Художественный взгляд на былинных предков, казачий мерчандайзинг и Виктора Цоя - Российское казачество, 30.05.2025

Художественный взгляд на былинных предков, казачий мерчандайзинг и Виктора Цоя

© Фото предоставлено Вячеславом ЛещевымХудожник Вячеслав Лещев
Художник Вячеслав Лещев
Самое верное представление об искусстве при всей сложности этого явления, как ни парадоксально, дает простейшая формула: "Нравится – не нравится". Это потом начинаются тонкости, нюансы, искусствоведческие толкования, разгадывание загадок авторов, поиск секретов успеха или причин провала. А вначале вот так запросто: "Нравится – не нравится".
Полотна, книжные иллюстрации, дерзкие графические решения и даже картинки на футболках, написанные, генерированные художником и родовым казаком из Санкт-Петербурга Вячеславом Лещевым, не нравиться не могут. Во всяком случае тем, кто "горит" казачьей тематикой и старается познать поглубже историю России. Эти работы искренние, подлинные, что ли. Хотя и непростые, на грани видимого и невидимого, святого и праведного.
Художественный казачий мир Лещева строг и даже жесток. В нем уютно далеко не каждому. Но для казаков, реальных и легендарных, пожалуй, нет более комфортной среды обитания. Там все честно, понятно, ради чего стоит жить и как следует умирать, когда придет пора.
Основатель творческого направления Digital-art Вячеслав Лещев на фоне своих картин
"Через столетия у мужчин одна профессия, один воинский долг": история казачьего художника

Ох, смотри, не промахнись, атаман

– Вячеслав Сергеевич, почему казаки являются главными героями вашего творчества, это как раз ясно. Было бы странно, обойди природный казак, которого Господь наделил даром рисования, эту тему стороной. Вопрос же будет такой. Не устаете все время находиться в своем художественном казачьем мире, очень суровом и неулыбчивом?
– Не устает ли рыба в воде, а орел в небе? Допущу, что немного устают, когда всплывают на поверхность или садятся в степи на курган. Но я чувствую себя естественно в своем обществе. К тому же я пишу не только казаков, иногда и просто пейзажи, портреты, готовлю какие-то иллюстрации. Вот, скажем, Италия мне интересна как художнику. Все-таки там много от большого искусства хранится. Есть среда, назову так, “казачьей интеллигенции” – это люди культуры, искусства, музыки. И уверю вас, там совсем не все так уж сурово.
– Действительно, изредка вы выходите за границы основной темы, и тогда получаются портреты Фиделя Кастро или Виктора Цоя. Почему именно они? А может быть, вы и не выходите вовсе, просто эти люди созвучны неким казачьим ценностям?
– Фидель Кастро и Цой – это романтика, молодость, свобода. Нравятся их характеры и кем они стали в истории. А Цой, помните, пел: "Ох, смотри, не промахнись, атаман…"
– "…Чтоб не дрогнула рука невзначай,
Да смотри не заряди холостым,
Да не думай о петле палача..."
– Да-да, именно. Мне нравится.
© Фото предоставлено Вячеславом ЛещевымКартина "Пикет. Казаки в горах"
Картина Пикет. Казаки в горах
© Фото предоставлено Вячеславом ЛещевымКартина "Охотнички"
Картина Охотнички
© Фото предоставлено Вячеславом ЛещевымПортрет Якова Петровича Бакланова
Портрет Якова Петровича Бакланова
© Фото предоставлено Вячеславом ЛещевымКартина "Азовское сидение 1641 года"
Картина Азовское сидение 1641 года
© Фото предоставлено Вячеславом ЛещевымИллюстрации к арт-буклету "Повесть об Азовском сидении"
Иллюстрации к арт-буклету Повесть об Азовском сидении
© Фото предоставлено Вячеславом ЛещевымПостер "Сары Азман"
Постер Сары Азман
© Фото предоставлено Вячеславом ЛещевымКартина "Казак в ауле"
Картина Казак в ауле
© Фото предоставлено Вячеславом ЛещевымКартина "Казаки с иконой Св. Иоанна Предтечи. На поклон"
Картина Казаки с иконой Св. Иоанна Предтечи. На поклон
1/8
Картина "Пикет. Казаки в горах"
2/8
Картина "Охотнички"
3/8
Портрет Якова Петровича Бакланова
4/8
Картина "Азовское сидение 1641 года"
5/8
Иллюстрации к арт-буклету "Повесть об Азовском сидении"
6/8
Постер "Сары Азман"
7/8
Картина "Казак в ауле"
8/8
Картина "Казаки с иконой Св. Иоанна Предтечи. На поклон"

Большой казачий круг поклонников

– Мне, честно говоря, тоже по сердцу… Но художественные образы – это ведь не только для души, верно? Это еще и ваш хлеб. Достаточно ли широка потребительская база для такого, простите за дикое словосочетание, казачьего мерчандайзинга? Иными словами, может ли в современных условиях тема казачества являться бизнесом?
– Вы знаете, для меня на первом месте точно не бизнес. Главное, что это от души идет. Творчество всегда кормило художников, если картины пользовались спросом, дарили человеку созвучие с его ощущением мира, интересами, нравом. Вокруг художника формировались поклонники его таланта, свой круг, так скажем.
– Большой казачий круг поклонников таланта?
– А почему бы и нет? В 2018 году в "ВК" я написал обращение к потомкам казаков, что бесплатно нарисую их предков в год 100-летия политики расказачивания. Мне присылали портреты, я рисовал. Люди рассказывали истории своих родов. Это объединяло нас.
Это ведь что-то общее, наше: родные края, предки, история России.
У меня были примеры, когда казаки, основываясь на своем происхождении, заказывали эмблемы, логотипы, какие-то визуальные образы к своему бизнесу. Именно на казачьей основе! Есть десяток примеров, когда казаки занимаются спортом, единоборствами в основном и обращаются за помощью в создании лого и эмблем.

Односумы и дух воина

– У вас есть интереснейшие серии работ, посвященные Иканскому делу, или Азовскому сидению. Первопричина их появления – заказ или особая расположенность художника к этим историческим событиям?
– Повесть об Азовском сидении казаков и Иканский бой – это просто дань памяти, уважение к казачьей истории, выраженное изобразительным языком. Проекты целиком без заказа, только по велению души.
Участники Иканского боя 25 лет спустя
Иканское дело: уральские казаки круче античных спартанцев
– На ваш взгляд, современная казачья служба, например участие в СВО, существенно отличается от службы в былые времена или дело только в форме, вооружении, атрибутике, а содержание прежнее?
– Человек на войне проявляет себя в своем нутре, как мне кажется. Я не был на войне. Но уверен, что психология там своя, вполне определенная. Люди роднятся, а если это еще основано и на казачьем происхождении, то – вдвойне.
В царской России было такое понятие у казаков как односумы. Это казаки из одной станицы, из близлежащих хуторов. Они роднились тем, что воевали рядом вместе в одной сотне, плечом к плечу. Там нельзя было струсить или еще как- то повести себя некрасиво.
– Ну да, вся станица узнает, как жить потом…
– Была спайка на духовном уровне. Тренировки с детства, а потом, когда мужчины выходили на бой, представляю, как адреналин зашкаливал. Крестьян не готовили в солдаты с рождения, не тренировали в воинских искусствах. У казаков-то все было иначе.
Главное содержание жизни – это дух братства, дух воина. Это и сейчас есть. Отвоевавшие казаки и те, кто и сейчас воюет, они братья – не фигурально, а на том уровне, какой мирным неизвестен в полной мере.

Не посрамить своих предков седых

– В некоторых ваших работах изображена символическая встреча современных казаков и их предков. Причем предки громадные такие, античной мощи буквально. Это мы измельчали по сравнению с предшественниками или еще не доросли до их масштабов?
– Связь с предками у нас есть всегда. Но для кого-то это – "когда это было, еще при царе Горохе, чего уж теперь вспоминать…" А для других значение великое – "не посрамить своих предков седых".
© Фото предоставлено Вячеславом ЛещевымКартина "Дорогами предков"
Картина Дорогами предков
© Предоставил Вячеслав ЛещевКартина "Прадед моего прадеда"
Картина Прадед моего прадеда
© Фото предоставлено Вячеславом ЛещевымКартина "Явление предка на Дону"
Картина Явление предка на Дону
1/3
Картина "Дорогами предков"
2/3
Картина "Прадед моего прадеда"
3/3
Картина "Явление предка на Дону"
В своих картинах я их изображаю былинными, да. Большое видится на расстоянии. Смотрите, какая у нас страна огромная, казаками раздвинутая до Аляски. Может, и современных героев через 100 лет художники будут изображать великими, глядя на сегодняшние фото, кто знает.
– Полагаете?
– А помните, как у Пушкина:
"Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества".
Рекомендую всем изучать свою родословную. В ней и история нашей с вами Родины, и служба предков.
Руслан Мармазов
Первое поколение казачьего рода Мармазовых, родившееся в Донбассе, с мужьями и женами. Верхний ряд справа – Наталья Ивановна и Василий Иванович
Из брянских лесов в шахты Донбасса: казачий род, давший стране угля и еще много другой пользы