https://kazachestvo.ru/20250811/1973983.html
Казак ходит лавой за зипуном и славой
Казак ходит лавой за зипуном и славой
История российского казачества интересна тем, что какой ее эпизод, факт, незначительное, казалось бы, на первый взгляд явление ни возьми, при ближайшем изучении Российское казачество, 11.08.2025
2025-08-11T10:00
2025-08-11T10:00
2025-08-11T10:00
авторский материал
история
/img/07e9/01/18/1489249_0:61:753:485_1920x0_80_0_0_0ecf3512986a2a478da241b3d2d13094.jpg
История российского казачества интересна тем, что какой ее эпизод, факт, незначительное, казалось бы, на первый взгляд явление ни возьми, при ближайшем изучении непременно окажется, что это вход в гигантскую галактику. И столько там всего внезапного, яркого, героического, драматического, победоносного, жертвенного… Только успевай постигать и изумляться.А вот какой период в этом невероятном калейдоскопе событий, емкостью в несколько веков, наиболее важен для истории казачества и всей страны, портал "Российское казачество" надумал поинтересоваться у авторитетных экспертов – глубоких теоретиков и умелых практиков казачьего движения. Мы обратились к ученым, журналистам, управленцам, священнослужителям.Но только, Бога ради, не подумайте, что у этого опроса была наивная задача действительно определить один-единственный важнейший отрезок казачьей истории. Наоборот, хотелось еще раз подтвердить тезис о сочном многообразии и непреходящем значении для России казаков. И это, пожалуй, удалось.Родина позволяет совершить подвигПротоиерей Георгий (Сморкалов), настоятель Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора, духовник Всевеликого войска Донского, кандидат богословия (Новочеркасск):– Слава казачества, вне всякого сомнения, это Отечественная война 1812 года. Прямо вот, что называется, слава казачества!А так, если уж брать по большому счету, вся история казачества несколько трагична. Все время походы, очень часто оторваны от дома. Но главное, казаки смогли сохранить Веру, упование на Бога.А каким испытанием стала Великая Отечественная война! Кущевская атака – казаки шашками остановили немецкие танки. Казалось бы, это безумство. Но нет, это Вера! Сознание того, что Родина наша позволяет совершить такой беспримерный подвиг.Легких периодов в истории казачества точно не было. Каждый из них по-своему сложен. Но определяющее в жизни, в подвиге, в служении казака – это упование на Бога, когда Вера на первом месте, а затем уже – за царя, за Отечество.Страда Великой ОтечественнойАрмен Гаспарян, журналист, писатель, автор ряда книг по отечественной истории, первый зампред комиссии по просвещению Общественной палаты Российской федерации (Москва):– Для меня, безусловно, это события Великой Отечественной войны. Потому что по итогам Гражданской войны казалось, что казачество просто не выстоит. Это и очень серьезный раскол между белыми и красными казаками. Это и политика расказачивания. Это и замена казаков на их исконных землях иногородними.Казалось, что все – и традиция, и история – будет уничтожено. Тем более, что тогда же, в 20–30-е годы прошлого века, и награды нельзя было носить, и форму…Но наступила страда Великой Отечественной войны. И казачество сыграло очень серьезную роль в Победе. Были возвращены многие традиции. Кубанские пластуны воевали в своей форме, что еще за десять лет до Великой Отечественной невозможно было представить. А потом казаки участвовали в Параде Победы в 1945 году на Красной площади, что стало одним из символом эпохи. Для меня, несомненно, вот это и есть эпизод под номером один.Если же дополнительно назвать, я бы вспомнил о начале 90-х годов, когда в обществе возник очень серьезный интерес к истории казачества. Хотя, к сожалению, он сопровождался таким явлением, как "ряженые" – сейчас это благополучнейшим образом пережитая страница. Вот тогда, в 90-е, начался своего рода ренессанс. Который продолжается и до сих пор, в том числе в виде участия казаков в специальной военной операции.Пассионарии идут на северо-востокТатьяна Мармазова, профессор Российского экономического университета им. Плеханова, доктор политических наук (Москва):- Один из важнейших периодов в истории России – это невероятное по своим масштабам, героическое освоения казаками Севера и Дальнего Востока. Присоединение стратегически важных территорий и защита рубежей страны – вот глобальные задачи, которые удалось решить казакам.Этот период включал в себя постепенное продвижение казаков на Восток, вплоть до их выхода к Тихому океану и закрепления на Камчатке, освоения Приамурья и всей Сибири. Казаки противостояли английской, французской, американской экспансии в этом обширном регионе. Они надежным щитом прикрывали зону российских жизненных интересов.Итогом этого беспрецедентного пассионарного движения на северо-восток стало не только расширение границ Российского государства и установление новых границ, но вполне осязаемые экономические достижения – налоговые поступления, развитие транспортной сети, почтовой связи, торговли.Казачьи остроги Албазинский (1651), Ачанский (1652), Кумарский (1654), Косогорский (1655) и многие другие превращались в опорные пункты русского влияния, центры развития новых территорий, распространения российских мировоззренческих принципов, православного миссионерства. Со временем многие остроги выросли в города, в которых сосредоточен значительный промышленный и научный потенциал России.Освоение природных богатств Сибири и Дальнего Востока остается и в наши дни приоритетным направлением развития. Ведь еще в XVIII веке великий русский ученый Михаил Ломоносов предрек: "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке".Золотой век и лебединая песняАлександр Сопов, профессор Майкопского государственного технологического университета, доктор исторических наук (Майкоп):– На мой взгляд самой яркой страницей казачьей истории является начало XX века. С одной стороны, это время, которое самими казаками воспринимается как "золотой век казачества".С другой стороны, это такой момент, когда казачье состояние многими казаками стало восприниматься как бремя, их стало тяготить далеко непростая служба, да еще и за свой кошт.Ну и конечно же, это тот самый период, когда казаки спели свою, как казалось, лебединую песню, участвуя в революционных событиях.Бродники, ушкуйники, севрюки и другие непростые людиРоман Евдокимов, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат исторических наук (Москва):– Ярких периодов в истории казачества можно выделить несколько, ибо за время его существования имеется несколько поворотных точек, оказавших огромное влияние на развитие и формирование тех или иных сущностных качеств данного сообщества. Особенно усложняет ответ, что в разные периоды (до XV века, в раннее Новое время, долгий XIX век, Новейшее время) и в разных условиях (вольное или служилое, то есть включенное в государственную систему российскую, польско-литовскую, османскую) казачество представляло собой весьма разные понятия, соединяющие в себе социально-политические, экономико-правовые и этнокультурные черты.Более того, нередко сложно определить границы казачества, то есть сформулировать какие группы к нему можно и нужно отнести, а какие нет (бродники, ушкуйники, севрюки, пятигорцы, панцирные бояре, белозерцы, гайдамаки, казаки как категория тюркско-монгольского населения).Окутана туманом история казачества до XVI века. Нет достаточно точных сведений, но есть множество теорий и гипотез о его зарождении (когда, где, какие общности в этом участвовали). Откуда произошли две его основные ветви – великорусская, с центром на Дону, и малорусская, в Запорожье? Они образовались отдельно друг от друга или были разделены по мере развития?Ярко проявило себя казачье сообщество в первой четверти XVII века, когда оно стало одной из главнейших сил, военных и политических, "великого московского разорения". Казачество его разожгло и его же погасило. Да и в целом важны для понимания казачьей истории так называемые крестьянские войны (хотя правильнее их называть азачьими) и локальные восстания, которые можно в какой-то мере считать отголосками Смуты, – болотниковщина, разинщина, пугачевщина, а также булавинщина, колиивщина и пр.Интересны события Хмельниччины и Руины в Малороссии, когда запорожское казачество металось между своими геополитическими соседями – Россией, Речью Посполитой и Османской империей. Этот период очень сильно напоминает нынешние события на Украине. Интересны события и явления Имперского периода (XVIII–XIX веков), в котором происходило включение казаков в организационную систему Российского государства, стремившегося упорядочить их положение и деятельность в условиях постоянного модернизационного процесса.Другой яркий период – от Первой до Второй Мировой войны, вместе с Октябрьской революцией (1917–1922 годов), когда произошел не только раскол традиционного казачьего мира по политико-идеологическим взглядам, но и полное его крушение, приведшее практически к исчезновению идентичности казачества как отдельного общественного субъекта.Наконец, интересно время, когда эта идентичность смогла постепенно восстановиться, когда стали возвращаться, казалось бы, давно забытые институты и традиции как самого казачества, так и его взаимодействия с государственной властью. То, что сейчас принято называть периодом возрождения (2-я половина 1980-х – 2000-е годы).Императрица изволила снизойтиСергей Кириченко, ответственный секретарь рабочей группы по делам казачества при губернаторе Херсонской области, казачий полковник (Геническ):– Размышляя, что сегодня имеет российское казачество на Кубани, на Северном Кавказе, я всегда вспоминаю о деяниях Светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического, важнейших для истории всей нашей страны.В его ордере от 31 января 1788 года написано, что императрица Екатерина II "изволила снизойти на пожалование казакам земли для поселения в Керченском куте или на Тамани". В тот же год сам Григорий Александрович принял на себя звание гетмана казачьих войск, что уже прямо налагало обязанность особого попечения генерал-губернатора Новороссии о казаках.Он исправил ошибку десятилетней давности, когда была упразднена Запорожская Сечь.Лично от себя Потемкин подарил Черноморскому казачьему войску "округу Еникольскую с Таманом, на котором, – сообщал он в письме казакам, – отданные мне места с рыбными ловлями, самыми изобильными, любя войско, навсегда оному дарую".5 октября 1791 года Светлейший князь Потемкин скончался, войско осиротело. Но обещание Екатерины Великой дать казакам земли на Тамани, сделанное еще при возникновении Черноморского казачьего войска в 1787 году, оставалось в силе.Депутация во главе с Антоном Головатым приехала к императрице, скромно просила об отдаче им во владение казакам земель "на Тамани, с окрестностями оной". А окрестности эти в 30 раз превышали весь Таманский полуостров. Площадь Тамани – 1700 квадратных километров, а окрестности - 51 000 квадратных километров.Результатом хлопот депутации в Санкт- Петербурге стали две жалованные императрицей грамоты от 30 июня и от 1 июля 1792 года. И открылась новая славная история российского казачества.Бунташный век русской историиИван Юрченко, профессор Шанхайского университета политических наук и права, член рабочей группы по учебной и методической литературе по истории казачества Минобрнауки Российской Федерации, кандидат исторических наук (Москва):– Важнейшим периодом казачьей истории стало XVII столетие. Смутное время, бунташный век русской истории, пожалуй, именно он стал определяющим фундаментомкак для всей последующей истории России, так и для казачества, его места в истории страны.Начавшись с первой русской смуты, в которой казаки приняли живейшее участие буквально во всех противостоящих лагерях и в конце концов сказали решающее слово при выборе нового царя и династии Романовых, этот век был перенасыщен ключевыми событиями для истории и самого существования России, какой мы ее знаем.Для самих казаков решающее участие в этих же ключевых для всей страны исторических событиях определило их суть, содержание, место и роль казачества в истории на столетия вперед.Достаточно назвать лишь некоторые такие события в истории России и казачества: Смутное время и избрание династии Романовых, колонизация казаками первопроходцами Сибири вплоть до Дальнего Востока, казачьи восстания Богдана Хмельницкого и Степана Разина, церковный раскол и воссоединение России с казачьей украйной...Этот список можно продолжать и продолжать, но кажется, что названного достаточно, чтобы понять, что именно в XVII столетии складываются в единую систему географический облик страны, форма государства, феномен казачества и их сложные взаимоотношения.Как тебе такое, Гаага?Владимир Корнилов, историк, писатель, политический обозреватель международной медиагруппы "Россия сегодня" (Москва):– Когда я работал в Нидерландах, увидал как-то в витрине букинистического магазина замечательную литографию: "Казаки кормят коней в центре Гааги". Само собой, речь о 1813 годе и о беспримерном рейде казачьего отряда по голландским землям.Я не знаю еще случая, когда сравнительно небольшой (до 3,5 тысяч казаков) отряд, используя хитрость, дерзость, дезориентацию и дезинформацию противника, смог освободить такую обширную территорию, по дороге взяв несколько крупных городов со значительно превосходящими и количеством, и вооружением силами врага.То, что совершил генерал Бенкендорф с казаками осенью 1813 года, должно входить в историю военного дела под рубрикой "Не числом, а умением и хитростью".Когда совсем уж маленький отряд из 200 казаков под командованием гусарского майора Марклая прошел по тылам французов и внезапно вышел к Амстердаму в ноябре 1813, застав противника врасплох и создав при этом видимость подхода мощного русского корпуса, – это был просто шедевр военного искусства и тактики переговоров! На века!Тема уникальная и фантастически прекраснаяНадежда Воробьева, фондохранитель Архива внешней политики Российской империи МИД России, кандидат исторических наук (Москва):– Русско-турецкая война 1877–1878 гг. стала одной самых ярких страниц не только отечественной истории, но и истории Европы в целом. Огромный интерес представляет сугубо военный ее аспект, действия русской императорской армии, отдельных формирований, в первую очередь казаков.Существует расхожее мнение, что "генералы всегда готовятся к прошедшей войне". В смысле, анализируют прошлый опыт, учитывают его ошибки, чтобы не допустить провалов в будущем. В этом смысле участие казаков в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов тема абсолютно уникальная и фантастически прекрасная.В начале этой войны отношение высшего командования русской армии к кавалерии в целом было специфическим. После Австро-прусской (1866) и Франко-прусской 1870–1871 годов войн была приостановлена работа по формированию больших самостоятельных кавалерийских соединений – корпусов. Конные подразделения были включены в отряды, имевшие стратегические задачи. Оба театра военных действий – Дунайский и Кавказский – отличались горной местностью. Это представляло для кавалерии трудности и ограничивало ее применение в представлениях Главного штаба. Боевой выучкой кавалерии в то время практически не занимались.Многие кавалерийские начальники тормозили новаторство в разных областях, например в огневой подготовке конницы. Предпочтение отдавалось бою холодным оружием, преимущественно в сомкнутом строю. Кавалеристам (кроме казаков) было запрещено стрелять с коня.Но в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов казачья кавалерия проявила свои лучшие боевые качества. Часто первыми, кого видели турки, были казаки. Пройдя козьими тропами по горам и ущельям Балканского хребта, они, словно с небес, являлись неожиданными и незваными гостями в турецких бивуаках. И последний, которого видели турки, был тоже, как правило казак.Военный корреспондент нескольких столичных газет Николай Максимов сообщал своим читателям, что казаки "это лучшая боевая кавалерия нашей армии; это самый удалой, самый надежный авангард для пехотной части, если суметь управиться им".В народе говорили: "Казак ходит лавой за зипуном и славой". Действительно, остановить наступление молниеносной и непредсказуемой казачьей конницы, будь то на равнине или пересеченной местности, было практически невозможно. Казачья лава не подчинялась традиционному строю регулярной кавалерии и строилась на стихийной импровизации.После Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. регулярная кавалерия, наряду с традиционным построением, начала использовать казачью лаву. Этот способ атаки был официально введен в русской кавалерии перед Первой мировой войной 1914–1918 гг. и не раз доказал свою эффективность.Мирный запах АмураПротоиерей Георгий (Борисов), духовник Средне-Амурского окружного казачьего общества, руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Биробиджанской епархии, настоятель храма Святителя Николая (Биробиджан):– Мне хочется сказать о землях, на которых я проживаю, о Средне-Амурском окружном казачьем обществе и о значении происходивших здесь событий для всей нашей великой страны.Есть два самых важных периода. Первый связан с приходом на амурские земли казаков. 50-е годы XVII века, выстроенный казаками Албазинский острог, в котором они держали оборону против маньчжуров, китайцев, во много раз превосходивших наших численностью. Это славное время, славные события. Если сравнивать даже с античными примерами, такими как деяния 300 спартанцев… Так эти 300 спартанцев отдыхают, на самом деле, по сравнению с тем, что казаки перенесли. 500 человек противостояло 10-тысячной маньчжурской хорошо обученной армии.На протяжении многих лет они отбивались и вынуждены были оставить Албазинский острог только по Нерчинскому договору 1689 года, когда поступил приказ наших властей. Это был первый момент, когда казаки застолбили эти земли.По Нерчинскому договору амурская земля стала только буферной зоной, где ни мы, ни китайцы не могли селиться. И ведь уже была организована Даурская миссия, Даурская епархия, были определены священнослужители, которые должны были проповедовать на этой территории. А казаки принимали на себя задачу развивать здесь жизнь, как это уже происходило, например, в Забайкалье и Сибири. Но так случилось Божьим промыслом, что 150 лет пришлось подождать.И наступил самый важный период, время сплавов по Амуру Николая Николаевича Муравьева. У него была грандиозная идея присоединения Амура к России, что давало выход в Великий океан и обширные плодородные, богатые земли. Николай Николаевич, в принципе, положил свою жизнь за эту идею. За то, что его трудами фактически к империи была присоединена огромная территория, царь пожаловал ему графский титул и почетную приставку к фамилии – "Амурский".После молебна в 1854 году с берегов Шилки и Аргуни стартовал огромный сплав по Амуру, казаки двинулись вперед. Причем Николай Николаевич Муравьев не просто прокладывал путь, он образовывал на протяжении 30–40 верст конный перегон, закладывал станицы.Казаки тянули жребий и отправлялись вместе с семьями на новые места постоянного проживания, совсем не простые, надо заметить. Здешние земли существенно отличаются, допустим, от Забайкалья: гнус, суровая природа, непроходимая тайга. Не стоит забывать, что приходилось решать и проблему местных – китайских, маньчжурских – князей. В принципе, нам на руку оказалась их дезорганизованность, разрозненность. Но важнее были храбрость и слаженные действия казаков и героизм самого Муравьева-Амурского.Сопровождалось это все благословением Святителя Иннокентия Московского – апостола Сибири и Америки.Таким составом – генерал-губернатор Восточной Сибири (самой большой территории в составе империи в то время) Муравьев-Амурский, его споспешник, молитвенник и духовник Святитель Иннокентий Московский, а также братья-казаки – шли наши люди осваивать дикие земли, присоединять их к России. Через 150 лет после Албазинского острога настало время Айгуньского договора, по которому земли Амура отошли к России-матушке.Николай Николаевич совершил подвиг, иначе не назовешь. Ему пришлось преодолеть много сложных ситуаций. При дворе-то его не поддерживали, говорили, мол, зачем нам этот Дальний Восток нужен, проблем на Кавказе хватает. Он обращался, чтобы помогли войсками, так как изначально отказали. Тогда Муравьев попросил аудиенции у Николая I, и тот его принял. В свое время, когда царь назначал его на генерал-губернаторство, Николай Николаевич попросил о возможности, если что-то случиться, разрешить ему аудиенцию. Он напрямую смог рассказать царю свои идеи по Амуру. Император услышал, оценил и дал свое разрешение, а заодно сказал, "чтобы на Амуре и порохом не пахло".Муравьев-Амурский удивительным образом, но смог так сделать. Никаких войн – только мирное присоединение Амура к России. В масштабе страны это имело огромнейшее значение. Получен выход в Великий океан. Когда шла Кавказская война, наши недруги, англичане и французы, уже заводили эскадры со стороны Владивостока. Если бы Муравьев-Амурский не предпринял усилий, по Амуру у нас не было бы земли. Она была бы оккупирована противником.И я подчеркиваю, казачество тогда явилось единственной силой, которую Николай Николаевич Муравьев-Амурский нашел и употребил во благо всей нашей великой Родины.Руслан Мармазов
https://kazachestvo.ru/20250721/1926438.html
https://kazachestvo.ru/20250410/1682372.html
https://kazachestvo.ru/20250702/1887904.html
https://kazachestvo.ru/20241008/1284186.html
https://kazachestvo.ru/20250521/1771238.html
https://kazachestvo.ru/20240726/1191384.html
https://kazachestvo.ru/20250623/1860631.html
https://kazachestvo.ru/20241128/1398569.html
https://kazachestvo.ru/20250621/1859992.html
https://kazachestvo.ru/20250224/1527091.html
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2025
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e9/01/18/1489249_10:0:721:533_1920x0_80_0_0_c8ca3b835a17422028fe15c0185163d2.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
авторский материал, история
История российского казачества интересна тем, что какой ее эпизод, факт, незначительное, казалось бы, на первый взгляд явление ни возьми, при ближайшем изучении непременно окажется, что это вход в гигантскую галактику. И столько там всего внезапного, яркого, героического, драматического, победоносного, жертвенного… Только успевай постигать и изумляться.
А вот какой период в этом невероятном калейдоскопе событий, емкостью в несколько веков, наиболее важен для истории казачества и всей страны, портал "Российское казачество" надумал поинтересоваться у авторитетных экспертов – глубоких теоретиков и умелых практиков казачьего движения. Мы обратились к ученым, журналистам, управленцам, священнослужителям.
Но только, Бога ради, не подумайте, что у этого опроса была наивная задача действительно определить один-единственный важнейший отрезок казачьей истории. Наоборот, хотелось еще раз подтвердить тезис о сочном многообразии и непреходящем значении для России казаков. И это, пожалуй, удалось.
Родина позволяет совершить подвиг
Протоиерей Георгий (Сморкалов), настоятель Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора, духовник Всевеликого войска Донского, кандидат богословия (Новочеркасск):
– Слава казачества, вне всякого сомнения, это Отечественная война 1812 года. Прямо вот, что называется, слава казачества!
А так, если уж брать по большому счету, вся история казачества несколько трагична. Все время походы, очень часто оторваны от дома. Но главное, казаки смогли сохранить Веру, упование на Бога.
А каким испытанием стала Великая Отечественная война! Кущевская атака – казаки шашками остановили немецкие танки. Казалось бы, это безумство. Но нет, это Вера! Сознание того, что Родина наша позволяет совершить такой беспримерный подвиг.
Легких периодов в истории казачества точно не было. Каждый из них по-своему сложен. Но определяющее в жизни, в подвиге, в служении казака – это упование на Бога, когда Вера на первом месте, а затем уже – за царя, за Отечество.
Страда Великой Отечественной
Армен Гаспарян, журналист, писатель, автор ряда книг по отечественной истории, первый зампред комиссии по просвещению Общественной палаты Российской федерации (Москва):
– Для меня, безусловно, это события Великой Отечественной войны. Потому что по итогам Гражданской войны казалось, что казачество просто не выстоит. Это и очень серьезный раскол между белыми и красными казаками. Это и политика расказачивания. Это и замена казаков на их исконных землях иногородними.
Казалось, что все – и традиция, и история – будет уничтожено. Тем более, что тогда же, в 20–30-е годы прошлого века, и награды нельзя было носить, и форму…
Но наступила страда Великой Отечественной войны. И казачество сыграло очень серьезную роль в Победе. Были возвращены многие традиции. Кубанские пластуны воевали в своей форме, что еще за десять лет до Великой Отечественной невозможно было представить. А потом казаки участвовали в Параде Победы в 1945 году на Красной площади, что стало одним из символом эпохи. Для меня, несомненно, вот это и есть эпизод под номером один.
Если же дополнительно назвать, я бы вспомнил о начале 90-х годов, когда в обществе возник очень серьезный интерес к истории казачества. Хотя, к сожалению, он сопровождался таким явлением, как "ряженые" – сейчас это благополучнейшим образом пережитая страница. Вот тогда, в 90-е, начался своего рода ренессанс. Который продолжается и до сих пор, в том числе в виде участия казаков в специальной военной операции.
Пассионарии идут на северо-восток
Татьяна Мармазова, профессор Российского экономического университета им. Плеханова, доктор политических наук (Москва):
- Один из важнейших периодов в истории России – это невероятное по своим масштабам, героическое освоения казаками Севера и Дальнего Востока. Присоединение стратегически важных территорий и защита рубежей страны – вот глобальные задачи, которые удалось решить казакам.
Этот период включал в себя постепенное продвижение казаков на Восток, вплоть до их выхода к Тихому океану и закрепления на Камчатке, освоения Приамурья и всей Сибири. Казаки противостояли английской, французской, американской экспансии в этом обширном регионе. Они надежным щитом прикрывали зону российских жизненных интересов.
Итогом этого беспрецедентного пассионарного движения на северо-восток стало не только расширение границ Российского государства и установление новых границ, но вполне осязаемые экономические достижения – налоговые поступления, развитие транспортной сети, почтовой связи, торговли.
Казачьи остроги Албазинский (1651), Ачанский (1652), Кумарский (1654), Косогорский (1655) и многие другие превращались в опорные пункты русского влияния, центры развития новых территорий, распространения российских мировоззренческих принципов, православного миссионерства. Со временем многие остроги выросли в города, в которых сосредоточен значительный промышленный и научный потенциал России.
Освоение природных богатств Сибири и Дальнего Востока остается и в наши дни приоритетным направлением развития. Ведь еще в XVIII веке великий русский ученый Михаил Ломоносов предрек: "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке".
Золотой век и лебединая песня
Александр Сопов, профессор Майкопского государственного технологического университета, доктор исторических наук (Майкоп):
– На мой взгляд самой яркой страницей казачьей истории является начало XX века. С одной стороны, это время, которое самими казаками воспринимается как "золотой век казачества".
С другой стороны, это такой момент, когда казачье состояние многими казаками стало восприниматься как бремя, их стало тяготить далеко непростая служба, да еще и за свой кошт.
Ну и конечно же, это тот самый период, когда казаки спели свою, как казалось, лебединую песню, участвуя в революционных событиях.
Бродники, ушкуйники, севрюки и другие непростые люди
Роман Евдокимов, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат исторических наук (Москва):
– Ярких периодов в истории казачества можно выделить несколько, ибо за время его существования имеется несколько поворотных точек, оказавших огромное влияние на развитие и формирование тех или иных сущностных качеств данного сообщества. Особенно усложняет ответ, что в разные периоды (до XV века, в раннее Новое время, долгий XIX век, Новейшее время) и в разных условиях (вольное или служилое, то есть включенное в государственную систему российскую, польско-литовскую, османскую) казачество представляло собой весьма разные понятия, соединяющие в себе социально-политические, экономико-правовые и этнокультурные черты.
Более того, нередко сложно определить границы казачества, то есть сформулировать какие группы к нему можно и нужно отнести, а какие нет (бродники, ушкуйники, севрюки, пятигорцы, панцирные бояре, белозерцы, гайдамаки, казаки как категория тюркско-монгольского населения).
Окутана туманом история казачества до XVI века. Нет достаточно точных сведений, но есть множество теорий и гипотез о его зарождении (когда, где, какие общности в этом участвовали). Откуда произошли две его основные ветви – великорусская, с центром на Дону, и малорусская, в Запорожье? Они образовались отдельно друг от друга или были разделены по мере развития?
Ярко проявило себя казачье сообщество в первой четверти XVII века, когда оно стало одной из главнейших сил, военных и политических, "великого московского разорения". Казачество его разожгло и его же погасило. Да и в целом важны для понимания казачьей истории так называемые крестьянские войны (хотя правильнее их называть азачьими) и локальные восстания, которые можно в какой-то мере считать отголосками Смуты, – болотниковщина, разинщина, пугачевщина, а также булавинщина, колиивщина и пр.
Интересны события Хмельниччины и Руины в Малороссии, когда запорожское казачество металось между своими геополитическими соседями – Россией, Речью Посполитой и Османской империей. Этот период очень сильно напоминает нынешние события на Украине. Интересны события и явления Имперского периода (XVIII–XIX веков), в котором происходило включение казаков в организационную систему Российского государства, стремившегося упорядочить их положение и деятельность в условиях постоянного модернизационного процесса.
Другой яркий период – от Первой до Второй Мировой войны, вместе с Октябрьской революцией (1917–1922 годов), когда произошел не только раскол традиционного казачьего мира по политико-идеологическим взглядам, но и полное его крушение, приведшее практически к исчезновению идентичности казачества как отдельного общественного субъекта.
Наконец, интересно время, когда эта идентичность смогла постепенно восстановиться, когда стали возвращаться, казалось бы, давно забытые институты и традиции как самого казачества, так и его взаимодействия с государственной властью. То, что сейчас принято называть периодом возрождения (2-я половина 1980-х – 2000-е годы).
Императрица изволила снизойти
Сергей Кириченко, ответственный секретарь рабочей группы по делам казачества при губернаторе Херсонской области, казачий полковник (Геническ):
– Размышляя, что сегодня имеет российское казачество на Кубани, на Северном Кавказе, я всегда вспоминаю о деяниях Светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического, важнейших для истории всей нашей страны.
В его ордере от 31 января 1788 года написано, что императрица Екатерина II "изволила снизойти на пожалование казакам земли для поселения в Керченском куте или на Тамани". В тот же год сам Григорий Александрович принял на себя звание гетмана казачьих войск, что уже прямо налагало обязанность особого попечения генерал-губернатора Новороссии о казаках.
Он исправил ошибку десятилетней давности, когда была упразднена Запорожская Сечь.
Лично от себя Потемкин подарил Черноморскому казачьему войску "округу Еникольскую с Таманом, на котором, – сообщал он в письме казакам, – отданные мне места с рыбными ловлями, самыми изобильными, любя войско, навсегда оному дарую".
5 октября 1791 года Светлейший князь Потемкин скончался, войско осиротело. Но обещание Екатерины Великой дать казакам земли на Тамани, сделанное еще при возникновении Черноморского казачьего войска в 1787 году, оставалось в силе.
Депутация во главе с Антоном Головатым приехала к императрице, скромно просила об отдаче им во владение казакам земель "на Тамани, с окрестностями оной". А окрестности эти в 30 раз превышали весь Таманский полуостров. Площадь Тамани – 1700 квадратных километров, а окрестности - 51 000 квадратных километров.
Результатом хлопот депутации в Санкт- Петербурге стали две жалованные императрицей грамоты от 30 июня и от 1 июля 1792 года. И открылась новая славная история российского казачества.
Бунташный век русской истории
Иван Юрченко, профессор Шанхайского университета политических наук и права, член рабочей группы по учебной и методической литературе по истории казачества Минобрнауки Российской Федерации, кандидат исторических наук (Москва):
– Важнейшим периодом казачьей истории стало XVII столетие. Смутное время, бунташный век русской истории, пожалуй, именно он стал определяющим фундаментомкак для всей последующей истории России, так и для казачества, его места в истории страны.
Начавшись с первой русской смуты, в которой казаки приняли живейшее участие буквально во всех противостоящих лагерях и в конце концов сказали решающее слово при выборе нового царя и династии Романовых, этот век был перенасыщен ключевыми событиями для истории и самого существования России, какой мы ее знаем.
Для самих казаков решающее участие в этих же ключевых для всей страны исторических событиях определило их суть, содержание, место и роль казачества в истории на столетия вперед.
Достаточно назвать лишь некоторые такие события в истории России и казачества: Смутное время и избрание династии Романовых, колонизация казаками первопроходцами Сибири вплоть до Дальнего Востока, казачьи восстания Богдана Хмельницкого и Степана Разина, церковный раскол и воссоединение России с казачьей украйной...
Этот список можно продолжать и продолжать, но кажется, что названного достаточно, чтобы понять, что именно в XVII столетии складываются в единую систему географический облик страны, форма государства, феномен казачества и их сложные взаимоотношения.
Как тебе такое, Гаага?
Владимир Корнилов, историк, писатель, политический обозреватель международной медиагруппы "Россия сегодня" (Москва):
– Когда я работал в Нидерландах, увидал как-то в витрине букинистического магазина замечательную литографию: "Казаки кормят коней в центре Гааги". Само собой, речь о 1813 годе и о беспримерном рейде казачьего отряда по голландским землям.
Я не знаю еще случая, когда сравнительно небольшой (до 3,5 тысяч казаков) отряд, используя хитрость, дерзость, дезориентацию и дезинформацию противника, смог освободить такую обширную территорию, по дороге взяв несколько крупных городов со значительно превосходящими и количеством, и вооружением силами врага.
То, что совершил генерал Бенкендорф с казаками осенью 1813 года, должно входить в историю военного дела под рубрикой "Не числом, а умением и хитростью".
Когда совсем уж маленький отряд из 200 казаков под командованием гусарского майора Марклая прошел по тылам французов и внезапно вышел к Амстердаму в ноябре 1813, застав противника врасплох и создав при этом видимость подхода мощного русского корпуса, – это был просто шедевр военного искусства и тактики переговоров! На века!
Тема уникальная и фантастически прекрасная
Надежда Воробьева, фондохранитель Архива внешней политики Российской империи МИД России, кандидат исторических наук (Москва):
– Русско-турецкая война 1877–1878 гг. стала одной самых ярких страниц не только отечественной истории, но и истории Европы в целом. Огромный интерес представляет сугубо военный ее аспект, действия русской императорской армии, отдельных формирований, в первую очередь казаков.
Существует расхожее мнение, что "генералы всегда готовятся к прошедшей войне". В смысле, анализируют прошлый опыт, учитывают его ошибки, чтобы не допустить провалов в будущем. В этом смысле участие казаков в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов тема абсолютно уникальная и фантастически прекрасная.
В начале этой войны отношение высшего командования русской армии к кавалерии в целом было специфическим. После Австро-прусской (1866) и Франко-прусской 1870–1871 годов войн была приостановлена работа по формированию больших самостоятельных кавалерийских соединений – корпусов. Конные подразделения были включены в отряды, имевшие стратегические задачи. Оба театра военных действий – Дунайский и Кавказский – отличались горной местностью. Это представляло для кавалерии трудности и ограничивало ее применение в представлениях Главного штаба. Боевой выучкой кавалерии в то время практически не занимались.
Многие кавалерийские начальники тормозили новаторство в разных областях, например в огневой подготовке конницы. Предпочтение отдавалось бою холодным оружием, преимущественно в сомкнутом строю. Кавалеристам (кроме казаков) было запрещено стрелять с коня.
Но в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов казачья кавалерия проявила свои лучшие боевые качества. Часто первыми, кого видели турки, были казаки. Пройдя козьими тропами по горам и ущельям Балканского хребта, они, словно с небес, являлись неожиданными и незваными гостями в турецких бивуаках. И последний, которого видели турки, был тоже, как правило казак.
Военный корреспондент нескольких столичных газет Николай Максимов сообщал своим читателям, что казаки "это лучшая боевая кавалерия нашей армии; это самый удалой, самый надежный авангард для пехотной части, если суметь управиться им".
В народе говорили: "Казак ходит лавой за зипуном и славой". Действительно, остановить наступление молниеносной и непредсказуемой казачьей конницы, будь то на равнине или пересеченной местности, было практически невозможно. Казачья лава не подчинялась традиционному строю регулярной кавалерии и строилась на стихийной импровизации.
После Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. регулярная кавалерия, наряду с традиционным построением, начала использовать казачью лаву. Этот способ атаки был официально введен в русской кавалерии перед Первой мировой войной 1914–1918 гг. и не раз доказал свою эффективность.
Мирный запах Амура
Протоиерей Георгий (Борисов), духовник Средне-Амурского окружного казачьего общества, руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Биробиджанской епархии, настоятель храма Святителя Николая (Биробиджан):
– Мне хочется сказать о землях, на которых я проживаю, о Средне-Амурском окружном казачьем обществе и о значении происходивших здесь событий для всей нашей великой страны.
Есть два самых важных периода. Первый связан с приходом на амурские земли казаков. 50-е годы XVII века, выстроенный казаками Албазинский острог, в котором они держали оборону против маньчжуров, китайцев, во много раз превосходивших наших численностью. Это славное время, славные события. Если сравнивать даже с античными примерами, такими как деяния 300 спартанцев… Так эти 300 спартанцев отдыхают, на самом деле, по сравнению с тем, что казаки перенесли. 500 человек противостояло 10-тысячной маньчжурской хорошо обученной армии.
На протяжении многих лет они отбивались и вынуждены были оставить Албазинский острог только по Нерчинскому договору 1689 года, когда поступил приказ наших властей. Это был первый момент, когда казаки застолбили эти земли.
По Нерчинскому договору амурская земля стала только буферной зоной, где ни мы, ни китайцы не могли селиться. И ведь уже была организована Даурская миссия, Даурская епархия, были определены священнослужители, которые должны были проповедовать на этой территории. А казаки принимали на себя задачу развивать здесь жизнь, как это уже происходило, например, в Забайкалье и Сибири. Но так случилось Божьим промыслом, что 150 лет пришлось подождать.
И наступил самый важный период, время сплавов по Амуру Николая Николаевича Муравьева. У него была грандиозная идея присоединения Амура к России, что давало выход в Великий океан и обширные плодородные, богатые земли. Николай Николаевич, в принципе, положил свою жизнь за эту идею. За то, что его трудами фактически к империи была присоединена огромная территория, царь пожаловал ему графский титул и почетную приставку к фамилии – "Амурский".
После молебна в 1854 году с берегов Шилки и Аргуни стартовал огромный сплав по Амуру, казаки двинулись вперед. Причем Николай Николаевич Муравьев не просто прокладывал путь, он образовывал на протяжении 30–40 верст конный перегон, закладывал станицы.
Казаки тянули жребий и отправлялись вместе с семьями на новые места постоянного проживания, совсем не простые, надо заметить. Здешние земли существенно отличаются, допустим, от Забайкалья: гнус, суровая природа, непроходимая тайга. Не стоит забывать, что приходилось решать и проблему местных – китайских, маньчжурских – князей. В принципе, нам на руку оказалась их дезорганизованность, разрозненность. Но важнее были храбрость и слаженные действия казаков и героизм самого Муравьева-Амурского.
Сопровождалось это все благословением Святителя Иннокентия Московского – апостола Сибири и Америки.
Таким составом – генерал-губернатор Восточной Сибири (самой большой территории в составе империи в то время) Муравьев-Амурский, его споспешник, молитвенник и духовник Святитель Иннокентий Московский, а также братья-казаки – шли наши люди осваивать дикие земли, присоединять их к России. Через 150 лет после Албазинского острога настало время Айгуньского договора, по которому земли Амура отошли к России-матушке.
Николай Николаевич совершил подвиг, иначе не назовешь. Ему пришлось преодолеть много сложных ситуаций. При дворе-то его не поддерживали, говорили, мол, зачем нам этот Дальний Восток нужен, проблем на Кавказе хватает. Он обращался, чтобы помогли войсками, так как изначально отказали. Тогда Муравьев попросил аудиенции у Николая I, и тот его принял. В свое время, когда царь назначал его на генерал-губернаторство, Николай Николаевич попросил о возможности, если что-то случиться, разрешить ему аудиенцию. Он напрямую смог рассказать царю свои идеи по Амуру. Император услышал, оценил и дал свое разрешение, а заодно сказал, "чтобы на Амуре и порохом не пахло".
Муравьев-Амурский удивительным образом, но смог так сделать. Никаких войн – только мирное присоединение Амура к России. В масштабе страны это имело огромнейшее значение. Получен выход в Великий океан. Когда шла Кавказская война, наши недруги, англичане и французы, уже заводили эскадры со стороны Владивостока. Если бы Муравьев-Амурский не предпринял усилий, по Амуру у нас не было бы земли. Она была бы оккупирована противником.
И я подчеркиваю, казачество тогда явилось единственной силой, которую Николай Николаевич Муравьев-Амурский нашел и употребил во благо всей нашей великой Родины.