"Молодым солдатам проще с молодым батюшкой поговорить": интервью духовника казачьей молодежи ТКВ - Российское казачество, 13.03.2024

"Молодым солдатам проще с молодым батюшкой поговорить": интервью духовника казачьей молодежи ТКВ

© Фото предоставлено Михаилом КузьменкоДуховник казачьей молодежи Терского казачьего войска, настоятель храма иконы Божьей Матери Скоропослушницы села Заветного, Ставропольской и Невинномысской епархии Михаил Кузьменко
Духовник казачьей молодежи Терского казачьего войска, настоятель храма иконы Божьей Матери Скоропослушницы села Заветного, Ставропольской и Невинномысской епархии Михаил Кузьменко
Духовник казачьей молодежи Терского казачьего войска, настоятель храма иконы Божьей Матери Скоропослушницы села Заветного, Ставропольской и Невинномысской епархии Михаил Кузьменко рассказал о работе с молодежью, о самых частых вопросах юношей и девушек священнику, а также о своей поездке в зону СВО к бойцам из Терского войска.

– Расскажите о себе? Как давно знакомы с культурой казачества?

– Я родом из Северной Осетии, из города Владикавказа. Все мое детство, летние каникулы прошли в Краснодарском крае, в станице Спокойная. Оттуда часть моей родни. Корни у меня, получается, украинские и грузинские. Казачьи корни – это кубанские казаки по линии бабушки и запорожские казаки со стороны дедушки. В те времена мало говорили про казачество в роду – все-таки это отпечаток советского времени, он до сих пор тянется. Сейчас, конечно, уже такого нет, но все равно люди старшего поколения не привыкли об этом говорить. Нам что-то рассказывали, когда мы были маленькими детьми. А сейчас я переспрашиваю какие-то вещи, и бабушка более подробно рассказывает, как раскулачивали ее семью.

– Вы ведете активную работу по просвещению молодежи. Почему вы выбрали духовный путь как направление деятельности в жизни?

– Отвечу словами Спасителя: "Не вы меня избрали, а я вас избрал". У меня нет ответа на этот вопрос. На самом деле у нас достаточно большое количество молодого духовенства. Есть священники, которые несут церковную службу именно на СВО, непосредственно как военные священники. Они там, на передовой, рядом с ребятами. И чтобы вы понимали, они по возрасту еще младше, чем я. Наверное, меня больше в медийном пространстве видно, и поэтому иногда складывается ощущение, что вот я молодец. На самом деле есть люди, которые делают гораздо больше. В бригаде "Терек" есть штатный священник, который там живет с ними круглосуточно. Я считаю, нужны разные священнослужители. Для старшего поколения нужен взрослый, серьезный священник, украшенный сединами. А молодым солдатам проще с молодым батюшкой поговорить, он как-то их больше понимает. Люди в войсках разные, и священники тоже разные.
© Фото предоставлено Михаилом КузьменкоДуховник казачьей молодежи Терского казачьего войска Михаил Кузьменко
Духовник казачьей молодежи Терского казачьего войска Михаил Кузьменко
Духовник казачьей молодежи Терского казачьего войска Михаил Кузьменко

– Как духовник молодых казаков Терского войска, вы часто бываете на мероприятиях, ездите на слеты. С какими вопросами к вам чаще всего обращаются люди?

– Как вы думаете, что беспокоит молодого парня или девушку? Вопросы, касающиеся личной жизни, конечно. Мы все это пережили. И в 18–19 лет, и старше. Говорят: "Не могу себе жену или мужа найти". Спрашиваю, где ищешь, где ты бываешь, в каком окружении вращаешься? А какая жена тебе нужна? А какой должен быть твой супруг? Начинают рассказывать. Чаще отвечают, что любящий, заботливый, верующий. Встречный вопрос: "А ты сам или сама соответствуешь этим требованиям? А ты сама планку пересмотришь?". Это уже личные вопросы, я могу подсказать, посоветовать только.

– Что вы считаете важным для священника при общении с молодежью?

– Нужно уметь с молодыми говорить на понятном современном языке. Вот, например, спрашивает юноша: "А криптовалютой торговать – грех?". Если подойдет парень к батюшке, которому за 70 лет с этим вопросом, то его могут не понять. Батюшка ответит "грех", потому что подумает, что это слово означает что-то противозаконное. А я отвечаю молодым людям просто: если это честно и не противоречит законодательству, почему это должно быть грехом? Также как мясом торговать на рынке. Если ты продаешь корову в три раза дороже, еще и плохого качества – грех. А если ты вырастил хорошую свинюшку на хозяйстве, приехал и продаешь? Наоборот, хорошо, что ты людям качественные продукты поставляешь. У молодых ребят другой уровень вопросов, это интересно.

– Чем отличаются ваши напутствия для молодых людей и для взрослых, пожилых?

– Взрослым прихожанам я могу сказать: "Вот тут почитай". Книжку посоветую. А молодому человеку могу посоветовать фильм посмотреть на волнующую тему, информацию в интернете в более доступном для него формате. Фильм он быстрее посмотрит, чем за книжку возьмется. Придет время, он и книжки начнет читать. Все зависит от человека и ситуации.

– Как вы помогаете молодым людям, которые находятся сейчас на СВО?

– Сейчас очень много казачьей молодежи именно там, на передовой. Я же духовник казачьей молодежи. Чего они там, а я тут? Я не могу находиться там круглосуточно с ними, у меня есть свои обязанности и задачи. Думаю, чем я могу им помочь? Денег свободных нет, но я могу организовать сбор гумпомощи в своем приходе, перетопить огарки свечей и сделать окопные свечи ребятам, собрать посылки. У меня столярная мастерская есть, где мы с мальчишками работаем с деревом. Мы там рамки делаем для плетения маскировочных сетей. Что еще я могу? Нагрузить полную машину продуктов, медикаментов, маскировочных сетей, окопных свечей и так далее и отвезти все это ребятам на передовую. Могу ли я это сделать? Объективно могу, так почему бы этого не сделать? В конечном итоге мы так и поступили взяли благословение у правящего архиерея, митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, который, в свою очередь, еще и внес существенную помощь в закупке гуманитарки, и вместе с молодым казаком, руководителем архиерейского казачьего конвоя Артемием Бабаевым нагрузили полную машину, взяли домашних пирожков, сели и поехали.
© Фото предоставлено Михаилом КузьменкоМихаил Кузьменко работает с детьми в столярной мастерской
Михаил Кузьменко работает с детьми в столярной мастерской
© Фото предоставлено Михаилом КузьменкоМихаил Кузьменко с юными казаками
Михаил Кузьменко с юными казаками
1/2
Михаил Кузьменко работает с детьми в столярной мастерской
2/2
Михаил Кузьменко с юными казаками

– Какие у вас остались впечатления о поездке?

– С одной стороны, тяжело, с другой стороны – радостно. Когда ехали, я боялся увидеть грусть, пустоту, отчаяние и тоску в глазах у ребят. Потому что если внутреннее состояние у человека упавшее, то ты ему вот что ни дай, супертехнику, вооружение, питание, обеспечение, он не будет выполнять задачи так, как нужно. Но когда мы приехали, все мои опасения были разбиты и уничтожены. Глаза горят, ребята мало говорят, много делают. У них там все четко. Они даже хозяйство организовали – вот что значит казаки. Главного по обеспечению на хозяйстве все называют "папкой". У них все по-семейному, никакой "уставщины", но порядок и дисциплина идеальная. Я общаюсь с мобилизованными ребятами, которые несут службу в зоне СВО, они, конечно, говорят о том, что у них уставные отношения. А в казачьем подразделении ребята мне говорят: "У нас вот тут семья". Самое главное, что я услышал от наших казаков, – это то, что каждый из них понимает, что он там делает, без сомнений, без метаний.

– Вы приехали в гости к ребятам, которых знаете уже много лет. На ваш взгляд, какие изменения в них заметили за время пребывания на СВО?

– Отметил для себя, что те люди, которые даже, может быть, и не сильно верующие были, стали чаще молиться, сейчас для них это стало важно. У ребят комнатка есть маленькая с иконками. Там лампадка висит, и маленькая колонка постоянно транслирует молитву. А молитвослов уже видно, как затерт пальцами, особенно первые страницы. Там отвлекаться особенно не на что, как нам в мирской жизни, и люди чаще задаются глубокими вопросами, занимаются самоанализом.

– Что лично вам дала эта поездка?

– Твердое понимание, что нужно еще ехать. Если у кого-то есть сомнения, что мы там делаем, для чего нужна СВО и т.д., садитесь в машину, возьмите домашних пирожков, гостинцев и поезжайте на сутки к ребятам, пообщайтесь. Они вам расскажут, что они видели, что знают, и все встанет на свои места. Мы сейчас готовим молодежный казачий форум и хотим пригласить ветеранов СВО, чтобы они с ребятами пообщались. В дальнейшем будет формироваться фонд казачьих наставников и ветеранов СВО для работы с молодежью.
Протоиерей Дмитрий Полушин
Казачий духовник Дмитрий Полушин: Заниматься военно-патриотическим воспитанием надо серьезно