"Служение своему народу и матушке-России". Что объединяет казаков, исповедующих православие и буддизм - Российское казачество, 23.06.2025

"Служение своему народу и матушке-России". Что объединяет казаков, исповедующих православие и буддизм

В конце мая в Республике Калмыкия прошел семинар по созданию и развитию центров военно-патриотического воспитания и подготовки казачьей молодежи к военной службе. По традиции все мероприятия начинались с вознесения молитв, но в этот раз не только православной, но и буддистской.
О том, что объединяет казаков, исповедующих буддизм и православие, как найти взаимопонимание людям разных религий и почему важно хорошо знать свою веру, в интервью "Российскому казачеству" рассказал руководитель пресс-службы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, духовник Союза казачьей молодежи России иерей Тихон Лазуткин.
– Расскажите, пожалуйста, что объединяет казаков, исповедующих буддизм и православие?
– Я думаю, что основа казачества – традиционные духовно-нравственные ценности, которые являются общими для большинства религий, но больше всего они проявились именно в христианстве.
Учитывая, что подавляющее большинство казаков всегда были христианами, то эта христианская культура в казачестве стала некой базой, которая иногда не имеет ярко подчеркнутого религиозного контекста. Но общим для всех православных казаков и верующих буддистов остается стремление к продвижению традиционных духовно-нравственных ценностей. Это важно понимать и помнить, что нас объединяет очень многое – служение Отечеству, своему родному народу и матушке-России. В этом помогает вера.
Также важно понимать, что вера формирует дух бойца и казака. Сегодня на полях специальной военной операции мы видим, что верующий казак (а казака без веры не бывает) действительно способен на очень многое и прежде всего на милосердие и сострадание даже к врагам. Я думаю, это сегодня самое главное для сохранения мостика, который даст нам возможность строить завтрашний день.
Бакша (настоятель) казачьего войска, представитель буддийской традиционной сангхи России по Астраханской и Волгоградской областям Санал Манжиков
Казачий буддийский настоятель: Кто отдаст кармический долг Родине – тот будет хорошо жить
– Как найти взаимопонимание казакам разной веры?
– Я думаю, что самое главное для любого человека, неважно казак ты или нет, – хорошо знать свою веру. Такое явление, как религиозный экстремизм, которое, к сожалению, существует в нашем мире является следствием малообразованности. Если человек не знает свою веру, то ему можно преподать ее под каким угодно "соусом", чем и пользуются наши недоброжелатели. Когда человек знает свою веру, ее священные тексты, догматические основы, то ему уже сложнее навязать какую-то идею, которая впоследствии принесет вред другим людям. Поэтому моя задача как священника и духовника Союза казачьей молодежи России – помочь лучше узнать свою веру.
Второй момент, когда мы соприкасаемся с другой культурой и религией, то важно приложить усилия и постараться узнать их лучше. Здесь, на территории Калмыкии, есть возможность ближе познакомиться с буддизмом. Очень часто спекулируют на том, что мы разные, но если мы сядем за один общий стол и пообщаемся, то увидим, что общего у нас гораздо больше, чем различий. Если различия и есть, то они, наоборот, дополняют и украшают кусочек земли, отдельного человека или целый народ. Думаю, что главная задача – лучше узнать друг друга, свою культуру и религию.
– Способствуют ли взаимопониманию какие-то мероприятия?
– Практически все совместные мероприятия так или иначе ведут к этому. Потому что, где бы мы ни были, мы всегда находимся в социуме и сталкиваемся с людьми отличной от своей религии или культуры. Если мы говорим про маленькую группу, то зачастую собираются люди примерно одной религиозной принадлежности, но стоит выехать на какое-то федеральное мероприятие или обучающий семинар, то мы уже сталкиваемся с теми или иными особенностями. Собираются люди со всей России и несут частичку своей культуры, и это то многообразие, которое есть у нас на Родине. Мы встречаемся, общаемся, обсуждаем, и нам действительно рассказывают интересно и доброжелательно. Думаю, что это залог того, что в будущем мы продолжим жить в мире и наполнять наше существование высокими идеями.
– Как решить конфликт, возникший из-за различных взглядов на веру?
– Если конфликт произошел, то его участникам стоит остыть, подумать и обсудить. Господь дал человеку уникальный орган – язык, и им можно разговаривать, обсуждать проблемы.
Если мы говорим про молодежные коллективы, например про школу, то молодым людям не хватает жизненного опыта, и здесь уже задача наставника – как-то вмешаться и обсудить с ними причину конфликта. У них могут быть поверхностные обиды, дети часто могут что-то не поделить, поссориться, подраться и помириться. Более глубинные сложности нередко идут из семьи, потому что дети чаще транслируют не свои идеи, а родителей. Так как своих идей в таком возрасте особо и нет. Задача учителя, наставника или старшего товарища – остудить этот момент и расставить все точки над "i": донести ценности и убедить, что важно слышать и слушать другого человека.
Хамбо Лама Этигэлов
Феномен Этигэлова: казак, достигший высшей духовной практики