В центре Москвы можно узнать, из какого "плавильного котла" вышли казаки - Российское казачество, 09.04.2024

В центре Москвы можно узнать, из какого "плавильного котла" вышли казаки

© РИА Новости / Кирилл КаллиниковПосетители на выставке "Дикое поле. В вечном движении" в выставочном комплексе Государственного исторического музея в Москве
Посетители на выставке Дикое поле. В вечном движении в выставочном комплексе  Государственного исторического музея в Москве - РИА Новости, 1920, 09.04.2024
Если представить себе длинную и богатую на события историю Дикого поля, то выглядит она, иносказательно, конечно, примерно так. Из века в век по степи безостановочно несется конь, на котором меняются наездники. Скифов сменяют сарматы, потом появляются аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы, монголы и так далее.
Разные народы, пестрые культуры со своими стратегическими и сиюминутными задачами, идеями могучими, а иногда и странными, прокатились через Дикое поле, оставив на нем свои следы и унеся с собой почерпнутые и отшлифованные здесь навыки, мировоззренческие конструкции.
А венчает всю эту многовековую историю раскинувшейся на Юге России громадной территории русский казак. Это он сумел оседлать вечного коня Дикого поля, загнал его в стойло, заставил пахать тучные черноземы, служить державе.
В выставочном комплексе Государственного исторического музея рядом с Красной площадью Москвы до сентября этого года ждет ценителей старины выставка "Дикое поле. В вечном движении". Впрочем, устроители необычной экспозиции не стали ограничивать себя четкими географическими рамками и временными границами. Они предложили публике взглянуть на Дикое поле как на метафизический образ, некую метафору.
© Фото предоставлено Государственным историческим музеемГенеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин на открытии выставки
Генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин на открытии выставки
Генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин на открытии выставки
"Задача огромна, как евразийская степь", – так обозначил масштабы творческого вызова, поставленного перед собой организаторами, генеральный директор Исторического музея Алексей Лыткин.
Гигантский мир кочевников, их взаимодействие с оседлыми народами, обоюдное проникновение и ментальное обогащение – вот о чем толкуют собранные воедино и расставленные в строго определенном, подчиненном четкому философскому замыслу порядке экспонаты. Устроители экспозиции не стали скрывать, что им хотелось бы, чтобы посетители после знакомства с уникальным собранием ощутили в себе капельку кочевой крови. В принципе, многим это будет сделать совсем не трудно.
© Фото предоставлено Государственным историческим музеемСкульптура "Киргизская колыбельная"
Скульптура Киргизская колыбельная
© Фото предоставлено Государственным историческим музеемМодель колыбели (2400–2350 гг. до н.э.)
Модель колыбели (2400–2350 гг. до н.э.)
1/2
Скульптура "Киргизская колыбельная"
2/2
Модель колыбели (2400–2350 гг. до н.э.)
Один из участников проекта сказал, что так вдохновился, работая над выставкой, что сделал себе анализ ДНК. И обнаружил, что "кровь кочевника" в его случае не фигура речи, а биологический показатель.
Экспонатов относительно немного, посетители вряд ли выбьются из сил, рассматривая их. Но подобраны они до того точно, что не понять, что Дикое поле – исторический феномен, просто невозможно. И очень лестно осознавать, что из всех народов, проживавших здесь в разное время, лад этим непростым во всех отношениях землям смогли дать только русские.
И в XVIII веке Дикое поле конвертировалось в Новороссию – важнейшую составляющую Российской империи. Территория, которая долгие времена была источником постоянной опасности для Руси, стала немаловажной частью ее экономического и военного могущества.
Были поставлены на службу Отечеству и две великие вертикали бывшего Дикого поля – реки Днепр и Дон, а что они напрямую связаны с историей казачества, запорожского и донского, разумеется, не случайно.
Генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин
Новый музей казачества: связь прошлого с настоящим и место для дискуссий
Дикое поле было тем "плавильным котлом" народов, в котором сформировалось и казачество тоже, а Новороссия стала наковальней, на которой лихая, мощная, но часто деструктивная казачья вольница была перекована в оплот России.
К слову сказать, сегодня термин "Новороссия" снова вернулся в политический, да и просто повседневный оборот. Это ведь те самые территории, которые тяжело, с боями возвращаются в границы России. А Участвуют в собирании отнюдь не новых, а наоборот, старинных русских земель снова-таки казаки. Не только они, понятно. Но они – среди первых. Это к вопросу об актуальности истории Дикого поля и его производных.
Чтобы добиться желаемого эффекта, с хирургической точностью собраны экспонаты из Третьяковки, Музея им. Пушкина, Кунсткамеры, Музея Востока. Традиционные казачьи территории представлены Азовским историко-археологическим и палеонтологическим музеем-заповедником и Ростовским областным музеем краеведения.
Из последнего привезены впечатляющие золотые изделия, найденные в древних курганах, а также уникальная в своем роде одежда казака-некрасовца.
© Портал "Российское казачество"Одежда казака-некрасовца
Одежда казака-некрасовца
Одежда казака-некрасовца
Некрасовцы – это вообще удивительное явление в истории казачества. Такие себе скитальцы в пространстве и времени. Ушли с Дона после поражения восстания Кондратия Булавина, мыкали горе на чужбине, пока не вернулись в Россию – кто в XIX веке, а кто и в ХХ даже.
Есть в экспозиции две роскошные книги по истории запорожских казаков.
Одна принадлежит перу князя Семена Мышецкого – "История о казаках запорожских". Автор инженер-подпоручик Мышецкий находился с 1736 по 1740 год в Запорожской Сечи для произведения там крепостных работ. Недурно знал жизнь запорожских казаков. Рукопись 1740 года, список середины XVIII века, переплет – XIX век.
Вторая – сборник документов, которые зачитывались в 1659 году при избрании гетманом Запорожского войска Юрия Хмельницкого (сына Богдана Хмельницкого), присяга запорожцев царю Алексею Михайловичу. Книга отпечатана в 1660 годы в типографии Киево-Печерской лавры.
© Фото предоставлено Государственным историческим музеемПостановление от его Царского величества з Войском Запорожским року 1659
Постановление от его Царского величества з Войском Запорожским року 1659
© Портал "Российское казачество"Сборник документов, которые зачитывались в 1659 году при избрании гетманом Запорожского войска Юрия Хмельницкого
Сборник документов, которые зачитывались в 1659 году при избрании гетманом Запорожского войска Юрия Хмельницкого
1/2
Постановление от его Царского величества з Войском Запорожским року 1659
2/2
Сборник документов, которые зачитывались в 1659 году при избрании гетманом Запорожского войска Юрия Хмельницкого
А рядом с почтенными раритетами – передовые технологии. На выставке можно побывать в виртуальной юрте кочевника, например. Или при помощи модных сейчас нейросетей примерить на себя образ обитателя Дикого поля. Прикольно, вообще-то. И познавательно.
Руслан Мармазов