Артист театра "Русская песня": Быть казаком – это прежде всего быть хорошим человеком - Российское казачество, 20.05.2024

Артист театра "Русская песня": Быть казаком – это прежде всего быть хорошим человеком

Роман-эпопею "Тихий Дон" можно назвать историческим документом, подлинно описывающим судьбу и быт казачества начала XX века. Чтобы окунуться в казачью культуру тех времен, в Москве можно посмотреть музыкально-драматический спектакль по мотивам произведения Михаила Шолохова. Как строился рабочий процесс внутри актерской труппы, рассказал корреспонденту портала артист театра "Русская песня", казак из Таганрога Арсений Климов.

– Какую роль вы играете в постановке "Тихий Дон"?

– Я из Ростовской области, и все свое юношество занимался казачьей культурой и традициями. Мне всегда пророчили: "Вот Гришку Мелехова, мол, сыграешь". У меня тогда чуб был, красивые казачьи песни пел, шашкой махал, и все говорили: "Вот ты – Гришка Мелехов". Я всегда мечтал сыграть его, и тут ставят в нашем театре "Тихий Дон". У меня, конечно, мысли все о Григории Мелехове, а наш режиссер, Дмитрий Геннадьевич Петрунь, дает мне роль Евгения Листницкого.
По произведению "Тихий Дон" Евгений Листницкий – единственный, грубо говоря, не казак. Это белый офицер, и по его фамилии можно понять, что у него есть польские корни, то есть он не казак. И мне, казаку, дают роль не казака. Я поначалу очень испугался, удивился и не понимал, что мне с этим делать, но большое спасибо Дмитрию Геннадьевичу и Надежде Георгиевне (Бабкиной – Прим. ред.), которые меня наставили и помогли вжиться в роль. Хочу сказать, что это тот самый вариант, когда искал медь, а нашел золото. Сейчас для меня роль Евгения Листницкого – это не одна, а самая любимая роль, которую играю в этом театре.
Надежда Бабкина: Казачество всегда охраняло самые главные форпосты нашего государства
Надежда Бабкина: Казачество всегда охраняло самые главные форпосты нашего государства

– Как строился рабочий процесс внутри актерской труппы?

– Рабочий процесс строился стандартно. Мы все работали над своей ролью. У нас отрабатывались сцены общие, локальные, дуэтные. И я понимал, что люди, которые не находились в Ростовской и Волгоградской областях, не жили там, не слышали этот говор, они и не понимают донского диалекта. На самом деле, что отличает донского казака от обычного русского человека помимо каких-то традиций, устоев? Отличает, конечно же, говор.

Вы приедете в Ростовскую область и услышите, что там говорят немножечко по-другому. Я помогал с диалектом, рассказывал всем об истории казачества, что это за люди, как они жили, на чем основывались их традиции, вера, устои. Без понимания всех этих мелочей нельзя было приступать к такому сложному произведению, поэтому от меня шло максимально усилий.
Когда услышал, что будет "Тихий Дон", во мне включилось просто все, что я знаю и понимаю. Если я чего-то не знаю, то не буду об этом рассказывать, но все мои знания о казачьей традиции включились. Я старался максимально всем помочь, будь то говор, владение шашкой или просто банальное ношение казачьей формы и в целом казачьей амуниции.
Писатель Михаил Александрович Шолохов в своем рабочем кабинете - РИА Новости, 1920, 23.12.2022
Михаил Шолохов и "Тихий Дон"

– Какие черты характера отличают казаков от других людей?

– Казаки за веру, царя, Отечество – это три самые главные фразы про казаков. Донские казаки – сильно верующие люди, своенравные, свободные, которым трудно навязать что-то свое. Возможно, они даже примут что-то твое, но внутренне никогда не пойдут на какие-то уступки, которые противоречат их устоям и мироощущению. Если коротко, то это свободолюбивые и жизнерадостные люди. Я объездил, не сказать, что всю Ростовскую область, но я был во многих станицах, хуторах Ростовской, Волгоградской областей и записывал различных народных исполнителей. Это всегда были очень жизнерадостные, честолюбивые, настоящие люди.

– Почему вы решили исполнять казачьи репертуары?

– Это не я решил, а за меня решили. Я родился в Таганроге, не сказать, что это казачья какая-то столица, это 40 километров от Донецкой Народной Республики и 60 километров от Ростова-на-Дону. То есть у нас всегда было смешение народностей, диалектов, говоров и в целом традиций.
Я только в 16 лет начал заниматься народным творчеством, поступил в Таганрогский музыкальный колледж, где был казачий хор, потому что на юге других просто не может быть, там все только казачьи. И я начал заниматься этой традицией. Помню свое первое занятие по хору, когда прихожу и мы начинаем петь какую-то казачью песню. У меня не вызвало это какого-то отторжения, а наоборот я прочувствовал. Видел в детстве, как у меня пели мама, папа, дедушки, бабушки и все из деревень ближайших к Таганрогу. И это стало во мне откликаться с каждым разом, годом все больше.
Казачья семья. Ст. Отрадная Отрадненского р-на Краснодарского края. Конец XIX — начало ХХ в.
В Гнесинке собрали казачье золото и раздали его народу
Потом я поступил в Москву в Российскую академию музыки имени Гнесиных, где началось мое уже более углубленное изучение донских казачьих традиций – экспедиции в Ростовскую и Волгоградскую области, общение с носителями традиций. Не могу сказать, что я выбрал эту традицию, это она меня выбрала. Когда ты слушаешь и тебя от каждой песни пробирает до мурашек, то это ни с чем не сравнить, ты тут не ошибешься никак. Поэтому я и занимаюсь этим, транслирую и несу в массы как могу.

– Каких казачьих устоев вы придерживаетесь?

– В целом устои казачества – беспрекословная вера в Бога и уважение к старшим. Казаки всегда прислушивались к атаману и старикам, был казачий круг, на котором они решали какие-то важные вопросы. Я точно перенял уважительное отношение к старшему поколению и могу сказать, что я абсолютно верующий человек. Мне очень нравится одна фраза, которую я как-то услышал или прочитал, мол, казаки про врагов не спрашивают, сколько их, а спрашивают, где они. Мне на всю жизнь это так запомнилось и понравилось, то есть это по-хорошему воинственный дух, я считаю. Потому что казаки всегда охраняли наши южные регионы и границы. Мне всегда нравилась эта искренняя, настоящая и неподдельная доблесть.
Быть казаком – это прежде всего быть хорошим человеком, защищать свою веру, близких, Отечество и оставаться верным самому себе.