Казачья свадьба и венчание
© РИА Новости / Фред ГринбергТрадиционная казачья свадьба в станице Мечетка Ростовской области
© РИА Новости / Фред Гринберг
Казаки всегда придавали свадьбе особое значение, но в разное время торжественные обряды немного видоизменялись. Так, представитель ставропольского краевого Дома народного творчества утверждает, что более трех веков церемонию проводили на круге. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, затем они во всеуслышание произносили: "Ты будь мне жана", "Ты будь мне муж". После молодожены принимали поздравления от атамана и казаков, начинались гулянья.
В первой половине XVIII века, после того как Петр I запретил женитьбы и разводы на круге, стали вводить церковный брак. С тех пор в станицах начали играть казачью свадьбу –очень красочный, выразительный и сложный ритуал, который сопровождался песнями, танцами и представлениями.
В книге этнографа Иоганна Георги, изданной в 1779 году, одно из самых ранних описаний свадебных обрядов казачества: "Помоливши невесту, часто откладывают бракосочетание надолго, и приданого за невестами почти не берут. Жених со своими приятелями приезжает за невестою верхом на лошадях, и конь женихов бывает обвешан многими побрякушками".
На сайте Аксайского военно-исторического музея в статье сообщается, что свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября, или пасхальных праздников – на Красную горку).
Обычно родители определяли, в каком возрасте необходимо их детям вступать в брак, но иногда молодой казак сам затевал разговор со своими прародителями о том, что подошла пора ему жениться, просил благословить на "предложение" конкретной девушке. В любом случае дело начиналось с "осмотра невесты" – сватовства.
Сватовство
Часто в отцовском и материнском сердце давно была облюбована невеста сыну и жених дочери –достойные и по положению, и по достатку. Обычно родители будущих молодоженов даже были в сговоре, однако надо было в обязательном порядке соблюсти все ритуалы.
Дело начиналось с осмотра невесты, вечером жених с пожилыми родственниками отправлялся в дом ее семьи. Гости заводили разговор о дочери хозяина, ее красоте, называли ее доброй хозяйкой и просили, чтобы она поднесла им по чарке вина. По зову матери она являлась, одетая по-домашнему, но принаряженная, держа в руках поднос с кубками. Она угощала пришедших и скромно отходила в сторону, чтобы жених мог ее рассмотреть. Тем временем гости расхваливали вино, всегда пили умышленно медленно, чтобы дать больше времени юноше изучить невесту. На прощание посетители говорили: "Бог даст, она полюбит и нас". Семье невесты необходимо было время "посовещаться" с будущей женой, но ответить девушка ничего не могла, кроме "воля ваша".
Через несколько дней родители жениха присылали сватов с хлебом-солью. Если хозяева целовали гостинец, то в этот же день вечером в доме невесты справлялось и рукобитье – сейчас это называется помолвкой. Жених приходил с родителями, собирались гости, устраивалась вечеринка, и девушки пели песни. Выпив до дна поданные рюмки, присутствующие поздравляли молодых. Сват выводил на середину комнаты жениха, по левую сторону ставили невесту, и они целовались. После, раскланявшись, родители и молодежь расходились по двум разным помещениям, чтобы старшие могли скрепить договор, обговорить условия союза, день сговора и свадьбы. Начиналась пора посиделок и празднований вплоть до дня венчания.
© РИА Новости / Олег ИвановОбычаи казачьей свадьбы. Тачанка с молодожёнами в сопровождении "почётного эскорта" друзей направляется в станицу
Обычаи казачьей свадьбы. Тачанка с молодожёнами в сопровождении "почётного эскорта" друзей направляется в станицу
© РИА Новости / Олег Иванов
Главное мероприятие во время этого периода – сговор, на который созывалась чуть ли не вся станица. В доме жениха готовили 10–20 блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами и всякими сластями, доставали из припасов мед и вино и длинной вереницей несли все это в дом невесты. Там в присутствии всех повторялось то же, что было на рукобитье.
Как только проходило это мероприятие, засватанная девушка официально объявлялась невестой. Теперь у нее часто устраивали вечерки, куда собирались и парни, и девушки. На встречах женщины занимались рукоделием, помогая невесте доделывать приданое к свадьбе, а также вышивали жениху и свекру кисеты, золовкам – карманы. Парни угощали девушек сладостями, семечками, заводили танцы, песни, игры. На подобных вечерках пели разные песни – грустные и веселые, исторические и лирические. Период между сговором и свадьбой длился 4–6 недель, чтобы молодые и их семьи успели подготовиться к свадьбе.
За два дня до свадьбы праздновали подушки. В XVIII веке отмечали этот день следующим образом: вечером в доме невесты собирались подружки, дружки жениха, товарищи и родные молодых. В комнатах были положены подушки, на них первыми сажали будущих молодоженов. Юноше подавали стакан меда, который он выпивал в несколько приемов, причем в каждый подход он должен был целовать невесту. Осушив бокал, жених клал на поднос деньги.
На подушки садились товарищи молодого, каждый просил к себе в соседки понравившуюся девицу, также пил мед и целовал ее, сколько хотел, но за всяким бокалом отдавал деньги. Отпустив от себя выбранную ранее, он мог попросить другую. Остальные бросали в молодую пару подушки, приговаривая: "И вам того желаем".
В начале XIX – XX веке ритуал видоизменился. Как пишет краевед Галина Астапенко в своей работе "Свадьба на Дону", в доме жениха собирались его родные, брали до 30 пар "шишек" (Прим. ред. – каравай) и отправлялись к невесте за приданым. Вместе с родственниками к невесте шел и жених со своими товарищами, запевая песню. Гостей встречал отец невесты, всех приглашали на застолье в дом. Свахи со стороны жениха подносили родителям девушки каравай и вино, за это они клали деньги на поднос в пользу свах. По окончании застолья приданое относили в будущий дом молодоженов, их встречала мать жениха с подносом в руках и просила каждого выпить.
В последний день перед венцом совершалось "расплетание косы". На обряд приходили посмотреть все желающие, поэтому в доме невесты было много народа. Родственники невесты расплетали девушке волосы по очереди –каждый по прядке, а после мать накрывала ее голову шалью. С этого момента невеста навсегда теряла право заплетать косу, символ девичества. После этого девушку вели мыться в баню, которую топила мать. Этот обряд носил как очистительный, так и обережный смысл. Жених также накануне свадьбы мылся, но один.
Старшие в этот же вечер выбирали дружку и дружка – в современности их роль перешла отчасти свидетелю и свидетельнице. Тогда они должны были оберегать молодых, разносить каравай, собирать подарки, быть хозяевами и распорядителями свадьбы, им в помощь определяли двух свах, главная из которых – невестина. У молодежи в это время шла вечера – все величали молодых. С приходом старших родственников, мероприятие заканчивалось и невеста с подругами, проводив жениха, возвращалась в курень.
Особое значение имело изготовление свадебного каравая, который также готовили накануне. Для этого в доме невесты собирались замужние женщины, старались позвать таких, у которых была дружная хорошая семья и работящий муж. Удачный и красивый каравай предвещал хорошую жизнь молодым, он считался символом счастья и плодородия в новой семье. Готовую выпечку ставили в красный угол, а ближе к главному мероприятию подруги невесты торжественно переносили его в дом жениха.
К. Трутовский. Свадебный выкуп. 1881
К. Трутовский. Свадебный выкуп. 1881
Свадьба и венчание
Наступал день выданья, свадьба справлялась особо торжественно. Все, что было богатого в доме родителей, доставалось для этого дня: жемчуга и золото блистали на невесте, а жених мог в свой образ добавить ценные реликвии предков.
Российский этнограф Александр Терещенко в своих трудах "История культуры русского народа" рассказывал, что перед венчанием невеста одевалась во все новое. Свою старую "тельную" рубашку она разрывала от ворота до пола и сбрасывала ее – это символизировало разрыв со старой девичьей жизнью. Потом, перекрестясь, надевала по очереди все предметы венчального костюма: рубашку, чулки, юбку, кофту.
Платье невесты могло быть белым, голубым или нежно-розовым, в наряде обязательно присутствовал белый искусственный цветок, такой же был приколот и к костюму жениха. Чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее платья закалывали крест-накрест с четырех сторон иголки без ушек из непочатой пачки, иногда за пазуху с той же целью клали кусочки ладана. Было и другое суеверие: надевая чулки, невеста старалась ударить ими одну из своих подруг. Считалось, что та, которую она заденет, в скором времени выйдет замуж. Как только раздавался благовест к обедне, отец и мать благословляли невесту, она целовала икону и прощалась с родными, слезы лились без конца – оплакивали конец девичьей жизни.
Наряд жениха включал в себя военный казачий костюм, дополненный поясом с кинжалом, сапогами и шапкой-кубанкой. После благословения родителей он выходил к коню, украшенному лентами и колокольчиками, на жеребцов садились и его друзья. Улицы станицы оглашались пением казачьих песен и звоном колокольчиков – все ехали к дому невесты, чтобы посмотреть на процесс выкупа.
На Дону жених "выкупал" невесту следующим образом: сперва он дожидался в сенях, а дружка входил в горницу и просил о скорейшем уборе невесты. Когда девушка была готова, рядом с ней садился мальчик, обычно брат или племянник, с нагайкой в руках. Дружка спрашивал, почему он занял чужое место? Мальчик бил плеткой и приговаривал: "Дай куницу, дай лисицу, золотую гривну". Начинался торг, во время которого мальчик старался подороже продать место возле невесты. Наконец, удовлетворенный полученной суммой, он уступал место возле невесты жениху. Всех угощали вином, и из дома невесты отправлялись в церковь – молодым необходимо отправиться в церковь для закрепления брака "на небесах".
В церкви, когда священник начинал читать молитву, дружкам подавали венцы и они держали их над головами жениха и невесты. Святой отец спрашивал у молодых, согласны ли они вступить в брак. После новобрачные три раза обменивались кольцами и целовались, а у старообрядцев под венцом "производили перепои из рук священника", а после этого разбивали стакан на счастье. Потом священник брал невесту и жениха за руки и обводил их трижды вокруг аналоя.
В некоторых станицах священник и певчие выводили новобрачных из церкви и сопровождали их в дом жениха, где священник отслуживал благодарственный молебен. Перед выходом из храма сваха забирала венчальные свечи (их хранили в семье и зажигали в случае тяжелых родов).
Жениха с невестой сопровождали товарищи верхом на конях и девушки в телегах и тачанках. Парни джигитовали, стреляли в воздух из ружей, женщины пели песни. Родители жениха встречали новобрачных, стоя в дверях своего дома и держа высоко над их головами надрезанный посередине хлеб. Как только жених и невеста переступали порог дома, родители сообща переламывали хлеб – одна половина оставалась в руках матери, другая – в руках отца. Родственники еще во дворе усыпали новобрачных мелкими деньгами и конфетами, в качестве пожелания богатства и счастья.
Мать с отцом после преломления хлеба благословляли жениха и невесту, сажали в передний угол, подавали легкую закуску и чай, все приглашались за стол, а в соседней комнате обычно устраивались игры и танцы, пели песни, а дружка с шутками-прибаутками обносил гостей. Старики в основном оставались за столом. Кроме того, в доме брачующихся обязательно должен был быть мед, чтобы молодым сладко жилось, чтобы они "тонули в счастье".
До XIX века существовала традиция: выпив по три стакана вина, рабочие, дружка, сваха и часть родственников жениха (только не отец и мать) шли "с донесением о благополучии новобрачных" – это называлось "идти с радостью", по дороге вновь распевали песни.
Важным был обряд дарения, который подробно описала Галина Астапенко в своей книге "Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков". Нарезанный кусками каравай клали на поднос, который застилали платком. Дружка, обращаясь к отцу-матери, говорил: "Отец и мать, благословите каравай внести и молодых ввести". Эти слова он повторял трижды. Тут же ставился столик, вокруг которого на стульях усаживали молодых и ставили каравай, мать накрывала каравай платком, который кто-нибудь из гостей снимал и им перевязывали дружку. Свах с обеих сторон, от жениха и невесты, также перевязывали материей крест-накрест.
После этого дружка разносил каравай, начиная с родителей жениха и невесты. Каждый из гостей, принимая каравай, должен был одарить молодых. Дарами закладывалась экономическая основа новой семьи – дарили деньги, материю, посуду, барашков, коров, а после окончания даров, свахи объявляли, что и сколько надарили. Дружка, свахи, завершив свое дело, передавали молодых родителям.
Второй день свадьбы назывался калиной – красный цвет символизировал у казаков целомудрие невесты. Гуляя по станице, калину должна была первой запеть свекровь, но если девушка не сохраняла свою честь, то на родителей невесты надевали уздечку, хомут, намекая на то, что они не сумели удержать дочь.
Бывали и забавные случаи во время казачьих свадеб. Этнограф Михаил Харузин в книге "Сведения о казацких общинах на Дону" поведал историю: "Весной на Красной горке, во время разлива Хопра, четырем семьям из ближайшего хутора нужно было переправиться в станицу на свадьбу. Свадебный поезд подъехал к бушевавшему Хопру. Стали махать на другую сторону. Станичники, поняв, в чем дело, пошли к священнику. Тот приказал дьячку забрать требы, аналой, венцы и отправился с ним на берег Хопра. Жених и невеста на одной стороне, священник и родня – на другой. Запели "Исайя, ликуй", махнули в ту сторону платком – молодые пошли вокруг телеги, а батюшка в сопровождении двух казаков с венцами в руках – вокруг аналоя. Кончили пение и чтение и дали знак поцеловаться. Поздравили новобрачных и закутили по обе стороны реки".
В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250–300 рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.
Современность
Сейчас казаки уже образовывают пары самостоятельно, без вмешательства родителей и сватовства, тем не менее ценности и традиции остаются прежними.
"Первоочередная задача –это найти себе пару, разделяющую твое мировоззрение, твое мнение. Рассматриваются все аспекты, чтобы казачья семья именно была казачьей семьей, чтобы девушка понимала, что она станет казачкой. Вот тогда мужчины-казаки с полной уверенностью могут создать именно казачью семью"
Неизменным остается венчание - большинство казачьих союзов проходит через обряд, потому что казаки свято верят в то, что брак должен заключаться не только на земле, но и на небе, чтобы пары были неразлучны. Многие сначала обручаются в ЗАГСе в гражданской форме, а венчаются в традициях казачьего бракосочетания.
"На примере оренбургских казаков могу сказать, что в современности мы можем только очень аккуратно вкраплять традиционные моменты. Чаще всего встречается именно прообраз казачьей свадьбы в венчании христианском, православном, когда само бракосочетание происходит казачки и казака в традиционной одежде. Ну и само застолье – оно, конечно, сопровождается репертуаром в казачьих традициях", – рассказал корреспонденту портала "Российское казачество" Александр Мезенин.
Однако краевед Галина Астапенко в своей статье "Донская казачья свадьба" заявляет: "Встречается, что и в наше время свадьбы, которые играются в хуторах и станицах Дона, сохранили некоторые обрядовые действия. Это и сватовство и “княжеский стол” и второй день свадьбы – калина".
Но не все казаки даже венчаются сразу. Так, атаман станицы Кущевская Краснодарского края Сергей Зубков и его жена совершили таинство брака в церкви Иоанна Богослова только спустя 20 лет.
"Давно собирались – СВО расставила на свои места. Когда уходили “за "ленту”, я с батюшкой поговорил, что если вернусь, то венчаюсь с женой. Перед отъездом, когда все родственники собрались, сказал: "Прошу тебя с со мной венчаться". Вот так дал зарок себе – пришел, там молился и поэтому выжил. А дату выбрали запоминающуюся –4 ноября, потому что поста нет, праздник был церковный и государственный в один день", – рассказал Сергей Зубков.
Подготовка к венчанию у казачьей семьи была, как и у других мирян, но сам казак отправился на празднество в справе – форменной одежде казачества, как и приглашенные мужчины. А выходили после церемонии "молодожены", соблюдая традицию прохода под шашками.
© Из личного архиваВенчание Сергея Зубкова и жены
Венчание Сергея Зубкова и жены
© Из личного архива
Одни обычаи упрощаются, некоторые другие видоизменяются, но статус брака и семейные ценности для казачества – закон.
"Есть такая тенденция: среди казачества венчание гораздо популярнее. Это очень правильно, потому что перед Богом нужно узаконить отношения. Казаки как более воцерковленные люди относительно мирян гораздо чаще прибегают к таинству", – заявил духовник екатеринодарского отдела Кубанского казачьего войска отец Николай (Симора).
Также, по его словам, по статистике среди казачьих семей гораздо меньше разводов.
"Думаю, что это обусловлено тем, что казак без веры не казак. Они трепетно относятся к семье, берегут союз"
За наставлениями казачьи семьи часто обращаются к своему духовнику. Зная намерения и обиды, батюшка может дать индивидуальный совет, сохраняя тайну исповеди.