В Москве открыта точка притяжения российского казачества
© Портал "Российское казачество"
24 июня Центральный музей российского казачества на правах отдела Государственного исторического музея распахнул свои двери для прессы и специально приглашенных почетных гостей, чтобы уже на следующий день пустить к себе всех желающих. Громкое начало большого долгоиграющего проекта.
Открытие казачьего музея в Москве на углу Денежного и Большого Левшинского переулков ожидалось давно и нетерпеливо. Может быть, и не всеми, конечно, но заинтересованной публикой, казаками, ценителями истории – однозначно.
Есть казачьи музеи и тематические выставки в Новочеркасске, Краснодаре, Ростове-на-Дону, других городах и весях, но они, при всем богатстве экспозиций, ориентированы на локальные реалии. А вот чтобы дать всеобъемлющий охват всего явления и оценить его историческую глубину, такое случилось только теперь.
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
Дом с хорошими традициями
Здание под музей выделено отменное, архитектурно изысканное и в хорошем месте. Вроде бы и самый центр Москвы, каких-то 2,5 км от Кремля, но довольно-таки тихо, без лишней суеты. Арбат недалеко. Да и до редакции "Российского казачества" лишь 700–750 метров, что очень удобно.
Дом выстроен в XVIII веке, и первым его владельцем был полковник кавалер ордена Святого Георгия IV степени Алексей Ладыженский. Не казак, правда, но из воинского рода, из хорошей, можно сказать, фамилии. Он был сыном надворного советника Петра Ладыженского, в свое время отобранного в гренадеры на смотре дворянских недорослей лично князем Александром Меншиковым, любимцем и соратником Петра Великого.
© Портал "Российское казачество"Здание Центрального музея российского казачества

Здание Центрального музея российского казачества
© Портал "Российское казачество"
В 1835 году владение, пережившее даже пожар 1812 года, было куплено Московской дворцовой конторой – одним из подразделений Министерства императорского двора. Последнее занималось самыми разными вещами, призванными сделать функционирование и быт правящей династии наиболее комфортными.
Министерство ведало личным имуществом императорского семейства и медицинским обслуживанием августейших особ, готовило царскую охоту, курировало Эрмитаж, императорские театры, придворную капеллу и прочая, и прочая. Подчинение было, минуя все прочие структуры, напрямую царю.
У Московской дворцовой конторы функции были несколько скромнее все-таки, это не столица в тот момент была. Ремонт Кремля и близлежащих дворцов, археологические исследования, архивы – вот основные направления деятельности. А в купленном у семейства Ладыженских особняке отвели квартиры конторским служащим. Среди них были и весьма примечательные люди.
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
Скажем, археолог и историк, инициатор создания Императорского Российского исторического музея имени императора Александра III (нынешнего ГИМ) Иван Забелин. Премией его имени ученый совет Государственного исторического музея теперь поощряет за научные исследования сотрудников всевозможных музеев Российской Федерации.
Или автор фундаментальной "Истории России с древнейших времен" Сергей Соловьев – один из крупнейших представителей московской исторической школы.
Теперь незаурядное здание послужит исторической науке на новом витке развития общества.
Между самоваром и битым Наполеоном
Запуск музея в эксплуатацию получился торжественным, насыщенным всевозможными событиями и активностями, растянувшимися на значительную часть светового дня. При этом все прошло как-то без лишней помпы, звонкое получилось мероприятие, задушевное даже. Все как казаки и любят.
Когда у свежего, отреставрированного (теперь трудно и поверить даже, что в руинах особняк лежал) здания музея Московский казачий хор грянул лезгинку "Ойся, ты ойся" и в пляске заходили удалые молодцы и красные девицы, случайные прохожие из числа москвичей и гостей столицы оторопели и судорожно защелкали затворами своих гаджетов. Такое зрелище, как ни говорите, не на каждом шагу и не по всякому поводу встретишь. Особенно в мегаполисе.
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
Убедив собравшихся, дескать, "ты меня не бойся, я тебя не трону, ты не беспокойся", популярный коллектив песни и танца перешел к задумчивой, зато известной каждому русскому человеку балладе.
"Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить, с нашим атаманом не приходится тужить", – неслось по Денежному переулку с заворотом в Большой Лёвшинский, прямо указывая, что сейчас объявятся официальные лица.
Забегая вперед, скажем, что по ходу торжественной церемонии этот прием повторялся неоднократно. Открытие музея, а мы же уже сказали, что оно выдалось совсем не коротким, было условно разбито на блоки, паузы между которыми заполнялись казачьими песнями. При этом журналисты получили возможность не только напитаться информацией, но при желании и известной доле любознательности даже освоить смежную профессию гида в казачьем музее.
Для истории сообщим, что все значительные и рассчитанные на широкую публику слова в этот день звучали в музейном зале №6. Он не похож ни на одно из прочих помещений – круглый. Да еще и со своеобразной тематикой. Если в других залах все больше войны, походы, трофеи, то здесь – тишь, гладь и Божья благодать казачьей станицы. Намеки излишни, здесь речь идет о быте, семейном очаге, казачьем укладе в мирной его вариации.
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
Выступавшие, а казачий музей собрал под своей крышей видных персон российской политики, вещали между стендами, в одном из которых размещены кубанская бандура, тульский самовар фирмы братьев Баташевых и "дембельский" сундук казака, а в другом – керамические и деревянные декоративные статуэтки, квасники, забавные игрушки, где станичник, например, колотит Наполеона (так тому и надо).
Первая часть открытия музея получилась условно "женской". С важной и почетной миссией прибыли зампред Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и министр культуры Ольга Любимова.
Вице-премьеробратила внимание собравшихся, что все они являются свидетелями и участниками исторического события. И добавила к этому:
"Символично, что по поручению президента страны это происходит в год 80-летия Великой Победы. Это подчеркивает суть казачества: служение Родине – от подвигов Ермака до победоносных сражений Великой Отечественной войны и сегодняшнего участия казаков в СВО".
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
Министр культуры напомнила, что ГИМ – настоящая сокровищница России, в которой находится 5 миллионов единиц хранения. И что это большая радость для сотрудников музея и для тружеников Министерства культуры, когда появляются новые площади для размещения ценнейших экспонатов и рассказа о нашей неповторимой истории. В данном случае свою великолепную площадку нашло казачество.
"Трудно было себе представить, что в кратчайшие сроки наши коллеги из Государственного исторического музея вместе с общественными организациями, с людьми, которые берегут традиции казачества, помнят их и знают, создадут уникальное пространство для всех нас, но они смогли", – подчеркнула Ольга Любимова.
В этот день гибридные обязанности гостеприимного хозяина, экскурсовода, ведущего брифингов и главного научного консультанта отважно принял на себя генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. Отдадим должное, справился он с повышенными обязательствами на высоком идейном и научном уровне.
Скажем, по ходу выступления Татьяны Голиковой и Ольги Любимовой он ловко напомнил, что 24 июня отмечается День наурской казачки. Отличный повод вспомнить о роли женщин в жизни человечества вообще и в казачьей истории в частности.
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
Спорить с ведущим никто не стал. Наоборот, эта часть церемонии получила свою красивую эмоциональную окраску.
Особо ценная таблица
Любое казачье деяние невозможно, немыслимо даже, без молитвы Господу нашему. А уж такое эпохальное, как открытие Центрального музея российского казачества, тем более.
Свершить таинство освящения залов музея прибыл лично председатель Синодального комитета Русской православной церкви по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
Молитва полилась в одном из подразделений нового хранилища истории. Лично вашему автору показалось символичным, что владыка и сослужившие ему священники расположились рядом с прижизненным портретным бюстом легендарного донского атамана Матвея Платова. Впрочем, символичного в этот день было очень много.
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
Как только Московский казачий хор второй уже раз за короткое время стал нараспев настаивать, что с "нашим атаманом не приходится тужить", все приготовились встречать еще одну группу высокопоставленных гостей.
Наверняка это неспециально было сделано, так сложились напряженные графики у ответственных работников, но вторая часть открытия музея получилась условно "мужской".
Помощник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Дмитрий Миронов обратил внимание на еще один важный символический момент. Открытие музея пришлось на 24 июня – 80-летие Парада Победы 1945 года, в котором принимали участие и казаки. Их потомки – донские, кубанские, терские казаки – 9 мая этого года прошли в составе парадных расчетов по Красной площади.
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
"Была проведена большая работа, – считает Дмитрий Миронов. – Здесь, в этом музее, будет создана новая точка сборки, точка притяжения для дальнейшего развития российского казачества".
А специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов не стал скрывать, что был удивлен, когда получил приглашение на открытие казачьего музея. Он был уверен, что такой музей уже давным-давно существует, ведь казачество – неотъемлемая часть нашей истории, культуры, кода, традиций.
"Это важный просветительский, культурный, исторический проект, созданный по решению нашего Президента",
Еще на один символ обратил внимание аудитории митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл – открытие музея казачества совпало с днем Апостола Варфоломея – покровителя Терского казачьего войска.
Когда Владыка говорил эти слова, атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов улыбнулся особенно приятственно. Он ведь из терских казаков и связей со своим войском никогда не терял.
Самым же скрупулезным, внимательным и заинтересованным экскурсантом в этот день, пожалуй, стал помощник Президента Российской Федерации Владимир Мединский. И то сказать, доктор исторических наук, автор интереснейших и необычных по подаче видеолекций по истории. Его научные труды, между прочим, тут же, в книжной и сувенирной лавке на первом этаже казачьего музея, можно приобрести.
В ходе экскурсии Владимир Ростиславович неоднократно останавливался, задавал вопросы, делал уточнения. Особенно его внимание привлекла таблица генеалогии казачьих войск.
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
Авторы экспозиции большие молодцы, что потрудились над графическим вычерчиванием связей между казаками, скажем, запорожскими, черноморскими, азовскими, кубанскими или донскими, хоперскими… Вся эта, казалось бы, гигантская информация спрессована в компактную и понятную даже для не слишком сведущих в перипетиях казачьей истории людей. Считаных минут достаточно, чтобы разобраться, кто от кого произошел, кто с кем напрямую или через промежуточные звенья кровно повязан. Словом, отличная таблица, составителям наши комплименты.
Владимир Мединский вдумчиво на нее посмотрел, а потом дал команду одному из своих помощников сделать снимок и ему переслать.
Казачий стиль – это пика
Вообще, следует сказать, что создателям нового музея удалось очень дозированно, без перебора и перекоса в какую-либо сторону совместить уникальные артефакты, воссозданные атрибуты казачьей жизни, интерактивные вкрапления, наглядные пособия в лучшем, большом, а не только в школьном понимании этого термина.
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
Кому-то непременно приглянутся клинки: отечественные и зарубежные, дарственные и трофейные. Кто-то восхитится атаманскими насеками, охотничьим ножом Ермака Тимофеевича или, допустим, табуреткой, на которой сиживал смутьян и бузотер, но и один из самых знаменитых казаков Стенька Разин. Винтовка-трехлинейка в разрезе, это, скажете, неинтересно? А последний в истории казачества наградной ковш?
Совершенно замечательно выглядит зал, который я назвал для себя тактильной оружейкой. Там собраны различные образцы оружия – от кинжала до автомата Калашникова, их можно подержать в руках и ощутить, так уж легко ли с ними управиться в бою. Хит этого раздела – казачья пика. Уверяю, ловко действовать ей, разить врага, не ощущая тяжести оружия, можно, но, скорее всего, только если это делает кто-то другой. Причем в художественном фильме.
Перемещаясь из зала в зал, из века в век, из эпохи в эпоху, стоит поглядывать наверх. В смысле, под потолок. Там ненавязчиво проложена такая себе хронологическая линейка. Вот посетители музея находятся во временах Смуты, допустим, а тут они в антинаполеоновских войнах или в битвах с турками…
Волей-неволей, но начинаешь понимать всю громадину казачества, его цельность, этапы развития, сложности и героические свершения. Суметь дать любому посетителю, вне зависимости от уровня его теоретической подготовки, ясность в таком непростом, многослойном и находящемся до сих пор в процессе развития явлении, как казачество, – это надо было исхитриться. Создателям музея удалось! Теперь наше дело этим толково воспользоваться.
Стоит ли говорить, что оформлено все технологично и стильно.
Стиль – он ведь в каждой черточке, в каждом штрихе проявляется. Например, можно было бы просто нарисовать стрелочки к табличкам "продолжение экспозиции", верно? А здесь они исполнены в виде казачьих пик. И сразу верный настрой появляется.
Современность конвертируется в историю
Экспозиция рассказывает о российском казачестве от его зарождения и до сегодняшнего дня. Завершает показ зал, посвященный самой свежей, кровоточащей, полыхающей еще войне с участием российских казаков – СВО.
Здесь просто-таки физически чувствуешь, как современная реальность конвертируется в вечную историю. Процесс идет просто на ваших глазах.
Вот личные вещи, обмундирование героев, которые совсем недавно воевали и даже сейчас еще бьются, очищая от врагов исконно русские земли. Вот шевроны казачьих подразделений, уже покрывших себя неувядающей славой.
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
А оттеняет их небольшой стенд с трофеями, доставшимися от украинских фашистов, помимо их воли, понятно. Забавно было увидеть там рядом с головным убором а-ля эсэсовца инкассаторский мешок украинского "Приватбанка" – спонсора нацистских батальонов Игоря Коломойского (которого выкормленный им Зеленский в тюрьму упек). Можно в историю и подобным манером попасть, другое дело, с каким знаком. Да и не попасть, собственно, а влипнуть.
В зале героев СВО особенно показательно, и, уж простите, снова скажу, что символично, было встретить заместителя атамана ВсКО Андрея Фадюхина, кавалера ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени, ордена Александра Невского и трижды (!) ордена Мужества. Вот вам боевой генерал, живая легенда российского казачества XXI века. Спокойно и как-то буднично поясняет прессе эпизоды боевых действий, говорит об экипировке, о бойцах бригады "Терек"… А на самом-то деле это он прямо сейчас надиктовывает историю, будущие ее учебники.
© Портал "Российское казачество"Открытие Центрального музея казачества в Москве

Открытие Центрального музея казачества в Москве
© Портал "Российское казачество"
Атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов в этот день, как вы понимаете, тоже был нарасхват. Невольно услышал, впрочем, секрета-то в том никакого нет, как он говорил в интервью одному из федеральных каналов, что это все делается для нашей молодежи, для юной, но боевой поросли казачества. В этот момент казачий атаман указывал на выстроившихся рядом кубанцев и терцев в красивейшей парадной форме, в сиянии газырей и погонов. Хороши, положительно хороши!
Понятное дело, растить и правильно воспитывать таких молодцев, опираясь на кладезь истории, традиций, образов и смыслов, которыми изобилует новый музей, будет полегче. Это правильно. И в который раз уже добавлю – символично.
Руслан Мармазов