https://kazachestvo.ru/20251110/2160722.html
"Моя фамилия здесь со времен первых казаков". История рода Туголуковых с 1740-х до наших дней
"Моя фамилия здесь со времен первых казаков". История рода Туголуковых с 1740-х до наших дней
Практически все казаки Бурятии знают друг друга и даже могут по фамилии определить, откуда человек родом. В этом уверен заместитель атамана Забайкальского... Российское казачество, 10.11.2025
2025-11-10T10:00
2025-11-10T10:00
2025-11-10T10:00
история рода
забайкальское войсковое казачье общество
забайкальский край
республика бурятия
/img/07e9/0b/07/2160542_0:5:3001:1693_1920x0_80_0_0_1f8a81ce4205d768ac8c29450fd3f4f5.jpg
Практически все казаки Бурятии знают друг друга и даже могут по фамилии определить, откуда человек родом. В этом уверен заместитель атамана Забайкальского войскового казачьего общества по патриотическому воспитанию и работе с молодежью Артем Туголуков. Изучая архивные документы и метрические книги своего региона, заматаману удалось проследить историю рода вплоть до 1740-х годов. Именно в этот период казаки начали заселять забайкальские земли. Порталу "Российское казачество" Артем Туголуков рассказал, как его прапрадеды помогали в пересылке важных писем и по каким признакам пожилые казаки могут определить, откуда приехал молодой человек.В утверждение Артема Туголукова, что все забайкальские казаки знакомы между собой, поверить нетрудно. Ведь казаков-то на этой земле не так уж и много. Хотя в середине XVII века именно казаки пришли в эти края и воздвигли деревянную крепость. Об этом еще в советские годы писал археолог Александр Артемьев в книге "Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII – XVIII вв.". Всего через несколько десятилетий укрепление выросло в Удинский острог, который сегодня известен как Улан-Удэ.Уже к началу XVIII века на территории современной столицы Бурятии находилось 186 служилых людей, среди которых были и казаки. Примерно в это время на землях близ Байкала появляются первые упоминания фамилии Туголуков."Моя фамилия – со времен основания, со времен первых казачьих групп, которые здесь появились. Даже буряты пришли сюда позже, чем казаки, хотя там буквально 40–50 лет разница", – подчеркивает Артем.А еще в это же время через населенные пункты, где сегодня стоят забайкальские города, проходили пути Большого Сибирского тракта. По сложному сухопутному маршруту доставляли грузы и важные государственные донесения из европейской части России в Сибирь и страны Азии.На всякого налетчика найдется свой казакВ то время грабеж почтовых путей был излюбленным занятием разбойников. А потому по всей дороге Сибирского тракта требовались служилые люди, способные и себя защитить, и посылку доставить в сохранности.Суровые снежные зимы значительно замедляли передвижение в лесах Сибири и степи. Чтобы письма приходили в срок, "почтальону" требовалось преодолевать не менее 30 километров в день, а еще лучше – 100. Поэтому было принято решение селить людей по тракту именно на таком расстоянии друг от друга: каждые 30–100 километров маршрута появлялись казачьи дома.Как гласит семейное предание Туголуковых, на одной из таких меток поселили и предков Артема – его прапрадеды занимались почтовой гоньбой. Тогда в задачи зарождавшегося Забайкальского казачьего войска, помимо охраны границ и передачи посылок, входила еще и своеобразная опека бурятских племен. Как рассказывает заматамана, казаки брали под надзор бурятские рода, а те в свою очередь поставляли лошадей. Казаки коней обучали, запрягали и гнали дальше по тракту.В казачьей семье всегда будет шашкаНесмотря на трудоемкую работу и непростые природные условия, казаки забайкальских земель обзаводились большим двором со скотиной и огородом. Эта любовь к лошадям и ведению хозяйства сохранилась в роду Туголуковых сквозь многие поколения. Отец Артема Виктор Туголуков с детства учил сына обращаться с лошадью и скотиной, ездить верхом. А еще он привил сыну любовь к своим корням и интерес к прошлому."Интерес же из семьи идет. Это закладывается, когда своих предков как уважаемых людей преподносят. Всегда интересно было какие-то истории слушать, семейные предания", – отмечает Артем.Не все реликвии и истории удалось укрыть от вихря исторических изменений, и годы СССР наложили временную печать на казачье прошлое. В семье Туголуковых долгое время хранилась шашка 1861 года изготовления. Но вот, вспоминает отец Артема, выходит новое постановление партии: сдать все холодное оружие в милицию. Как же быть казачьей семье? Дед Артема принимает непростое решение: распилить шашку наждаком. Пусть и в измененном виде, но только бы осталась родовая ценность.Виктор Туголуков рос со строжайшим запретом даже на произношение слова "казак". А все же отнять духовные казачьи ценности и традиции никому не под силу.Скажи, какая твоя фамилия, и я скажу, откуда тыРассказы отца с детства увлекали Артема. Став взрослым, он начал самостоятельные исследования. Поиски информации о своей фамилии помогли заматаману стать знатоком в истории забайкальского казачества. Артем уверен, нельзя заниматься изучением родословной без познаний в области краеведения."Тяжело, конечно, искать информацию о своих родственниках, ведь трудно понять, откуда начинать копать. Сидишь, перебираешь мириады имен, фамилий разных людей. И удивляет, что у них уже в то время вовсю была бюрократия, они везде ставили печати. Зато по ним можно отслеживать перемещения и фамилии", – рассказывает Артем.А казачьих фамилий, как оказалось, в Бурятии не так много. И по ним можно определить не только принадлежность к роду, но еще и то, откуда именно человек. Бывает, рассказывает Артем, приезжает молодой парень в другой город, и пожилые казаки с ходу говорят о том, какого он рода или кто его родственники. Он-то сам может не знать, а через время выведает и удивляется: как это они смогли угадать? А они просто знали.Три матери одного мужчиныОднако главная ценность, которую Артему передали предки, – у любого мужчины всегда должно быть три матери. Одна родила его, вторая – его детей, и третья мать – это Родина.Фраза поселилась в сердце и сознании Артема. Эти слова сподвигли его на работу с молодежью в Забайкальском войсковом казачьем обществе.Артем не останавливается на том, что уже удалось выяснить о своей фамилии в исторических книгах, и продолжает засиживаться перед монитором, изучая старинные документы. И как знать, в какие еще глубины веков сможет погрузить его увлекательная история семьи.
https://kazachestvo.ru/20240912/1246075.html
https://kazachestvo.ru/20240425/1076273.html
https://kazachestvo.ru/20250821/1988185.html
забайкальский край
республика бурятия
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2025
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e9/0b/07/2160542_0:0:2667:2000_1920x0_80_0_0_81c8395aa7584b51aaa174ba32186cc5.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
история рода, забайкальское войсковое казачье общество, забайкальский край, республика бурятия
Практически все казаки Бурятии знают друг друга и даже могут по фамилии определить, откуда человек родом. В этом уверен заместитель атамана Забайкальского войскового казачьего общества по патриотическому воспитанию и работе с молодежью Артем Туголуков. Изучая архивные документы и метрические книги своего региона, заматаману удалось проследить историю рода вплоть до 1740-х годов. Именно в этот период казаки начали заселять забайкальские земли. Порталу "Российское казачество" Артем Туголуков рассказал, как его прапрадеды помогали в пересылке важных писем и по каким признакам пожилые казаки могут определить, откуда приехал молодой человек.
В утверждение Артема Туголукова, что все забайкальские казаки знакомы между собой, поверить нетрудно. Ведь казаков-то на этой земле не так уж и много. Хотя в середине XVII века именно казаки пришли в эти края и воздвигли деревянную крепость. Об этом еще в советские годы писал археолог Александр Артемьев в книге "Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII – XVIII вв.". Всего через несколько десятилетий укрепление выросло в Удинский острог, который сегодня известен как Улан-Удэ.
Уже к началу XVIII века на территории современной столицы Бурятии находилось 186 служилых людей, среди которых были и казаки. Примерно в это время на землях близ Байкала появляются первые упоминания фамилии Туголуков.
"Моя фамилия – со времен основания, со времен первых казачьих групп, которые здесь появились. Даже буряты пришли сюда позже, чем казаки, хотя там буквально 40–50 лет разница", – подчеркивает Артем.
А еще в это же время через населенные пункты, где сегодня стоят забайкальские города, проходили пути Большого Сибирского тракта. По сложному сухопутному маршруту доставляли грузы и важные государственные донесения из европейской части России в Сибирь и страны Азии.
На всякого налетчика найдется свой казак
В то время грабеж почтовых путей был излюбленным занятием разбойников. А потому по всей дороге Сибирского тракта требовались служилые люди, способные и себя защитить, и посылку доставить в сохранности.
Суровые снежные зимы значительно замедляли передвижение в лесах Сибири и степи. Чтобы письма приходили в срок, "почтальону" требовалось преодолевать не менее 30 километров в день, а еще лучше – 100. Поэтому было принято решение селить людей по тракту именно на таком расстоянии друг от друга: каждые 30–100 километров маршрута появлялись казачьи дома.
Как гласит семейное предание Туголуковых, на одной из таких меток поселили и предков Артема – его прапрадеды занимались почтовой гоньбой. Тогда в задачи зарождавшегося Забайкальского казачьего войска, помимо охраны границ и передачи посылок, входила еще и своеобразная опека бурятских племен. Как рассказывает заматамана, казаки брали под надзор бурятские рода, а те в свою очередь поставляли лошадей. Казаки коней обучали, запрягали и гнали дальше по тракту.
В казачьей семье всегда будет шашка
Несмотря на трудоемкую работу и непростые природные условия, казаки забайкальских земель обзаводились большим двором со скотиной и огородом. Эта любовь к лошадям и ведению хозяйства сохранилась в роду Туголуковых сквозь многие поколения. Отец Артема Виктор Туголуков с детства учил сына обращаться с лошадью и скотиной, ездить верхом. А еще он привил сыну любовь к своим корням и интерес к прошлому.
"Интерес же из семьи идет. Это закладывается, когда своих предков как уважаемых людей преподносят. Всегда интересно было какие-то истории слушать, семейные предания", – отмечает Артем.
Не все реликвии и истории удалось укрыть от вихря исторических изменений, и годы СССР наложили временную печать на казачье прошлое. В семье Туголуковых долгое время хранилась шашка 1861 года изготовления. Но вот, вспоминает отец Артема, выходит новое постановление партии: сдать все холодное оружие в милицию. Как же быть казачьей семье? Дед Артема принимает непростое решение: распилить шашку наждаком. Пусть и в измененном виде, но только бы осталась родовая ценность.
Виктор Туголуков рос со строжайшим запретом даже на произношение слова "казак". А все же отнять духовные казачьи ценности и традиции никому не под силу.
Скажи, какая твоя фамилия, и я скажу, откуда ты
Рассказы отца с детства увлекали Артема. Став взрослым, он начал самостоятельные исследования. Поиски информации о своей фамилии помогли заматаману стать знатоком в истории забайкальского казачества. Артем уверен, нельзя заниматься изучением родословной без познаний в области краеведения.
"Тяжело, конечно, искать информацию о своих родственниках, ведь трудно понять, откуда начинать копать. Сидишь, перебираешь мириады имен, фамилий разных людей. И удивляет, что у них уже в то время вовсю была бюрократия, они везде ставили печати. Зато по ним можно отслеживать перемещения и фамилии", – рассказывает Артем.
А казачьих фамилий, как оказалось, в Бурятии не так много. И по ним можно определить не только принадлежность к роду, но еще и то, откуда именно человек. Бывает, рассказывает Артем, приезжает молодой парень в другой город, и пожилые казаки с ходу говорят о том, какого он рода или кто его родственники. Он-то сам может не знать, а через время выведает и удивляется: как это они смогли угадать? А они просто знали.
Три матери одного мужчины
Однако главная ценность, которую Артему передали предки, – у любого мужчины всегда должно быть три матери. Одна родила его, вторая – его детей, и третья мать – это Родина.
"Эти три матери несопоставимы, и они должны быть ценными для каждого мужчины. И цена их, конечно же, в разные периоды жизни бывает иной",
– говорил Артему его отец
Фраза поселилась в сердце и сознании Артема. Эти слова сподвигли его на работу с молодежью в Забайкальском войсковом казачьем обществе.
Артем не останавливается на том, что уже удалось выяснить о своей фамилии в исторических книгах, и продолжает засиживаться перед монитором, изучая старинные документы. И как знать, в какие еще глубины веков сможет погрузить его увлекательная история семьи.