"Потомственный прожженный казак": история жизни и рода фермера из Бурятии - Российское казачество, 27.12.2023

"Потомственный прожженный казак": история жизни и рода фермера из Бурятии

© Фото из личного архива Анатолия ОщепковаАнатолий Ощепков с женой
Анатолий Ощепков с женой
Потомственный казак, ветеринарный врач, селекционер, поэт, автор песен и глава большого семейства. Речь пойдет о человеке, которого знают и уважают в Бурятии и Монголии, знакомьтесь – Анатолий Федорович Ощепков.
"Я из казаков, и знаю историю своего рода с конца XVI века. Родился в Бурятии, в Джидинском районе. Тут на границе с Монголией и живу всю жизнь. В свои 60 лет в фермерской шкуре я как рыба в воде", – начал он рассказ о себе.
Основой этого Ощепков считает генетическую память – он всегда ощущал тягу к работе и жизни на земле, любовь к животным, особенно к лошадям. Все его предки как казаки, так и монголы, были животноводами. Еще учась в школе, Анатолий решил стать ветеринаром, после поступил на ветеринарный факультет Бурятского сельскохозяйственного института, который окончил с отличием в 1984 году.
Вот уже 40 лет он помогает землякам, занимаясь лечением и профилактикой болезней у животных. В настоящее время Ощепков также является экспертом в прокуратуре, в суде и полиции, а еще востребован как специалист в Пограничном управлении по Республике Бурятия, где на заставах содержатся лошади и собаки.
Семья Сабировых
Потомки атамана хранят казачьи традиции более ста лет

"Предки для человека, как корни для дерева"

Анатолий родился в семье потомственного казака. Отец, Федор Петрович, всю жизнь работал водителем, любил лошадей, был человеком слова и дела. Он знал и передал своим трем сыновьям, что такое честь, достоинство, доброта, научил брать на себя ответственность, а при необходимости подчиняться. Мать, Надежда Константиновна, работала учительницей начальных классов в сельской школе. Все дети в учебе успевали – сильно вперед не рвались, но и в хвосте не тянулись.
"Наши предки-казаки по линии бабушки были белогвардейцами. Когда в районе установилась советская власть, моего прадеда – казака Диомида Ивановича – отправили в ссылку. Дед, Сергей Диомидович, выкрал отца и привез домой, но местные власти узнали об этом и отправили прадеда еще дальше, откуда он уже не вернулся. Деда чуть не посадили в тюрьму за этот поступок – чудом он откупился штрафами. Не мог он больше занимать никакие высокие должности, потому был простым рабочим в колхозе, – вспоминает внук Анатолий Федорович. – А бабушка вынуждена была сжечь все документы о нашей принадлежности к казачьему роду. Даже когда прошло много лет и я учился в школе, меня всегда предупреждали – не вздумай на улице кому-то сказать о том, что ты знаешь о нашем роде. Нам приходилось скрывать, что мы из казачьей семьи. Нельзя было выпячиваться со своими способностями и выражать свои взгляды на жизнь", – рассказал Ощепков.
Предки отца Анатолия Федоровича жили в тесном общении с бурятами в маленькой деревушке Уртон в живописной долине. Дедушку местные жители очень уважали, прислушивались к его мнению. От рождения у него был казачий земельный пай, которым пользовалась семья родственников, потому что он остался круглым сиротой, и его вырастил дядя. Когда в те края пришла советская власть, в 1932 году земельный пай изъяли. Ощепков до сих пор знает, где этот пай, как называется местность и сколько там гектаров земли. Но сейчас Анатолий на тот пай не претендует, он получил свой после раздела колхоза (еще больше, чем у деда) и стал там косить сено и вести хозяйство. Так он оказался зажиточнее своих предков казаков. Позже разделил эту землю, выделил часть старшему сыну – он агроном, и занимается фермерством, как и его отец.
Потомственный казак, подполковник запаса, военный переводчик Игорь Ждаркин.
Старообрядец и военный переводчик Игорь Ждаркин разгадал секреты своей казачьей династии

Семьянин и хозяйственник

Сейчас Анатолий Федорович – глава большой семьи. Второй раз женат, первой жены не стало, но осталось трое детей. Все дети уже взрослые. Один из сыновей – фермер, другой – профессиональный спортсмен, мастер спорта по армреслингу. А дочка стала ветеринарным врачом и продолжает дело отца.
У жены Светланы двое детей от первого брака. "Она была замужем за моим родственником, и ее дети являются моими племянниками. Вот мы и держимся вместе, стараемся поддерживать друг друга", – рассказал он.
"Она превосходная хозяйка. Воспитала прекрасных детей и в том же духе воспитывает внуков. А их у нас на двоих уже восемь. Они еще маленькие, но мы с малолетства стараемся привить им уважение к истории своей семьи, казачьим традициям", – добавил глава дома.
Супруги Ощепковы живут сейчас вдвоем. Своими силами ведут хозяйство, занимаются огородничеством, держат пчел и гурт скота – сто с лишним голов коров и бычков.
Замужняя казачка и молодая девушка
Жены казаков
Анатолий Федорович с юных лет проявлял себя новатором. Еще в советские времена, будучи молодым ветврачом, привез в колхоз рысаков Орловской породы. Одну лошадь выбраковали, она была больна, Анатолий взял ее себе, ценой больших усилий вылечил. От кобылы получил потомство – семь жеребят. Все эти орловские рысаки внесены в реестр Государственной племенной книги Советского Союза.
В течение нескольких лет Анатолий занимался разведением пуховых коз. Рынок сбыта нашелся в соседней Монголии. Но три года назад во время ковидных ограничений границы с Монголией были закрыты, потому этот бизнес пришлось свернуть. Сегодня Ощепков занят разведением и популяризацией коров бурятской аборигенной породы, привезенной из Монголии.
"Эта порода ценна малыми затратами на содержание, выживает в любых условиях. Коровы и бычки адаптированы к суровому климату Сибири и Дальнего Востока, они стойко переносят жару и холод. А еще они неприхотливы в еде, им достаточно малокалорийных кормов. Продаю бычков Главе буддийской традиционной сангхи России Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву. А он раздает их людям. Он мудрый человек – таким образом он эту породу помогает возродить и распространить по всей Бурятии", – рассказывает фермер.

Казачий род

Анатолий Федорович – сотник, казак станичного общества "Станица Джидинская", принимает активное участие в возрождении казачества, в деятельности общества: регулярно участвует в казачьих фестивалях, в проведении казачьего круга, сборе посылок в зону СВО.
© Фото из личного архива Анатолия ОщепковаАнатолий Ощепков на заседании станичного казачьего общества
Анатолий Ощепков на заседании станичного казачьего общества
Анатолий Ощепков на заседании станичного казачьего общества
"В качестве добровольно принятого на себя обязательства в служении казачеству я выбрал охрану животного мира и реализую его сполна. Если я еще одно обязательство возьму, у меня начнется распыление, не будет глубины действий", – рассказал казак.
То, что Анатолий православный, не мешает ему работать с представителями буддийской веры. В Бурятии казачество представлено двумя конфессиями, и противоречий на почве вероисповедания, по словам Ощепкова, не бывает.

"Я понимаю и уважаю буддийскую философию. Хамбо-лама меня благословляет на добрые дела. К тому же среди моих предков были буддисты по женской линии – монголы, которые приняли православную веру",

– добавил он
Глава буддийской сангхи характеризовал Анатолия так: "Потомственный прожженный казак".
Родственники Ощепковых живут дружно, знаются даже в четвертом и пятом поколении, часто приезжают друг к другу в гости, так как живут недалеко – в соседних деревнях.
"По мужской линии у меня предки – Донские казаки, которые пришли сюда в конце XVIII века, а вообще, в Сибирь мои предки пришли в 1600 году. Сегодня ежегодно в местность Уртон, на нашу малую родину, приезжают со всех уголков России потомки семей Ощепковых. Какие это душевные праздники! Когда за большим столом, на месте уже несуществующего селения, собираются потомки. Разговаривают…вспоминают…и поют свои песни!" – с гордостью и грустью рассказал Анатолий.
По инициативе Ощепкова и с помощью потомков жителей Уртона на горе установлен православный крест и маленькая часовня.
Казак Михаил Шидов (справа) со своим двоюродным дедушкой Алексеем Ливаднием
Четыре века в казаках: как корни определяют настоящее

"Что видит он, о том бурят поет"

"Не считаю, что это талант, но способность такая есть – выражать свои мысли в рифме", – скромно высказался о своем творчестве Анатолий.
Стихи он пишет уже много лет, часть из них вошла в несколько сборников. И, конечно, их можно найти в интернете. Также пишет песни, их исполняет народный казачий ансамбль "Черемушки".
"Девиз моего творчества такой:
Сказал же кто-то, странный мы народ,
Что видит он, о том бурят поет.
Но разве лучше, если человек,
Поет о том, что не видал вовек.
Эти строчки принадлежат народному поэту Бурятии Гунге Жалсараеву. Я пою о том, что я видел и знаю, что прошло через мою хребтину, руки, мои мозги и душу. Я не пишу про далекие звезды. Пишу о том, что мне близко:
Долина предков солнцем обогрета,
Хужиром и водой богатый край.
Джида, тебя родней на свете нету,
Таежный да степной сибирский рай".
Ощепков разговаривает свободно, кроме русского, и на бурятском, и на монгольском языках. Он носитель сартульского диалекта бурятского языка, предки фермера – отец, дед, прадед – разговаривали на нем, и он специально выучил его и успешно использует в быту. Но стихи и песни пишет только на русском. Считает, что на другом языке не обладает достаточной грамотностью.
В репертуаре Анатолия Федоровича есть стихи и песни о казачестве, о родине, о любимых животных и птицах, и, конечно, о родной земле. "Я неисправимый патриот своей малой родины и большой Отчизны", – признается Ощепков.