https://kazachestvo.ru/20250317/1598963.html
Атаман Усть-Джегутинского района: Кинжал можно получить в наследство, добыть в бою, в крайнем случае украсть
Атаман Усть-Джегутинского района: Кинжал можно получить в наследство, добыть в бою, в крайнем случае украсть
Наше знакомство с атаманом Усть-Джегутинского районного казачьего общества Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска войсковым старшиной... Российское казачество, 17.03.2025
2025-03-17T16:09
2025-03-17T16:09
2025-03-17T16:09
авторский материал
большой круг всероссийского казачьего общества
/img/07e9/03/0e/1589211_0:79:2501:1485_1920x0_80_0_0_6e583fc6d69b67901412140361a36910.jpg
Наше знакомство с атаманом Усть-Джегутинского районного казачьего общества Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска войсковым старшиной Владимиром Степановым началось с кинжалов.Не так что мы вдруг вместо "здорово живете" за клинки схватились, нет… Хотя в жестком мужском сообществе всякое бывает. Но мы просто поговорили и сошлись на том, что казаку без оружия неуютно, что ли. С кинжалом-то куда ловчее и спокойнее.Сдайте шашку в гардеробНаш собеседник – человек бывалый, тертый жизнью, да еще и из мест с богатейшей боевой историей. Просто проверьте себя. Скажите быстро: "Усть-Джегутинское районное казачье общество Баталпашинского казачьего отдела". А теперь повторите 3–4 раза, желательно не подглядывая в записи, по памяти. Понятно, что для местных жителей – легкая задачка. Это их жизнь, привычные названия родных мест. Для ориентира: речь идет о Карачаево-Черкесской Республике, если вдруг кто не знает.Человеку издалека – сложнее. Для кого-то это вовсе не простое упражнение для тренировки памяти или что-то из арсенала практикующего логопеда. А если кто немножко знаком с историей русских казаков на Кавказе, тот непременно услышит в непривычных сочетаниях звуков шелест шашек, свист картечи и цокот копыт коней – казачьих, с одной стороны, горских – с другой. Об этом мы еще поговорим. Но пока кинжальную тему надо вбить, что называется, по самую рукоять.С чего бы это мы с усть-джегутинским атаманом зацепились за рассуждения о традиционном казачьем холодном оружии? Так а в месте таком встретились – в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. Народу туда на одно важное мероприятие собралось уймища. А раз так, меры безопасности предполагались солидные. Такими они и на проверку оказались. И слава Богу. Времена-то тревожные.И тут довелось столкнуться с нечастым атрибутом, где-то уникальным даже. На посту службы безопасности кроме привычных, увы, уже рамок, ручных детекторов металла как раз за спинами у бдительной охраны располагалась импровизированная "оружейка". Или, если угодно, на гражданский манер – гардероб для холодного оружия.Такие себе стеллажи с номерками. Зашел казак, безропотно, с пониманием ситуации сдал кинжал (или шашку, допустим) на номерок, буквально как пальто или шляпу, на обратном пути забрал. Были ли предусмотрены сейфы для временного хранения огнестрельного оружия, сказать не берусь. Врать не стану, а правды не знаю.Чтобы избежать кривотолков, внесу ясность. Речь идет только об оружии, на ношение которого казаки имеют право, что и подтвердили компетентные органы соответствующими документами. Иных вариантов и быть не может!Проверенная старина за голенищем– Как ощущение, Владимир Александрович, каково казаку без кинжала?– Своеобразное ощущение, конечно. Казак, да вдруг без кинжала – не самое естественное для него состояние. Кинжал – это символ, но и оружие в первую очередь. Сами знаете, без оружия в тяжелые времена невозможно. В нас это понимание крепко сидит, подтверждено жизнью многих поколений, бесконечными войнами наших предков с горцами и не только с ними. Клинок в рукопашной схватке – вещь незаменимая.– Но не только кинжал, так ведь?– Шашка – это когда ей можно работать. Кинжал – для совсем уж ближнего боя.– Самого отчаянного и бескомпромиссного…– А кроме кинжала был еще и засапожный нож.– Засапожник! Какой сразу стариной повеяло.– Это старина, которая всегда с нами.– Казаки кинжал не покупают, верно ведь?– Есть традиция – только три варианта приобретения кинжала казаком. По наследству – от отца к сыну. Или добыть в бою. В самом пиковом случае можно украсть даже, осуждения не будет. А вот покупать нельзя.– Красивый обычай. И строгий.– У нас говорят, что кинжалы только армяне покупают.– Почему именно армяне?– Торговый люд. Испокон веков коммерцией занимались, покупали-продавали. И кинжалы тоже. Им это не зазорно, нормально. У казаков другое представление на этот счет. И иное отношение к кинжалу.– И к папахе еще?– Самое первое – папаха на голове. Потерял папаху – пропадет твоя буйная голова, как в песне поется.Как перебить цены стамбульского рынка– Вы упомянули былые столкновения с горцами. Это же целые тома казачьей истории, где каждая страница насквозь пропитана пороховой гарью, кровью, потом…– А чего вы хотели? У нас ведь в свое время была линия – граница. Первая кавказская линия.– Ну как же, явление знаменитое, героическое.– Кавказская линия – это все станицы, начиная от Каспийского моря, вдоль Главного Кавказского хребта, Дагестан и до самого Черного моря.– Прямо скажем, исторически – довольно нервное место.– Непростое, да. Были постоянные столкновения с горцами. Это кордон, понимать надо, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Случалось, угоняли наших людей, скот уводили… И ведь, что самое плохое, если они угоняли людей, значит, те очень быстро оказывались в Стамбуле на невольничьем рынке. А оттуда человека могли продать куда угодно, хоть и в Африку. Если семья попала в плен, можешь ее больше никогда не увидеть.– Ну да, обидчикам потом, может, и воздашь по заслугам, а что толку? Семью уже продали, ищи-свищи.– Для таких случаев в станицах существовал выкупной фонд, чтобы можно было оперативно заплатить за наших пленных, пока это еще возможно. Заинтересовать, перебить ценой.– Перебить ценой стамбульский рынок?– Когда не было других вариантов. Но и казаки брали горцев в плен, меняли потом на своих. Такие у нас были дела.– Да уж, суровые будни, и так на протяжении десятилетий…– Это длинная история. Первая кавказская линия образовывалась в середине XIX века. Наша станица основана в 1861 году.– Символично, в год отмены в России крепостного права. Впрочем, казаков это не касалось.– Слава Богу! Первым делом на новом месте храм строился и, конечно, укрепления. Все остальное потом прирастало. Хотя официальной датой закладки нашего храма и основания станицы считается 1861 год, у нас на старом кладбище есть могилы 1825 года. Погибла семья одного войскового старшины, все похоронены в одном месте. Памятный камень стоит – видно, что старинный.– Значит, и раньше здесь жили и погибали русские люди.– Выходит, что так.Привет из лихих 90-х– Господин атаман, я увидел у вас на погонах красивые такие буквы А и сначала не разобрался. Подумал, что вензеля государя-императора Александра Первого. Или Второго. Или Третьего…– Нет, это атаманский знак.– Да я уж потом смекнул. Скажите, при избрании этот знак власти выдается, а если потом атаманом стал другой казак, у старого буквы с погон снимаются, что ли?– Снимают казаки и передают новому атаману. Все верно.– А как быть с казачьими званиями? Это, считайте, вопрос из зала, от широкой публики, не всегда знакомой с современными казачьими реалиями. Часто нынешние казаки – это армейские люди, отставные и действующие. Случается, воинские звания у них одни, а казачьи – другие, не всегда с ними совпадающие.– Сейчас по новому положению воинские звания могут переноситься на казачьи. Но это только по ходатайству казачьего руководства, разумеется. Оформляются необходимые документы, все приводится в соответствие. И это лишь если позволяет должность. На мне вы видите погоны войскового старшины, хотя я имею воинское звание полковника.– А войсковой старшина по армейским меркам – это подполковник.– Да.– Вспоминаю 90-е годы прошлого века, тогда была довольно заметная вспышка интереса к теме казачества. Но с побочными эффектами. Можно было прийти на некое мероприятие и увидеть полный зал якобы казачьих генералов. От больших звезд на погонах в глазах рябило. Мне всегда было интересно, где же их личный состав? Где несметные дивизии на такой-то громадный генералитет? Хоть бы одного урядника увидеть, и то было проблематично.– Теперь наши звания, да и само положение о прохождении службы утверждаются указом Президента. Звание непременно должно соответствовать должности, как это и бывает в армии, во всех боевых подразделениях. Все приведено в соответствие.За особые заслуги могут повысить, даже перескочив через ступеньку, через звание. Но опять-таки по представлению руководства. Сейчас вольностей и неразберихи, которые вы припомнили из 90-х годов, нет. Все приведено в норму.Доброе слово и другие аргументы– Существует реестровое казачество: упорядоченное, отлаженное, регламентированное. Но есть и общественные организации, члены которых считают себя казаками. Там хватает вольницы. И даже с элементами хаоса. Как вам видятся перспективы взаимодействия с такими объединениями? Они вам не мешают? Или, может быть, наоборот, помогают?– На территории, которую я как атаман контролирую, есть такие люди. Но никаких конфликтов у нас не возникает. Честно говоря, я их потихонечку перетаскиваю к себе.– Поддаются убеждению?– Да, вполне. Уже почти всех перетащил.– Вот вы говорите, что убеждаете, перетаскиваете на свою сторону. А что действенней – просто доброе слово или все же доброе слово и нагайка? Я о нагайке не буквально говорю, а образно, понятное дело.– Всегда начинаем с доброго слова. Но у нас и других аргументов хватает.– У меня есть в Москве знакомый ветеран подразделения "Альфа", прекрасный православный человек, сильный и мудрый. Так он, если кто-то себя не вполне правильно ведет, говорит: "Будем его смирять. Любовью!"– Прав ваш знакомый. Очень верный подход.Руслан Мармазов
https://kazachestvo.ru/20250226/1547098.html
https://kazachestvo.ru/20250304/1562173.html
https://kazachestvo.ru/20250219/1531697.html
https://kazachestvo.ru/20250226/1550302.html
https://kazachestvo.ru/20241210/1414384.html
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2025
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
/img/07e9/03/0e/1589211_24:0:2245:1666_1920x0_80_0_0_74170b403b714683bd310682abcf1eb1.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
авторский материал, большой круг всероссийского казачьего общества
Наше знакомство с атаманом Усть-Джегутинского районного казачьего общества Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска войсковым старшиной Владимиром Степановым началось с кинжалов.
Не так что мы вдруг вместо "здорово живете" за клинки схватились, нет… Хотя в жестком мужском сообществе всякое бывает. Но мы просто поговорили и сошлись на том, что казаку без оружия неуютно, что ли. С кинжалом-то куда ловчее и спокойнее.
Сдайте шашку в гардероб
Наш собеседник – человек бывалый, тертый жизнью, да еще и из мест с богатейшей боевой историей. Просто проверьте себя. Скажите быстро: "Усть-Джегутинское районное казачье общество Баталпашинского казачьего отдела". А теперь повторите 3–4 раза, желательно не подглядывая в записи, по памяти. Понятно, что для местных жителей – легкая задачка. Это их жизнь, привычные названия родных мест. Для ориентира: речь идет о Карачаево-Черкесской Республике, если вдруг кто не знает.
Человеку издалека – сложнее. Для кого-то это вовсе не простое упражнение для тренировки памяти или что-то из арсенала практикующего логопеда. А если кто немножко знаком с историей русских казаков на Кавказе, тот непременно услышит в непривычных сочетаниях звуков шелест шашек, свист картечи и цокот копыт коней – казачьих, с одной стороны, горских – с другой. Об этом мы еще поговорим. Но пока кинжальную тему надо вбить, что называется, по самую рукоять.
С чего бы это мы с усть-джегутинским атаманом зацепились за рассуждения о традиционном казачьем холодном оружии? Так а в месте таком встретились – в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. Народу туда на одно важное мероприятие собралось уймища. А раз так, меры безопасности предполагались солидные. Такими они и на проверку оказались. И слава Богу. Времена-то тревожные.
И тут довелось столкнуться с нечастым атрибутом, где-то уникальным даже. На посту службы безопасности кроме привычных, увы, уже рамок, ручных детекторов металла как раз за спинами у бдительной охраны располагалась импровизированная "оружейка". Или, если угодно, на гражданский манер – гардероб для холодного оружия.
Такие себе стеллажи с номерками. Зашел казак, безропотно, с пониманием ситуации сдал кинжал (или шашку, допустим) на номерок, буквально как пальто или шляпу, на обратном пути забрал. Были ли предусмотрены сейфы для временного хранения огнестрельного оружия, сказать не берусь. Врать не стану, а правды не знаю.
Чтобы избежать кривотолков, внесу ясность. Речь идет только об оружии, на ношение которого казаки имеют право, что и подтвердили компетентные органы соответствующими документами. Иных вариантов и быть не может!
Проверенная старина за голенищем
– Как ощущение, Владимир Александрович, каково казаку без кинжала?
– Своеобразное ощущение, конечно. Казак, да вдруг без кинжала – не самое естественное для него состояние. Кинжал – это символ, но и оружие в первую очередь. Сами знаете, без оружия в тяжелые времена невозможно. В нас это понимание крепко сидит, подтверждено жизнью многих поколений, бесконечными войнами наших предков с горцами и не только с ними. Клинок в рукопашной схватке – вещь незаменимая.
– Но не только кинжал, так ведь?
– Шашка – это когда ей можно работать. Кинжал – для совсем уж ближнего боя.
– Самого отчаянного и бескомпромиссного…
– А кроме кинжала был еще и засапожный нож.
– Засапожник! Какой сразу стариной повеяло.
– Это старина, которая всегда с нами.
– Казаки кинжал не покупают, верно ведь?
– Есть традиция – только три варианта приобретения кинжала казаком. По наследству – от отца к сыну. Или добыть в бою. В самом пиковом случае можно украсть даже, осуждения не будет. А вот покупать нельзя.
– Красивый обычай. И строгий.
– У нас говорят, что кинжалы только армяне покупают.
– Торговый люд. Испокон веков коммерцией занимались, покупали-продавали. И кинжалы тоже. Им это не зазорно, нормально. У казаков другое представление на этот счет. И иное отношение к кинжалу.
– Самое первое – папаха на голове. Потерял папаху – пропадет твоя буйная голова, как в песне поется.
Как перебить цены стамбульского рынка
– Вы упомянули былые столкновения с горцами. Это же целые тома казачьей истории, где каждая страница насквозь пропитана пороховой гарью, кровью, потом…
– А чего вы хотели? У нас ведь в свое время была линия – граница. Первая кавказская линия.
– Ну как же, явление знаменитое, героическое.
– Кавказская линия – это все станицы, начиная от Каспийского моря, вдоль Главного Кавказского хребта, Дагестан и до самого Черного моря.
– Прямо скажем, исторически – довольно нервное место.
– Непростое, да. Были постоянные столкновения с горцами. Это кордон, понимать надо, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Случалось, угоняли наших людей, скот уводили… И ведь, что самое плохое, если они угоняли людей, значит, те очень быстро оказывались в Стамбуле на невольничьем рынке. А оттуда человека могли продать куда угодно, хоть и в Африку. Если семья попала в плен, можешь ее больше никогда не увидеть.
– Ну да, обидчикам потом, может, и воздашь по заслугам, а что толку? Семью уже продали, ищи-свищи.
– Для таких случаев в станицах существовал выкупной фонд, чтобы можно было оперативно заплатить за наших пленных, пока это еще возможно. Заинтересовать, перебить ценой.
– Перебить ценой стамбульский рынок?
– Когда не было других вариантов. Но и казаки брали горцев в плен, меняли потом на своих. Такие у нас были дела.
– Да уж, суровые будни, и так на протяжении десятилетий…
– Это длинная история. Первая кавказская линия образовывалась в середине XIX века. Наша станица основана в 1861 году.
– Символично, в год отмены в России крепостного права. Впрочем, казаков это не касалось.
– Слава Богу! Первым делом на новом месте храм строился и, конечно, укрепления. Все остальное потом прирастало. Хотя официальной датой закладки нашего храма и основания станицы считается 1861 год, у нас на старом кладбище есть могилы 1825 года. Погибла семья одного войскового старшины, все похоронены в одном месте. Памятный камень стоит – видно, что старинный.
– Значит, и раньше здесь жили и погибали русские люди.
Привет из лихих 90-х
– Господин атаман, я увидел у вас на погонах красивые такие буквы А и сначала не разобрался. Подумал, что вензеля государя-императора Александра Первого. Или Второго. Или Третьего…
– Нет, это атаманский знак.
– Да я уж потом смекнул. Скажите, при избрании этот знак власти выдается, а если потом атаманом стал другой казак, у старого буквы с погон снимаются, что ли?
– Снимают казаки и передают новому атаману. Все верно.
– А как быть с казачьими званиями? Это, считайте, вопрос из зала, от широкой публики, не всегда знакомой с современными казачьими реалиями. Часто нынешние казаки – это армейские люди, отставные и действующие. Случается, воинские звания у них одни, а казачьи – другие, не всегда с ними совпадающие.
– Сейчас по новому положению воинские звания могут переноситься на казачьи. Но это только по ходатайству казачьего руководства, разумеется. Оформляются необходимые документы, все приводится в соответствие. И это лишь если позволяет должность. На мне вы видите погоны войскового старшины, хотя я имею воинское звание полковника.
– А войсковой старшина по армейским меркам – это подполковник.
– Вспоминаю 90-е годы прошлого века, тогда была довольно заметная вспышка интереса к теме казачества. Но с побочными эффектами. Можно было прийти на некое мероприятие и увидеть полный зал якобы казачьих генералов. От больших звезд на погонах в глазах рябило. Мне всегда было интересно, где же их личный состав? Где несметные дивизии на такой-то громадный генералитет? Хоть бы одного урядника увидеть, и то было проблематично.
– Теперь наши звания, да и само положение о прохождении службы утверждаются указом Президента. Звание непременно должно соответствовать должности, как это и бывает в армии, во всех боевых подразделениях. Все приведено в соответствие.
За особые заслуги могут повысить, даже перескочив через ступеньку, через звание. Но опять-таки по представлению руководства. Сейчас вольностей и неразберихи, которые вы припомнили из 90-х годов, нет. Все приведено в норму.
Доброе слово и другие аргументы
– Существует реестровое казачество: упорядоченное, отлаженное, регламентированное. Но есть и общественные организации, члены которых считают себя казаками. Там хватает вольницы. И даже с элементами хаоса. Как вам видятся перспективы взаимодействия с такими объединениями? Они вам не мешают? Или, может быть, наоборот, помогают?
– На территории, которую я как атаман контролирую, есть такие люди. Но никаких конфликтов у нас не возникает. Честно говоря, я их потихонечку перетаскиваю к себе.
– Да, вполне. Уже почти всех перетащил.
– Вот вы говорите, что убеждаете, перетаскиваете на свою сторону. А что действенней – просто доброе слово или все же доброе слово и нагайка? Я о нагайке не буквально говорю, а образно, понятное дело.
– Всегда начинаем с доброго слова. Но у нас и других аргументов хватает.
– У меня есть в Москве знакомый ветеран подразделения "Альфа", прекрасный православный человек, сильный и мудрый. Так он, если кто-то себя не вполне правильно ведет, говорит: "Будем его смирять. Любовью!"
– Прав ваш знакомый. Очень верный подход.