Казачьи военные части в период Великой Отечественной войны
© РИА Новости / Марк РедькинВеликая Отечественная война 1941-1945 гг. Казаки на берегу реки Эльба поят своих лошадей
© РИА Новости / Марк Редькин
Когда началась Великая Отечественная война, казаки одними из первых отправились на фронт. Но как строились отношения между казачеством и советской властью до войны и почему многие военные подразделения просили присвоить им статус "казачий"? На эти и другие вопросы во второй части подкаста ответил доктор исторических наук, профессор Донского государственного технического университета Владимир Трут.
Части 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса участвовали во многих боях и сражения. Они понесли очень серьезные потери. Причем убыль личного состава в тяжелейших боях второй половины 1942-го – начала 1943 годов составлял порядка 50-60%. В такой непростой ситуации в феврале 1943 года командование корпуса решило обратиться к землякам – жителям Дона со специальным письмом к землякам – жителям Дона, с призывом вступать в состав частей корпуса. 27 февраля это письмо-обращение было опубликовано в областной газете "Молот". Оно нашло очень живой отклик на Дону – в корпус хотели вступить новые добровольцы и призывники. И это при том, что, во-первых, к этому времени в армии уже находилось подавляющее большинство военнообязанных жителей Дона и добровольцев – кого мобилизовали, кто туда добровольно пошел. Во-вторых, при наборе в корпус новобранцев существовали довольно строгие, даже по экстраординарному военному времени, критерии отбора призывников. В частности, командование Донского кавалерийского корпуса очень серьезно подходило к отбору пополнения.
Строгий отбор
28 марта 1943 года во все соединения и части корпуса пришла секретная телеграмма, которая была подписана начальником штаба корпуса, в которой говорилось, что, согласно приказу командира корпуса, в комиссию по отбору пополнения включались представители политоделов, особых отделов, строевых отделов, штабов дивизий, медработников. Перед комиссией была поставлена задача: принимать пополнение – только достойных служить в гвардейских казачьих войсках, вполне здоровых, политически проверенных и, главным образом, казаков Дона.
Планировалось по этому призыву набрать дополнительно в корпус 5 тысяч человек к лету 1943 года. И к июлю в корпус уже прибыло вместо запланированных 5 тысяч – 10,5 тысяч человек, то есть в два раза больше.
И из этих 10 481 человек, согласно официальным документам, более 7 тысяч являлись донскими казаками.
Нужно обратить особое внимание, что в предшествующие периоды, в других войнах (даже в Первой мировой) четко указывалось, кто казак, а кто нет. А в годы Великой Отечественной войны выделения казачества как представителей особой социально-классовой категории не делалось. И в корпус, конечно же, и в другие части принимали всех жителей Дона.
Как узнавали: казак или не казак? Только по личному заявлению, спрашивали. Хотя ни в каких документах официально, ни в солдатских книжках, красноармейских, ни в официальных документах не писалось, что Иванов – казак, а Петров – не казак. Такого учета, как было в предшествующие периоды, конечно же, не велось. Тем не менее, на таком, можно сказать, частном уровне это определялось.
Здесь можно привести очень характерный пример. Когда начальник политотдела корпуса полковник Никифор Привалов написал письмо первому секретарю Ростовского обкома партии Борису Двинскому в августе 1944 года, он подчеркивал, что в корпусе подавляющее большинство – донские казаки. И в качестве подтверждения приводил такой пример, что все командиры и начальники корпуса являлись сынами Тихого Дона. Он писал: Горшков – казак Урюпинской станицы, Малеев, заместитель командира корпуса – казак Мартыновской станицы, сам Привалов – казак Зотовской столицы. Он также писал, что для казаков не было большей чести, чем служить и руководить донскими казаками – этими храбрейшими из храбрейших сынов нашей Родины.
© РИА Новости / Израиль Озерский"Шашки наголо!". Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
"Шашки наголо!". Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
© РИА Новости / Израиль Озерский
Статус казачьих военных частей
В заключении письма с гордостью констатировалось, что вся страна стала больше любить слово "казак", все конники хотят называть себя казаками. Казалось бы, такая патетика, высокий стиль. Но он был прав. Потому что статус казачьих частей, в частности авторитет 4-го Кубанского гвардейского корпуса и входивших в него соединения частей 5-го Донского казачьего кавалерийского корпуса, был настолько велик, что бойцы и командиры других кавалерийских корпусов, где воевало тоже очень много казаков из разных казачьих областей страны, настаивали, чтобы их соединения также официально получили наименование "казачьих", чтобы им тоже такую почетную приставку дали.
Это было не просто желание. В июне 1943 года (это факт очень важный, принципиальный) командование двух кавалерийских корпусов – второго кавалерийского корпуса и шестого кавалерийского корпуса, в которых было очень много казаков (в основном, это были казаки уральские, оренбургские, сибирские, забайкальские), официально написали рапорты, в которых ходатайствовали перед высшим советским военно-политическим руководством о присвоении этим корпусам наименования "казачьи".
Они были правы в том плане, что в этих корпусах больше половины военнослужащих были потомственными казаками. И они великолепно воевали. Позже с аналогичными ходатайствами обращались командиры других кавалерийских корпусов. У нас в годы войны было всего сформировано восемнадцать кавалерийских корпусов, к концу войны осталось семь.
© РИА Новости / Ольга ЛандерКазак в разведке. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Казак в разведке. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
© РИА Новости / Ольга Ландер
Какое же решение приняло высшее советское руководство и лично товарищ Сталин? Эти прошения удовлетворены не были. Но почему? Товарищ Иосиф Виссарионович Сталин очень правильно рассудил, что почетное наименование "казачий" должно сохраниться только за четвертым гвардейским кубанским и пятым гвардейским донским казачьими кавалерийскими корпусами. Потому что это добровольческие корпусы. Поскольку казаки-добровольцы в них пошли, и эти корпуса имеют право носить почетное наименование "казачьих".
Советская власть и казачество
Что касается отношений советской власти к казачеству, особенно после Гражданской войны, – это тяжелый вопрос. В годы Гражданской войны казаки, как и все население страны, по сути дела, были расколоты по политическому принципу, по идейным установкам. Хотя в каждом казачьем войске была своя специфика. На Дону 70% казаков воевало в составе белых частей, 30% в составе красных. На Кубани примерно так же, на Тереке – еще больше в составе белых. А вот если мы возьмем Оренбургское войско, там это соотношение было меньше, Сибирское еще меньше, а, скажем, в Забайкальском казачьем войске – там вообще подавляющее большинство казаков воевало в частях красных партизан и так далее. То же самое Уссурийские и Амурские казаки. Но тем не менее, поскольку на юге России – Дон, Кубань, Терек – подавляющее большинство воевало в составе белых, за казачеством закрепился такой ярлык, что казак – это синоним слова "белый".
Была жуткая политика расказачивания, как мы знаем, согласно директиве Оргбюро ЦК от 24 января 1919 года. После Гражданской войны вообще в отношении казачьего была политика очень жесткая. Продолжалась политика нивелировки казачества. Я в свое время назвал эту политику – "политикой скрытого расказачивания", когда уже открыто там не расстреливали за то, что человек – казак. Но тем не менее, всячески пытались нивелировать казачество, и даже во внешних проявлениях тоже это все поустранять. Станицы и села переименовывались, а казакам даже запрещалось упоминать слово "казачество".
Казакам на Дону даже запретили официально носить традиционную казачью форму. Те же шаровары с лампасами, которые для казака являлись гордостью – показателем принадлежности к казачеству, на Дону разрешили носить официально только в 1925 году.
Новый этап
Но когда в мире запахло войной, когда увидели, что все-таки значительная часть казаков воевала на стороне советских сил, когда начинается новая мировая война, у нас отменяются в 1936 году ограничения по службе казачества в армии. И более того, у нас ведь в конце 1930-х годов, после апрельского решения 1936 года, воссоздаются некоторые казачьи части Красной Армии. В частности, были созданы две дивизии, и они уже на Первомайском параде 1937 года к удивлению всех и вся, в том числе военных атташе, иностранцев, которые на этом параде присутствовали, вдруг увидели, что по брусчатке Красной площади проскакали казаки. Это была сводная кубано-терская казачья дивизия, хотя была и создана 4-я кавалерийская дивизия донских казаков. Как же так? Белые казаки, белогвардейцы, противники советской власти на Красной площади. Причем одетые в традиционную казачью форму.
Это свидетельствовало о том, что высшее советское руководство во главе со Сталиным взяло курс на примирение с казачеством и привлечение казачества к участию во всех социально-экономических, политических процессах в стране и, конечно, на привлечение для службы в армии, отмена ограничений. Не побоялась власть казакам теперь давать оружие. Было заявлено, что казачество стало советским – оно ошибалась в Гражданской войне (по обвинению советских лидеров), а теперь приняло идеи советской власти и готово ее защищать.
Здесь другой очень сложный вопрос. А кого защищало казачество в годы Великой Отечественной войны? Советскую власть или Родину? И здесь однозначного ответа практически дать невозможно. Подавляющее большинство, прежде всего, шло защищать Родину, но и были казаки, в том числе из числа тех, кто воевал в советских частях, Красной армии, в годы гражданской войны, которые защищали и советскую власть. Это было характерно не только для казачества, а для всего населения страны. И вот этот вопрос кого защищали, я думаю, что правомерно говорить, защищали прежде всего, конечно, Родину, но и защищали советский политический строй. Об этом тоже не нужно забывать. И когда некоторые говорят о том, что они защищали Родину, но не поддерживали строй политический, это, конечно, совершенно неверно.