Вечера на хуторе близ Лос-Анджелеса и другие приключения казаков в Европе и Америке - Российское казачество, 07.10.2025

Вечера на хуторе близ Лос-Анджелеса и другие приключения казаков в Европе и Америке

© Общественное достояниеАфиша фильма "Казаки". Киностудия "Метро-Голдвин-Майер". 1928 год.
Афиша фильма Казаки. Киностудия Метро-Голдвин-Майер. 1928 год.
Век тому назад в США решили снять фильм о казаках. Замахнулись прямо-таки на нетленную классику – на Льва Толстого. И не просто замахнулись, но и ударили сильно, наотмашь – аж брызги полетели.

Папаха Вронского и клюква Толстого

Фильм "Казаки", в титрах которого было четко сказано, что снят он по соответствующей книге великого русского писателя, хотя и по адаптированному для кинематографа варианту Марион Бенсон Оуэнс, единственной на тот момент в Голливуде женщины-сценаристки, имеет мало общего с первоисточником. Скажем прямо: американскому кино такой подход свойственен.
У тамошних мастеров искусств в закромах есть даже экранизация "Анны Карениной", где главная героиня не бросается под поезд, а, как раз наоборот, остается жить-поживать да добра наживать в объятиях красавца Вронского. Каково, а? От такого финала "Анны Карениной", как и от всего фильма "Казаки" американского пошиба, граф Толстой мог бы и помереть. Но к моменту экранизаций его уже не было в живых – пожинать кинематографический позор выпало на долю его потомков и наследников.
Что до Марион Бенсон, судя по всему, ее просто заставили варварски исковеркать классику. Контракт, знаете ли, насущная необходимость заработка, будни капитализма и все такое прочее. Заказчик неистово требовал дать что-то позабористей и попонятней местной публике, чем русские глубинные терзания, поиск себя, страсть, любовь и кровь где-то там на Кавказе. Из-за грозного рыка дирекции актеры психовали, а режиссера и вовсе по ходу проекта пришлось менять.
В итоге вышла развесистая клюква на заданную тему. Впрочем, казачья тема такова, что даже в лукошке с такими небесспорными ягодами оказалось кое-что полезное, о чем мы, разумеется, скажем. Собственно, из-за этого и возникла настоящая статья.
Закордонный кинематограф чаще всего, если уж обращается к русской теме, подает ее совершенно однозначно. Это в нашем кино французы, итальянцы, финны – да чего уж там, даже немцы с англичанами и американцами – вполне могут быть милы, обаятельны, благородны. Русские в иностранном кино, если и не в 100% случаев, то очень часто,– ужаснейшая разновидность образа врага. Если же показан не просто русский человек, но еще и казак, то ко всему прочему добавляется набор опций, который должен реально пугать иностранного зрителя.
Фрагмент настольной Игры в казаков, Париж, середина XIX века
Казачья Европа: страшный сон Наполеона на острове посреди Атлантики
Однако в случае с "Казаками", вышедшими под торговой маркой знатной кинофирмы "Метро-Голдвин-Майер" в 1928 году, мы имеем дело со своего рода счастливым исключением. При всей несуразности показанных персонажей (а суть их поступков старательно пояснялась титрами: лента-то немая), это вполне позитивные ребята и девчата. Во всяком случае, в кинематографическом противостоянии с турками казаки выглядят совершенно "нашими". Аудитория явно должна переживать именно за них.
Да, у Толстого казаки-линейцы постоянно меряются силами с горцами, а уж если совсем точно, с чеченцами. Но американцам, как обычно, не до таких деликатных этнографических подробностей. Для них это слишком сложно.

Только "Вия" на Кавказе и не хватало

Для съемок фильма вблизи Лос-Анджелеса выстроили бутафорскую станицу. Хотя, если честно, получился скорее вполне убедительный малороссийский хутор, только в горах. Не Толстой с его кавказскими напевами, а самый натуральный Николай Гоголь с "Вечерами на хуторе близ Диканьки", "Сорочинской ярмаркой". Спасибо, что хотя бы без "Вия".
Население одето на запорожский манер: вышиванки, жупаны, шаровары. Прибавьте к этому вислые усы и оселедцы у мужчин и веночки у барышень, хатки, сечевые тулумбасы… Видимо, американские художники рассмотрели авангард российского казачества через призму картины Ильи Репина "Запорожцы". В фильме есть прямо-таки недвусмысленная ссылка на это популярное даже в мировом масштабе произведение. Да и на прокатную афишу пародию на репинский сюжет тоже вынесли.
Что линейные казаки, знанием жизни которых так гордился Лев Толстой, – о чем он с удовольствием рассказывал, например, репортеру и писателю Владимиру Гиляровскому, – есть плоть от плоти донского казачества, но никак не запорожского, Голливуду не было никакого дела. Да и в сюжет повести были привнесены такие коленца, что у графа Толстого борода встала бы дыбом.
Король репортеров. Портрет Владимира Гиляровского работы Сергея Малютина. 1915 год
Казак, силач и "пуп Москвы": "Война для меня оказалась приятным препровождением времени"
Например, главный герой, молодой казак Лукашка (звезда немого кино Джон Гилберт из мормонского штата Юта), принципиально не участвует в боестолкновениях. Не терпит, видите ли, запаха крови! За это его жестко осмеивают земляки. Девки, включая даже его любовный интерес, Марьянку (француженка Рене Адоре), не считают парня полноценным мужчиной.
А уж отец… Кстати, в толстовских "Казаках" такой персонаж вовсе не фигурирует. Так вот отец, которого исполняет колоритный шотландец с мужественным квадратным подбородком, Эрнест Тайсон Торренс-Томпсон, просто негодует. Он-то станичный атаман, а сын у него, выходит, выродок какой-то, позорище. Бабочек ловит, пока настоящие казаки кошмарят турок.
Важная деталь: пацифизма Лукашка набрался из книг. Типа горе от ума в особо циничной форме. В этой связи процитируем повесть Льва Толстого "Казаки":
"– Ты грамотный?
– Никак нет.
– А какой молодец из себя! – сказал сотник..."
Это разговор начальства с Лукашкой, когда казак отличился: убил своего абрека. Как видим, в кино все вывернуто с точностью до наоборот.
© Общественное достояниеФрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
Фрагменты фильма Казаки (США, 1928 год).
© Общественное достояниеФрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
Фрагменты фильма Казаки (США, 1928 год).
© Общественное достояниеФрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
Фрагменты фильма Казаки (США, 1928 год).
© Общественное достояниеФрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
Фрагменты фильма Казаки (США, 1928 год).
1/4
Фрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
2/4
Фрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
3/4
Фрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
4/4
Фрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).

Грамотный казак – гроза турок

Зачем съемочной группе понадобилось сделать Лукашку грамотным, причем чуть ли не единственным в станице, станет ясно чуть позже. А что атаманский сын – этона самом деле хорошо замаскированный яростный воин и латентный рубака, прозорливый зритель мог догадаться заранее по некоторым выходкам молодого казака. Надо было лишь дождаться включения психологического тумблера, и оно произошло.
Лукашка отлупил отца (привет "Тарасу Бульбе"), стал гонять турок как ужаленный, и запах крови ему уже стал представляться вполне приятным.
Марьянка тут же отбросила в сторону свою прежнюю чванливость и стала откровенно подкатывать к казаку-молодцу. Но тут уже Лукашка стал поглядывать на девицу с высотысвоего воинского положения.
К тому же, в их отношения со статусом третьего угла любовного треугольника вторгся Оленин. Это у Толстого он индифферентный, странноватый, крепко пьющий барчук, а в американской постановке возник хитромудрыйкнязь Оленин-Стежнев (датский актер шведского происхождения Нильс Астер) – карикатурный ловелас и посланник лично царя-батюшки.
Перевод в титрах слова "батюшка" как "little father" – это очень забавно.
Императору (асудя по времени действия в произведении Толстого, это Николай I), видимо, нечем было заняться. И он решил разбавить застоявшуюся кровь столичной аристократии свежими эритроцитами. Для этого Оленин прибыл с целью найти себе невесту из числа казачек именно этой станицы. Стоит ли говорить, что его похотливое око остановилось на Марьянке.
Заодно царь передал с Олениным лично в руки атаману (ничего так коммуникация у них, да?) весть, дескать, помирился он с султаном, теперь не надо казакам бить и угонять в плен турок. Это известие станичную общественность взбудоражило, возмутило даже. Как это – не воевать с турками? А чем же казакам тогда заниматься?
Атака лейб-казаков под Лейпцигом 4 октября 1813. Иллюстрация из книги История Лейб-гвардии казачьего его величества полка. 1775-1813-1875-1913, Санкт-Петербург, 1913
Казак ходит лавой за зипуном и славой
С подачи порядком оборзевшего к этому моменту Лукашки станичники решают поломать тонкую царскую дипломатию, написав султану возмутительное письмо. Возникла вполне узнаваемая репинская сценка, в центре которой оказался Лукашка, единственный грамотный казак навсю округу, да еще и, как выяснилось, приписной острослов.
Сменявшиеся сцены весьма реалистичных побоищ казаков с турками, диковатые выдумки сценариста и режиссера, наподобие приезда в станицу карпатских цыган, мастеров песен, плясок, сказок, гаданий и черной магии, и трехдневной казачьей попойки по поводу "дня ста святых", – все это уверенно вело зрителей к финалу этой истории.
Марьянка сдуру чуть было не вышла замуж за Оленина, но того очень вовремя зарезали турки. Они же выкрали девицу и повезли в турецкую крепость, куда сломя голову поскакали Лукашка с отцом, а за ними и вся станица. Атамана враги успели ослепить, Лукашку – только помучить, а он вынес пытки мужественно.
Турок разбили, турчанок увели на арканах в полон. Герой и героиня на одном коне в обнимку вернулись в родное селение.
Такое вот сценическое решение – буквально Шекспир и племянники. И ужас графа Толстого, разумеется.
© ОбщественФрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
Фрагменты фильма Казаки (США, 1928 год).
© ОбщественФрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
Фрагменты фильма Казаки (США, 1928 год).
© ОбщественФрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
Фрагменты фильма Казаки (США, 1928 год).
© ОбщественФрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
Фрагменты фильма Казаки (США, 1928 год).
© ОбщественФрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
Фрагменты фильма Казаки (США, 1928 год).
1/5
Фрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
2/5
Фрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
3/5
Фрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
4/5
Фрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).
5/5
Фрагменты фильма "Казаки" (США, 1928 год).

"В мирное время я был генералом"

Но было, как и анонсировалось в начале статьи, во всей этой картонной бутафории и лютом историко-этнографическом винегрете и кое-что подлинное. Посмотреть черно-белых немых голливудских "Казаков" стоит хотя бы из-за впечатляющих конных трюков, чудес джигитовки, которых в полуторачасовой ленте предостаточно.
Исполнили все это лучшие кавалеристы той эпохи, самые настоящие казаки, которых нелегкая доля забросила в кинематограф. Причем это было далеко не самое худшее применение талантов природных конников и виртуозов шашки и пики.
Когда Красная армия выгнала с территории страны оставшихся в живых политических оппонентов, многие казаки оказались в отчаянном положении. Мало того, что вдали от родных краев и привычного жизненного уклада, так еще и совершенно не у дел. Каждый устраивался, как получалось, причем многим пришлось согласиться на самую черную, тяжелую и низкооплачиваемую работу. Химические заводы, стройки, каменоломни ждали вчерашнюю элиту русской кавалерии. Работодатели принявших беженцев стран были совсем не против использовать безвыходное положение пришельцев и наживаться на них.
Наиболее технически подкованные казаки, офицеры и даже генералы отправлялись водить такси, работать у станка на заводе, стоять у входа в роли швейцаров и вышибал в гостиницах и ресторанах по всей Европе. Многие сочли уместным предложить свои уникальные воинские навыки, скажем, французскому Иностранному легиону. Франция была союзником России в Первой мировой войне – выступить на ее стороне где-то в Африке или Юго-Восточной Азии не считалось зазорным.
Никита Михалков в посвященной казакам серии документального цикла "Русский выбор" приводит замечательный эпизод. В пункте вербовки бойцов в Иностранный легион в одном из французских городов проходит что-то вроде собеседования с соискателями. Сержант спрашивает очередного русского новобранца, мол, кем он был в мирное время? Тот отвечает:
"В мирное время, господин сержант, я был генералом".
Разумеется, это наиболее выпуклый, курьезный пример. Но действительно, русских офицеров высокой квалификации, с выдающимися навыками и огромным боевым опытом по Европе было рассыпано многие тысячи.
Наши герои казаки. Лубок. Москва. 1914 год
Казаки Первой мировой. Герои на пороге глобальной трагедии

Так Париж не потрясали со времен атамана Платова

Как рассказывал в своих мемуарах полковник Федор Елисеев, "в Болгарии образовалась группа джигитов кубанских казаков". Идея создать конное шоу и этим зарабатывать деньги разбивалась о бедность Болгарии. Затраты на организацию не окупались сборами.
Тогда инициативная группа, в которую входил и сотник Сергей Проценко из станицы Бесскорбной, служивший в свое время в Собственном Его Императорского Величества Конвое (этого казака надо запомнить: он еще появится в нашем рассказе), преодолев множество препятствий, отправилась во Францию. Воспользовались связями в кругах белой эмиграции и заручились финансовой поддержкой местного банкира и адвоката Саказана, инвестировавшего 2 миллиона франков, чтобы "поднять дело джигитов".
Редкий случай, когда инициатива русских эмигрантов, так еще и из числа казаков, нашла отклик в Европе и конвертировалась в успешный, пусть и недолговечный, проект.
Саказан, по всей видимости, этнический сириец, решил потрясти французов размашистым казачьим шоу. Упомянутые 2 миллиона позволили собрать и экипировать "полсотни джигитов, такого же числа трубачей и до ста человек песенников".
Полковник Елисеев в своей рукописи "На коне по белу свету" писал:
"Куплены были лошади, заказаны седла. Для всех пошиты черкески: для трубачей –красные, для песенников –синие, а для джигитов по два комплекта – синие и белые. Весь ансамбль в белых папахах. Кратко говоря, до двухсот человек были обмундированы в кавказскую форму "с ног до головы" ... Хор трубачей и хор песенников почти полностью состоял из офицеров Добровольческой армии, и только джигиты являлись доподлинными казаками и, главным образом, кубанскими".
Для выступлений был арендован стадион "Буффало" в городке Монруж юго-западнее Парижа. 20 мая 1925 года, как раз когда в Голливуде вызревал и наливался соком и безумными идеями проект фильма "Казаки", рядом со столицей Франции громыхнуло шоу русских джигитов.
По старинному казачьему обычаю началу выступлений предшествовал молебен. А затем артисты поневоле стали удивлять публику невероятными, рискованными, грозящими смертельным исходом номерами. Склонные к сентиментам и цветастым оборотам речи русские эмигранты говорили, что подобного потрясения от казаков Париж не знал со времен атамана Платова. Может, конечно, и так.
© Общественное достояниеМолебен перед началом выступлений казаков на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
Молебен перед началом выступлений казаков на стадионе Буффало под Парижем. Май 1925-го года.
© Общественное достояниеКазаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
Казаки-джигиты на стадионе Буффало под Парижем. Май 1925-го года.
© Общественное достояниеКазаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
Казаки-джигиты на стадионе Буффало под Парижем. Май 1925-го года.
© Общественное достояниеКазаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
Казаки-джигиты на стадионе Буффало под Парижем. Май 1925-го года.
© Общественное достояниеКазаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
Казаки-джигиты на стадионе Буффало под Парижем. Май 1925-го года.
1/5
Молебен перед началом выступлений казаков на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
2/5
Казаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
3/5
Казаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
4/5
Казаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
5/5
Казаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
"Само же представление… Оно было буквально сказкой из тысячи и одной ночи, что пережил каждый казак в своей станице иль в полку родном, – писал Федор Елисеев. – Там тогда все слилось нераздельно: и ширь души, и мощь великая, и лихость безудержная, и дикий гик над несущейся во весь опор лошади, и песня славная казачья, щемящая, зовущая, бушующая, и, наконец, фееричный казачий танец, не знающий удержу в своем размахе, и кавказская лезгинка в своей дикой красоте и стильности".
Казаки показали свое мастерство, достойное куда лучшего применения, чем потеха досужей французской публики. Но ничего не поделаешь, такой уж была ситуация. Участие в конном шоу дала возможность многим не только выжить, но даже и заработать деньжат на черный день. А главное – прикинуть свои возможности, собраться с мыслями и хотя бы в самых общих чертах решить, что делать дальше.
Предприниматель Саказан, окрыленный триумфом джигитов, выписал из Болгарии еще группу джигитов Донского войска во главе с полковником Николаем Шляхтиным. Свой творческий коллектив он разбил на две части, одна из которых отправилась в турне по городам Франции, в каждом из которых выступала с неизменным успехом, а другая пересекла Ла-Манш, чтобы показать удаль молодецкую англичанам.
Британский проект оказался провальным. Не то чтобы лондонцам не нравились выступления русских казаков. Отнюдь. Просто появились серьезные и даже неразрешимые разногласия среди руководителей военно-творческого коллектива. Саказан и инициативная группа от казаков разругались, банкир попытался кинуть русских на деньги, те потащили его в суд… В конце концов Саказан расплатился лошадьми, задействованными в шоу: те были проданы, деньги поделены… Но джигитовке по городам Европы пришел конец. Во всяком случае, в таком масштабном варианте.
Кто-то создал свои небольшие группы для выступлений в провинции. Казаки постарше, семейные, оставили затеи с конным спортом, попытались где-то осесть, найти себе заработок. Полковник Елисеев замечал по этому поводу:
"Джигитское дело – удел холостых".
© Общественное достояниеКазаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
Казаки-джигиты на стадионе Буффало под Парижем. Май 1925-го года.
© Общественное достояниеКазаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
Казаки-джигиты на стадионе Буффало под Парижем. Май 1925-го года.
© Общественное достояниеКазаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
Казаки-джигиты на стадионе Буффало под Парижем. Май 1925-го года.
© Общественное достояниеКазаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
Казаки-джигиты на стадионе Буффало под Парижем. Май 1925-го года.
1/4
Казаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
2/4
Казаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
3/4
Казаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.
4/4
Казаки-джигиты на стадионе "Буффало" под Парижем. Май 1925-го года.

Как казаки Америку открыли

Сотник Сергей Проценко не угомонился. Вместе со своим деловым компаньоном Александром Мелиховым он сколотил коллектив в 115 человек. Эта труппа отправилась в США.
Сложно сказать, как состоялся контакт у казаков из шоу-бизнеса с кинокомпанией "Метро-Голдвин-Майер", но через океан они плыли, манимые контрактом на съемки в фильме "Казаки" по произведению Льва Толстого.
Добрались до Нью-Йорка, взбодрили тамошних обывателей своими тренировками прямо в Центральном парке. А чего стесняться? Покатались по Манхэттену, дали представление в "Медисон-сквер-гардене". Но тут выяснилось, что съемки в "Казаках" откладываются. Это был, мягко говоря, крайне неприятный сюрприз.
© Общественное достояниеКазаки в Нью-Йорке. Впереди – сотник Проценко. 1926 год.
Казаки в Нью-Йорке. Впереди – сотник Проценко. 1926 год.
Казаки в Нью-Йорке. Впереди – сотник Проценко. 1926 год.
Казак Ильинской станицы Кубанского войска Гавриил Солодухин в своей книге "Жизнь и судьба одного казака" (Нью-Йорк, 1962 год) писал:
"Получили телеграмму от Проценко: "Постановка картины "Казаки" откладывается на год. Казаков пока не берут. Поэтому расходись – кто куда хочет. Но присылайте мне свои адреса, и, когда понадобится, я выпишу вас сюда, в Голливуд". И наши казаки начали расползаться как муравьи. Но мы, 11 неугомонных джигитов, не согласились так легко отказаться от своего артистического призвания. Мы решили самостоятельно ехать в Голливуд. Сообща купили 3автомобиля, и, хотя все мы никогда ими не управляли, никогда не сидели за рулем и не держали в руках ничего, кроме казачьей уздечки, мы, отчаянные джигиты, двинулись в Голливуд".
До кинематографической столицы Америки казаки добирались 18 суток. Приехали без гроша в кармане, но с твердым намерением добиться успеха.
Пока ждали запуск съемок фильма "Казаки", лихие русские наездники стали сниматься в вестернах. Пикантная подробность, которую трудно пропустить, да и ни к чему это: играли они ковбоев и индейцев. И можно смело спорить с кем угодно: таких умелых наездников и бесстрашных, на грани жизни и смерти, актеров фильма о Диком Западе никогда не знали.
"Мы, казаки, "работали" в этом фильме "индейцами" – совершенно голые, только спереди интимное место было прикрыто маленьким куском кожи, – писал о съемках фильма "Боевая раскраска" Гавриил Солодухин. – И как в Калифорнии ни тепло, но работать голыми в зимние месяцы было холодно. Нас красили коричневой краской, чтобы мы выглядели как настоящие индейцы. В наши волосы втыкали перья. На лошадях мы скакали без седел. Уздечек не полагалось. Лошадей зануздывали веревкой. Мы имели луки и стрелы".
© Общественное достояниеКазаки в роли индейцев
Казаки в роли индейцев
Казаки в роли индейцев
Мастерство, лихость, смелость и мотивация сыграли свою роль. Дела у казаков пошли на лад. Солодухин писал:
"Казаки-джигиты зажили, как и полагается голливудским артистам. Мы купили себе хорошие автомобили и "летали" на них везде, словно по своим кубанским полям. Делая по 50–60 миль в час и не признавая никаких полицейских знаков и сигналов".
За каждое падение с лошади, когда нужно было "представиться убитым", казаки получали 35 долларов. Дублеру актера-звезды платили от 50 до 100 долларов за съемочный день.

На все воля Божья

Все головоломные конные трюки, в том числе и джигитовку Лукашки в голливудской экранизации Толстого, исполняли казаки, подменяя в опасных моментах исполнителя главной роли Джона Гилберта. Причем последнему каскадер требовался не только в сценах с лошадьми, но и в танце. Плясал за него кубанский казак Гавриил Солодухин, считавшийся №1 в лезгинке по всему русскому зарубежью.
Младший урядник Солодухин вспоминал:
"Мы, джигиты, бились, как печенеги. Во всех местах, где надо было на картине показать лихость, занимали нас, казаков. Работали мы и как турки, и как казаки... Но немало из нас в этой картине поломали свои ребра во имя чести и славы казачьей. А в картинах всегда делается так: "звезду" дублируют все – ездят верхом, падают, джигитуют, прыгают через барьеры, танцуют, делают разную акробатику, поют, прыгают в воду и подставляют свою морду под удары во время драк. А "звезды картины", во имя чужих костей и крови, мировую славу себе добывают".
Внеся свой посильный вклад в развитие американского кинематографа, пусть и в такой нелепой постановке, как "Казаки" 1928 года выпуска, многие казаки-виртуозы оставили шоу-бизнес, взявшись за какие-то более, как им виделось, серьезные занятия.
Другие продолжили съемки. Если вы видите в голливудских фильмах 20–30-х годов потрясающие воображение конные трюки, со значительной долей уверенности можно сказать, что это наши парни вытворяют. В раскраске индейцев, в ковбойских шляпах, мексиканских сомбреро или в униформе самых разных армий мира не важно. Дорога домой большинству казаков, покинувших родину после Гражданской войны, была заказана.
© Общественное достояниеКазак Гавриил Солодухин, мастер лезгинки №1 русского зарубежья, исполняет танец с кинжалами
Казак Гавриил Солодухин, мастер лезгинки №1 русского зарубежья, исполняет танец с кинжалами
Казак Гавриил Солодухин, мастер лезгинки №1 русского зарубежья, исполняет танец с кинжалами
А напоследок – еще несколько слов о фильме "Казаки" киностудии "Метро-Голдвин-Майер". Понятно, что это неказистая поделка времен немого кино, с примитивными ходульными образами, с макулатурным сценарием, недостойным соседства с именем Толстого. Но, кроме выдающейся джигитовки заброшенных на чужбину кубанцев, есть там еще один ценный момент.
Рефреном через всю киноленту проходит фраза:
"И над всеми – Господь!"
Даже удивительно, что в сочной американской клюкве вдруг обнаруживается такая правильная сентенция, совершенно казачья. Как знать, может быть, только ради этого и возникло подобное кино.
Руслан Мармазов
 Ретро-кинопроектор в Музее кино на ВДНХ в Москве - РИА Новости, 1920, 05.04.2024
Десятка казаков отечественного экрана