Экспедиция к истокам казачества: Куликово поле и начало русской разведки
© Портал "Российское казачество"
Когда по дикому полю интернета седым ковылем начинает играть неординарная тема – это неспроста. Тем более если она, на первый взгляд, специфическая, для узкого круга знатоков и специалистов. Появление на разных сетевых площадках публикаций об участии казаков в Куликовской битве (8 сентября (21 по новому стилю) 1380 года) и даже о том, что именно донские (!) казаки преподнесли накануне сражения икону Дмитрию Донскому – из этого разряда.
Причем авторы-то возбудились самые разные: от безымянных копирайтеров до маститых ученых. К чему бы это?
По коням и к Вронскому!
Если вызрела и налилась соками исторических подтверждений сенсация, существенно корректирующая принятый в обществе взгляд на зарождение казачества, – это очень интересно. И чрезвычайно важно. Все же концовка XIV века – это рановато для казаков в привычных нам трактовках.
Если же нет, все равно любопытно, откуда возникла смелая идея. Как старые казаки бают, без ветра и трава в степи не колышется.
Портал "Российское казачество" спешно снарядил экспедицию на Куликово поле. Мы рассуждали, что только в этом месте силы и можно найти ответы на возникшие вопросы. Так и получилось.
В общем, вскочили на коней и поскакали (это образно, на самом деле, поехали на машине) в сторону музея "Куликово поле", что в Тульской области.
© Портал "Российское казачество"Музейный комплекс "Куликово поле"
Музейный комплекс "Куликово поле"
© Портал "Российское казачество"
В этом потрясающем, безо всякой натяжки, музее мирового уровня трудятся выдающиеся специалисты, причем как раз по нашей тематике. Заметьте, в соку XIV века они варятся ежедневно. И точно обладают обширными знаниями об археологических находках и доказательной базе вообще.
В первую очередь предстояло попасть в район слияния Дона и Непрядвы с доктором исторических наук, профессором, заведующим музейным комплексом "Куликово поле" в Моховом Олегом Вронским. Что совсем не просто на четырех-то тысячах гектаров музея-заповедника. Впрочем, все сложилось великолепно, общение прошло на высочайшем идейном и художественном уровне.
Уроки длинной войны
– Олег Генрихович, сразу к главному. Казаки в Куликовской битве – как об этом следует думать? Быль это или небылица?
– Существует народная и церковная традиции, выводящие нас на сюжет о казачестве применительно к Куликовской битве. Наиболее яркая из них – знаменитая икона Богородицы в стиле "Умиление", которая была преподнесена казаками Дмитрию Донскому накануне сражения. Подчеркиваю, это народная и церковная традиции.
– Насколько они соответствуют действительности?
– Сама по себе эта легенда уже дорогого стоит. Но сейчас не об этом. В действительности, конечно, сюжет был несколько иным. Не могу сказать абсолютно точно, но большинство историков считают, что речь идет о замечательном образе, известномнам сегодня как Донская Богоматерь. Икона была преподнесена князю Дмитрию архиепископом Герасимом Коломенским в самой Коломне 15 августа 1380 года. Дмитрий там проводил сбор войск и "уряжение полков". Он попросил владыку благословить его и дать икону в путь. Икона имеет автора – это Феофан Грек. Образ находится в Третьяковской галерее.
– С иконой понятно. А что касается участия казаков в Куликовской битве?
– Я бы вот такой ракурс обозначил. В Куликовской битве особенно отчетливо проявилась ценность и хорошая готовность нашей разведки. Этому предшествовала многолетняя работа. Говоря о Куликовской битве, мы должны помнить, что это была кульминация длинной войны. По одним меркам, она началась в 1374 году, когда, по летописному свидетельству, вышло у Дмитрия "размирие с Ордой и Мамаем", то есть ссора, разрыв. Я увожу на год раньше – 1373 год. Когда Дмитрий вывел войска на Оку, в то время как Мамай грабил рязанские земли.
© Портал "Российское казачество"Музейный комплекс "Куликово поле"
Музейный комплекс "Куликово поле"
© Портал "Российское казачество"
– Война между князем Дмитрием и Ордой?
– Война четырехсторонняя. Причем Орда была всего-то четвертой стороной среди врагов Дмитрия. Первыми стали Тверь, Рязань, увы, и Литва. А потом уж – Орда. К этому врагу Дмитрий, что называется, подкрадывался. Длинная война – с начала 70-х годов по начало 80-х, порядка 10 лет.
– И это время и обозначились проблемы в нашем войске?
– Именно. Одна из главных – плохая организация разведки. Причем разведки глубокой – дозоры в стане противника. И разведки оперативной, на ближних подступах. За это мы были жестоко наказаны противником в битве на Пьяне (1377 год). Она хорошо всем известна, кончилась драматично. После этого князь Дмитрий пошел на реорганизацию дозорной и сторожевой службы. И поставил конкретного человека во главе этого дела.
Чингизид во главе сторожевой русской службы
– Кризис-менеджер образца XIV века, получается.
– Это был будущий герой и, к сожалению, жертва Куликовской битвы Семен Мелик. Личность очень известная.
Семен Мелик был прародителем двух видных русских родов. Один из которых – Милюковы. Родословцы политика и публициста Павла Николаевича Милюкова указывали, что основателем этого рода был Семен Мелик. Второй род – Гумилевы.
Лев Николаевич Гумилев, будучи студентом-историком в Москве, говорил, что он дворянин, дескать, есть дворяне-дворянчики, а его предок сражался и командовал полком на Куликовом поле.
– Откуда вообще взялся такой талантливый организатор?
– Существует несколько версий происхождения Мелика. Западноевропейская версия довольно слабая. Есть закавказская: малик ведь и в азербайджанском, и в армянском языках значит "знатный человек". И очень надежная версия, главная – ордынская. В нем текла ордынская кровь, более того, кровь чингизидов.
– И как же он откочевал от Орды в сторону Москвы?
– Будущий Семен Мелик именно что откочевал к московскому князю, на это у него были свои веские основания. Здесь он получил службу. Но не просто так. Во-первых, князь настаивал на переходе ордынца в православие, что и было совершено. При крещении Мелик получил имя Семен. Во-вторых, ему предстояло жениться на знатной русской девушке. Семен Мелик взял в жены дочь Дмитрия Монастырева, замечательного русского воеводы, героя битвы на Воже (1378 год).
© Портал "Российское казачество"Музейный комплекс "Куликово поле"
Музейный комплекс "Куликово поле"
© Портал "Российское казачество"
– Крестился, женился, можно было и за разведку браться?
– Реорганизовывая разведку московского князя, Мелик взял за основу русский пример организации сторожевой службы. Но добавил к нему легкую ордынскую конницу и различные специфические приемы.
Буквально за год все преобразилось. Битва на Пьяне со своими печальными последствиями произошла в 1377 году. А на Воже в 1378 году о себе заявила великолепная русская разведка. Удалось не только обнаружить противника, но и выманить его в нужное место. Именно разведка во многом обеспечила победу.
В "Сказании о Мамаевом побоище" (литературное произведение XV века о Куликовской битве. – Прим. ред.) уже говорится о глубокой разведке. Упоминаются сторожи. Мы знаем имена разведчиков, которые были посланы в дозоры и снабдили войско ценной информацией, даже взяли языков.
Из ниоткуда казачество не могло взяться
– И это уже были казаки? Или, скажем, предтеча казаков?
– Если мы говорим о казачестве, то последующие документы относятся к XV–XVI векам. Тогда казачество уже становилось мощной силой. Но все эти документы имеют отсыл к опыту XIV века, к организации разведывательно-сторожевой службы.
Действительно, эта разведка и служба сторожевая, получившие основание еще в XIV веке, потом превратились в явление, которое теперь мы называем казачеством.
Что казачество ищет корни свои в Куликовской битве, мне очень импонирует. Это правильно. У каждого явления, тем более такого многогранного, глубокого, интересного, имеющего так много проявлений, конечно, должны быть глубокие корни. Их надо искать, их надо видеть. И понимать, что из ниоткуда казачество не могло взяться.
– Но выходит, что на прямой категорический вопрос, участвовали ли казаки в Куликовской битве, да или нет, ответить нельзя?
– Можно, если понимать под казачеством то, о чем мы с вами сейчас говорим.
Казачество – это феномен конца XV–XVI веков, в XIV веке сам термин не употреблялся, отдельных казачьих отрядов, войск не было. То есть нет.
А если искать корни казачества – это правильный подход, да.
– В "Сказании о Мамаевом побоище" есть персонаж – разбойник Фома Кацибей. Некоторые романтические натуры видят в нем некий намек на казака.
– Отрывок про Фому Кацибея – поэтичный фрагмент. Его посещают видения, святые Борис и Глеб предсказывают нам победу. Причем настолько очевидно, что Дмитрий Донской предупреждает Фому, чтобы тот не говорил никому.
– Кстати, а почему не говорить-то? Такое прекрасное предсказание.
– Может быть, опасался спугнуть это великое счастье, в тоже время не хотел как-то расслабить свое войско.
Но! Фома Кацибей – это просто некий разбойник, не привязанный к конкретной службе.
Тупик, Волосатый, Горский, Мелик – если искать прообразы казаков, то вот они. Это фамилии древние. Они имели потомков, которые служили на Русской земле в армии очень и очень успешно.
А Фома Кацибей – красивая легенда. Вполне возможно, что и факт. Но к казачеству его трудно привязать.
А если казаки понаедут?
– Вы сказали, что приветствуете поиск казаками своих истоков на Куликовом поле. Готовы к тому, что сейчас как понаедут казаки, как начнут задавать вопросы и искать подтверждения своего происхождения? А люди они напористые…
– Это самое простое, что только может случиться. На Куликовом поле хозяйственная, мирная жизнь прекратилась лет за 15–20 до битвы. Люди ушли из-за неурядиц, когда всякий кому не лень пытался взимать дань. После битвы сюда долго не возвращались. Даже в XVI веке центром засечной черты на этом направлении была Епифань, здесь самая граница была. Очень опасно! Люди не селились.
А вот когда граница ушла на Белгород, а это уже XVII век, тогда здесь начали активно селиться. Но в этих промежутках на Куликовом поле происходила масса боестолкновений. Военные находки XVI и начала XVII века – не редкость. Нам приходится даже два ответвления каталога археологических находок делать: один непосредственно по битве, а второй по столкновениям после Куликовского сражения.
Здесь довольно военных предметов, свидетельствующих, что стрельцы и казаки тут были. 21 набег крымчаков на Епифань отражали. Вы видели названия слобод – Пушкарская, Казачья… Есть поименные списки – десятни – кто конкретно, какие казаки здесь служили. Словом, среди артефактов корни доблести казацкой мы найдем без труда. Да, не в период Куликовской битвы, но в последующие времена – совершенно отчетливо.
И очень важно понимать, что, по крайней мере, с XVII века точно, а я уверен, что и раньше, местное население знало, что здесь – Куликово поле. Люди, а это было казачье население, окраинная сторожевая служба, конечно, знали, что тут доблестно дрались их предки. А они теперь живут на героической земле.
© Портал "Российское казачество"Музейный комплекс "Куликово поле"
Музейный комплекс "Куликово поле"
© Портал "Российское казачество"
Это еще не конец
Уяснив предказачью и казачью суть этих уникальных для отечественной истории мест, прочувствовав героизм событий далеких веков и прикоснувшись к крупицам мудрости профессиональных историков-практиков, мы могли бы отправляться в обратный путь. Но не тут-то было!
Куликово поле не отпускало наш маленький экспедиционный отряд. Полученные знания надо было углубить, отшлифовать. В конце концов, действительно ценной наша тема исследования становилась только в контексте всемирно-исторических событий, прочно привязанных к Куликову полю.
Нам предстояло общение с директором музея-заповедника "Куликово поле" Владимиром Гриценко. Интервью с ним скоро предложим вашему вниманию.
Руслан Мармазов