желтые околыши
© Руслан Мармазов
3/8
Ходовые товары казачьей лавки
© Руслан Мармазов
4/8
Нагайка – лучший подарок для казака
© Руслан Мармазов
5/8
Идеологическая пестрота сувенирной продукции
© Руслан Мармазов
6/8
Кубанки, папахи, флаги, книги и другие важные казачьи товары
© Руслан Мармазов
7/8
Медаль рыбака между портретом царя и генеральскими погонами
© Руслан Мармазов
8/8
Медали в ассортименте
© Руслан Мармазов
Отказался со внутренними терзаниями, зато под благовидным предлогом. Мне же под черную бурку надо, а то цветовой разнобой выйдет – всей станице на смех. Продавщица не увидела в моей уловке ничего противоестественного, а уж тем паче иронии. Головной убор для казака – тема деликатнейшая, сакральная, тут каждый сам определяется.
– Татьяна, а кто к вам чаще наведывается: молодежь или казаки посолидней?
– Молодежь сейчас в казаки записывается. Так что заходят, да. Без формы же им как? А старшие приходят обновить что-нибудь из справы, если потерлось, прохудилось.
– Фронтовики из зоны СВО заглядывают?
– Довольно часто. Особенно когда едут домой с фронта, подарки родным покупают.
– А какие?
– Платки цветастые, например, если маме или жене, подруге. Отцу или деду отличный подарок – нагайка или хороший ремень.
– У вас на полках фуражки с донскими красными околышами, что понятно. Но вот с желтыми – неужели забайкальские и уссурийские казаки отовариваются?
– Так еще же астраханские есть.
– А, да, это справедливо. Часто бывают?
– Не очень, но случается.
На книжных полках и развалах сувениров обнаружился буйный плюрализм казачьих симпатий. Кружка с портретом товарища Сталина и советская символика спокойно соседствуют с книгами белых генералов, в том числе с неоднозначной биографией и с изображением царя Николая II.
Эхо Гражданской войны
В Новочеркасске вообще легко встретить на одном здании знамя с серпом и молотом, а на другом, соседнем, – "имперку". Полярные и, казалось бы, несовместимые проявления патриотизма никого не смущают. А вот идет ли речь о действительном примирении или только о внешней терпимости, под покровом которой бурлят страсти, – тот еще вопрос.
Пожалуй, наша доморощенная Гражданская война вековой, и даже больше уже, давности еще далеко не закончилась. В смысле горячая ее стадия, рубка по живому, слава Богу, угомонились в начале ХХ века. А в умах и сердцах потомков ее участников и жертв и поныне полыхают нешуточные сражения.
В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска, в тылу кафедрального собора на площади Ермака был установлен Памятник примирения и согласия. Большой гранитный православный крест, под которым расположены фигуры казачки и мальчика, а по кругу названия 12 казачьих войск.
Важными элементами композиции являются бронзовые буденовка и винтовка (стало быть, красные) с одной стороны, и казачья фуражка, башлык, шашка (белые) с другой.
© Руслан МармазовСторона белых. Памятник примирения и согласия в Новочеркасске

© Руслан МармазовСторона красных. Памятник примирения и согласия в Новочеркасске

1/2
Сторона белых. Памятник примирения и согласия в Новочеркасске
© Руслан Мармазов
2/2
Сторона красных. Памятник примирения и согласия в Новочеркасске
© Руслан Мармазов
Одним из инициаторов установки монумента являлся командовавший тогда Всевеликим войском Донским атаман Виктор Водолацкий.
Не свершившемуся событию это памятник, а призрачной надежде на то, что когда-то примирение все же состоится. Сегодня же это напоминание об ужасах Гражданской войны, которая особенно яростно потопталась по всем казакам без исключения.
Убежище высшего уровня
Впрочем, современность диктует задачи, как минимум, не менее значительные, чем гипотетическое примирение всех казаков в некоем туманном будущем. Ведь идет самая натуральная война, как бы она ни называлась. А цена победы или поражения, как уже неоднократно случалось в отечественной истории, максимально высокая – жизнь или гибель Родины.
Казаки в этом разобрались одними из первых.
Не с началом СВО, а куда раньше, еще в 2014 году. Они бросились на помощь Донбассу безо всяких гарантий, соцпакетов, выплат, а просто потому, что считали – так правильно.
Сегодня же на фронте воюют многие тысячи казаков. Сформированные из них подразделения постоянно на слуху, в сводках среди самых успешных частей русской армии. Делом доказано, что героизм на грани самопожертвования (а бывает, и за гранью), категория вовсе не только из славного прошлого предков. Нынешним казакам она тоже свойственна.
И если донское казачество сейчас является сражающимся войском, о чем уже неоднократно говорилось публично, то Новочеркасск – воюющий город. Не прифронтовой, как еще недавно Донецк или Луганск, но воюющий – это, несомненно, чувствуется по многим приметам, самые знаковые из которых прямо в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе.
Прежде всего это знамена всех казачьих войск, выстроенные вслед за штандартом патриарха Московского и всея Руси у самого алтаря этого святого для каждого православного человека храма. Полагаю, пояснять символизм тут излишне? И так ясно, с кем сегодня ведут непримиримый бой казаки и на чьей стороне правда.
А особо обращу ваше внимание на небольшую, но важную табличку "Убежище", расположенную на двери в подземный храм-усыпальницу Покрова Пресвятой Богородицы, что под кафедральным собором. Там свое последнее земное пристанище обрели легендарные донские атаманы Матвей Платов, Василий Орлов-Денисов, Иван Ефремов, Яков Бакланов.
© Руслан МармазовПоследнее земное пристанище легендарных донских атаманов Матвея Платова, Василия Орлова-Денисова, Ивана Ефремова, Якова Бакланова

Последнее земное пристанище легендарных донских атаманов Матвея Платова, Василия Орлова-Денисова, Ивана Ефремова, Якова Бакланова
© Руслан Мармазов
Такую могучую, всеобъемлющую примету времени еще поискать, доложу я вам. С одной стороны, храм помимо основного своего высокого предназначения получил дополнительную, очень земную функцию, можно сказать, смежную воинскую специальность.
В Ростовской области по несколько раз в день объявляется беспилотная или ракетная опасность оп СМС-рассылке. На случай вражеского удара с воздуха убежищами обзавелись все присутственные места. Чего бы ему не быть и в храме тоже? Стены и перекрытия там мощные, выдержат, если что. С Божьей помощью, разумеется.
Но все это можно ведь и шире истолковать. Нет для нашего человека убежища надежней, чем православие, чем храм в самом значительном понимании этого слова. Господь с нами – вот что главное! И слава наших великих предков работает на нас и заставляет соответствовать былым победам России.
Может, слишком пафосно вышло, простите. Но что делать, если такие мысли приходят в голову рядом со святынями Новочеркасска?
К тому же я сейчас исправлюсь и разбавлю свой рассказ простыми и совсем бесхитростными наблюдениями, но, сдается, тоже важными.
За спиной у маршала
На улицах казачьей столицы достаточное количество комендантских патрулей. Это не напрягает. Отнюдь, сразу чувствуешь себя защищенным.
Ряд объектов охраняется автоматчиками. Тоже нормальное явление.
И военный вертолет, пролетающий над куполами старинных донских храмов, смотрится не менее гармонично, чем кавалерия давних времен рядом со стенами этих же самых соборов, только век-другой тому назад.
А бдительность в Новочеркасске не пустой звук, это я даже на себе испытал. У местного Дома офицеров увидел бюст Маршалу Советского Союза Василию Чуйкову. С 1942 по 1946 год он командовал 62-й армией, которая в апреле 1943 года стала 8-й гвардейской армией. Штаб ее преемницы, нынешняя 8-я гвардейская армия, располагается как раз в Новочеркасске. Так что памятник прославленному военачальнику здесь абсолютно уместен.
Я однажды бывал в доме-музее маршала Чуйкова в подмосковных Серебряных Прудах. Интереснейшее место! Да и вообще, личность этого выдающегося воина, особенно его роль в Сталинградской битве, вызывает живейший интерес. Решил запечатлеть бюст героя на память, благо со смартфоном в кармане теперь каждый сам себе фотограф.
Только я сделал кадр, откуда ни возьмись возник сержант, представился и вежливо попросил показать, что я там снял. Мне не жалко.
Оказалось, что за памятником в композицию ворвался уголок будки, что-то вроде КПП, откуда внимательный сержант и выскочил. Это сооружение, даже его краюшек, снимать нельзя, потому следует обрезать кадр. Ради Бога! Не хватало еще спорить по такому вопросу.
Понятно, никакой закрытой информации такой снимок не рассекречивал. Тем более на городских сайтах Новочеркасска гуляют фотографии, где будка за бюстом видна во всей своей непростой красе. Да и не мудрено – памятник стоит в самом центре города, на вечно полном людей Платовском проспекте. Но мне такая повышенная бдительность приятна. Молодец, товарищ сержант, так держать!
© Руслан МармазовПамятник маршалу Василию Чуйкову

Памятник маршалу Василию Чуйкову
© Руслан Мармазов
И еще о маршале Чуйкове скажу. Мне эту историю житель казачьего хутора Греково-Станичного рассказал. Когда он в школе учился, приходил к ним на праздники ветеран-фронтовик, рассказывал малышне о войне. Матерый дед, насквозь пропахший махоркой, с россыпью орденов по кителю и без правой руки. Потерял ее на поле сражения.
Как-то любопытные школьники спросили, при каких обстоятельствах старый казак утратил руку. Ответ оказался обескураживающий:
"Да шут с ней, с рукой этой, я уже приловчился одной левой обходиться. Другое плохо. Мне правую руку дважды сам Василий Иванович Чуйков жал, благодарил за выполнение заданий, а я ее не уберег. Вот это жаль".
Железные люди, таких больше не делают.
Оборзевший враг под казачьим сапогом
Вру. Делают, конечно. Чуть иной модификации, но тоже сильных, толковых, правильных воинов.
Зашел я в кафешку чаю попить, а за соседним столиком два парня что-то кипуче обсуждают, крайне заинтересованно, типа для них очень-очень важно, нечто личное. Невольно подслушал, что эти казаки уже бывали "за ленточкой" и снова собираются. А речь ведут о новом легком пулемете Калашникова. Дескать, когда же его в войска отправят, там заждались уже.
Буквально на следующий день читаю в сводке новостей: "Калашников отправил в войска первую серийную партию легких 5,45-мм пулеметов РПЛ-20". Надо же, какие продвинуты ребята за соседним столиком сидели, в курсе новинок отечественного ВПК. Причем имеют к ним прикладной интерес.
Тем временем Новочеркасский музей истории донского казачества, обладающий уникальной коллекцией экспонатов, о которой мы непременно как-нибудь поговорим подробно, пополняет свои фонды реликвиями новейшей истории.
Мне запал в душу стенд с полевой формой современного казака, парадный мундир участника марша по Красной площади 9 мая 2023 года, а за ними флаг Новороссии, которую сейчас наши герои освобождают от фашистской нечисти. Внизу, где и положено ему быть, у казачьих сапог, вражеский флаг с надписью на украинском "борзый".
Вообще-то, не борзый, а оборзевший – так правильно. Впрочем, для прежнего хозяина жалкого флажка это уже без разницы. Трофей донской казак достал из уничтоженного вражеского танка.
Дополняет композицию емкость с осколками снарядов, мин. Их передает музею один новочеркасский медик. Собрание постоянно пополняется. Доктор трудится в полевом госпитале, извлекает смертоносный металл из наших парней, спасает их, облегчает мучения раненым. Наглядное и жуткое напоминание, какой ценой достаются победы.
© Руслан МармазовЭкспонаты новейшей истории в Новочеркасском музее истории донского казачества

Экспонаты новейшей истории в Новочеркасском музее истории донского казачества
© Руслан Мармазов
Из донской столицы с любовью!
И довольно пока одалживать ваше внимание. Но к темам, навеянным прекрасным и самобытным Новочеркасском – настоящим городом боевой казачьей славы, я намерен еще вернуться неоднократно. Очень уж много там всего интересного.
Там живут прекрасные люди, живые, во многом непосредственные, по-южному темпераментные и по-казачьи хваткие. А еще они огромные патриоты. И в большом смысле, когда речь идет о России, и в локальном, местном, когда упоминается Новочеркасск.
Каждой улочкой, домом, храмом, уроженцем этого города его жители гордятся так, будто каждый из них лично помогал атаману Платову строить Триумфальные ворота на севере и западе казачьей столицы, точил шашку генералу Бакланову и является родственником, просто по побочной линии, графу Орлову-Денисову.
© Руслан МармазовЗападные Триумфальные ворота Новочеркасска сейчас

Западные Триумфальные ворота Новочеркасска сейчас
© Руслан Мармазов
Может быть, конечно, мне просто повезло. Встречал людей все больше неравнодушных, любознательных и деликатных… Знаете, как в Новочеркасске в объявлениях об открывшейся вакансии уборщицы пишут? Требуется мастер чистоты! Как уважительно, верно?
А если что-то в городе реставрируется (а в этом есть нужда у многих исторических объектов), то вам торопливо сообщат, что вот совсем скоро работы завершатся, и Атаманский дворец засияет пуще прежнего.
Перерытый же сейчас по случаю реконструкции Платовский проспект тоже обретет шикарный вид. Рассказчик тут же добавит: "Проспект-то у нас, да? Хороший. Почти такой же широкий, как Невский в Питере".
Чтобы вы знали, это правда. Ширина Плавтовского проспекта 50 метров, а Невского – 60.
Любимое клише местных жителей, прибившееся к городу еще в самом начале его стройки два века тому назад, что Новочеркасск – это маленький Париж. Спроектирован похоже, улицы лучами расходятся от главной площади, да и вычерчивал его француз Франц де Воллан – инженер-генерал. Мне примерно в таких выражениях этот фрагмент истории за время командировки с десяток человек рассказали.
Я всякий раз отвечал, что ничего подобного, никакой Новочеркасск не маленький Париж. Я бывал в Париже, видел. Это он гипертрофированно распухший Новочеркасск, причем не очень удобный для жизни и требующий целой армии "мастеров чистоты".
После секундного замешательства собеседники, как правило, расплываются в улыбке. В глазах их легко прочитать: "Надо же, кто его знает откуда приехал, аж из Москвы, а ничего так, соображает".
Спросите меня, а удалось ли решить главную творческую задачу – постичь глубинную суть Новочеркасска? Отвечаю как на духу.
Чтобы сделать это, нескольких дней мало. А чтобы влюбиться в город – вполне достаточно.
Руслан Мармазов