Казачья миссия. "Бесы убежали, и крест освятил города"
© Всероссийское казачье обществоКазаки у поклонного креста на освобожденных русских землях

© Всероссийское казачье общество
"Когда служили панихиду у поклонного креста, отцу Алексию Голику из батальона "Балтика" с позывным Отец было очень радостно и приятно встретить ребят, с которыми он вместе молился в пасхальную ночь на передовой", – казачья разведывательная бригада "Терек".
"Поминальный Троицкий крест в память о погибших в Троицком восстании в 1918 году земляках был создан по инициативе казаков", – Кубанское казачье войско.
"Казаки установили поклонный крест на месте гибели наших братьев, воинов-казаков. На месте, где наши боевые подразделения освобождают исконно русские, православные казачьи земли", – атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов.
"Казаки установили поклонный крест на месте храма, разрушенного украинскими военными в Донецкой Народной Республике", – военный отдел Московского патриархата.
"У поклонного креста на месте строительства кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы на Стрелке прошел ежегодный молебен и малый детский крестный ход, посвященный Дню памяти святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских", – Енисейское казачье войско.
Это лишь небольшая россыпь сообщений казачьих и православных информационных ресурсов. Все свежее и взятое, что называется, навскидку. Достаточно сверху зачерпнуть, чтобы убедиться, что казаки соседствуют с поклонными крестами повсеместно и постоянно. Устанавливают их, реставрируют, поклоняются, молятся, в общем, все как повелось издавна, от отцов-дедов.
Поклонный крест – важнейший сакральный символ в жизни русского казачества. Да и не только символ, разумеется. Так всегда было, есть и будет вечно. Значит, просто-таки необходимо уяснить, как выкристаллизовалась эта величественная многовековая традиция.
Видишь, там, на горе, возвышается крест
Первый поклонный крест на наших исконных землях появился задолго до возникновения казачества. И даже еще до Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром.
Вообразите, православных еще не было, а святой крест уже освящал бескрайние славянские территории. Получен он был напрямую от ученика Иисуса Христа, апостола Андрея, прозванного у нас Первозванным.
В "Повести временных лет" есть рассказ о его миссионерском путешествии по Днепру, по маршруту, позднее вошедшем в историю, как путь из варяг в греки, с воздвижением креста на месте будущего Киева. Кроме того, апостол Андрей побывал в землях ильменских словен.
Им была сказана первая апостольская проповедь на наших землях, провидчески обозначены два очага развития православия – Киев на юге и новгородские земли на севере. Воздвигнутый Андреем Первозванным на днепровских кручах крест стал точкой отсчета, от него пошла русская православная цивилизация, носителями и защитниками которой все мы с вами являемся в нашем своеобразном и непростом XXI веке.
Понятное дело, что "Повесть временных лет" – это не онлайн-репортаж. Но это источник, проверенный многими веками, описанные в нем события в своей основе могут вызывать сомнения разве что у закоренелых скептиков или у принципиальных врагов православия.
А нам пристало понимать, что не летописец святой Нестор Печерский в буквальном смысле написал этот бесценный исторический документ. Он был лишь инструментом в руках Господних, который решил таким образом передать важную информацию христианам на много поколений тому вперед.
"Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей. И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру", – слова апостола Андрея, приведенные из "Повести временных лет", разошлись в различных ее списках.
© Общественное достояниеРадзивилловская летопись. Апостол Андрей устанавливает крест на месте, где позже появится Киев

Радзивилловская летопись. Апостол Андрей устанавливает крест на месте, где позже появится Киев
© Общественное достояние
В том числе она встречается и в Радзивилловской летописи, обильно снабженной выразительными миниатюрами, среди которых есть визуализация представлений древнего художника о киевской, точнее предкиевской миссии апостола Андрея. Крест в композиции занимает особое место.
Знамение будущего торжества
"Есть основание думать, что кресты водружались, как знамение начинающейся в стране проповеди христианской, знамение начинающего, или будущего торжества Христовой веры над неверием. Таким основанием может служить уже предание, столь драгоценное для нас, русских, о водружении креста на горах киевских святым апостолом Андреем Первозванным", – писал в вышедшей в 1865 году книге "О придорожных крестах" историк церкви, славист, доктор богословия, профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский.
Журнал "Воскресное чтение" разъяснял своей аудитории в 1850 году:
"Святые благовестники Христовы, где ни проходили, повсюду не только с дерзновением возвещали слово крестное, но, при благоприятных обстоятельствах, водружали по местам и святой крест, как знамение или уже совершившейся, или же будущей победы светлого царства Христова над темным владычеством князя тьмы".
Лаконично и исчерпывающе: крест знаменует победу Христа над темными силами, грядущую или свершившуюся. Все остальное – это уже уточнения, тонкости, производные.
Еще процитируем профессора Малышевского:
"Христианское предание народа помнило, привыкло представлять, что при начале христианской проповеди водружалось знамение креста, как знамение будущего или начинающегося торжества христианства над неверием".
Вот, собственно, вполне достаточное пояснение, отчего поклонный крест во все времена был так популярен и особо почитаем на Руси.
С воздвижения креста, а затем и постройки храма стартовали наши города, деревни, хутора и станицы. Крестом русские воины и первопроходцы обозначали присоединенные, освоенные территории. Ими же освящали места битв, триумфов, да и трагедий тоже.
Порой крест принимал на себя, кроме основной, сакральной роли, и земные функции прикладного характера, что ли. Скажем, это был и межевой знак. А приметный крест являлся важным элемент навигационного искусства у поморов, например.
© Руслан МармазовКрест деревни Козьмогородской, Мезенский район. 1899 год. На большом перекрестии начало молитвы – похвала честному кресту

Крест деревни Козьмогородской, Мезенский район. 1899 год. На большом перекрестии начало молитвы – похвала честному кресту
© Руслан Мармазов
В конце концов, а с чем же сверяться в правильности своего движение православному русскому человеку, как не с крестом?
Даже сегодня, когда навигационный прибор у каждого в кармане, спрессованный в один комок с телефоном, видеокамерой и Бог его знает, с чем еще, не лишним будет знать, что православный крест всегда ориентирован на восток, а диагональная его перекладина верхним краем указывает на север.
Встретишь, бывает, в пути поклонный крест, подумаешь о высоком, о главном, осенишь себя крестным знамением, помолишься смиренно, и сверишь свои координаты. Верно ли по грешной земле свой путь прокладываешь, а главное, не заплутал ли по дороге к Господу нашему. Второе, разумеется, куда важнее.
Равноапостолы земли русской
Удивительное дело, но были ведь времена, когда яростные западники, которые в наших краях издавна водились, норовили украсть у русских изначальную традицию воздвижения отдельно стоящих крестов. Говорили, дескать, это все к нам пришло из Европы, например от поляков.
Никто не спорит, устанавливать кресты в зарубежных странах тоже любят и умеют. Но рассказывать нам, прямым наследникам апостола Андрея, что нас еще кто-то там этому научил… Нелепость какая-то, ей Богу.
Неоднократно нами упоминавшийся уже историк и богослов Иван Малышевский по этому поводу писал:
"Не с занятия юго-западной Руси поляками стали воздвигаться здесь кресты, а гораздо прежде, со времен первых равноапостолов земли русской, воздвигали во время татарских набегов и после".
Святой равноапостольной Ольге, урожденной псковитянке и киевской княгине, крестивший ее константинопольский патриарх Полиевкт дал крест и предрек славу просветительницы. Она же "хотела водружением крестов заранее приготовлять землю русскую к освящению этим спасительным знаменем веры".
Начала со своей малой родины – Пскова и его окрестностей. А далее – везде.
© РИА Новости / Алексей ДаничевПамятник святой равноапостольной княгине Ольге во Пскове

Памятник святой равноапостольной княгине Ольге во Пскове
© РИА Новости / Алексей Даничев
"Нача требища и кумиры сокрушать и тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же те Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила", – говорилось в жизнеописании святой Ольги.
А уж что святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, вдохновлялся деяниями апостола Андрея и брал пример со своей бабушки Ольги, и вовсе сомневаться не приходится. В похвале князю Владимиру блаженный Илларион, первый русский митрополит Киевский, говорил:
"Капища разрушены, и церкви воздвигаются; идолы низвергаются, и явились иконы святых; бесы убежали и крест освятил города".
Кресты каменные, деревянные, хрустальные
Сколько за 2 тысячи лет после апостола Андрея по Руси, да и за ее пределами тоже, русские люди воздвигли православных поклонных крестов, не счесть. Миллионы, пожалуй.
Кресты делались деревянные и каменные, металлические. Да хоть из хрусталя, как в Дятьково Брянской области. Материал может быть самый разнообразный, как и оформление.
Есть кресты со вставленными в них иконами, с распятиями, с невероятными узорами и письменами. А есть вовсе без ничего – строги до чрезвычайности. Крест, просто крест. Он самодостаточен и сам по себе.
Жестких критериев, как должен выглядеть поклонный крест, нет. Во всяком случае, подходы могут быть достаточно вольными, но, понятно, в рамках православного канона. И только с благословения священника.
Кресты бывают настоящими произведениями искусства, а иной раз незамысловатыми, но не менее наполненными высоким смыслом.
Скажем, в 1992 году в Тюмени потомки-казаки открыли поклонный крест атаману Ермаку и его товарищам. Это простой металлический крест с природными камнями у основания. Воздвигнут он на месте предполагаемой стоянки дружины Ермака Тимофеевича и первого Тюменского острога. Ценно, что у этого креста в 1994 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II впервые в новейшей истории прочитал молитву "Атаману Ермаку со товарищами".
А в 2020 году в Тобольске был освящен поклонный крест "Казакам дружины Ермака от благодарной России". Он великолепен, исполнен мастерски. Но и на ум не придет вопрос, и язык не повернется его задать, какой-де из крестов, тюменский или тобольский, нам более важен?
Разумеется, оба. Они – напоминание нам о великом казачьем предводителе Ермаке и отважной его команде, которая шла на самопожертвование во имя Господа и России.
Какой крест Всевышний лучше рассмотрит, без малого 50-метровый под Красноярском или 167-сантиметровый, но почти тысячелетний, Стерженский крест из Осташковского уезда Тверской губернии? Подозреваю, что оба.
© Город Т. Муниципальное автономное учреждение культуры города Тюмени "Централизованная городская библиотечная система"Поклонный крест в память о Ермаке и его товарищах в Тюмени

© Общественное достояниеПоклонный крест "Казакам дружины Ермака от благодарной России"

© Пресс-служба Красноярской епархии РПЦСамый высокий поклонный крест в России (49 м) под Красноярском

© Общественное достояниеС.М.Прокудин-Горский. Каменный Стерженский крест в Тверском музее. Лето 1910 года

© Правительство Брянской областиПоклонный хрустальный крест у храма "Неопалимая Купина" в Дятьково

© Сайт Аргентинской и Южноамериканской епархии РПЦ Поклонный крест на территории храма святых Царственных страстотерпцев города Мар-дель-Плата (Аргентина)

© Сайт Аргентинской и Южноамериканской епархии РПЦ Остров Сан-Лоренцо, база ВМС Республики Перу. Поклонный крест в память о захороненных в 1854 году на острове моряках русского фрегата "Аврора" Василии Игумнове и Малофее Курочкине

© РИА Новости / Михаил ТургиевОсвящение поклонного креста на русском кладбище в историческом парке Форт-Росс в Калифорнии (США). 2018 год

1/8
Поклонный крест в память о Ермаке и его товарищах в Тюмени
© Город Т. Муниципальное автономное учреждение культуры города Тюмени "Централизованная городская библиотечная система"
2/8
Поклонный крест "Казакам дружины Ермака от благодарной России"
© Общественное достояние
3/8
Самый высокий поклонный крест в России (49 м) под Красноярском
© Пресс-служба Красноярской епархии РПЦ
4/8
С.М.Прокудин-Горский. Каменный Стерженский крест в Тверском музее. Лето 1910 года
© Общественное достояние
5/8
Поклонный хрустальный крест у храма "Неопалимая Купина" в Дятьково
© Правительство Брянской области
6/8
Поклонный крест на территории храма святых Царственных страстотерпцев города Мар-дель-Плата (Аргентина)
© Сайт Аргентинской и Южноамериканской епархии РПЦ
7/8
Остров Сан-Лоренцо, база ВМС Республики Перу. Поклонный крест в память о захороненных в 1854 году на острове моряках русского фрегата "Аврора" Василии Игумнове и Малофее Курочкине
© Сайт Аргентинской и Южноамериканской епархии РПЦ
8/8
Освящение поклонного креста на русском кладбище в историческом парке Форт-Росс в Калифорнии (США). 2018 год
© РИА Новости / Михаил Тургиев
А еще лучше ему видны сердца и помыслы людей, которые их устанавливали и рядом с ними молились.
Научный взгляд на крест
В 2022 году в интервью популярному православному журналу "Фома" заведующая сектором прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Светлана Гнутова дала свою классификацию крестов.
- —Поклонные кресты. Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.
- —Обетные кресты. Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.
- —Охранные кресты. Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.
- —Памятные кресты. Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей – с целью призвать к молитве за них.
Впрочем, искусствовед признает, что деление крестов на виды – довольно условное.
"Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям", – говорит Светлана Гнутова.
Но это нюансы для совсем продвинутых людей, больших ученых. Между прочим, те из них кто специализируются на изучении крестов красиво называются ставрографы. Да-да, целое направление, вспомогательная историческая дисциплина. Так вот эти старврографы называют отдельно стоящие кресты не поклонными, а монументальными.
Не уверен, что это название отправится в широкие массы и там приживется. Поклонный крест – это как-то привычней, традиционней.
"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим", – помолился, и все становится на свои места.
Всегда в начале крест и стан
Рассуждая о поклонных крестах, как о феноменальном явлении русской православной жизни, мы волей или неволей все равно время от времени делаем крен в сторону казачьей тематики. Что неизбежно, специфика портала такая. Но теперь наступило время сказать о казаках более основательно.
И вот что любопытно, у этой основательности проявилась своя специфика.
Работая над этой статьей, ваш автор связался для консультации с руководителем отдела по взаимодействию с казачеством Донецкой и Мариупольской епархии протоиереем Никитой (Панасюком).
Батюшка и сам природный казак, большой знаток и ценитель казачьей старины и традиций. Он полагает, что для наших предков-казаков воздвижение поклонных крестов было до такой степени естественным, обычным делом, что особо помпезной огласке это и не придавалось.
"Конечно же, казаки ставили кресты – поклонные, охранные, приграничные. Особенно, когда осваивали новые земли и обозначали их принадлежность. Первое, что ставили, – крест и стан", – подчеркивает отец Никита.
Этот момент даже в памятнике увековечен. На территории историко-архитектурный комплекс "Обдорский острог" установлена выразительная скульптурная группа в память о казаках – основателях Салехарда. Как раз запечатлен момент воздвижения креста.
© Фото из собрания Андрея ЛяхаПамятник казакам-основателям Салехарда. Историко-архитектурный комплекс "Обдорский острог"

Памятник казакам-основателям Салехарда. Историко-архитектурный комплекс "Обдорский острог"
© Фото из собрания Андрея Ляха
К слову, памятник создан по эскизу родового казака станицы Уманской, специалиста по кубанскому казачеству и талантливого живописца Андрея Ляха.
Символ христианского обладания
Едва ли не в любой станице, на хуторах есть свой поклонный крест, а то и не один. А кто их поставил? Так казаки же. Это ведь так просто и естественно, как дышать.
Потому рассказанную нашим порталом историю об участии казаков в экспедиции на библейскую гору Арарат в 1850 году можно назвать своего рода исследовательской удачей.
Документы об этом восхождении сохранились в архиве Кавказской археографической комиссии. Кроме прочего, там говорилось:
"Здесь был водружен крест, принесенный урядником Дахновым, и по средине его прибита медная доска (12 дюймов длины и 8¼ ширины) с надписью "1850 г. 6/18 августа, в благополучное царствование императора Николая I, при наместнике Кавказском князе Воронцове, взошли на Арарат начальник триангуляции полковник Ходзько, Н.В.Ханыков, П.А.Александров, Ар.Ф.Мориц, П.К.Услар, П.И.Шароян и 60 нижних чинов"".
А вот выдержка из статьи "Восхождение на Большой Арарат в августе месяце 1850 года", размещенной в свое время в газете "Кавказ":
"Водрузить крест было поручено донскому казаку Дахнову, с величайшей ревностью принявшему эту дорогую для всякого христианина ношу на самом трудном подъеме на гору. Достигнув назначенного места, он упал на колени и после трех земных поклонов принялся устанавливать крест. По утверждении этого символа христианского обладания библейской горой все обнажили головы и искренне помолились Всевышнему".
Только благодаря этим свидетельствам мы с вами сегодня и знаем, что поклонный крест на Арарат поднял донской казак Дахнов. Отдадим должное его христианскому подвигу. Чтобы занести на горную вершину на заре альпинизма, без специального снаряжения и вьючных животных, крест высотой в 3 аршина (примерно 2 м 13 см), надо было иметь очень серьезную мотивацию.
И, конечно, мастерски журналисты XIX века обрисовали значение поклонного креста на Арарате: "Символ христианского обладания". Очень точная формулировка.
Поклонный крест в эпоху высоких технологий
Сейчас, конечно, мы живем в совершенное иное время, в эпоху всепроникающей информации, оперативных и доступных всем и каждому медийных технологий. Потому казачье крестовоздвижение известно самой широкой аудитории, что и прекрасно.
О каждом возведенном казачьем поклонном кресте мы узнаем очень быстро, если и не в режиме прямой трансляции, то, во всяком случае, в близком к этому формате. Или накануне даже, в виде анонса, рассказа о намерениях.
Допустим, надумали кемеровские казаки установить поклонные кресты на местах всех пяти острогов, существовавших ранее на территории Кузбасса, а мы уже это знаем – обсуждаем, интересуемся.
Или разработали казаки проект объединения в единый туристический маршрут острогов Новосибирской области, начиная с Умревинского острога – нам любопытно, радуемся их креативности, поддерживаем как можем. Особенно учитывая, что в маршрут они включают и восстановленные поклонные кресты, в том числе и на высшей точке тех краев – горе Пихтовый гребень.
Величественно и уместно смотрятся поклонные кресты, устанавливаемые сейчас казаками на фронтах СВО. Возможно, мы с вами и не осознали еще в полной мерей всей грандиозности этого явления. Ничего, со временем всем станет ясно, о чем идет речь. История поможет правильно расставить акценты.
Казаки в составе русского воинства освобождают наши исконные земли, наших православных людей от нечисти, от сатанистов всех мастей. Свое движение к будущей победе казаки обозначают поклонными крестами, теми самыми символами "христианского обладания". Исконная казачья миссия – биться за Христа. И символ современности, если угодно. А уж войны за очищение от скверны Донбасса и Новороссии – так уж точно.
В ходе СВО казаки воздвигли уже немало поклонных крестов. На месте сожженных современными украинскими фашистами храмов, в память о погибших соратниках… Но один из случаев стоит особняком.
В декабре 2024 года казаки установили поклонный крест в Новопрокоповке Запорожской области. Этот фрагмент был запечатлен фотографическим образом, и снимок, как это теперь принято говорить, "завирусился" в глобальной сети. Высшая степень интернет-популярности и востребованности.
© Всероссийское казачье общество (ВсКО)Декабрь 2024 года. Казаки установили поклонный крест в населенном пункте Новопрокоповка Запорожской области

Декабрь 2024 года. Казаки установили поклонный крест в населенном пункте Новопрокоповка Запорожской области
© Всероссийское казачье общество (ВсКО)
Казалось бы, всего лишь одно мгновение большого противостояния, а вот ведь именно его увидели и запомнили миллионы человек. В чем несомненный промысл Божий. Снимок, сделанный в экстремальной обстановке, вблизи линии фронта, получился правдивым, динамичным, можно сказать, знаковым.
История знает случаи, когда и постановочные фотографии становились символами эпохи. Скажем, знаменитый кадр Евгения Халдея "Знамя Победы над рейхстагом". И ничего предосудительного в таком подходе нет, важно ведь передать дух исторического события. А сделать качественную фотографию, когда вокруг свистят пули (а в современной ситуации еще и дроны), мягко говоря, непросто.
Но ведь в эпизоде с воздвижением креста в Запорожской области явно нет никакой постановки. Документально зафиксированный факт. Важно и место действия – Запорожье, древняя, многократно политая кровью земля русских казаков.
Символов в этом сюжете огромное множество. А главный из них – только в кресте надежда на спасение. Спасение в самом высоком смысле этого слова.
Атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов явно очень проникся этим событием. Теперь он вручает знаменитую фотографию при встречах со различными значительными, близкими по духу людьми, наглядно иллюстрируя, чем заняты наши воины.
Что-то подсказывает, казачье крестовоздвижение будет продолжаться.
© Всероссийское казачье общество (ВсКО)Атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов вручает архиепископу Пятигорскому и Черкесскому Феофилакту фото с установкой поклонного креста

Атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов вручает архиепископу Пятигорскому и Черкесскому Феофилакту фото с установкой поклонного креста
© Всероссийское казачье общество (ВсКО)
Крестом и шашкой
Беснование на Украине, унесшее многие тысячи жизней, если не забыли, начиналось с глумления над крестом.
Прекрасно помню, как блудница из одного международного даже движения, якобы борющегося за права женщин, в непотребном виде бензопилой валила поклонный крест в районе киевской площади Независимости. А толпа радостно улюлюкала, пресса удовлетворенно щелкала затворами фотоаппаратов, жужжала видеокамерами.
Потом были захваты православных храмов и передача их раскольникам и сектантам. Православных священников рассадили по тюрьмам. Сатанисты надругались над святынями Киево-Печерской лавры…
Чем на все это может ответить русский казак? Только зачисткой поруганных земель от нечисти и водружением крестов. Так ведь всегда было. Казаки идут в бой за правое дело с шашкой (автоматом, гранатометом, да хотя бы и с пультом управления БПЛА) в руке и Божьей молитвой на устах.
Да и на странный, но явно злонамеренный "крестопад" внутри России, когда некоторые слишком творческие дизайнеры стали убирать кресты с узнаваемых изображений православных храмов, с государственного герба даже, фронтовое крестовоздвижение – крепкий и многообещающий ответ.
Вообще, надо сказать, что на всякий "крестопад" всегда найдется казачье крестовоздвижение. Даже и не сомневайтесь.
"Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство".
Помолились? Вот и славно. Мы непременно победим, с Божьей помощью.
Руслан Мармазов
© Общественное достояниеПоклонный крест XVII века

Поклонный крест XVII века
© Общественное достояние