Новые боги боевых действий. Казак рассказал о развитии направления БПЛА - Российское казачество, 14.08.2025

Новые боги боевых действий. Казак рассказал о развитии направления БПЛА

© Портал "Российское казачество"Ветеран боевых действий с позывным Ударник
Ветеран боевых действий с позывным Ударник
С началом спецоперации военные действия приобрели иной характер по сравнению с традиционными формами ведения боя, где главенствовали танки, артиллерия и массированные наступления. В реалиях сегодняшнего дня – это не только о тяжелой технике, но и о чем-то более тихом, незаметном, маневренном. Именно поэтому важное место на арене боевых действий заняли беспилотные летательные аппараты и дроны. Востребованность операторов с каждым годом растет, а на передовой в самых экстремальных условиях куются талантливые изобретатели и разработчики "птичек".
Корреспондент портала "Российское казачество" подробно обсудил ситуацию с беспилотными летательными аппаратами на фронте с представителем войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", ветераном боевых действий по имени Дмитрий (позывной Ударник).
Несмотря на свой довольно юный возраст, казак успел побывать во многих горячих точках в качестве миротворца, а начиная с 2022 года служил добровольцем в бригадах "Терек" и "Эспаньола". БПЛА он открыл для себя около четырех лет назад, когда служил в армии по контракту, поэтому на СВО шел со знанием дела. Именно в отделении БПЛА бригады "Терек" Дмитрий стал больше погружаться в тему беспилотников, а его интерес получил новый импульс к развитию.
Сейчас Ударник – инструктор. Он передает свой опыт тем, кто хочет получить навыки в этой передовой сфере.
– Иноагентские СМИ все чаще озвучивают тезис, что мы ядерная держава, которая при этом проигрывает в "войне дронов". Что думаете по поводу таких высказываний?
– Конечно же, это неверное утверждение. Да, с нашими оппонентами мы конкретно бодаемся, но им помогают, против нас воюют цивилизации.
Мы не проигрываем и не проиграем. За нами правда, за нами вера. Каждый оператор, как и любой русский воин, будет идти до конца.
– Какую роль играют БПЛА на современном поле боя и почему в гонке вооружений "птичек" важен интеллект?
– Сейчас БПЛА – одна из основных боевых сил. Ситуация меняется практически ежеминутно, стремительными темпами. В первую очередь идет война интеллекта. Если раньше военные действия представляли из себя что-то громкое, металлическое, тяжелое, то сейчас это маленькое, жужжащее, что тяжело заметить.
Помимо того, что существуют организации, которые профессионально занимаются разработкой, на фронте есть свои "Кулибины", которые экспериментируют, дополняют свое оборудование, совершенствуют навыки и тактику ведения боя.
Насколько быстр темп развития сферы, сказать тяжело, потому что некоторые моменты для нас незримые. То есть могла появиться какая-то наработка, мы о ней даже не узнали, а она за период времени потеряла свою актуальность.
– Как быстро можно освоить навык управления БПЛА?
– Базовому пользованию можно научиться довольно-таки быстро, по большей части важна практика, чтобы навык не забывался, а умения продолжали наращиваться. Есть те, кто садятся за симулятор и сразу начинают летать. В основном это молодежь, эти навыки в крови у них.
– Можно ли сказать, что молодежи проще осваивать управление БПЛА благодаря опыту, полученному в компьютерных играх?
– Не всегда так. Иногда попадается такая молодежь, которая играла в игры и не может перестроиться на управление БПЛА. А есть, наоборот, те, кто без игрового прошлого садятся и сразу начинают летать.
В любом случае большой плюс в том, что у молодого поколения больше развита моторика. Им не нужно себя переламывать, они впитывают навыки, как губка, в отличие от взрослых, у которых за плечами другой, свой опыт.
– Кому проще освоить навык военного применения БПЛА: взрослому человеку, но с военным опытом в прошлом или молодому человеку, который не связан с военкой?
– Тут все неоднозначно, потому что у кого-то есть опыт боевых действий на Кавказе или в Сирии, но там иначе боевые действия шли.
Касательно молодых парней нужно понимать, что просто управлять дроном и ездить в зону боевых действий – не одно и то же. Управлять БПЛА на гражданке, когда тебе ничего не мешает, – это одно. Совершенно другой опыт – управлять дроном, когда для этого нет вообще никаких условий, нет радиовидимости, тебя глушит РЭБ и еще вдобавок хотят убить.
Поэтому однозначно сказать об этом нельзя. Здесь все индивидуально: каждому оператору нужен индивидуальный подход.
– Какие три качества важны для того, чтобы успешно и быстро освоить военное применение БПЛА?
– Первое – это интерес. Даже если человеку это не дано, он может себя перебороть, найти мотивацию учиться на оператора. Второе – внутренняя дисциплина. Нужно быть открытым к новому и отрабатывать навык. Ну и третье, если мы говорим о боевом операторе, – это бесконечная любовь к своей Родине, к своей семье, к своим друзьям и понимание, зачем ты это делаешь.
Остальное – навыки, знания, мобильность – приложится, если все эти факторы сложатся в одно.
– Сейчас между инструкторами налажен обмен опытом, наработками или, пока идет СВО, все это отходит на второй план?
– В сфере БПЛА это вышло на первый план. Инструкторов-операторов, кто обучает профессионально, на самом деле не так уж и много. Налажен обмен опытом, каждый друг с другом через одного знаком точно, удобно обмениваться наработками, запрашивать информацию, которая может как-то помочь по рабочему вопросу.
Самое полезное, что может для себя сделать оператор, – прокачать свой рабочий нетворкинг.
– Насколько популярно направление БПЛА у казаков? Как прокачивают свои навыки казачьи подразделения?
– Когда началась спецоперация, в основном приходили взрослые казаки, "с сединами". Со временем казачество начало молодеть, все больше представителей молодежи приходит на фронт, и сейчас эта тенденция растет стремительными темпами не только на военном поприще. Соответственно, идет рост кадров операторов БПЛА.
Взять, например, бригаду "Терек". Каждый раз появляется что-то новое, расширяется штат. И не просто новичками, а специалистами, причем молодыми.
– Каковы перспективы дальнейшего развития сферы БПЛА?
– Управление БПЛА станет одним из самых востребованных навыков. Операторов будет не хватать, за них будет самая настоящая борьба у работодателей. Это перспективное направление, многие отрасли уже сейчас задействуют дроны: МЧС, природоохранная деятельность, нефтегазовая добыча, спорт.
Работодатели понимают, техника сложная, а тут у парней есть опыт работы, да еще и в непростых условиях. Специалист будет не только закаленный в боях, но и гибкий в своих решениях. Конечно, это лучше, чем новичок, которого придется учить заново, открывать ему этот технологический мир. Поэтому парни, которые возвращаются с СВО, без хлеба не останутся.
– А если рассматривать сферу на военном поприще? Ваш личный прогноз, могут ли БПЛА стать основой для создания отдельного рода войск?
– Думаю, это случится в ближайшее время, когда действительно многие поймут, что этот род войск уникален. БПЛА могут работать в тандеме и с разведкой, и с артиллерией, и с флотом, и с авиацией. Это станет большим шагом в будущее для нашей военной машины.
Настоятель храма святителя Митрофана Воронежского иерей Игорь Бирюков и епископ Армавирский и Лабинский Савва (слева)
Для Отечества и для души: на Кубани священник обучает казачат управлению БПЛА