Казачья наука. Вся родня не стоит коня - Российское казачество, 20.10.2025

Казачья наука. Вся родня не стоит коня

© Общественное достояниеМеталлогравюра, изображающая черкеса и линейного казака, 1847
Металлогравюра, изображающая черкеса и линейного казака, 1847
"Каждый солдат должен заботиться о порученной ему казенной лошади, а казак – о своей собственной, чистить ее, поить и кормить", – сообщала заинтересованной аудитории "Книжка для молодых солдат кавалерии и казаков", изданная в Санкт-Петербурге в 1884 году.
В принципе, в этой паре немудреных строк обозначена кардинальная разница между казаками и всеми остальными воинами России. Во всяком случае, по лошадиной части. Очень, надо заметить, важной.

Конь вместо тысячи слов

Рискну скатиться в банальности, но все же подчеркну, что конь для казака – это гораздо больше, чем животное для верховой езды. Тем более не какая-то там казенная единица, выданная во временное пользование. Это категория очень личная. Конь выращен, выпестован, воспитан, закален для выполнения серьезных задач. Это друг и соратник, почти родственник, а иногда и больше чем родственник. На него, и только на него последняя надежда в пиковой ситуации.
"Ты должен любить коня, потому что в работах он главный твой помощник, а если ты казак, то на нем служишь верой и правдой своему царю-батюшке и Отечеству. Если ты любишь его, ласкаешь, не сердишься на него, не бранишь его громким голосом, как учат арабы, знатоки по уходу за лошадьми, то и он привязан к тебе, как собака, которая ни на шаг не отходит от своего хозяина, ловит каждый его взор, понимает каждое слово, послушно исполняет приказанья, так и твой конь", – нравоучительно и со знанием дела настаивал ветеринарный врач 2-го Восточно-Сибирского военно-телеграфного батальона С.А.Лебедев на страницах авторской брошюры "Несколько слов о коне, посвященных русскому мужичку и забайкальскому казаку" (Троицкославск, 1909 год).
Навыки верховой езды и высших ее проявлений – джигитовки, приемов конного боя, стрельбы на скаку, владения шашкой и пикой – это высочайшее искусство из боевых, в котором с казаками мало кто мог тягаться. Достигалась виртуозность многолетней систематической тренировкой.
© Общественное достояниеУральский козак Сила Вихрев. 1812 г. Раскрашенная гравюра А. Ухтомского по рисунку Е.М. Корнеева.
Уральский козак Сила Вихрев. 1812 г. Раскрашенная гравюра А. Ухтомского по рисунку Е.М. Корнеева.
Уральский козак Сила Вихрев. 1812 г. Раскрашенная гравюра А. Ухтомского по рисунку Е.М. Корнеева.
"Первое дело казака – мастерски ездить верхом. Казак на лошади должен быть легок, увертлив и неутомим", – делился простой, зато проверенной веками житейской мудростью войсковой старшина Маркел Серов на страницах учебного пособия "В помощь школам и малолеткам казачьих войск" (Оренбург, 1910 год).
Он же, как бы предвосхищая некоторый скепсис условных читателей, пояснял:
"Это все дается не сразу, а требует привычки сызмальства, и, если казак мальчиком не привык ездить на лошади, на службе в 3–4 года никогда ему не быть настоящим казаком – джигитом. А поэтому упражняйся в езде верхом при всяком случае; есть седло – на седле, нет – и без седла отлично".
Жизнь казака-воина начиналась с обряда посажения на коня. Между прочим, в 3 года. "Учи белого лебедя плавать, казачьего сына – на коня садиться", – образно советовала из поколения в поколение древняя и во всех смыслах крылатая формулировка, с которой не поспоришь. С этого момента стартовал путь мужчины, бесконечная дорога бойца и защитника Отечества. Ну как бесконечная… До перехода в мир иной, когда Господь призовет.
Понятно, что казак мог совершать свои повседневные подвиги и пешим порядком, и ползком даже. Многочисленные примеры разведчиков-пластунов – особой категории казачества – тому яркое свидетельство. Спешились они, может быть, и не от хорошей жизни, но и вне кавалерийской атаки проявили себя достойно, много пользы русскому воинству принесли.
Немало случаев беспримерных подвигов казаков на воде, в море или в речных потоках сохранили былины и сказания. Да и скупые строки воинских донесений, наградных документов тоже.
По чести сказать, с челнами изначальная история казачества связана куда сильнее, чем с лошадьми. Пока казаки массово поскакали верхом да почувствовали себя в седле (или даже без него, но на коне) уютней, чем в родном курене даже, много лет прошло. Научившись лихо разить врага в конном строю пиками, шашками, огнестрельным оружием да хотя бы и нагайками, казаки превратились в легенду легкой кавалерии планетарного масштаба.
© Общественное достояниеКарикатура из "Теребеневской азбуки"
Карикатура из Теребеневской азбуки
Карикатура из "Теребеневской азбуки"
Потом наступили времена, когда казаки геройствовали в кабинах аэропланов, в танках, а теперь и у пультов запуска ракет или с джойстиками управления БПЛА. Но согласитесь, если к какому-нибудь важному казачьему мероприятию решено будет нарисовать, скажем, плакат, эмблему или, как теперь модно говорить, логотип, шансов появиться там у бравого казака на коне куда больше, чем у него же, но в лодке с веслом или за штурвалом истребителя. Потому что это традиция, веками наполнявшаяся особым, без преувеличения скажем, сакральным содержанием.
Казак на коне – этот образ заменяет многие тысячи слов.
"Конь – твой верный боевой товарищ. С ним ты все и всюду, а без него – ничто", – уверенно провозглашал подъесаул Александр Тарыкин в "Памятной книжке сибирского казака", изданной в Омске в 1914 году.
Так стоит ли удивляться, что в совсем непростом, многослойном процессе подготовки молодого казака к выполнению головоломных боевых задач коням уделялось особое место? И речь ведь не просто о конном спорте идет, до него еще добраться надо. Начинается все с простых и естественных вещей. С заботы, например.

Нежность к брезгливой кобыле

Свою лошадь казак обязан был знать, может быть, лучше, чем самого себя. А уж опекать, совершенно точно, куда тщательнее, чем собственную персону.
"Казак голодает, а конь сыт", – указывала одна из многочисленных пословиц на заданную тему.
Причем это было не просто благое пожелание, продиктованное опытом предков или теми же дедовскими присказками, а четкая установка, спрессованная в регламентирующие документы и томики специальной литературы.
© Общественное достояниеТитульный лист "Памятной книжки сибирского казака". Автор: подъесаул Тарыкин. Омск, 1914 год
Титульный лист Памятной книжки сибирского казака. Автор: подъесаул Тарыкин. Омск, 1914 год
© Общественное достояниеТитульный лист "Памятной книжки для казаков приготовительного и строевого разрядов". Автор: подъесаул Гладков. Санкт-Петербург, 1895 год
Титульный лист Памятной книжки для казаков приготовительного и строевого разрядов. Автор: подъесаул Гладков. Санкт-Петербург, 1895 год
© Общественное достояниеТитульный лист "Книжки для молодых солдат кавалерии и казаков". Автор: штаб-ротмистр Крестовский. Санкт-Петербург, 1884 год
Титульный лист Книжки для молодых солдат кавалерии и казаков. Автор: штаб-ротмистр Крестовский. Санкт-Петербург, 1884 год
© Общественное достояниеТитульный лист "Книжки для молодых солдат кавалерии и казаков". Автор: штаб-ротмистр Крестовский. Санкт-Петербург, 1884 год
Титульный лист Книжки для молодых солдат кавалерии и казаков. Автор: штаб-ротмистр Крестовский. Санкт-Петербург, 1884 год
© Общественное достояниеТитульный лист книги "Лошадь в хозяйстве казака и крестьянина". Автор: коннозаводчик Носович. Ростов-на-Дону, 1912 год
Титульный лист книги Лошадь в хозяйстве казака и крестьянина. Автор: коннозаводчик Носович. Ростов-на-Дону, 1912 год
1/5
Титульный лист "Памятной книжки сибирского казака". Автор: подъесаул Тарыкин. Омск, 1914 год
2/5
Титульный лист "Памятной книжки для казаков приготовительного и строевого разрядов". Автор: подъесаул Гладков. Санкт-Петербург, 1895 год
3/5
Титульный лист "Книжки для молодых солдат кавалерии и казаков". Автор: штаб-ротмистр Крестовский. Санкт-Петербург, 1884 год
4/5
Титульный лист "Книжки для молодых солдат кавалерии и казаков". Автор: штаб-ротмистр Крестовский. Санкт-Петербург, 1884 год
5/5
Титульный лист книги "Лошадь в хозяйстве казака и крестьянина". Автор: коннозаводчик Носович. Ростов-на-Дону, 1912 год
Цитируем "Памятную книжку для казаков приготовительного и строевого разрядов", составленную на базе "Инструкции для ведения занятий в кавалерии" лейб-гвардии Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полка подъесаулом Гладковым и изданную в Санкт-Петербурге в 1895 году:
"Должен знать: у кого купил себе лошадь, сколько ей лет, какой у нее нрав и какая езда. Помни: лошадь – лучший твой товарищ, а потому прежде позаботься о лошади, а потом уже о себе. С лошадью обращайся ласково и следи за ее здоровьем. Чистку лошади производи утром и вечером, обмывай копыта и осматривай прочность подков. Заметил: лошадь не выела корм, плохо пьет воду, жалуется на ноги, немедленно доложи взводному уряднику".
Особые страницы в казачьей памятке отводились обязанностям при несении наряда по конюшне. Подробно и доходчиво рассказывалось, до чего же бдительно полагается следить, чтобы не было "больных и ушибленных лошадей". Перечень мер по поддержанию чистоты в конюшне даже читать устанешь, не то что осуществлять на деле. Естественно, строго-настрого запрещалось подпускать к конному составу посторонних.
Приведем некоторые выдержки, кажущиеся нам в ХХI веке если и не совсем уж диковинными, то, во всяком случае, достаточно оригинальными.
"Если лошади трутся о станки и перекладины – прикрикни".
"Перед кормом вычисти кормушку от пыли и сору – лошадь брезглива".
"Птиц из конюшни гони, меньше будет сору".
"Пришли лошади с езды – без приказания дежурного не смей поить и кормить".
"После вечернего корму подложи свежую подстилку и отпусти поводки настолько, чтобы лошади могли лечь и положить головы на подстилки".
А вы думаете, это простое дело – вывести лошадь из конюшни? Даже с разрешения дежурного? Без такового – ни в коем случае, это понятно. Но даже если команда поступила, полагаете, взял да и повел? Как бы не так. Сначала надо обтереть лошади голову, протереть глаза, расправить гриву и хвост, смахнуть пыль, вынуть солому из копыт, набросить уздечку, и вот только тогда выводить.
Естественно, что при отбытии в лагеря добавлялось специфических хлопот. Из которых самым простым было, совершив все манипуляции по комфортному расположению коня на отдых, разместить в трех метрах позади него в установленном порядке седло, потник, прочую амуницию. Пики, шашки, винтовки располагались при каждом взводе "костром", в смысле, пирамидой.
В походе все еще усложнялось. В том числе, если кто-то из односумов занемог, того тут же полагалось отправить в санитарную двуколку. А вот его лошадь – взять под опеку, отвести в сотню.
Конь всегда был в центре внимания и заботы. И это не красивые слова, а каркас казачьей жизни.
"Смотри на коня как на лучшего своего друга – прежде позаботься о лошади, а потом о себе, – не унимался и не стеснялся повторяться в своей "Памятной книжке" лейб-гвардии Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полка подъесаул Гладков. – С лошадью обращайся ласково, при грубом обращении она становится своенравною и злою".
А цитированный уже нами военный ветеринарный врач Лебедев писал очень доходчиво, по-народному:
"Не забывай про коня и у свата, и у брата, если заезжаешь к нему в гости. Прежде чем угощаться, поставь коня куда-либо потеплее, накинь что-либо на него и дай ему клочок сенца. Коню будет теплее".
© Общественное достояниеИоганн Адам Клейн. Эстамп "Казачьи лошади во дворе". 1818 год.
Иоганн Адам Клейн. Эстамп Казачьи лошади во дворе. 1818 год.
Иоганн Адам Клейн. Эстамп "Казачьи лошади во дворе". 1818 год.

Богатое лошадиное царство

Хорошо, конечно, если казак для несения воинской службы мог позволить себе купить качественного коня. Точнее, речь не о казаке даже, а о всем его семействе.
Покупка коня в былые времена была событием куда более значимым, чем сегодня приобретение автомобиля. От этого момента могла зависеть дальнейшая жизнь, карьера, благосостояние целого рода. Отношение к выбору коня, а значит, и существенному капиталовложению, инвестиция в будущее, было соответствующим.
"Вся родня не стоит коня", – гласит казачья поговорка. Пожалуй, есть в ней некоторая гиперболизация. Или ее безымянному автору в незапамятные времена просто не повезло с родственниками, зато подфартило с лошадью… Но прочувствовать цену вопроса она позволяет сполна.
Вспомним для примера повесть Льва Толстого "Казаки". Там сочно описан непростой быт кавказской станицы. Один из основных персонажей произведения, молодой казак Лукашка, вполне готов к полноценной службе – главному предназначению всякого казака. Он боевой парень, смелый и смекалистый, хладнокровный в сложных ситуациях, меткий стрелок и человек чести. Но у него нет своего коня. И это проблема, граничащая с трагедией.
Когда Лукашке заезжий шальной барчук, для которого деньги не имеют никакого веса, дарит прекрасного скакуна, ошалевает и сам казак, и вся станица.
Казалось бы, красивый и щедрый жест. Однако местное сообщество начинает относиться к молодому господину, способному на такой безрассудный подарок, недоверчиво. Его начинают сторониться и побаиваться. В самом деле, от человека, так легкомысленно относящегося к лошади, можно ждать чего угодно. Во всяком случае, по казачьей логике середины XIX столетия, когда разворачивались действия толстовского рассказа.
Афиша фильма Казаки. Киностудия Метро-Голдвин-Майер. 1928 год.
Вечера на хуторе близ Лос-Анджелеса и другие приключения казаков в Европе и Америке
Приличный конь и стоил дорого, и найти его было не такой уж элементарной задачей. Во всяком случае, полковник Сергей Носович, управляющий Деркульским конным заводом (старинные донские казачьи земли, ныне – территория ЛНР), в изданной в 1912 году в Ростове-на-Дону книге "Лошадь в хозяйстве казака и крестьянина" писал:
"Самое богатое царство землей и лошадьми – Россия; но как земля ее обрабатывается хуже всех государств, так и лошади ее выращиваются безобразно плохо".
Причину этого полковник Носович видел в неумении и лени. И их производном – пьянстве, разумеется, тоже. Оттого-то "хлеб наш сорный… и лошадь – мала, слабосильна и бесценна".
Дальше же коннозаводчик выпаливал целую обойму практических советов, как получить качественного жеребенка и вырастить из него "хорошего коня-служаку, добрую лошадь-работницу". Основой всему Сергей Носович называл сбалансированный рацион и для кормящей кобылы, и для детеныша, разумный режим питания и дозированные нагрузки. Плюс забота, ласка, о которых в былые времена не преминули написать многочисленные авторы книг и брошюр о лошадиной политэкономии и конской диетологии.
По всему выходило, что в выращивании могучих боевых коней не было ничего сверхсложного. Хотя, понятно, приходилось затратить определенные силы, умения, а главное – деньги. Но зато и отдачу Носович от выращенного самим казаком жеребенка обещал знатную.
Так и писал:
"Дело нехитрое: будьте к лошади заботливы, оберегайте ее и жеребенка от холода и жары, кормите и работайте, как рассказал, получите хорошую пользу".
Справедливости ради скажем, что в своих доброжелательных поучениях Носович немножко воспарял в небеса. Что ему, управляющему государственным конным заводом, казалось вполне будничным производственным процессом, в условиях казачьего хутора смотрелось дерзкой фантастикой.
Например, полковник считал – и не без оснований, понятно – так:
"Улучшать своих лошадей выгоднее всего жеребцами английскими или рысистыми, не следует бросаться на больших возовых; они, правда, очень сильны, но только на твердой, хорошей дороге… Другое дело – англичанин и рысак, они дадут самую подходящую в хозяйстве лошадь, которая будет сильна, но легка, повезет достаточно, побежит быстро и не загрузнет, а продать ее всегда легко, так как всякому хозяину она сгодится и покупается еще для войны".
Почитав такое, станичники, поди, ухмылялись в усы:
"Значит, английских скакунов лучше всего для улучшения породы брать? Ладно. Как подвернутся, так и возьмем, понятное дело. Не откажемся".
В принципе, казачья история знавала и моменты как раз подобного улучшения местных пород отборной английской кровью. Наподобие безумной атаки легкой британской кавалерии в ходе Балаклавского сражения Крымской войны 25 октября 1854 года.
Тогда русскими воинами был выбит целый пласт английской аристократии, подразделения-то комплектовались из отпрысков непростых вельможных родов. Родословные коней были под стать происхождению седоков. Казаки столько трофейного элитного поголовья тогда захватили, что продавали дорогущих жеребцов буквально за бесценок. Но и на улучшение качества наших табунов кое-что перепало.
Этот эпизод, славный для русского оружия и трагический для британской короны (в их школах до сих пор изучается в качестве примера страшного удара по генофонду аристократии, разумеется, а не лошадей), просто к слову пришелся, навеян рецептами полковника Носовича.
Русский казак колет пикою немецкого кавалериста и освобождает несчастную сестру милосердия, которую жестокосердный германец готов был увезти на седле для своей плотской утехи и глумления. Из книги Война и наши трофеи, Петроград, 1915 год
Война и наши трофеи. Казачьей пикой по вражеским утехам
Но в общем и целом спорить с маститым коннозаводчиком нелепо. Правильно выращенный казаком из жеребенка конь становился ценнейшим подспорьем в бою. Коллективный казачий опыт выкристаллизовался в песни. Наподобие такой, из второй половины ХХ века уже:
Облака над речкою клубят.
Помню, в день гороховый
Из-под кобылицы взял тебя
Жеребёнком крохотным.
Норовил за палец укусить,
Всё козлил да взбрыкивал.
Понял я тогда: друзьями быть
Нам с тобою выпало.
И там же:
Ну, а дед мой седой
усмехался в усы,
Всё кричал: "Вот шальной!
Весь в отца, сукин сын!
Тот был тоже мастак
уходить от погонь,
От ушей до хвоста
весь горел, только тронь!

Не в коня корм, но в копыто мазь

Молодые казаки проходили свои университеты чаще всего не в академических аудиториях, а в натуральных условиях. Практики у них было побольше, чем теории. А это получение опыта – вещи незаменимой.
Квалифицированных наставников, может быть, и не так жалованных научными званиями и степенями, зато украшенных рубцами с многочисленных войн и позвякивающих совсем не учебными шашками и поблескивающих "георгиями" хватало в каждой сотне – от западных границ до Тихоокеанского побережья.
Но книги – источник знаний и мудрости, в том числе и казачьих, – никто не отменял. Избегать их было просто нелепо. Это касалось не только узкой специализации, наподобие отделения военных переводчиков в Новочеркасске, скажем, но и наук универсальных. В нашем случае – прикладного казачьего коневодства.
Кавказский двуствольный пистолет. Дагестан. Середина XIX века
Язык сильнее пистолета. Школа боевых казачьих переводчиков
Где, допустим, можно было почерпнуть универсальные указания по чистке лошади соломой, щеткой и суконкой? В принципе, у любого видавшего виды казака во всякой станице. Но еще и в "Полном учебнике для казачьих полковых учебных команд" гвардии ротмистра Леонтия Крестовского (Санкт-Петербург, 1892 год).
Там же содержались скрупулезные указания по омыванию и купанию лошадей (делать это удобней всего вечером за час до кормления, в прохладной, но не очень холодной проточной воде), "ежедневный конюшенный порядок" и уйма прочей полезной информации, включая рецепты мази для копыт.
По последнему пункту сложно удержаться от прямой цитаты:
"Копыта отнюдь не следует мазать такою мазью, в которую входит сажа. Потому что от сажи копыто сохнет. Вообще, для составления лучшей мази для копыт следует взять: свиного несоленого сала 2 1/2 фунта, терпентину густого 1 фунт, воску 1 фунт и меду 1 фунт; растопить все это в горшке на огне и, когда растопится, влить в этот состав 1 фунт льняного масла и мешать, пока не остынет".
Для справки: 1 фунт – это чуть больше 400 граммов. Терпентин позднее стал по-своему популярен по названием "скипидар".
В более ранней своей "Книжке для молодых солдат кавалерии и казаков" (Санкт-Петербург, 1884 год) Крестовский давал подробные рекомендации по кормлению коней. В этом смысле он отдавал несомненный приоритет овсу, который должен быть "тяжел, крупнозернист, с тонкою шелухою, бледно-желтого цвета и без запаха".
За неимением овса автор наставлений разрешал "кормить лошадь ячменем, рожью, пшеницей… но предварительно следует перемолоть их и вымочить часа 4 в воде, чтобы сделать их безвредными для лошади".
Категорически запрещал Крестовский кормить коней бобами, горохом, так как они "трудно перевариваются в желудке и приводят ветры".
Конский диетолог конца XIX века вполне одобрял сено, которое считал не только полезным, но и необходимым для лошади. Другое дело, что "без надобности не следует употреблять сено ранее 2 месяцев после того, как оно было скошено, а также пролежавшее долее 20 месяцев, потому что оно тогда делается пыльным, ломким и малопитательным".
И таких тонкостей, оговорок, вводных и предосторожностей в теме питания казачьего коня – многие и многие страницы. Совсем непростое это дело, чего уж там.
Гвардии ротмистр Крестовский называл клевер и тимофееву траву самыми питательными из растений наших лугов. Но тут же сопровождал это утверждение целым списком опасностей, которые они несут в себе при неквалифицированном использовании.
А для наглядности приводил пример:
"Французская кавалерия в 1812 году, прибывшая в Россию на берега Немана с совершенно крепкими и здоровыми лошадьми, в одну ночь потеряла более тысячи лошадей, оттого что им дали объедаться клевером".
Французские захватчики не знали простых казачьих секретов, за что и поплатились. Собственно, на то нам и враги даны, чтобы учиться на их ошибках по дороге к своим победам.
Казак выбивает ветвь победителя из рук Наполеона. Французская карикатура XIX века
Несколько французских эритроцитов, заблудившихся в казачьей крови
"Надо выждать, чтобы клевер и тимофеева трава завяли, и затем уже давать их лошадям. Клевер, пролежавший скошенным сутки, делается безвредным", – указывал молодым казакам на промах кавалеристов Наполеона уланский ротмистр, но большой знаток конного дела Леонтий Крестовский.

Джигиты начинают с деревянных лошадок

Окиньте взором количество букв, которые вдохновленный поворотом темы автор намолотил на клавиатуре. Видите? Много! И это ведь, учтите, вечный сюжет "казак и конь" мы с вами даже и по гриве не потрепали. Так, вскользь упомянули, можно сказать, не более того.
Невероятно интересная тема, потому что обильно и хитро сплетена из чудес героизма и посконной, домотканой правды жизни русского казака былых времен. За каждой уздечкой, подковой, стременем кроется портал в отдельную галактику. Успевай только дивиться да информацию поглощать жадно, но и переборчиво.
Ко многим фрагментам этой основополагающей, уж простите за некоторую напыщенность, темы казачьего бытия есть настроение непременно вернуться.
© Общественное достояниеЧертеж тренировочного деревянного коня. 1 аршин = 71,12 см Из книги "В помощь школам и малолеткам казачьих войск". Автор: войсковой старшина Серов. Оренбург, 1910 год
Чертеж тренировочного деревянного коня. 1 аршин = 71,12 см
Из книги В помощь школам и малолеткам казачьих войск. Автор: войсковой старшина Серов. Оренбург, 1910 год
© Общественное достояниеПочтовая карточка из серии "Казаки". Москва. Фототипия Шерер, Набгольц и К°. Начало ХХ века
Почтовая карточка из серии Казаки. Москва. Фототипия Шерер, Набгольц и К°. Начало ХХ века
1/2
Чертеж тренировочного деревянного коня. 1 аршин = 71,12 см Из книги "В помощь школам и малолеткам казачьих войск". Автор: войсковой старшина Серов. Оренбург, 1910 год
2/2
Почтовая карточка из серии "Казаки". Москва. Фототипия Шерер, Набгольц и К°. Начало ХХ века
Как же можно не рассказать об умении казаков укладывать коня на полном скаку и вести из-за него огонь? Или о деревянных лошадях, с которых в детстве-юности начинает всякий джигит-виртуоз? Или о выездке полудикого казачьего коня? Нет, отказаться от такого решительно невозможно.
Так что, как новомодные ведущие любят говорить, не переключайтесь. Впереди будет еще много любопытного.
Руслан Мармазов