Кому нужна Казакия и почему это государство – миф?
© Общественное достояниеКартина, изображающая казаков
© Общественное достояние
Российское казачество считается исторически сложившейся социокультурной общностью, это закреплено в Стратегии государственной политики в отношении российского казачества на 2021–2030 годы. Однако есть те, кто выступает за создание автономного казачьего государственного образования. Мнением о том, является ли идея основания Казакии признаком сепаратизма, встречались ли попытки такого политического отделения ранее в истории казачества и чему научили эти уроки, поделился старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент Александр Соклаков.
Из истории мы знаем, что казачество сформировалось преимущественно на южных и юго-восточных окраинах Российского государства. Так, по берегам Дона, Днепра, Терека, Яика (Урала) и Волги возникали вольные казачьи общины, которые за короткий срок освоили огромные пространства вплоть до Черного и Каспийского морей, Кавказских гор. Помимо того, казаки активно участвовали в продвижении русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток. Таким образом, по сути казачество непосредственно расширяло и укрепляло границы России. Перечень задач, которые решали казаки, весьма внушительный. На окраинах государства они несли пограничную службу, воинскую (внутреннюю и внешнюю), судовую, таможенную, карантинную, почтовую, природоохранную, пожарную, а также занимались хозяйственным освоением территорий. Казакам выделяли увеличенные земельные наделы – это было обусловлено тем, что им вменялась обязанность выращивать и содержать пригодное к службе поголовье лошадей.
"Именно твердость в защите интересов государства не раз становилась поводом шельмования казачества со стороны внешних и внутренних противников России. То же введение чересполосицы (вклинивания казачьих поселений между населенными пунктами враждующих местных жителей) снижало градус напряженности между различными народами. Однако и на границах государства, и в войнах казаки платили самый тяжелый налог – кровью. Понимание важности присутствия казаков в современном мире есть у ученых, ряда государственных деятелей и служащих. Но помнят об этом и наши враги, поэтому прошлое и настоящее казачества является одной из традиционных целей фальсификаторов истории", – подчеркнул Александр Соклаков.
Сложный генезис
История казачества продолжительная и сложная. Сегодня не прекращаются споры о том, кто такие казаки: это этнос, сословие или все же народ. Ранее мы писали о мнениях на этот счет, которые существуют в научной среде.
Александр Соклаков уверен, что упрощенно сводить понимание лишь к одной из этих черт не стоит. К тому же противопоставление этих подходов нередко преследует провокационные и деструктивные цели. В действительности же все намного сложнее не только в отношении этнических и национальных черт, но и казачьей сословности.
"Мало кто знает, что на законодательном уровне в Российской империи только с 1869 года казачьи формирования составили единое сословие. С другой стороны, в казачьих войсках были особые группы казаков, своего рода реплики общероссийских сословий. Например, торговые казаки, казаки-ремесленники, низшие чины и дворяне (этот статус имели офицеры и зачисляемые в казаки дворяне). При этом правовой статус этих групп существенно отличался, скажем, от общеимперских аналогов", – отметил кандидат исторических наук.
Разумеется, казачье население различных формирований имело особенные культурные и этнические черты. Но при этом следует помнить, что уверенным ростом численности многие казачьи формирования обязаны целенаправленным усилиям властных структур Российской империи. Эксперт рекомендует заглянуть в полное собрание законов империи, где можно найти не один документ о переселении и зачислении в те или иные казачьи формирования великорусских и малороссийских крестьян, бывших войсковых обывателей и однодворцев, отставных солдат и чинов внутренней стражи, а также инородцев, то есть представителей неславянских народов, и даже иностранных подданных.
Вместе с тем, уверен Александр Соклаков, казакам всегда было присуще уникальное самосознание, духовность и культурные традиции.
"Само слово “казак” издавна ассоциировалось с особой удалью, вольностью и отвагой. Можно вспомнить, что в 1925 году Киргизская АССР была переименована в Казакскую АССР. Причина этого крылась в самоназвании казахов, предки которых осознавали себя вольными людьми (казаками). В справочной литературе 1990-х годов можно прочесть и о том, что самоназвание украинцев – козаки. Это неудивительно, православное население Малоросии не раз массово поддерживало антипольские восстания, основной движущей силой которых и являлось местное казачество", – рассказал военный историк.
© РИА Новости / РИА НовостиКазаки в конце XIX века
Казаки в конце XIX века
© РИА Новости / РИА Новости
Эксперт не удивлен и тому, что сегодня идею отдельной казачьей народности активно используют структуры, враждебно настроенные к России.
"Издавна стремление антирусских сил оторвать Малороссию и противопоставить ее России было дополнено усилиями по замене малороссийской ветви единого русского народа украинством в обличии козацкой вольности. Кроме того, Речь Посполитая активно старалась изменить саму природу и православную основу казачества, поставить казаков себе на службу, фактически породила тему украинства в качестве антирусской силы. В свою очередь стремящаяся усилить свой социально-политический статус мазепинская старшина ссылалась на свое якобы отличие от малороссов и хазарское происхождение", – рассказал Соклаков.
Кандидат исторических наук считает, что по этой же причине во время Первой мировой войны благодаря усилиям Австро-Венгрии и Германии на территории Малороссии появились сечевые стрельцы и гетманская марионеточная власть. Поэтому далеко не случайно во время Гражданской войны большевики противопоставили различным национально ориентированным и зарубежно-марионеточным, сепаратистским и прочим откровенно бандитским силам на территории Малороссии червонное казачество.
"В итоге задействование казачьей составляющей истории Малороссии в антироссийской борьбе способствовало переименованию малороссиян в украинцев. Во время Великой Отечественной войны украинские националисты продолжили использовать казачью ауру в своих интересах. Одновременно с измышлениями коллаборационистов и их руководства в Третьем рейхе появился миф о крымско-готском происхождении донских казаков. С 1953 года усилия по презентации и легитимации российских казаков в качестве угнетенного народа прилагают США. Разумеется, инерция прошлых лет в разрешении сложнейшего казачьего вопроса, вкупе с мечтами о реституции и не оправдавшиеся в полной мере надежды на бюджетную подпитку не могли обеспечить должного противодействия раскрутке подобной информационной повестки", – рассказал ученый.
Эксперт считает, что сегодня, в условиях значительной утраты специфических черт и уклада жизни казаков, попытки провозглашения казачьей национальности служат на руку сепаратистам и препятствуют возрождению традиционной служебной деятельности казачества, высокоэффективной в сфере мобилизации, комплектования частей, морально-психологической готовности личного состава, а также в плане экономических затрат.
Подлинность фальшивки
Сторонникам идеи основания Казакии она видится не только культурным антагонистом России, но якобы перспективным с экономической точки зрения государством. Приверженцы казачьей автономии считают, что Казакия сможет спокойно существовать и развиваться как федерация этносов и территорий без какой-либо поддержки из Москвы. В отличие от России, которая не сможет полноценно функционировать без выхода к трем южным морям. Можно ли отличить искусственные сепаратистские проекты в среде казачества от естественного стремления к автономии?
Эксперт уверен: о том, что перед нами фальшивка, в первую очередь говорит недолговечность аналогичных проектов в прошлом, а также надуманные и лживые аргументы их сторонников.
Можно вспомнить, что в период Гражданской войны в России наблюдалась определенная зависимость казачьих войск как от основных центров белых сил, так и от геополитических противников Отечества. По словам Соклакова, в это время "казачья держава" и республики на территории Малороссии в определенном смысле были легитимированы именно усилиями последних.
Еще один пример искусственного сепаратистского проекта – псевдонаучные пропагандистские теории об арийском происхождении казаков и мифической Казакии, которые выдвигались в нацистской Германии для пополнения стремительно таявшего мобилизационного ресурса. В ходе холодной войны в США декларировали статус казаков в качестве народа, претендующего на свою государственность. Отечественными исследователями описаны также искусственные популистские декларации о провозглашении независимых и (или) автономных казачьих образований на Дону, Тереке и Кубани в 1990–1991 годах.
"История же свидетельствует о том, что успешное поступательное развитие казачьих общин и борьба казачества против внешней экспансии всегда нуждались в поддержке Российского государства. И напротив, всяческие попытки конфронтации с Россией и населяющими ее народами неизбежно оканчивались крахом",
Авангард Отечества
Сегодня общины казаков достаточно разнообразны и разбросаны географически, однако история знает примеры способности казачества к самоорганизации в очень непростых условиях.
По словам Александра Соклакова, в истории казачества много уникальных примеров. Та же обширная география Запорожской Сечи, свидетельствующая о ее удивительной живучести (она просуществовала, последовательно сменяя месторасположение, в XVI−XVIII вв. – Прим.авт.), давняя история Яицкого городка (был основан в 1613 г. и стал административным центром поселений яицких казаков, ныне г. Уральск. – Прим.авт.), стойкость защитников Албазина в 1685 и 1686 гг., борьба атаманов Ивана Подковы и Дмитрия Вишневецкого за господарский престол в Молдавии, покорение атаманом Ермаком Тимофеевичем Сибирского ханства (26 октября 1582 г. он занял столицу Кашлык – Прим.авт.). История знает и другие удивительные примеры отваги, побед и способности к самоорганизации казачества. Все они высвечивают столь разнообразных и географически разбросанных казаков в качестве достойных представителей российского воинства и государства.
"Казаки всегда были в авангарде российского воинства и государства, а это хоть и передовая, но часть существенно большего организма. И действительно, история неоднократно показывала, что казачество для закрепления своего успеха всегда нуждалось в определенной поддержке", – убежден Соклаков.
© РИА Новости / РИА Новости "Казаки в степи" (1890-1900). С.И. Васильковский
"Казаки в степи" (1890-1900). С.И. Васильковский
© РИА Новости / РИА Новости
Традициям верны
События в современном мире говорят о неизбежности межгосударственных интеграционных процессов (это обусловлено потребностями развития экономических производств и торговли, а также вооруженной защиты). Однако сегодня мы наблюдаем попытки реанимировать и раскрутить термин "Казакия" как независимое или автономное казачье образование. Так имеет ли право на жизнь современный проект Казакии? По словам военного историка, саму эту идею нельзя назвать новой. Она обрела популярность среди части казачьей эмиграции после поражения Белого движения во время Гражданской войны в России, а потом была подхвачена идеологами из Третьего рейха и США.
"Едва ли весь этот замысел позитивен. Возникает резонный вопрос: разве может подобный проект вычленения какой-то части из успешно развивающейся России сделать российское или обособляемое население более защищенным и обеспеченным. Очевидно реализация подобной инициативы выгодна не россиянам, а геополитическим противникам нашей Родины. Неслучайно в XX–XXI вв. товарищ верховного атамана Союза казаков Владимир Наумов написал: “Казачество опасно им своей тягой к государственному служению, генетической любовью к Отечеству”. Именно опора на нравственные принципы, идеалы и миролюбие являются традиционной составляющей идеи развития нашего Отечества – России", – подчеркнул Соклаков.
Геннадий Мартиняхин