Патриотизм и любовь к своей культуре: как работают казачьи классы в Иркутской области - Российское казачество, 03.08.2023

Патриотизм и любовь к своей культуре: как работают казачьи классы в Иркутской области

© Сообщество ВКонтакте "МКОУ Качугская СОШ номер 2"Воспитанники казачьих классов в поселке Качуг Иркутской области
Воспитанники казачьих классов в поселке Качуг Иркутской области
Сейчас в регионе работают 17 казачьих классов, в которых ученики 11 школ помимо основной школьной программы погружаются в историю, традиции и обычаи российского казачества. Также в процесс обучения включены военно-патриотические, духовно-нравственные и культурные занятия. Как это все реализуется на практике, узнал корреспондент портала "Российское казачество" на примере жизни казачьих классов в поселке Качуг Иркутской области.
Как рассказал в интервью атаман Верхнеленского станичного казачьего общества и директор качугской средней общеобразовательной школы №2 Евгений Зуев, работа с казачьими классами не так уж и проста, ведь в процессе обучения стоит учитывать несколько факторов: и занятость, и увлечения, и характер ребят, так как все ученики абсолютно разные.
"Дети все разные, родители тоже, соответственно, по-разному складываются отношения. Но мы со всеми работаем, всех перенастраиваем. Тут надо определенный тон задать, подобрать струнки, чтобы заиграло все в каждом ребенке", – подчеркнул он.
Задают тот самый тон и занимаются с юными казачатами взрослые казаки-наставники – офицеры с высшим военным образованием и опытом службы в армии, которые прошли профессиональную переподготовку и получили дипломы педагогов. По словам Зуева, такие характеристики для наставников очень важны, так как они знают толк в военном деле и патриотизме, а также имеют необходимые навыки для работы в школе с детьми.
Ученики казачьего класса - РИА Новости, 1920, 26.04.2023
Триединство педагога, наставника и священника
"Наши казаки-наставники – военные люди. Они служили в армии и представляют, что это такое. Казаки более доходчиво все объясняют, доносят патриотическую истину: это не просто слова, а реальное дело, это готовность встать и пойти. Конечно, наставники рассказывают об этой теме более приближенно к реальной жизни. Кто понимает суть, все равно лучше и правильнее расскажет", – подчеркнул он.
Работе наставников отводится немало внимания в системе казачьего образования, так как быть проводником в казачью культуру и историю и растить настоящего патриота – задача непростая. О своем опыте на этом поприще порталу "Российское казачество" рассказал заместитель атамана Верхнеленского станичного казачьего общества и казак-наставник качугской СОШ №2 Олег Зуев.
"В моем детстве у нас преподавали военное дело, и когда я шел в [Иркутское высшее военное авиационное инженерное] училище, то уже был наполовину готов. Мне нравится, что сейчас это возрождается. Я ребятишек учу именно этому. Коллективизм у них развивается, они у нас собранные, все в одной форме. Вместе ходим строем, поем песни, маршируем", – поделился он.
По его словам, ученики также проходят начальную военную и строевую подготовку, проникаются историей казачества не только через рассказы преподавателей, но и на выездных экскурсиях в соседние районы. В программе у них есть и практические занятия – казачьи игры, танцы, песни, фланкировка шашкой.
Ученики казачьего класса в школе - РИА Новости, 1920, 21.04.2023
Научный аспект казачьей педагогики: современность и добровольность
Благодаря таким активностям юные казачата глубже проникаются патриотизмом и основными ценностями казачества, уверен казак-наставник качугской СОШ №2 Андрей Белоусов.
"Мы погружаемся в казачью культуру именно через оружие, через шашки, через казачьи песни и пляски. У нас с ними чисто практика, как раз через нее патриотизм и развивается – это не просто посидеть и послушать, это сделать и прощупать что-то самостоятельно", – поделился он.
В целом казаки-наставники с радостью делятся своим опытом с детьми и обучают их всему, что умеют сами. Делают они это с душой, а в ответ получают искреннюю благодарность.
"Мне просто нравится заниматься с детьми, вообще без разницы чем. Однажды мы с классом поехали на лазертаг, заняли тогда 4-е место. Знаете, что мне тогда запомнилось? Их эмоции. Когда они добиваются каких-то результатов, просто смотришь–и душа радуется, сам заряжаюсь от них", – рассказал Белоусов.

От изучения традиций до возрождения культуры

Опыт организации казачьих классов в станице позитивно оценили местные жители. Как отметил атаман и директор школы Евгений Зуев, ученики показывают высокие результаты, родители поддерживают их начинания и нововведения в программе, активно подают заявления в казачьи классы на следующий год. Параллельно все больше казаков становятся наставниками и проникаются работой с детьми.
Общевойсковой казачий молебен в Краснодаре
Казачья молодежная политика: социальный лифт со смыслом
Такая приверженность традициям и трепетное отношение к своей истории, которое прививается со школьной скамьи, поддерживают возрождение и развитие казачьей культуры в регионе. А для Иркутской области это важный вопрос, ведь именно с казаков началась жизнь региона: летом 1661 года на берегу Ангары, напротив устья Иркута, казачий атаман Яков Похабов заложил Иркутский острог.
Развивались иркутские казаки не быстро, но благодаря их упорству и трудолюбию никогда не сидели без дела – ходили в походы, осваивали земли, строили заводы и были надежной опорой для государства. Иркутск стал примером для зарождения казачьих войск на Уссури, Амуре и в Забайкалье. Отметим, что штаб Забайкальского войска первое время располагался именно в Иркутске.
Таким образом, становление казаков в Иркутске оставило большой след в истории казачества, и сегодня очень важно его не потерять. Память и традиции никогда не умирают, если находятся в правильных руках, а таких в регионе немало.