Атаман, педагог, патриот: как казак-мусульманин сражался за Россию и бился за умы трудных подростков
© Из личного архива Рэдвала НеволинаРэдвал Неволин

© Из личного архива Рэдвала Неволина
Казак из Уфы Рэдвал Неволин – человек удивительной судьбы. Он с юности выбрал путь защитника: служил в горячих точках, участвовал в боевых операциях, воевал на СВО и получил от Президента орден Мужества. После увольнения в запас мужчина продолжил спасать, но уже не жизни боевых товарищей, а будущее подростков, попавших под влияние "криминальной романтики".
Как мусульманин из Башкортостана верстался в казаки, почему трудные подростки ему доверяют и как он прошел извилистый путь до походного атамана, Рэдвал Неволин рассказал нашему порталу.
В 2008 году Рэдвал служил на Кавказе. Именно там он и познакомился с казаками.
"Тогда я понял, что казачество – это не песни-пляски, а общность людей, живущих определенными ценностями. При этом людей абсолютно современных, но сохраняющих определенный уклад", – рассказывает он.
Хотя тогда вступать в ряды казачества мужчина не стал, но взгляды на жизнь и ценности оказались для него близки. С казаками мужчина тогда крепко сдружился, и эти теплые отношения пронес сквозь годы.
Верстать офицера Рэдвала
От дружбы к службе Рэдвал перешел в 2014 году. Тогда на территории Луганской Народной Республики боец уже прошел обряд верстания в казаки Всевеликого войска Донского. Позже, когда он вернулся в Уфу, вошел в состав Оренбургского войскового казачьего общества и тем самым продолжил династию оренбургских казаков, как его прадед Федор Неволин.
© Из личного архива Рэдвала НеволинаФедор Неволин

Федор Неволин
© Из личного архива Рэдвала Неволина
"Я уехал защищать народ Донбасса, а там все добровольческие формирования по большей части были казачьими. И мое тоже", – вспоминает он.
Рэдвал – мусульманин, однако это не стало препятствием для казачьей присяги.
"Казак без веры не казак. У нас Бог один, просто у каждого свой путь к нему. Вот мой – исламский. Основной посыл – это определенные ценности, а в Коране и Библии они общие",
Вероисповедание молодого человека наложило свои особенности на обряд. Так как муфтия не было, Рэд (такой у него позывной) сам читал суры из Корана.
В сентябре 2022 года Неволина назначили атаманом хутора.
"Никого не смущало, что я мусульманин. Более того, под шефство взяли два крупных храма, помогали поддерживать порядок, ремонтировали по необходимости, следили за обстановкой во время богослужений", – делится Рэдвал.
Боец переживает, что некоторые люди считают мусульман какими-то террористами. Такое мнение вызывало у воина даже некоторую обиду, ведь он и сам неоднократно участвовал в контртеррористических операциях:
"А я, наоборот, будучи мусульманином, боролся с терроризмом, со всеми его проявлениями. Это не только убийства беззащитных людей, но и дискредитация ислама в глазах остальных жителей России".
В декабре 2024 года казак Рэдвал Неволин стал походным атаманом.
"Я ветеран боевых действий с 2008 года. Участвовал в СВО, за что Президентом России вручен орден Мужества, а также главой Башкортостана награжден орденом генерала Шаймуратова. Полагаю, что мой боевой опыт и педагогические знания и навыки стали решающими при выборе", – уверен он.
© Из личного архива Рэдвала НеволинаРэдвал Неволин

© Из личного архива Рэдвала НеволинаРэдвал Неволин

© Из личного архива Рэдвала НеволинаРэдвал Неволин

© Из личного архива Рэдвала НеволинаРэдвал Неволин

1/4
Рэдвал Неволин
© Из личного архива Рэдвала Неволина
2/4
Рэдвал Неволин
© Из личного архива Рэдвала Неволина
3/4
Рэдвал Неволин
© Из личного архива Рэдвала Неволина
4/4
Рэдвал Неволин
© Из личного архива Рэдвала Неволина
Слово казака. Педагогика спасла от "криминальной романтики"
Рэдвал Неволин не только хороший военный, но и прекрасный наставник. Еще во время службы на Кавказе молодой человек получил высшее образование в Башкирском государственном педагогическом университете.
Впрочем, изначально парень поступил в вуз вовсе не из тяги к педагогике. Рэдвалу просто хотелось чаще бывать дома, в родной Уфе
"Никогда не думал, что обучение на факультете психологии окажется не просто для галочки", – признается он.
Одна из наград казака – от Духовного управления мусульман Республики Башкортостан за помощь в снижении преступности в регионе. В этом помогли не только жизненный и боевой опыт казака, но и педагогические навыки, полученные в университете.
Примерно в 2018 году среди башкирской молодежи активно пошла мода на "криминальную романтику". Рэдвал разработал методику борьбы с подобными увлечениями подростков:
"Надо негативные понятия заменить на позитивные. Если ты будешь их убеждать, что не надо сидеть в подъезде и пить пиво, а лучше маршировать, они, скорее всего, пошлют тебя далеко и надолго. Но если им предложить интересную альтернативу, например, научиться обращаться с оружием – совсем другое дело".
Большое значение для молодых ребят – личный авторитет. Чтобы отстоять его, Рэдвал не просто разговаривал, а активно участвовал в их жизни, даже приходил на разборки.
"Когда они собирались стенка на стенку, не звал полицию, а сам приходил и объяснял, что друг другу морду разбить всегда успеется. А надо подумать, для чего это все. И, как правило, в 99% случаев это был пустяк, услышав мои доводы и аргументы, люди реально расходились. Без увечий, травм и проблем с законом", – говорит он.
Важно еще уметь развенчивать ложные авторитеты, говорит Рэдвал. Например, в одном из колледжей шли бесконечные поборы со стороны нескольких ребят. Остальные их боялись и уважали. И тогда я объяснил им одну простую вещь:
"Человек, который пользуется заслуженным авторитетом, никогда не будет им злоупотреблять и зарабатывать деньги. Это сразу превращает его "шкуру". А "шкура" не может быть авторитетом".
После этого поборы в колледже прекратились практически сразу.
А еще казак вместе с товарищами создал военно-патриотические клубы, куда приводил трудных подростков. Рэдвал не просто вытащил многих ребят с улицы, он помог им устроиться в кадетские классы. Сыграли роль его личные рекомендации и хорошая подготовка. Многие из его воспитанников пошли дальше – поступили в академии силовых ведомств и военные вузы.
Со временем "блатная романтика" в республике сошла на нет. Однако эта зараза проникла в другие регионы. И оказалось, что методика Рэдвала помогает не только башкирским ребятам высвободиться из лап криминала и вернуться к нормальной жизнь.
"В 2022 году мне позвонила женщина – педагог со стажем из Красноярска. У них как раз тогда начала развиваться эта субкультура. Она рассказала, что вовремя нашла мою методику в интернете и активно использует. Благодарила".
Достучаться до сердец
В работе с подростками на первом месте – честность в общении, уверен Рэдвал. Он это знает, как никто другой. Хотя парень вырос в любящей многодетной семье, с глубоко верующими родителями, но его родной район считался крайне неблагополучным. Да еще и лихие 90-е были в самом разгаре. Как самый старший ребенок, он взял на себя заботу о младших:
"Равенство не равно справедливость, потому что младшим нужно больше, чем взрослым, так как они тяжелее переносят трудности".
Тогда времена действительно были сложные. Его родителям месяцами не платили зарплату. Скорее всего, на нервной почве у матери пропало молоко. Чтобы прокормить остальных детей, Рэдвал тайком таскал молоко с фермы.
"Гордиться, конечно, нечем, но я делал это не для того, чтобы обогатиться. У меня была мотивация помощнее – голодные сестренки и братишки. Тогда материнских капиталов не было, и вообще ничего подобного не было", – говорит он.
Мужчина вспоминает, что всего троим из его одноклассников удалось выбиться в люди. Для остальных (тех, кому удалось выжить) употребление запрещенных веществ и отсидка в тюрьме стали основным времяпрепровождением. Рэдвалу остаться на плаву помогли воспитание и вера. Он не опустился на дно и смог своими усилиями добиться лучшей жизни. Конечно, сейчас на уроках мужества такой опыт в пример не приведешь, смеется он. Ребята не поймут, это может их сбить с панталыку.
"А моя задача – достучаться до них, даже если один унесет в себе то доброе и важное, что я пытаюсь дать, или хотя бы даже об этом задумается, тогда я не зря потратил время".
Как Рэдвал встретил Дарью
Не только на службе сталкивается Рэдвал с людьми иных вер. Его жена – православная казачка, и в их доме переплетаются две традиции. Казак-мусульманин уверен, что в их семье любовь зародилась не вопреки вере, а благодаря ей.
Свою будущую супругу Дарью Рэдвал встретил в Челябинске на одном из казачьих фестивалей. Когда они только познакомились, не могли наговориться часами. Уж очень близки оказались друг другу они по мироощущению, внутренним ориентирам и ценностям. Разные вероисповедания не испугали молодых людей.
Девушку знакомые и близкие отговаривали от общения с уфимским мусульманином. Но волевая казачка уже через неделю приехала в столицу Башкортостана – познакомиться с семьей своего избранника. А через две недели Рэдвал уже забирал Дашу с вещами насовсем из родного Челябинска.
© Из личного архива Рэдвала НеволинаРэдвал и Дарья во время обряда никах

© Из личного архива Рэдвала НеволинаРэдвал и Дарья во время обряда никах

© Из личного архива Рэдвала НеволинаРэдвал и Дарья во время обряда никах

© Из личного архива Рэдвала НеволинаРэдвал Неволин с супругой Дарьей

1/4
Рэдвал и Дарья во время обряда никах
© Из личного архива Рэдвала Неволина
2/4
Рэдвал и Дарья во время обряда никах
© Из личного архива Рэдвала Неволина
3/4
Рэдвал и Дарья во время обряда никах
© Из личного архива Рэдвала Неволина
4/4
Рэдвал Неволин с супругой Дарьей
© Из личного архива Рэдвала Неволина
Вместе решили провести свадебный обряд по мусульманским традициям – прочитали никах. При этом казак уверяет, что и обряд венчание прошел бы, если бы того захотела невеста.
В их семье принято отмечать все праздники, независимо от религии. И куличи на Пасху приготовят, и зур-белеш на Курбан-байрам испекут.
В семье растут две красавицы-дочки: Злата (13 лет) и Рада (3 года). Рэдвал и Дарья не перетягивают их в какую-то одну веру. Они уверены, что девочки сами определятся, какая религия им ближе, а родители всегда будут рядом и поддержат любой их выбор.
"Неважно, какую веру ты исповедуешь, важно, какие ценности отстаиваешь",