Жизнь за веру. Как патриарх из донских казаков прекратил Смуту на Руси
© РИА Новости / Сергей ПятаковПамятник патриарху Гермогену в Александровском саду в Москве

© РИА Новости / Сергей Пятаков
Июль 1606 года. Москва еще не оправилась от прошедших по ее улицам восстаний, а новая политика посаженного на трон князя Шуйского привела к росту недовольства крестьян. Народ поднимается на новые мятежи, а у границ государства вот-вот появится Лжедмитрий II. В это непростое для Российского государства время в Успенском соборе митрополит Казанский Гермоген становится патриархом Московским и всея Руси.
Им он пробудет всего пять лет – кажется, совсем недолго. Но между тем в этот короткий срок он поспособствует созданию земского освободительного движения и соберет народ на восстания против иноземцев. О том, как священнику из посадского храма удалось стать приближенным царя и почему народные ополчения брали с собой икону Божией Матери, – в материале "Российского казачества".
"Патриарх Гермоген – один из самых выдающихся, ярких, великих деятелей истории России, истинный патриот и подвижник. В тяжелейшие для России времена он обратился к соотечественникам с пламенным призывом к единению, к собиранию сил для отпора врага, защиты Русской земли", – так в своем послании о патриархе высказался Президент России Владимир Путин. Эти слова были произнесены на открытии памятника патриарху Гермогену у стен Московского Кремля 25 мая 2013 года. Ровно через 100 лет после его причисления к лику святых как священномученика.
© Общественное достояниеИзображение Патриарха Московского и всея Руси Гермогена

Изображение Патриарха Московского и всея Руси Гермогена
© Общественное достояние
По историческим документам можно многое узнать об общественных деяниях патриарха и о его роли в политике. Но про мирскую жизнь святого известно совсем мало. Исследователям не удалось достоверно установить ни где он родился, ни кем были его родители и даже каким именем его нарекли.
Однако в путанице судьбоносных поворотов жизни святителя Гермогена проректор по научной работе МГУТУ им. Разумовского Дмитрий Володихин находит вот какое свидетельство: в молодости будущий патриарх был в донских казаках. Трудно, однако, установить, родился ли он в казачьей семье или подался в казаки в годы юности. Но то, что Гермогена воспитала горячая казачья кровь, подтверждается не в одном источнике.
16 первых чудес Богоматери
Первая точная дата жизни будущего патриарха – 1579 год. Отец Гермоген служит священником-бельцом в посадском храме Казани. В этот же год, по преданию, людям явилась икона Божией Матери.
Будущий патриарх был первым, кто попросил у архиепископа разрешения отнести образ Богоматери в храм, где совершили молебное пение. А позже распорядился списать копию и отправить в Москву Ивану IV.
© РИА Новости / Максим БогодвидИкона Казанской Божьей Матери в Крестовоздвиженской церкви казанского Богородского мужского монастыря

Икона Казанской Божьей Матери в Крестовоздвиженской церкви казанского Богородского мужского монастыря
© РИА Новости / Максим Богодвид
В записях отца Гермогена найдут 16 свидетельств о чудесах, совершенных образом Казанской Богородицы. Большая их часть – исцеления ослепших людей. До конца своей жизни отец Гермоген будет выступать за почитание Казанской иконы Божией Матери.
Тогда же отец Гермоген начинает свой путь как духовный писатель. Дмитрий Володихин цитирует слова жизнеописателя будущего патриарха Сергея Кедрова: "Его творения изобличают в нем человека с глубоким религиозным чувством, хорошо знающего Священное Писание, церковную и гражданскую историю".
"Человек высокой культуры"
Став митрополитом Казанским, Гермоген собирал "новокрещенов", чтобы обучать их законам православия, бытовым правилам жизни христианина и главным смыслам Священного Писания. При нем в Казани действует типография и открывается школа, строятся новые храмы. А в Свияжском монастыре будущий патриарх собирает библиотеку из 150 книг.
© Общественное достояниеГравюра "Вид Казани в XVII веке" из книги Адама Олеария

Гравюра "Вид Казани в XVII веке" из книги Адама Олеария
© Общественное достояние
В 1592 году митрополит Казанский Гермоген отправляет патриарху Московскому грамоту, где просит установить памятную дату в честь царских ратников, отдавших свою жизнь за взятие казанских земель. Вскоре патриарх отвечает ему: "По всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия".
Все, кто знал святителя Гермогена при жизни, описывали его как человека высокой культуры. Митрополит Гермоген написал немало жизнеописаний святых, переработал и канонизировал "Повесть о Петре и Февронии Муромских", составил "Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери" и "Слово об обретении мощей митрополита Алексия". Священник Александр Сирин, исследуя творчество святителя Гермогена, напишет, что описания митрополитом церковной жизни Казанского края стали основой летописей христианской Казани, положив начало ее письменной истории.
Неудивительно, что при столь плодотворной и усердной работе митрополит Гермоген снискал уважение и почитание не только в родной Казанской кафедре, но и в Московской. Поэтому, когда царь Федор Иванович умер, не оставив наследников, митрополита позвали в Земский собор для принятия решения: кто будет восседать в столице. И тогда на престоле оказался Борис Годунов.
И сердцем, и словом за царя
Надвигающееся на Москву войско Лжедмитрия I подчиняет себе все больше российских городов. Дойдя до столицы, полки лжецаревича убедили ее жителей в своей правде и свергли Годунова, убив его вместе с ближайшей родней.
Далее события развиваются молниеносно. Царский двор все больше наполняется поляками, а Лжедмитрий готовится жениться на католичке. На улицах и в боярских палатах ропот становится громче. А патриарха Гермогена за оппозицию самозванцу лишают сенатского звания и ссылают обратно в Казань. В Москву митрополит вернется только к лету 1606 года, когда Василий Шуйский убьет Лжедмитрия I и сядет на престол.
Проректор МГУТУ Володихин считает, что патриарх Гермоген нашел в новом царе "защитника всей Русской церкви и православной веры". И пусть патриарх не во всем был согласен с политикой Шуйского, но стал для него верным служителем и опорой, "поддерживая его колеблющийся трон".
Историк Николай Костомаров, изучая житие святителя Гермогена, напишет о нем:
"Подчиненные его не любили: он был человек чересчур строгий. Но при всем том это был человек прямой, честный, непоколебимый, свято служивший своим убеждениям, а не личным видам. Находясь постоянно в столкновениях с царем, он, однако, не только не подавал руки его многочисленным врагам, но всегда защищал Василия. Для патриарха Гермогена существовало одно – святость религиозной формы"
Спасать не оружием, а "словом Божиим"
Когда казалось, будто шторм Смуты начал успокаиваться, а митрополит Казанский, ставший патриархом всея Руси, может приступить к выполнению своих церковных дел, на границах государства поднимались новые волны событий. На этот раз мятежи против царской власти собирает Иван Болотников. Верный помощник и сторонник Шуйского, патриарх Гермоген вновь выступает не только как пастырь, но и как государственный управленец.
Патриарх собирает на службы людей и берет на себя роль святителя, укрепляющего дух уездов, оставшихся верными Шуйскому. Воеводам и ратникам он пишет богомольные послания с напутствиями, обличает врагов и изменников, а по всем митрополиям рассылает грамоты с просьбой всеобщего молебна о "прекращении междоусобной брани, царском здравии и победе государя". По мнению многих исследователей, царская армия разбивает восстание Болотникова во многом благодаря действиям святителя Гермогена.
© Общественное достояниеКартина "Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту" художника П.П. Чистякова

Картина "Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту" художника П.П. Чистякова
© Общественное достояние
Дмитрий Володихин на этот счет приводит слова историка Людмилы Морозовой: "Именно благодаря Гермогену Шуйский продержался на троне четыре года… Будучи патриархом, Гермоген, считая Василия законным царем, убеждал в этом современников и “словом Божиим” не раз спасал Шуйского от гнева народа".
Новые грамоты для щита от иноземцев
И вот на границе виден девятый вал Смуты – Лжедмитрий II. Патриарх, как человек с казачьим воспитанием, понимал, что казаков, следующих за новым самозванцем, сдержать будет трудно. Надо действовать решительно. Тогда патриарх Гермоген вновь предстает "столпом церкви" и железным засовом, сдерживающим неприятеля словом. Всем епархиям он рассылает грамоты и послания, ставшие для накренившегося трона надежным подспорьем.
Чтобы окончательно разгромить войска самозванца, царь Василий прибегает к помощи шведов. Это сильно не нравится польскому государю Сигизмунду – он не один год ведет с ними войну. Тогда польский король со своей армией нападает на Россию и захватывает Смоленск. Шуйский более не справляется с ситуацией – его "сбрасывают" с трона. И хотя патриарху Гермогену не удалось спасти Шуйского от изгнания, святитель способствовал облегчению участи царя.
1610 год. Семибоярщина признает новым царем сына Сигизмунда Владислава. И вновь святитель Гермоген встает на защиту православной веры. Он рассылает новые грамоты, агитируя не только местную власть и священников, но и крестьян становиться на защиту вместе с ним.
Ополчения под предводительством веры
Гермогеновы грамоты возвращаются в столицу первым народным ополчением под предводительством Ляпунова. Но ему не удается изгнать иноземцев. Тогда патриарх Гермоген принимается писать новые. В одной из них он призывает взять с собой в ополчение ту самую икону Казанской Божией Матери. Об этих посланиях узнает Минин. Проходит год, и на Москву идет новое народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского с иконой в руках.
Однако увидеть их успех Московскому патриарху не было суждено. После первого восстания его нарекают главным виновником мятежей и отправляют в заточение в подвалы Чудова монастыря.
© Общественное достояние Картина "Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения" художника П.И. Геллера

Картина "Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения" художника П.И. Геллера
© Общественное достояние
От него требовали только одного: написать грамоты, которые смирили бы ополченцев. Но патриарх не предал своих убеждений и веры. За это патриарха Гермогена лишают еды и воды, затворяя в подвале уже навсегда. Святитель Гермоген ушел из жизни, когда в темень Смутного времени Минин и Пожарский уже несли свои огни.
Лишь спустя 300 лет после его смерти, в 1913 году, по решению Святейшего синода патриарх Гермоген был причислен к лику святых. В том же году состоялось обретение мощей патриарха и помещение их в раку под бронзовый шатер, выполненный по приказу царя Михаила Федоровича.