"Фундамент будущего": как детсад может помочь в воспитании казаков - Российское казачество, 03.08.2023

"Фундамент будущего": как детсад может помочь в воспитании казаков

© МДОБУ детский сад № 83 им. атамана А.А.ГоловатогоПосвящение в казачата
Посвящение в казачата
Дошкольные образовательные организации стали полноценным этапом, базой казачьего компонента. Портал "Российское казачество" узнал, как реализуется программа в МДОБУ детский сад №83 им. атамана А.А.Головатого города Сочи. О том, почему мальчиков и девочек нужно воспитывать в разных группах и как детей уже в яслях знакомят с обычаями казачества, читайте в интервью педагога-психолога Веры Дряпак.
– Как казачий компонент реализуется в вашем детском саду?
Казачья педагогика – это прежде всего воспитание человека, любой детский праздник, малейшие какие-то организационные моменты несут воспитательную работу.
Когда в 2010 году возникла идея ввести казачий компонент, все начиналось с фольклорного ансамбля, ребята стали показывать хорошие результаты на городских площадках. Вторым шагом стало преобразование предметно-развивающей среды. То есть программа была устроена так, что каждый элемент наполнили культурой, преобразовав среду, наполнив содержательную часть. Остались 60% общеобразовательной программы, которые у всех, а 40% – казачий компонент, но у нас этот компонент на самом деле реализуется не только в таком соотношении, а на все 100! Все в нашем саду проникнуто этим делом, это не компонент, а полностью системно устроенная среда.
Когда все наши методические разработки были услышаны в Институте развития образования Краснодарского края, это подняло волну среди педагогов. Раньше термина казачьей педагогики не было, а сейчас мы ищем союзников, ищем социальных партнеров, братьев по духу, как это в казачестве принято.
© МДОБУ детский сад № 83 им. атамана А.А.ГоловатогоВстреча атамана Кубанского казачьего войска Александр Власов
Встреча атамана Кубанского казачьего войска Александр Власов
Встреча атамана Кубанского казачьего войска Александр Власов
– В каком формате вы знакомите казачат с традициями казачества? Каким образом вам удается прививать традиционные казачьи ценности?
Без прошлого будущего нет. Поэтому мы, опираясь на лучшие традиции прошлого, рассказываем, как усовершенствовать и украсить будущее. Мы казачий компонент начинаем с яслей: казачьи веселые игры и забавы – потихоньку начинаем знакомить с культурой. Переход в среднюю группу – начинаем заниматься творчеством, знакомим с предметами быта. По порциям, по ложечке, по чуть-чуть, не навязывая, чтобы они это полюбили. Потом в старшей группе мы уже даем историю, как все было. То, что дают в школах, – мы адаптируем, например рассказываем в более упрощенном виде, как формировались границы Российского государства, где казаки были первопроходцами. Когда они переходят в подготовительную группу, мы их делим. Я не слышала, чтобы еще где-нибудь в России был муниципальный детский сад, где есть гендерное разделение. Мы их воспитываем немножечко по-разному.
– Почему вы делите детей по половому признаку?
Нужен разный подход. Мальчикам нужно больше времени уделять, допустим, элементам строевой подготовки, фланкировке. Казачья горница у девочек – тоже все другое, другая атмосфера. Они сами расписывают печи, лепят всякие вкусные штучки: варенички, хворост. Но опять же про гендерное разделение многие спрашивают, никто никого не делит, наоборот, они ходят друг к другу в гости, у них общая прогулочная площадка, где они встречаются каждый день. Но они по-другому относятся друг к другу в отличие от других детей. Для нашего мальчика обидеть девочку – это даже не стыдно, это грех. Они оказывают им помощь, а девочки наши рукодельницы, наши милые, хорошие хозяюшки, помогают мальчикам и в украшении интерьера казачьей хаты, мероприятий.
© МДОБУ детский сад № 83 им. атамана А.А.ГоловатогоКадеты Калуги в казачьей группе
Кадеты Калуги в казачьей группе
Кадеты Калуги в казачьей группе
– Вы проводите посвящение в казачата, есть ли какие-то испытания, которые ребенку нужно для этого пройти?
Нет, это мероприятие проходит перед переходом в подготовительную группу, каждый посвящается в казаки, но для них это дело чести – заслужить статус, имя. Посвящение проходит в торжественной обстановке, это большой праздник, знакомство с наставником, вручение справы, общие пляски. Они дают клятву, заучивают для этого казачьи заповеди. Мероприятие проходит обязательно с посажением на коня, которого приводят в детсад, казак-наставник помогает его оседлать, каждому мальчику вручается шашка. Тогда посвящение в казачата считается завершенным, они обещают, что с честью до выпуска пронесут казачье имя.
В нашем саду для мальчиков организована особая детская система, в других такого нет. Мы вырабатываем ответственность за свои действия: мальчики делятся на четыре десятки, в каждой есть десятник, который отвечает за своих, они друг друга не подводят, решают все свои проблемы сами, конфликтные ситуации, помогают воспитателям, оказывают наставничество в младших группах, если нужна какая-то помощь с праздниками или что-то еще, у них есть своя степень ответственности – всегда быть хорошим человеком.
© МДОБУ детский сад № 83 им. атамана А.А.ГоловатогоНиколай Долуда в МДОБУ детский сад № 83
Николай Долуда в МДОБУ детский сад № 83
Николай Долуда в МДОБУ детский сад № 83
– Как вам удалось получить статус казачьего детского сада?
В 2019 году Николай Александрович Долуда был у нас в гостях, увидел, как работает система, что такого аналога нет, он помог нам из обычного детского сада сделать образовательную организацию с официальным статусом казачьим, присвоили имя атамана Антона Андреевича Головатого. Это высокая степень ответственности, мы стали развиваться сами, усилили сеть партнерства с несколькими районными казачьими обществами – в основном с нами работают Адлерский и Хостинский районы.
– Принимают ли участие в образовательной программе представители РПЦ?
Казак без веры – не казак. У нас заключены официальные соглашения о сотрудничестве, дети ходят на экскурсии в ближайшие храмы по приглашениям наших батюшек. Раз в неделю приходит священнослужитель на беседу, но опять же очень аккуратно, в присутствии педагога он рассказывает, как все устроено. Никто не навязывает веру, ее невозможно навязать. У нас были случаи, когда семьи воцерковляться ходили, потому что ребенок привнес это в семью. Наши ребята участники много лет большого пасхального концерта в доме культуры "Луч", всегда проводим рождественские концерты, сотрудничаем с воскресной школой. У нас даже на территории сада есть своя часовня. Когда она построилась, настоятель собора Архистратига Михаила о. Александр (Мензелинцев) выверил по стандартам, благословил на освящение и подарил икону Божией Матери, привезенную с Афона. Единственное, мы не можем себе позволить в светском учреждении проводить таинства, но дети и их родители всегда могут зайти и помолиться.
© МДОБУ детский сад № 83 им. атамана А.А.ГоловатогоЕпископ Сочинский и Туапсинский в МДОБУ детский сад № 83
Епископ Сочинский и Туапсинский в МДОБУ детский сад № 83
Епископ Сочинский и Туапсинский в МДОБУ детский сад № 83
– Как вы обмениваетесь опытом с другими казачьими дошкольными организациями?
Все наши программы опубликованы, у нас сейчас их три: программа духовно-нравственного воспитания "Откройте сердца для добродетели", программа для групп казачьей направленности, программа физической подготовки "Казачьи игры и забавы". Мы транслируем опыт, придумываем новые проекты, чтобы популяризировать казачью педагогику. Пару лет назад у нас возник проект. Сейчас у нас беда с соцсетями, телефонами, но без этого уже невозможно представить мир, но мы рассказываем детям об истории, о каких-то вещах, которые были раньше. Так мы стали писать письма деткам в другие казачьи детские садики и группы Краснодарского края.
Сейчас у многих ребят уровень такой, что они уже в подготовительной группе умеют читать и писать, мы помогаем все оформить красиво, распечатать. Когда нам пришли ответы, мы подружились с другими детсадами, воспитатели тоже установили связь, стали обмениваться опытом, а до этого ведь не было единства и системности, чтобы транслировать это в другие регионы Российской Федерации. Тогда мы создали сетевое взаимодействие казачьих образовательных организаций Краснодарского края "Казачий круг дошколят Кубани". Сейчас мы ездим друг к другу в гости обмениваемся методическими материалами, чтобы создать банк для общего пользования. Чтобы услышала о казачьей педагогике вся страна, нужно транслировать этот опыт. Мы работаем для того, чтобы таких детей было больше, чтобы семьи были крепкие, люди росли достойные, способные принести пользу Отечеству.
Мы сейчас на важном этапе, это находка для страны. С "Казачьим кругом дошколят Кубани" теперь сотрудничают Самарская область, Благовещенск. Мы уже распространяем свой опыт в другие регионы России. Очень много наработок в Ростове-на-Дону, но там немного другой подход. С Калужской областью заключили соглашение – у нас будет новый проект по внедрению казачьей культуры в творчество. Мы заключили соглашения с кадетскими корпусами несколькими. У нас формируются общие традиции, обычаи, интересы.
© МДОБУ детский сад № 83 им. атамана А.А.ГоловатогоАтаман ХРКО Виталий Коськин
Атаман ХРКО Виталий Коськин
Атаман ХРКО Виталий Коськин
– Расскажите про наставничество: какие проекты по этой теме существуют у вашей организации?
Казак-наставник – такой же участник образовательного процесса, как воспитатели, специалисты, родители. Он должен влиять на детей личным примером. Мы помогаем им с педагогическим подходом, работаем в крепком тандеме. Сейчас военно-патриотической работы очень много. Мы проводим уроки мужества – наставники приводят участников СВО, знакомят с ребятами. Ребята, когда не узнают сами, не потрогают медали, пальчиком не пощупают шрам от боевого ранения, они не поверят. На словах в дошкольном возрасте очень сложно, все быстро забывается. Тем, кто сейчас "за ленточкой", мы пишем письма, девчонки делают ангелочков. С ребятами мы, естественно, говорим не о военных действиях, а о мире.
– Как вы отслеживаете успешность реализации казачьего компонента?
Мы отслеживаем судьбу каждого выпускника детского сада. Первостепенная задача – расширяя круг сетевого партнерства, связаться со школами, куда уходят дети. Мы стараемся сделать так, чтобы дети сплоченной командой шли в казачьи классы, а затем в кадетские корпуса и вузы, где есть компонент.
Сейчас у нас есть группа наблюдения в лицее №3, в 2019 году после присвоения статуса ребята стали первыми выпускниками казачьего детского сада, сейчас они заканчивают 4-й класс. Мы проводим эксперимент: сравниваем с другими классами, каким образом повлиял фундамент, который был заложен в дошкольном учреждении. Раньше считалось, что формирование личности начиналось с 7 лет, а теперь мы с уверенностью можем сказать, что важно закладывать духовно-нравственную основу в детском саду. Мы работаем над тем, чтобы усилить систему непрерывного казачьего образования, то недостающее звено – дошкольный возраст – уже входит в компонент в полной мере. Мы доказали необходимость компонента в дошкольном образовательном учреждении научно, заключили партнерское соглашение с Сочинским государственным университетом. Теперь мы постоянные участники всероссийских конкурсов, где занимаем лидирующие места. Мы входим в совет молодых ученых, участвуем в научно-практических конференциях – педагогика тоже точная наука.
– В чем ваша уникальность?
Наши выпускники стали показывать качество воспитания, они не похожи на других, потому что главное направление в казачьей педагогике – духовно-нравственное воспитание. То, о чем сейчас говорится во всей стране, то, что сейчас решением Министерства просвещения Российской Федерации внесено в новые стандарты, – всем этим мы занимаемся больше 10 лет. Для кого-то это обязательно, а для нас это зов сердца, каждый педагог и сотрудник детского сада вкладывает душу.
Ученики казачьего класса - РИА Новости, 1920, 26.04.2023
Триединство педагога, наставника и священника