Политолог Владимир Корнилов – о казаках, телевидении и фашистских прихвостнях - Российское казачество, 28.11.2024

Политолог Владимир Корнилов – о казаках, телевидении и фашистских прихвостнях

© Мария ДевахинаПолитолог, историк, журналист Владимир Корнилов
Политолог, историк, журналист Владимир Корнилов
"Ох и злые мы сейчас, в эту войну, на этих немецких казаков, которые у них со значками, что добровольцы. Загнал бы их всех в Крутую Балку и пожег", – знаменитая, почти хрестоматийная фраза старого казака и офицера РККА Парамона Куркина из его воспоминаний о боях на Миус-фронте в 1943 году, сохраненная для нас писателем и военкором Константином Симоновым.
Удивительно, но накануне 80-летия Победы тема раскола в казачестве в годы Великой Отечественной войны вновь обрела свою актуальность. С Запада нам забрасывают новый штамм коричневой чумы. И ведь доходит до того, что портреты фашистских пособников наподобие Петра Краснова или Андрея Шкуро появляются в музеях не на какой-то там свихнувшейся и требующей тщательной денацификации Украине, а и в России даже.
Объясняют это так, дескать, до того же как стать помощниками Гитлера, они ведь были значительными казаками, героическими даже. Странная трактовка, согласитесь, но ведь она кое-где проклевывается.
На эту тему портал "Российское казачество" пообщался с известным журналистом, политологом, звездой шоу Владимира Соловьева и других политических программ на федеральных каналах Владимиром Корниловым.

Без права на оправдание

Владимир Владимирович, как нам быть с оценкой деятельности казаков, воевавших на стороне фашистской Германии? Налицо попытки провести ревизию истории, подкорректировать устоявшиеся взгляды на эту проблему.
– Здесь все просто. Я считаю, что любой, кто сотрудничал с нацистами, особенно в тот период, когда уже знали, что те напали на нашу Родину, убивают, насилуют, грабят, сжигают русские села и города, уничтожают русских людей, – никакого оправдания им быть не может. Для меня любой нацистский коллаборационист автоматически является предателем Родины, предателем русского народа.
Кубанские казаки на службе в Красной армии
По разные стороны: казаки-герои и коллаборационисты в годы Великой Отечественной войны
Сегодня некоторые граждане пытаются это объяснить неприятием частью казаков советской власти, непримиримым к ней отношением?
– Можно долго рассуждать, что у них были свои позывы, свои какие-то рассуждения о будущем российского государства… Но, я повторюсь, все прекрасно уже понимали, что такое нацизм. Все видели его зверские проявления. Говорить о том, что кто-то не думал, не замечал, не знал о нацистских преступлениях, о камерах смерти, – это, знаете ли, от лукавого. Изначально была понятна животная сущность фашистской идеологии. И уж тем более взрослым людям, которые, да, мечтали вернуться на Родину, но и понимали, что они вместе с оккупантами будут убивать русских людей. На мой взгляд, им нет никакого оправдания.

Предатель Власов тоже был орденоносцем

Среди коллаборантов были заметные фигуры, которые до определенного момента претендовали на достойные страницы в казачьей истории. Может быть, есть смысл разделять их биографии на "хорошую" (до сотрудничества с фашистами) и "плохую" (со всеми их жуткими похождениями времен войны Германии с СССР)?
– Мы знаем, что даже в Москве был памятник этим деятелям. Пока ночью не появился кто-то с кувалдой... Да, все это было. Но вы же понимаете прекрасно, что некоторые деятели нацистского движения в Германии тоже имели какие-то заслуги перед своей родиной, до того как они связались с нацистами.
Я считаю, что коллаборационист обнуляет все твои предыдущие заслуги.
Можно приводить много фамилий, не только Краснова. Были люди, выдающиеся до определенного момента. Они что-то творили, что-то писали, совершали какие-то подвиги. Генерал Власов тоже ведь был орденоносцем. Но все они знали, на что идут, становясь на путь предательства своей Родины. После этого все их предыдущие подвиги были обнулены.

Окоп не место для дискуссий

Как полагаете, а возможно ли внутри казачества глобальное примирение? В этом случае мы не о Великой Отечественной войне толкуем, там все ясно, нацистским подголоскам оправдания нет. Как быть с расколом времен Гражданской войны, могут ли красные и белые и их потомки, разумеется, простить одни других?
– Примирение, в принципе, возможно. С веками, действительно, многие расхождения отходят на задний план. В конце концов, красные и белые боролись за свою страну, за понимание своей страны – будущее они видели по-разному. Можно привести массу примеров, когда красные становились белыми и наоборот. Если так посмотреть, сколько раз меняли диспозиции и идеологемы те или иные деятели, в ходе этих смутных времен – можно даже запутаться, кто красный, а кто белый. Это все равно, как определять в истории Украины, кому служили сечевые стрельцы. Им и памятники стоят даже. А они успели послужить всем.
Казаки, участвующие в СВО, как правило, говорят, что на фронте не до дискуссий. Родина одна, и враг у нее один. Бить противника нужно, собрав все силы в кулак, невзирая на мировоззренческие разногласия…
– Согласен! В окопах не до идеологических споров. Когда люди защищают свою нынешнюю Родину, свои сегодняшние идеалы, конечно, они не обязаны участвовать в исторических дискуссиях.
Молодые казаки
Руководитель проекта "Казаки на линии огня": Казаки – настоящие герои
Между собой, за чашкой чая, в тылу, можно поспорить и подискутировать. Но надо понимать, одно дело, когда в Гражданскую войну люди служили по разные стороны баррикады… Мы знаем множество примеров, когда у людей воедино сошлись в роду и "красная, и белая волны... Но совсем другое дело, когда те или иные деятели служили нацистам, оккупантам. Это совершенно разные истории.
Да, примирение теоретически возможно. В конце концов, на кладбище все равны. Но я призываю не путать исторические смуты, дискуссии внутри страны со служением оккупантам.

Казаки на фронте и на экране

Занимаясь современным казачеством, мы, разумеется, тщательно отлавливаем любую информацию, любой ракурс этой темы в СМИ. Вы, понятно, не определяете редакционную политику российских ТВ-каналов, но часто бываете в их программах. Скажите, а почему такое скромное место уделяется казакам на отечественных экранах? Сдается, что своим героизмом они заслужили большего к себе внимания.
– Почему же? Говорили мы и о казаках. Когда обсуждаем подвиги в ходе СВО, конечно, не различаем, кто в каких подразделениях служит. Но, на самом деле, поднимали и тему казачества тоже, тему подвига казаков во время СВО. Мне кажется, на телевидении немало примеров, когда приводили интервью с ними.
Игорь Угольников: в кино про казаков должны быть герои, в которых живут традиции
Но, может быть, действительно, недостаточное внимание этому уделяют в центральных средствах массовой информации. Я думаю, что, в конечном счете, будут говорить о подвиге всех наших воинов, в том числе и казачества.
Руслан Мармазов