Надежда Бабкина: Казачество всегда охраняло самые главные форпосты нашего государства - Российское казачество, 31.10.2024

Надежда Бабкина: Казачество всегда охраняло самые главные форпосты нашего государства

Когда мы представляем себе образ женщины-казачки, пожалуй, одной из первых в нашем воображении предстает народная артистка Надежда Бабкина.
В эксклюзивном интервью корреспонденту портала волжская казачка рассказала о вкладе казачества в историю России, а также о важности выступлений на передовой людей от культуры.
В чем сила казачества?
– Казачество расширяется за счет того, как принимают в казаки, там целый ритуал. Просто так с улицы пришел – "я хочу быть казаком". Да нет уж, брат, ты давай все по списку. На казачьем круге это решается: принимать, не принимать, что сделать надо, что необходимо, чего не хватает. И человек, если искренне этого желает, он быстро схватывает и становится именно таким. Ему это нравится, ему это по душе.
Казачество всегда охраняло самые главные форпосты нашего государства, нашего Отечества. Они были верными слугами. Это люди, которые бесстрашные, у которых есть мужество, отвага, понимание, но и холодный разум. Что не обязательно с криками бросаться не пойми куда, чтобы погибнуть. Это неправильно. И конечно, они все это понимают. И это тоже воспитывает дисциплину. Практически это военные люди. Абсолютно четко совершенно военные люди. Вот и все. И тут все достаточно просто. А как это в жизни прикладывается, как формируется – это целая история. Это многовековая история. Это не с одного дня: вот вчера захотели, давайте нарядимся. Нарядимся – это поверхностная история, она даже где-то оскорбительна. Потому что таких людей мы называем ряжеными. А если ты по душе, по воле, по ответственности, по тем вопросам, которые тебе необходимо решить, решаешь, а не заматываешь их, а движешься вперед, это очень непросто. Но это делать надо.
Епифанские казаки XVI-XVII веков, рисунок Олега Федорова
Государева стража. Кем были первые пограничники России?
Каким был вклад казаков в культуру России?
– Казак сам по себе, это очень обогащенная натура. Это с ума сойти какие творческие люди, обалденные, потому что у них душа отдыхает в тот момент, когда они звуки извлекают, они очень певучий народ с богатейшим репертуаром.
Вот на днях я лечу в Краснодар смотреть детский казачий конкурс, где тысяча ребят продемонстрируют свои умения в казачьей творческой истории. Я представляю, какое я удовольствие получу, потому что они сызмальства все это слышат, снимают и на себя надевают. А звучит это сегодня, в XXI веке, и это прекрасно. Они вливают свежесть, задорность, непосредственность, потому что их жизнь пока ничем не обременена, они тебе искренность на ладошке выкладывают.
Какой вы видите казачью культуру сегодня?
– На мой взгляд, все нормы, все желания, какие вкладывает в себя казачество, менять не надо. Дополнять надо с учетом того, в какое время мы живем: что нам туда еще добавить, на что глаза раскрыть, как к этому отнестись и как продолжить в развитии. Оно может быть разным, но это делать надо, потому что, когда ты слышишь одну и ту же песню у разных представителей казачества, не очень понимаешь, почему они застыли в том моменте. Для того чтобы сегодня это процветало, надо добавлять туда сегодняшней жизни, не существования, а сегодняшней жизни. Там работы ой-ой-ой, знаете, как много. Тогда и репертуар казачий оживет, тогда его больше появится, тогда это будет невероятно круто, тогда это будет совершенно по-другому. Не надо этого стесняться и бояться. Вообще это не в характере казаков, чтобы они побаивались. Ленятся? Может быть, но это не основное. Основа все-таки – смелость, решительность, воля, уверование, движение вперед.
Выступление ансамбля казачьей песни - РИА Новости, 1920, 20.04.2023
Песни донских казаков
Как в вашей жизни появилась театральная сцена?
– Когда образовался государственный академический театр "Русская песня", у многих людей создается впечатление – русская песня, значит, это про песню речь, значит это про плясать, петь, веселиться. А мы называем этим именем театр. Однажды я громко так запела, а бабулечка старенькая сказала мне: "Почто орем? Мне хотелось бы, чтоб ты сыграла песню. Вот про судьбу сыграешь, чтоб я тебе поверила?". Это для меня на всю жизнь осталось.
Мы стали создавать драматические спектакли. Ну какой драматический спектакль без стона душевного или без радости душевной, или разочарования? Это все мы через душу пропускаем, у нас столько рецепторов, они все на полную работают.
Конечно, мы стали создавать репертуарную часть театра, но в каждом спектакле обязательно звучит народная национальная песня. Она дополняет те чувства, эмоции, тот настрой, который человеку в душе необходим. Можно не обратить внимания на звучание произведения, но создать себе образ и впечатлиться – мимо не пройдешь.
Игорь Угольников: в кино про казаков должны быть герои, в которых живут традиции
Как началась работа над постановкой "Тихий Дон"? Почему важны сейчас постановки с казачьей тематикой?
– Я сразу поняла, кто должен это делать. Звоню Дмитрию Петруню и говорю:
- Дима, ставим "Тихий Дон". Не жить, не быть. Мне это надо.
- Ты с ума сошла?
- Нет. Похоже, ты уже начинаешь сходить.
- Надя, это невозможно. Ты понимаешь, какое это полотнище?
- Понимаю, поэтому делаем.
- Надя, мы будем готовить это, непонятно сколько!
- Не переживай, все сделаем, желание есть. Дима, теперь ты меня услышь, это моя тема, потому что я из народа. Я человек совершенно хуторской, деревенский, сельский. Как хочешь меня назови, но я это хорошо знаю. И людям это необходимо. Просто лишний раз напомнить, чьей мы земли уроженцы.
Все разные, но чьей? Так пусть все вспомнят, кто они, как должны заботиться о земле. Тут столько любви, столько опасного, страшного, когда формируется у человека видение: то он за белых, то он за красных, то он в банду подался. Приходит какое-то понимание: кто он на самом деле, куда ему прибиться, к кому?
Когда он появляется на своем хуторе, на своей земле, он понимает, что дороже этой земли и тех людей, с которыми он жил, даже когда они собачились, ругались, все равно дороже их нет. И вот он берет косу и идет косить. Хлеб взошел, пошла косьба, детишки подбегают, ему помогают.
Зарождается новая жизнь, что ты в эту жизнь вложишь, то и получишь. Вот такая история "Тихого Дона". Там есть все: война, любовь, бытовой уклад, разочарование, объединение странных людей. Красные предатели переметнулись, и наоборот, белые предатели переметнулись к красным. Там есть банда, которая раскулачивает всех, воровством занимается, распределяет это барахло, по лесам шастает. Там все есть. Когда главный герой Мелихов попадает в эту историю, в конечном итоге приходит осознание – он всех потерял, свою семью, свою любовь, которая на руках у него погибает. Остаются только он и детвора, по факту заново надо начинать жизнь.
Писатель Михаил Александрович Шолохов в своем рабочем кабинете - РИА Новости, 1920, 23.12.2022
Михаил Шолохов и "Тихий Дон"
Это я достаточно кратко, но очень эмоционально рассказываю, сама переживаю все эти сцены, что за чем идет, жду своего выхода и думаю, как бы не переборщить. У меня роль не очень благонадежная, я как бы включена туда из "Донских рассказов" Шолохова в роли бандерши, у которой мужа-комиссара убили красные. Она пошла мстить за него, превратилась в ведьму, кусок зла, комок зла. Она тут же может обернуться, как оборотень, превратиться в девочку, вспомнить, как она гуляла, как она отважно ходила по хутору, каждый казак на нее боялся глаз поднять, потому что мужа ее боялся "як черта клыкастого".
Конечно, звучат донские произведения. Их немного, но они очень своевременны по настроению, по состоянию, очень своевременны. У меня в коллективе есть казаки, мы подсказывали, как надо себя вести, как себя держать, что выбрасывать из себя, какой характер демонстрировать, а где затаиться. Показывали все и рассказывали, поэтому это такое совместное творчество, но надевать надо было всегда на идею режиссера и не мешать ему сделать то, что необходимо. И мы это делали, я считаю, что нам этот эпос удался.
Как вам удалось воплотить образ казачки на сцене?
– В казачьих обществах разной национальности люди, которые чувствуют свое настроение, уклад принимают, отношение к России, к границам России, к образу жизни, казак и конь – это единое целое, а порядок в доме, детвора и ее воспитание – это уже дело женское. И это все идет родом из детства, от предыдущих родов, бабушки, дедушки. Там много кого и чего было, что происходило.
Поэтому играть… А как? Я не знаю, как играть. Какая есть, такая есть. Понимаете, может быть, кто-то потише, кто-то позабористее, кто-то поактивнее. Ведь все равно что все люди разные. Так же у казаков люди все разные. Есть молчуны, есть говорливые, есть "на коня и поскакал воля вольная, вот эта вот степь широкая, шашку наголо, и все, и погнали городских". Поэтому тут играть-то особо нечего. А вот люди, которые приходили, артисты, которых приглашали участвовать в спектакле "Тихий Дон", конечно, им приходилось много рассказывать. Кое-что они почитывали, кое-что в реальном времени. Вот как вести себя, допустим, на сцене, как сохранить диалект. Потому что в каждом регионе есть обязательно свой диалект, и хочешь ты этого, не хочешь, но это тоже дань уважения, и некой правды, и некой правильности. Поэтому тут устава никто не пропишет как себя вести.
А вот если ты еще актер, имеющий опыт работать на сцене театра, то будь любезен, зная этих людей, повадки, норов, зная историю всю глубинную, как они формируют себя, какие у них свои уставы бытовые, то тогда этот человек четко входит по всем параметрам. Таких людей очень много в России. Необязательно быть казаком, нужно соответствовать всему этому.
Церемония инаугурации президента России Владимира Путина в Кремле - РИА Новости, 1920, 07.05.2024
Казаки присутствовали на инаугурации Президента Российской Федерации
Как вы получили погоны казачьего полковника за вклад в популяризацию казачьего культурного наследия?
– Это было очень давно, аж в 90-е годы. Я попадаю в серьезное казачье общество, как сейчас помню, у них формирование вроде какого-то центра, это все было на набережной недалеко от Кремля и сегодняшнего "Зарядья". Мы собирались, разговаривали, составляли планы, ездили по регионам. Я там проводила определенного рода работу, которая стала давать какие-то отклики, и пошло расширение работы. Потом они приняли решение, говорят: "А Надя-то молодец". Ну молодец и молодец, я могла бы без этого обойтись.
Мы проводили фестиваль "Казачий круг", понаехали казаки со всего мира. Женское присутствие там вообще никак, не катит, а тут я организовываю, бегаю туда-сюда. Они подчиняются, но косо смотрят. Я думаю, а чего я им не угодила-то? Просто косо смотрят, а потом доперло до меня. Они думают, что я сейчас буду проводить казачий круг.
Я их усадила, помню как сейчас: белая гостиная, стулья, все это в золоте. Они все сидят, косятся и молчат. Я говорю: "Значит так, господа атаманы, казаки, моя задача – вас всех собрать. Я вас собрала, а разговор разговаривать будьте сами. Гутарьте о чем хотите, это не моего ума дело. Спасибо". Повернулась и ушла.
Смотрю, они вот так вот плечики расправили, оклемались, и пошел у них шикарный диалог. Я так дверку приоткрою, подслушаю, смотрю, никто не лает, хорошо себя ведут. Что-то договариваются, подписывают какие-то бумаги, по столу это ходит, гуляет.
Потом, когда провели мы еще и творческую историю, сделали с режиссером шикарную программу, чтобы это не было скучно и однообразно. Все мы сделали, на сцене отработали, и я в том числе. Выходят атаманы: "Мы вот Надежду Бабкину благодарим, что она сообразила нас всех собрать".
Вы состоите в Совете при Президенте по делам казачества. Расскажите, какие задачи возложены на вас?
– Я же человек от культуры. Тем не менее я не откажусь, если мне надо поехать будет в подготовительный центр, на поле, где они демонстрируют свои умения. Я всегда это сделаю с удовольствием. А про остальное им говорить ничего не надо, они сами все знают, у них есть желание себя реализовать, вот теперь надо им внутри себя по полочкам все разложить: чего не надо делать, нежелательно, и вообще отказаться. Это уже работа серьезная. Ребята непростые, потому что у каждого из них кипит все внутри, ярость благородная.
Атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов (в центре) на открытии научной конференции и выставки Казачество в Великой войне 1914-1918 годов
Атаман Кузнецов: В зоне СВО воюет 21 казачье подразделение
Казаки в зоне СВО, каким вы видите их участие?
– Сейчас больше 30 тысяч казаков воюют на передовой. Я была в подготовительном центре, общалась с ними. Поскольку я тоже была на передовой, мы бывали в Донбассе в разных точках, я хорошо знаю, что там происходит. Я одних встречала, а других провожала и с ними беседовала, но беседовала я жестко, по-мужски. Тут нельзя было слюни распускать. Но потом, в конце, я их так по-матерински всех обняла, притулились головой друг другу, обняли, подержали круг. Я сказала: "С Богом, с Богом, родные, мы вас ждем обратно". Это тоже такие моменты очень трогательные.
Часто я вижу, к нам приходят в театр казаки. "Тихий Дон" еще не изжил себя в информационном варианте, поэтому людей военных приходит достаточно, чтобы либо себя подкрепить, либо получить какую-то информацию, либо убедиться в своей правоте и в правильности, либо освежить что-то. Кто знает, ты же не залезешь к каждому в голову. Но понятно, когда началась спецоперация, вот эта идея создать "Тихий Дон" немедленно у меня родилась. И я счастлива, что это произошло, потому что там такая параллель идет нашего общества. Как оно консолидируется медленно, быстро, как оно дух поднимает, как уважительно относится к истории родителей и дедов, как решили не забыть про детишек, которые подрастают. Ведь они же потом станут большими взрослыми людьми, на них будет эта ответственность. Как это сделать? Просто. Начать надо с себя и с семьи. А дальше это выноси за ворота.
Насколько важны выступления музыкантов для бойцов на передовой?
– Я считаю это очень важным, в Великую Отечественную войну артисты, творческие коллективы, люди, работающие на этом поприще, оркестры, они без конца ездили на фронт. Борта раскинут и поют. И у нас есть такие возможности, и мы можем поехать. Это же поднимает им дух, настроение и дает память сразу о своих родных домах, семьях, детишках, родителях. Это же сразу воспламеняется внутри. Поэтому никто не отказывается, а те, кто отказываются, ну и не надо. Мы о них умолчим, не будем на них тратить время.
Обращение к казакам и военнослужащим в зоне СВО
– Я всегда всем желаю победы на всех фронтах. Это не только там, на передовой. У нас здесь, в тылу, мы тоже должны бороться, сражаться и побеждать. Тем самым мы окажем мощнейшую помощь и поддержку тем ребятам, которые на передовой. Победы нам всем на всех фронтах.
Владимир Машков: триединство силы, желания и свободы – и есть казак
Владимир Машков: триединство силы, желания и свободы – и есть казак