Автору большая радость и утешение, когда на его публикацию есть реакция аудитории. Желательно, положительная. Нет, можно прикинуться, дескать, главное, чтобы не было равнодушных, а хвалят или ругают – без разницы. Не надо, разница есть. Все-таки лучше, когда хвалят.
И уж совсем славно, когда в обратной связи приходит не просто эмоция, а желание квалифицированного специалиста развить тему, дополнить ее, добавить красок.
Примерно такая ситуация вышла с недавней публикацией портала "Российское казачество", посвященной выдающимся казакам из мира спорта – "Как казаки в футбол играли, в снегах стреляли, соперникам головы отбивали". На нее отреагировал один из сильнейших людей нашей планеты Дмитрий Халаджи.
Привет из Донбасса
Этот богатырь из Донбасса знаменит уникальной коллекцией рекордов, которые, казалось бы, неподвластны простым человеческим организмам. А Халаджи исхитрился их установить.
Например, он поднял камень весом 152 кг одной рукой, побив достижение античного атлета Бибона. Тот в VI веке до н. э. тоже одолел камень, только весом "жалкие" 143,5 кг. Или вот такое достижение: выкручивание двух гирь весом 50,5 и 40,5 кг в одной руке: правой рукой – 6 подъемов за 46 секунд, левой рукой – 8 подъемов за 49 секунд. А как вам "крест" с гирями 39,5 и 38,5 кг на мизинцах?
Замечательным во всех смыслах выглядит рекорд – завязывание шести двадцатисантиметровых гвоздей за полторы минуты. Чрезвычайно эффектна, поверьте, я видел, смотрится фирменная "чертова кузница" – Дмитрий укладывается на покрытый гвоздями помост, сверху на него пристраивают громадный камень или, например, три бетонные плиты общим весом 700 кг, ассистенты разбивают их кувалдами.
Тут приведена лишь малая толика силовых номеров Дмитрия Халаджи. Он еще лошадь поднимает, вбивает голой рукой гвоздь в доску (внимание!) через сковородку и прочая, прочая, прочая.
Впору бы сказать, мол, только не пробуйте все это повторить. Но не буду я такого говорить, пробуйте сколько угодно. Все равно ведь не получится.






1/6
Уникальный силач из Донбасса Дмитрий Халаджи
© Из собрания Дмитрия Халаджи
2/6
"Чертова кузня" — фирменный номер Дмитрия Халаджи. Камень на груди богатыря ассистенты разбивают молотами
© Из собрания Дмитрия Халаджи
3/6
Казак на коне — это нормально. Конь на казаке — удивительно
© Из собрания Дмитрия Халаджи
4/6
Дмитрий Халаджи поднимет одной рукой груз весом более 150 кг и бьет рекорд античного силача Бибона. Фестиваль "Гиннесс-шоу" в цирке на Цветном бульваре. Москва. 2005 год
© Из собрания Дмитрия Халаджи
5/6
"Гвоздь программы" вбит в доску толщиной 55 мм
© Из собрания Дмитрия Халаджи
6/6
Плетенка из стальных гвоздей
© Из собрания Дмитрия Халаджи
Теперь, вскользь сообщив, что удивительный силач Дмитрий Халаджи состоит в казачестве с 1998 года, следовательно, дышит к нашей общей теме по-хорошему неровно, сосредоточимся на главном. Дмитрий является во всех смыслах большим и преданным поклонником спортивных свершений и творческого наследия Ивана Поддубного.
Усы проросли на афише
Увидев на страницах нашего портала материал о казаках-спортсменах, Дмитрий Халаджи связался с редакцией, чтобы внести несколько интересных штрихов к рассказу об Иване Поддубном.
Во-первых, по словам силача из Донбасса, на Чемпионате мира по борьбе в Париже в начале прошлого века, прославившем Ивана Максимовича на международном уровне, участники состязаний были представлены публике портретами, под которыми значилось, какой народ представляет тот или иной спортсмен. Например, "немец", "голландец", "датчанин" и так далее. Под фотографией Ивана Поддубного было написано коротко и ясно: "казак".
Во-вторых, предки прославленного русского атлета принадлежали не просто к запорожскому казачеству, общности широкой и довольно неконкретной, а к Переяславскому полку реестрового Войска Запорожского. А это уже конкретика. От себя добавим, что, судя по месту рождения, казаки Поддубные были из Золотоношской сотни.
Самый же любопытный момент связан с образом казака, который был взят на вооружение Иваном Поддубным с подачи циркового импресарио Акима Никитина и превращен, если угодно, в бренд. К природным данным борца были добавлены уместные внешние атрибуты, а всему этому процессу придали качественную информационную и рекламную поддержку.

Легенда русского спорта казак Иван Поддубный (1871-1949)
© Н. Волков, STR
Вот, что говорит Дмитрий Халаджи:
"Образ казака Поддубному создал Аким Александрович Никитин. Это был своего рода олигарх цирковой индустрии. Братья Никитины имели по Российской империи большое количество цирков. И когда Аким Никитин заполучил Поддубного в свою труппу, в самом еще начале его борцовского карьеры, он поинтересовался: "Иван Максимович, вы, вроде бы, из казаков?" Тот ответил утвердительно. Через день-другой Поддубному показали эскиз афиши, на которой борец был изображен казаком в черкеске и с усами. Поддубный удивился: "Так у меня нет черкески, да и усов я не ношу". Никитин ответил: "Это ничего. Сейчас лучшие портные сошьют вам черкеску, а усы и отпустить недолго". Одна из первых фотографий Поддубного – он в черкеске, в папахе, с усами".
Все это произошло в Киеве, городе, ставшем судьбоносным для Ивана Поддубного.
Первые строчки славы
Вот что по этому поводу рассказывают специалисты Ейского историко-краеведческого музея им. Владимира Самсонова…
Здесь необходима оговорка, в Ейске Иван Максимович Поддубный провел последние годы своей жизни, тут скончался в 1949 году, когда ему было 77 лет. Похоронен в городском парке Ейска, носящем теперь его имя. Жители кубанского города почитают выдающегося спортсмена и казака... Так вот, музейные работники вещают:
"В начале 1898 года Поддубный переехал в Киев и начал работать в цирке братьев Никитиных. В газете "Киевлянин" удалось найти скромное сообщение об одном из первых выступлений Ивана Максимовича: "Большой новый цирк братьев Никитиных. В пятницу, 17 апреля, демонстрация швейцарской и французской борьбы, турка Ардараба и Матюшенко и двух новых борцов, Поддубного и Герке. Начало в 8½ часов".

Первая газетная публикация о будущем "Чемпионе чемпионов" Поддубном.
"Киевлянин", №105 от 17 апреля 1898 года.
© Общественное достояние
Конечно, его имя поначалу не привлекало пристального внимания публики. Ведь тогда в цирке выступали известные в то время дрессировщик Петр Крутиков, наездник Губерт Кук, клоуны-эксцентрики братья Джеретти и др. Но каких же успехов удалось добиться Ивану Поддубному в дальнейшем!
Время, проведенное в Киеве, стало для богатыря памятным также благодаря событиям, происходящим за пределами цирковой арены. Именно тогда он познакомился с известным писателем Александром Куприным. В 1947 году в статье журнала "Огонек" Иван Максимович говорил следующее: "Помню, как в 1898 году в Киеве, в ресторане, находившемся недалеко от цирка, я познакомился с Куприным. Он был большим любителем борьбы и знал меня по цирковой арене". На рубеже XIX и XX веков Куприн увлекался цирковым искусством, в 1901–1902 годах он написал известный рассказ "В цирке". Считается, что именно по настоянию Александра Ивановича будущий "чемпион чемпионов" и начал заниматься французской борьбой.
Повлиял на Ивана Поддубного и хозяин цирка, Аким Александрович Никитин. По его совету начинающий борец стал постоянно носить усы, а также для рекламы сфотографировался в папахе и казачьей черкеске с газырями. На первый взгляд, это несущественные детали. Но в будущем пышные усы и казачья одежда стали важными элементами образа Ивана Максимовича как борца-профессионала, его изюминкой, визитной карточкой. Так, перед чемпионатами мира в прессе его непременно представляли запорожским казаком, появилось и много новых фотографий в черкеске. А с каким упоением смаковали усы борца американские газеты во время его гастролей в 1925–1927 годах!"
Шоу-бизнес имперского размаха
Нескольких слов достоин Аким Никитин, придумавший и так толково применивший на практике преимущества казачьего имиджа в проекте "Поддубный".

Аким Никитин, один из пионеров русского шоу-бизнеса, создатель казачьего имиджа борца Ивана Поддубного
© Общественное достояние
Он был средним из трех братьев (старший – Дмитрий, младший – Петр), сумевших создать в Российской империи размашистый и успешный цирковой бизнес. По всем показателям главный голос в этом семейном предприятии имел именно Аким Александрович. Предприимчивость, хватка, сметка и креативный подход сделали свое дело.
Отцом этой цирковой тройки был крепостной крестьянин, а затем вольный шарманщик из Саратова Александр Никитин. Его сыновья начинали с работы "газировщиками" (от франц. gazon – газон), так в XIX веке называли уличных артистов.
В 1873 году они открыли в Пензе "Русский цирк братьев Никитиных". В 1876 году – цирк в Саратове. Это были первые русские стационарные цирки. Не шапито, легкий балаган, а специализированная капитальная постройка из дерева или камня.
Братья Никитины запустили свои цирковые предприятия в Москве, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове, Тифлисе, Одессе, Минске, Орле и других городах империи.
Согласитесь, масштабный проект, успешное коммерческое предприятие всероссийского масштаба. Но сегодня мы вспоминаем братьев Никитины в первую очередь потому, что один из них сумел создать и вывести на заоблачный уровень русскую спортивную легенду – казака Ивана Поддубного.
Руслан Мармазов

Памятник борцу Ивану Поддубному в парке его имени в Ейске
© РИА Новости / Виталий Тимкив


