"Создание Центрального музея российского казачества – повод обратиться к своей истории, корням и семье" - Российское казачество, 09.07.2025

"Создание Центрального музея российского казачества – повод обратиться к своей истории, корням и семье"

© Портал "Российское казачество"Научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Государственного исторического музея, соавтор и куратор экспозиции Центрального музея российского казачества Григорий Зубенко
Научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Государственного исторического музея, соавтор и куратор экспозиции Центрального музея российского казачества Григорий Зубенко
В Москве 25 июня состоялось историческое и долгожданное событие – для посетителей открылся Центральный музей российского казачества, который стал комплексом Государственного исторического музея.
Как создавалась экспозиция, какие экспонаты принесли в дар казаки, а также чем ГИМ помогает Станично-Луганскому музею донского казачества, в интервью нашему порталу рассказал научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Государственного исторического музея, соавтор и куратор экспозиции Центрального музея российского казачества Григорий Зубенко.
В Москве открыта точка притяжения российского казачества
– Расскажите, пожалуйста, как создавалась экспозиция Центрального музея российского казачества?
– Мы начали работу еще семь лет назад, когда поступило распоряжение правительства Российской Федерации о создании на базе Государственного исторического музея филиала музея казачества. Изначально отбирались экспонаты под другое здание в Измайлово, а затем Министерство культуры выделило этот замечательный особняк в центре Москвы. Тогда мы уже более конкретно приступили к созданию художественного проекта и тщательному отбору экспонатов. Например, отдали ряд вещей на глубокую реставрацию, поскольку они ни разу не выставлялись. Потом мы долго разрабатывали художественный проект и приступили к финальной стадии – написанию всех текстов, как для мультимедийных комплексов, так и этикеток (аннотаций).
– Какие из экспонатов Вы могли бы выделить?
– Здесь бы я рассказал о вещах, которые мы начали принимать в дар. Как только в новостях появилась информация о создании будущего музея казачества, к нам обратилась женщина из станицы Наурской и предложила хранившийся у нее в семье сундук Терского казачьего войска. Она выразила желание передать его в музей с условием, что он будет в нем выставляться, а не храниться в фондах. Мы с радостью его приняли, и теперь это один из трех главных экспонатов, полученных нам в дар в рамках подготовки экспозиции.
– На какие материалы Вы опирались при создании экспозиции?
– При создании экспозиции мы опираемся в первую очередь на подготовленный нами большой сайт по истории казачества – спецпроект ГИМ. В рамках подготовки экспозиции мы понимали, что нам нужно обобщить все знания, которые мы имеем, и привести их к единообразию, чтобы не было такой ситуации, что об одном войске мы рассказали много, а о другом сказали два слова и нам больше нечего добавить. Для этого в 2021 году был запущен сайт по истории казачества, где мы впервые системно отразили в мультимедийной форме историю расселения казаков начиная с XV века вплоть до 1917 года. Там описано, где существовали казачьи войска, когда они образовывались и в какое время преобразовывались.
Это стало для нас базой, и в экспозиции нашего музея вы можете увидеть, например, генеалогическое дерево истории казачества. Оно было составлено впервые, и сейчас составители казачьей энциклопедии обратились к нам с просьбой поделиться этими материалами для того, чтобы разместить ее у себя, поскольку в графической форме это наиболее полное, подробное и точное отражение того, как менялись казачьи войска в России.
– Как планируется пополнять зал, посвященный современной истории казачества?
– Завершает экспозицию в нашем музее зал, рассказывающий про возрождение казачества начиная с конца 1980-х годов и до наших дней. При подготовке этой экспозиции мы тесно взаимодействовали как с реестровыми казачьими обществами, например, Всероссийским казачьим обществом и Центральным казачьим войском, которые передали нам образцы своей формы и войсковые награды, так и с общественными организациями, в частности, Союзом казаков России, которые поделились с нами большим комплексом документов и наград.
Что касается специальной военной операции, то здесь работа ведется по нескольким направлениям. С одной стороны, ряд предметов был представлен межведомственной рабочей группой, созданной Министерством культуры при взаимодействии с Министерством обороны, которая собирает материалы для будущих экспозиций российских музеев по местам боев. Наши научные сотрудники начиная с 2021 года выезжали и отбирали эти экспонаты.
С другой стороны, у нас есть предметы, которые к нам поступают из казачьих отрядов, как по линии Всероссийского казачьего общества, так и Союза казаков России, а также через отдельных лиц. В частности, наши сотрудники в свободное от работы время возят гуманитарные конвои с необходимыми вещами в прифронтовую зону, и через них передаются некоторые предметы для будущей экспозиции.
– ГИМ также курирует Станично-Луганский музей донского казачества. Как шла подготовка к открытию там?
– Мы выступали для них консультационным и курирующим центром. Также при разработке новой экспозиции смотрели, какие предметы могли бы им предоставить. В Историческом музее, в частности, хранится большая коллекция графики, посвященная истории Донского казачьего войска. Мы ее с радостью передали для того, чтобы она была представлена в экспозиции. Кроме того, наши научные сотрудники подготовили и выверили все тексты, представленные сейчас в Станично-Луганском музее.
– Планируется ли тиражирование опыта работы с региональными музеями?
– Этот опыт уже тиражируется, и начался он еще до открытия музея. Дело в том, что с 2017 года по России путешествует планшетная выставка "Казачество на государевой службе", рассказывающая о предметах коллекции. В 2022 году от Хабаровского краевого музея имени Н.И.Гродекова и Амурского областного краеведческого музея им. Г.С.Новикова-Даурского поступил запрос привезти эту выставку уже в виде предметов. И в рамках Нацпроекта "Культура" выставка отправилась к ним, где имела большой успех. Там ее увидел директор Национального музея Республики Бурятия и тоже выразил желание привезти к себе. В итоге в прошлом году выставка была в Чите, Иркутске и Улан-Удэ. В сентябре этого года выставка в немного измененном составе отправится в Барнаул (Алтайский край).
– Есть ли в вашем роду казаки?
– У нас в семье считается, что по отцовской линии предки были донскими казаками. В 1930-е годы в рамках депортации они были переселены в северный Казахстан. Создание Центрального музея российского казачества – прекрасный повод не только для авторов и кураторов, но и для простых посетителей обратиться к своей истории. Потому что во время подготовки экспозиции мы между собой общались и узнавали, что, оказывается, так или иначе у нас у всех казачьи предки. В какой-то момент было даже сложно узнать, а кто здесь не казаки. Это обращение к своей истории, корням и семье.