В центре Москвы можно узнать, из какого "плавильного котла" вышли казаки
© РИА Новости / Кирилл КаллиниковПосетители на выставке "Дикое поле. В вечном движении" в выставочном комплексе Государственного исторического музея в Москве
![Посетители на выставке Дикое поле. В вечном движении в выставочном комплексе Государственного исторического музея в Москве Посетители на выставке Дикое поле. В вечном движении в выставочном комплексе Государственного исторического музея в Москве - РИА Новости, 1920, 09.04.2024](/img/07e8/04/09/1056102_0:106:2000:1231_1920x0_80_0_0_9b5f885750a36034bb568459afef7403.jpg)
© РИА Новости / Кирилл Каллиников
Если представить себе длинную и богатую на события историю Дикого поля, то выглядит она, иносказательно, конечно, примерно так. Из века в век по степи безостановочно несется конь, на котором меняются наездники. Скифов сменяют сарматы, потом появляются аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы, монголы и так далее.
Разные народы, пестрые культуры со своими стратегическими и сиюминутными задачами, идеями могучими, а иногда и странными, прокатились через Дикое поле, оставив на нем свои следы и унеся с собой почерпнутые и отшлифованные здесь навыки, мировоззренческие конструкции.
А венчает всю эту многовековую историю раскинувшейся на Юге России громадной территории русский казак. Это он сумел оседлать вечного коня Дикого поля, загнал его в стойло, заставил пахать тучные черноземы, служить державе.
В выставочном комплексе Государственного исторического музея рядом с Красной площадью Москвы до сентября этого года ждет ценителей старины выставка "Дикое поле. В вечном движении". Впрочем, устроители необычной экспозиции не стали ограничивать себя четкими географическими рамками и временными границами. Они предложили публике взглянуть на Дикое поле как на метафизический образ, некую метафору.
© Фото предоставлено Государственным историческим музеемГенеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин на открытии выставки
![Генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин на открытии выставки Генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин на открытии выставки](/img/07e8/04/09/1055927_0:0:897:897_600x0_80_0_0_ddcc2dd7308b8ca8413e390b1e0c5128.jpg)
Генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин на открытии выставки
© Фото предоставлено Государственным историческим музеем
"Задача огромна, как евразийская степь", – так обозначил масштабы творческого вызова, поставленного перед собой организаторами, генеральный директор Исторического музея Алексей Лыткин.
Гигантский мир кочевников, их взаимодействие с оседлыми народами, обоюдное проникновение и ментальное обогащение – вот о чем толкуют собранные воедино и расставленные в строго определенном, подчиненном четкому философскому замыслу порядке экспонаты. Устроители экспозиции не стали скрывать, что им хотелось бы, чтобы посетители после знакомства с уникальным собранием ощутили в себе капельку кочевой крови. В принципе, многим это будет сделать совсем не трудно.
© Фото предоставлено Государственным историческим музеемСкульптура "Киргизская колыбельная"
![Скульптура Киргизская колыбельная Скульптура Киргизская колыбельная](/img/07e8/04/09/1055435_0:69:1197:742_600x0_80_0_0_08c9374053222befac0b7894a3532960.jpg)
© Фото предоставлено Государственным историческим музеемМодель колыбели (2400–2350 гг. до н.э.)
![Модель колыбели (2400–2350 гг. до н.э.) Модель колыбели (2400–2350 гг. до н.э.)](/img/07e8/04/09/1055294_0:66:1263:776_600x0_80_0_0_411be998528eff2dc70984cfef2bb0c1.jpg)
1/2
Скульптура "Киргизская колыбельная"
© Фото предоставлено Государственным историческим музеем
2/2
Модель колыбели (2400–2350 гг. до н.э.)
© Фото предоставлено Государственным историческим музеем
Один из участников проекта сказал, что так вдохновился, работая над выставкой, что сделал себе анализ ДНК. И обнаружил, что "кровь кочевника" в его случае не фигура речи, а биологический показатель.
Экспонатов относительно немного, посетители вряд ли выбьются из сил, рассматривая их. Но подобраны они до того точно, что не понять, что Дикое поле – исторический феномен, просто невозможно. И очень лестно осознавать, что из всех народов, проживавших здесь в разное время, лад этим непростым во всех отношениях землям смогли дать только русские.
И в XVIII веке Дикое поле конвертировалось в Новороссию – важнейшую составляющую Российской империи. Территория, которая долгие времена была источником постоянной опасности для Руси, стала немаловажной частью ее экономического и военного могущества.
Были поставлены на службу Отечеству и две великие вертикали бывшего Дикого поля – реки Днепр и Дон, а что они напрямую связаны с историей казачества, запорожского и донского, разумеется, не случайно.
Дикое поле было тем "плавильным котлом" народов, в котором сформировалось и казачество тоже, а Новороссия стала наковальней, на которой лихая, мощная, но часто деструктивная казачья вольница была перекована в оплот России.
К слову сказать, сегодня термин "Новороссия" снова вернулся в политический, да и просто повседневный оборот. Это ведь те самые территории, которые тяжело, с боями возвращаются в границы России. А Участвуют в собирании отнюдь не новых, а наоборот, старинных русских земель снова-таки казаки. Не только они, понятно. Но они – среди первых. Это к вопросу об актуальности истории Дикого поля и его производных.
Чтобы добиться желаемого эффекта, с хирургической точностью собраны экспонаты из Третьяковки, Музея им. Пушкина, Кунсткамеры, Музея Востока. Традиционные казачьи территории представлены Азовским историко-археологическим и палеонтологическим музеем-заповедником и Ростовским областным музеем краеведения.
Из последнего привезены впечатляющие золотые изделия, найденные в древних курганах, а также уникальная в своем роде одежда казака-некрасовца.
© Портал "Российское казачество"Одежда казака-некрасовца
![Одежда казака-некрасовца Одежда казака-некрасовца](/img/07e8/04/09/1057223_0:0:880:1104_600x0_80_0_0_59c8a2f46bcc10c9b2f6fe49b9bda931.jpg)
Одежда казака-некрасовца
© Портал "Российское казачество"
Некрасовцы – это вообще удивительное явление в истории казачества. Такие себе скитальцы в пространстве и времени. Ушли с Дона после поражения восстания Кондратия Булавина, мыкали горе на чужбине, пока не вернулись в Россию – кто в XIX веке, а кто и в ХХ даже.
Есть в экспозиции две роскошные книги по истории запорожских казаков.
Одна принадлежит перу князя Семена Мышецкого – "История о казаках запорожских". Автор инженер-подпоручик Мышецкий находился с 1736 по 1740 год в Запорожской Сечи для произведения там крепостных работ. Недурно знал жизнь запорожских казаков. Рукопись 1740 года, список середины XVIII века, переплет – XIX век.
Вторая – сборник документов, которые зачитывались в 1659 году при избрании гетманом Запорожского войска Юрия Хмельницкого (сына Богдана Хмельницкого), присяга запорожцев царю Алексею Михайловичу. Книга отпечатана в 1660 годы в типографии Киево-Печерской лавры.
© Фото предоставлено Государственным историческим музеемПостановление от его Царского величества з Войском Запорожским року 1659
![Постановление от его Царского величества з Войском Запорожским року 1659 Постановление от его Царского величества з Войском Запорожским року 1659](/img/07e8/04/09/1055786_0:23:1200:698_600x0_80_0_0_dd22f72d1dcd27d8a8aa0112bdde10da.jpg)
© Портал "Российское казачество"Сборник документов, которые зачитывались в 1659 году при избрании гетманом Запорожского войска Юрия Хмельницкого
![Сборник документов, которые зачитывались в 1659 году при избрании гетманом Запорожского войска Юрия Хмельницкого Сборник документов, которые зачитывались в 1659 году при избрании гетманом Запорожского войска Юрия Хмельницкого](/img/07e8/04/09/1057381_90:0:1279:669_600x0_80_0_0_0d9565e102ed490089ffc562a0af848e.jpg)
1/2
Постановление от его Царского величества з Войском Запорожским року 1659
© Фото предоставлено Государственным историческим музеем
2/2
Сборник документов, которые зачитывались в 1659 году при избрании гетманом Запорожского войска Юрия Хмельницкого
© Портал "Российское казачество"
А рядом с почтенными раритетами – передовые технологии. На выставке можно побывать в виртуальной юрте кочевника, например. Или при помощи модных сейчас нейросетей примерить на себя образ обитателя Дикого поля. Прикольно, вообще-то. И познавательно.
Руслан Мармазов