https://kazachestvo.ru/20250911/2036006.html
"Вместе мы сможем больше". Замминистра науки и высшего образования – об Ассоциации казачьих вузов
"Вместе мы сможем больше". Замминистра науки и высшего образования – об Ассоциации казачьих вузов
В 2021 году по инициативе Минобрнауки и Всероссийского казачьего общества была создана Ассоциация казачьих вузов. Вошедшие в нее учебные заведения реализуют... Российское казачество, 11.09.2025
2025-09-11T10:00
2025-09-11T10:00
2025-09-11T11:43
минобразования рф
ассоциация казачьих вузов
минпросвещения рф
всероссийское казачье общество
образование
казачья молодежь
россия
/img/07e9/09/09/2032923_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_6353489674dd1ba48395378aeb334628.jpg
В 2021 году по инициативе Минобрнауки и Всероссийского казачьего общества была создана Ассоциация казачьих вузов. Вошедшие в нее учебные заведения реализуют образовательные программы на основе традиционных ценностей российского казачества. В настоящий момент в ассоциацию входят 26 высших учебных заведений практически во всех федеральных округах.Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова рассказала порталу "Российское казачество", какими качествами обладают казаки-студенты, в чем ключевое отличие бакалавриата с казачьим компонентом, и поделилась планами Министерства в отношении казачьего образования.– Ольга Викторовна, расскажите, для чего была создана Ассоциация казачьих вузов и кто в нее входит?– Создание ассоциации имело несколько важных оснований. Прежде всего это ощущение единства и понимания, как много университетов готовят кадры для работы на развитие казачества. А также, конечно, для трансляции единой повестки для обмена лучшими практиками в тех университетах, которые обучают студентов по стандартам казачьего образования.В настоящий момент в ассоциацию входят 26 образовательных организаций высшего образования, которые расположены во всех федеральных округах, кроме Северо-Западного, который мы планируем охватить в ближайшее время. Также к вступлению готовятся еще три вуза. И надо сказать, все университеты ассоциации имеют активную гражданскую позицию, помогают узнавать новые эпизоды в истории казачества и создают для ребят новые возможности для роста и самореализации.Мы активно работаем с атаманом Всероссийского казачьего общества Виталием Кузнецовым. Он помогает по всем направлениям, и этим взаимодействием мы формируем кадровый резерв, который необходим для казачьих сотен и для казачьих обществ. Совместную работу проще реализовывать при совместном обсуждении, когда ректоры и преподаватели общаются, видят друг друга, и тем самым создается сообщество тех, кто развивает наше казачество.– Каковы основные направления деятельности вузов ассоциации?– Тут можно выделить несколько направлений, но ключевое – образование. Мы специально интегрируем особые компоненты для тех направлений подготовки, которые готовят будущих атаманов. А также, конечно, научные и учебно-методические знания, изучение истории и создание учебно-методических пособий для казачьих высших учебных заведений. Эту задачу мы решаем общими силами, привлекая научных сотрудников.Также, безусловно, это большая внеучебная деятельность, направленная на передачу и сохранение традиций казачества. Она необходима, чтобы связующая нить поколений не терялась, а становилась еще крепче. Конечно, сплочение в рядах студентов создают и традиции православной веры, помогающие осмыслять силу, мощь и все исторические этапы казачества.Кроме того, большое число казаков сейчас находится в зоне специальной военной операции. Мы говорим с ребятами о героях и создаем о них материалы – сегодня это значимое и необходимое направление.– Существуют ли какие-то особенности приема в вузы, входящие в ассоциацию? Есть ли у выпускников казачьих образовательных учреждений преимущества при поступлении?– Особенностей приема, конечно, не существует, так как правила приема в вуз Российской Федерации – общая заданная рамка. Вместе с тем при поступлении в университеты ассоциации абитуриент может предоставить индивидуальное портфолио, в котором собраны достижения участий во всероссийских и региональных казачьих мероприятиях. Максимальное количество баллов за него – 10. И многие ректоры, конечно, прописывают это в своих правилах приема.Кроме того, сами вузы могут стимулировать казачью молодежь к поступлению. Тут стоит отметить "казачий бакалавриат" Первого казачьего университета, который мы называем ласково "казбак". Это программа "казачьего бакалавриата", где учрежден грант ректора. Он предполагает и обучение, и проживание в общежитии, и стипендию, и позволяет ребятам поступать из любого уголка нашей большой страны, проходить вступительные испытания и затем учиться так, чтобы стипендия всегда выплачивалась.В МГУТУ реализуются программы в рамках трех направлений: государственное и муниципальное управление, педагогика и журналистика. Там казачий компонент занимает значимое место в учебных планах.Кроме того, такой же бакалавриат реализует Кубанский государственный университет, а аспирантуру – Таганрогский филиал Ростовского государственного экономического университета.– Подскажите, изменилась ли работа вузов после их вступления в ассоциацию?– Работа в рамках Ассоциации казачьих вузов обогатила учебный процесс новыми курсами и внеучебной деятельностью. Думаю, их жизнь стала чуть менее спокойной, но более интересной, потому что появилось намного больше инициативных людей. К тому же ассоциация открыла прямой путь к взаимодействию вузов с казачьими обществами. Наладился непрерывный процесс обмена опытом и практиками, научно-методическими разработками, усилилось ощущение единого братства, позволяющее становиться сильнее. На мой взгляд, это та ситуация, в которой один плюс один равно не двум, а трем, четырем, даже пяти, потому что происходит накопление, синергетический эффект, который помогает нам вовлекать больше ребят в программы "казачьего бакалавриата".Кроме того, у воспитанников казачьих корпусов и выпускников казачьих школ появилась возможность поступать напрямую в "казачьи" высшие учебные заведения, что закрывает большой запрос на преемственность и непрерывность образования с казачьим компонентом. Также с созданием ассоциации появилась новая площадка для обсуждения и стратегического планирования дальнейших шагов и планов.Сейчас в ассоциации существует три рабочих группы, каждая из которых возглавляется ректором. Они помогают нам развиваться с точки зрения образовательной компоненты, научно-методического обеспечения нашей деятельности и реализации молодежной политики в "казачьих вузах". Это создает мощный фундамент и задает верные траектории развития российского казачества.– Какие существуют мероприятия внеурочной деятельности, реализуемой в университетах ассоциаций?– Все студенты, как особых программ "казачьего бакалавриата", так и обычных направлений, имеют равные возможности, а форматы работы с ними не имеют серьезных различий. Вместе с тем учащимся "казачьих вузов" доступны особые виды активности, как, например, прошедшие в мае этого года выборы атамана Первого казачьего университета. Это тоже традиции, передача опыта, чтобы студенты понимали, что обучаются по особым программам и что должны гордиться этим.И конечно, нужно отметить мероприятие, которое проводится для всех студентов, обучающихся по нашим программам: традиционный слет Ассоциации казачьих вузов "Казачья станица". Там студенты-казаки могут и побороться за звание лучшего, и посоревноваться, и поучаствовать в общих инициативах. Также для студентов высших учебных заведений непосредственно университетами, входящими в ассоциацию, проводится всероссийская олимпиада по истории и культуре казачества "Гордость Отечества".Необходимо добавить, что не только для студентов у нас есть особые реализуемые мероприятия, но и для преподавателей тоже. Очень важно постоянно повышать квалификацию педагогов, проводить конференции, создающие ощущение единства и дающие возможность спросить совета, поделиться педагогическим опытом и используемыми методиками. Это важно, поскольку преподаватель – самый главный человек в процессе обучения для студентов-казаков, наверное, после духовника. Такие же особые программы мы предоставляем и проректорам, курирующим молодежную политику, реализуем мероприятия и инициативы, необходимые им.– Может ли студент, поступивший в "казачий вуз", получить военную подготовку?–Во многих российских университетах есть военно-учебные центры, где ребята получают необходимую военную подготовку. И вузы ассоциации не являются исключением.Также сейчас мы интегрируем модуль по беспилотникам, потому что понимаем, что в нынешних реалиях это важные и значимые навыки.– Расскажите подробнее, как студенты и их преподаватели-казаки участвуют в поддержке специальной военной операции?– Одно из направлений поддержки специальной военной операции – проведение акции "Вузы – фронту", в рамках которой студенты и преподаватели собирают гуманитарную помощь бойцам, их семьям и все необходимое фронту. Также ребята ездят в госпитали с различными инициативами, многие непосредственно участвуют в зоне специальной военной операции, а мы рассказываем о наших героях.Еще одна важная акция – "Шьем вместе", участники которой шьют вещи для бойцов СВО, а также плетут маскировочные сети. Некоторые вузы, собирая гуманитарную помощь, отправляли на фронт машины и технику.2025 год – особый год для нашей страны, в который мы празднуем 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. Студенты вузов ассоциации принимали участие в парадах Победы в разных городах нашей страны, и в центральном параде на Красной площади участвовало более 130 студентов – казаков ассоциации.– Ольга Викторовна, поделитесь планами Министерства науки и высшего образования по развитию казачьего образования в вузах?– Планов много. В прошлом учебном году мы выпустили учебно-методическое пособие "История казачества России", а в этом на базе 10 университетов начнем его апробацию. Сейчас по-прежнему продолжаем собирать отклики для создания полноценного тиража. И в этом году – спасибо издательству "Наука" – вместе с коллегами выпустим полноценное издание, для того чтобы во всех университетах был единый учебник для преподавания.Кроме этого, вместе с коллегами из Министерства просвещения России мы начнем работу по подготовке аналогичных учебных пособий для казачьих кадетских корпусов и казачьих школ. Эту деятельность мы реализуем совместно с коллегами из Всероссийского казачьего общества, а также при полной поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Результаты совместного труда доказывают, что в единстве рождается истина и даже то, что кажется сложным, становится реальностью.Могу с уверенностью сказать, что никакие сложности нас не пугают, а, наоборот, закаляют. Не это ли основа российского казачества? Совместными усилиями мы добьемся многого и создадим для ребят все возможности для самореализации, чтобы они хорошо учились и становились надежной опорой для российского казачества.
https://kazachestvo.ru/20250328/1635018.html
https://kazachestvo.ru/20240329/1030393.html
https://kazachestvo.ru/20250314/1587222.html
https://kazachestvo.ru/20250205/1510234.html
https://kazachestvo.ru/20241004/1287430.html
https://kazachestvo.ru/20250814/1980230.html
https://kazachestvo.ru/20250904/2023312.html
https://kazachestvo.ru/20250131/1473756.html
россия
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2025
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова
2025-09-11T10:00
true
PT13M53S
/img/07e9/09/09/2032923_379:0:1819:1080_1920x0_80_0_0_e02b40d67e77b420811a90cc16da19ee.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
минобразования рф, ассоциация казачьих вузов, минпросвещения рф, всероссийское казачье общество, образование, казачья молодежь , россия
В 2021 году по инициативе Минобрнауки и Всероссийского казачьего общества была создана Ассоциация казачьих вузов. Вошедшие в нее учебные заведения реализуют образовательные программы на основе традиционных ценностей российского казачества. В настоящий момент в ассоциацию входят 26 высших учебных заведений практически во всех федеральных округах.
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова рассказала порталу "Российское казачество", какими качествами обладают казаки-студенты, в чем ключевое отличие бакалавриата с казачьим компонентом, и поделилась планами Министерства в отношении казачьего образования.
– Ольга Викторовна, расскажите, для чего была создана Ассоциация казачьих вузов и кто в нее входит?
– Создание ассоциации имело несколько важных оснований. Прежде всего это ощущение единства и понимания, как много университетов готовят кадры для работы на развитие казачества. А также, конечно, для трансляции единой повестки для обмена лучшими практиками в тех университетах, которые обучают студентов по стандартам казачьего образования.
В настоящий момент в ассоциацию входят 26 образовательных организаций высшего образования, которые расположены во всех федеральных округах, кроме Северо-Западного, который мы планируем охватить в ближайшее время. Также к вступлению готовятся еще три вуза. И надо сказать, все университеты ассоциации имеют активную гражданскую позицию, помогают узнавать новые эпизоды в истории казачества и создают для ребят новые возможности для роста и самореализации.
Мы активно работаем с атаманом Всероссийского казачьего общества Виталием Кузнецовым. Он помогает по всем направлениям, и этим взаимодействием мы формируем кадровый резерв, который необходим для казачьих сотен и для казачьих обществ. Совместную работу проще реализовывать при совместном обсуждении, когда ректоры и преподаватели общаются, видят друг друга, и тем самым создается сообщество тех, кто развивает наше казачество.
– Каковы основные направления деятельности вузов ассоциации?
– Тут можно выделить несколько направлений, но ключевое – образование. Мы специально интегрируем особые компоненты для тех направлений подготовки, которые готовят будущих атаманов. А также, конечно, научные и учебно-методические знания, изучение истории и создание учебно-методических пособий для казачьих высших учебных заведений. Эту задачу мы решаем общими силами, привлекая научных сотрудников.
Также, безусловно, это большая внеучебная деятельность, направленная на передачу и сохранение традиций казачества. Она необходима, чтобы связующая нить поколений не терялась, а становилась еще крепче. Конечно, сплочение в рядах студентов создают и традиции православной веры, помогающие осмыслять силу, мощь и все исторические этапы казачества.
Кроме того, большое число казаков сейчас находится в зоне специальной военной операции. Мы говорим с ребятами о героях и создаем о них материалы – сегодня это значимое и необходимое направление.
– Существуют ли какие-то особенности приема в вузы, входящие в ассоциацию? Есть ли у выпускников казачьих образовательных учреждений преимущества при поступлении?
– Особенностей приема, конечно, не существует, так как правила приема в вуз Российской Федерации – общая заданная рамка. Вместе с тем при поступлении в университеты ассоциации абитуриент может предоставить индивидуальное портфолио, в котором собраны достижения участий во всероссийских и региональных казачьих мероприятиях. Максимальное количество баллов за него – 10. И многие ректоры, конечно, прописывают это в своих правилах приема.
Кроме того, сами вузы могут стимулировать казачью молодежь к поступлению. Тут стоит отметить "казачий бакалавриат" Первого казачьего университета, который мы называем ласково "казбак". Это программа "казачьего бакалавриата", где учрежден грант ректора. Он предполагает и обучение, и проживание в общежитии, и стипендию, и позволяет ребятам поступать из любого уголка нашей большой страны, проходить вступительные испытания и затем учиться так, чтобы стипендия всегда выплачивалась.
В МГУТУ реализуются программы в рамках трех направлений: государственное и муниципальное управление, педагогика и журналистика. Там казачий компонент занимает значимое место в учебных планах.
Кроме того, такой же бакалавриат реализует Кубанский государственный университет, а аспирантуру – Таганрогский филиал Ростовского государственного экономического университета.
– Подскажите, изменилась ли работа вузов после их вступления в ассоциацию?
– Работа в рамках Ассоциации казачьих вузов обогатила учебный процесс новыми курсами и внеучебной деятельностью. Думаю, их жизнь стала чуть менее спокойной, но более интересной, потому что появилось намного больше инициативных людей. К тому же ассоциация открыла прямой путь к взаимодействию вузов с казачьими обществами. Наладился непрерывный процесс обмена опытом и практиками, научно-методическими разработками, усилилось ощущение единого братства, позволяющее становиться сильнее. На мой взгляд, это та ситуация, в которой один плюс один равно не двум, а трем, четырем, даже пяти, потому что происходит накопление, синергетический эффект, который помогает нам вовлекать больше ребят в программы "казачьего бакалавриата".
Кроме того, у воспитанников казачьих корпусов и выпускников казачьих школ появилась возможность поступать напрямую в "казачьи" высшие учебные заведения, что закрывает большой запрос на преемственность и непрерывность образования с казачьим компонентом. Также с созданием ассоциации появилась новая площадка для обсуждения и стратегического планирования дальнейших шагов и планов.
Сейчас в ассоциации существует три рабочих группы, каждая из которых возглавляется ректором. Они помогают нам развиваться с точки зрения образовательной компоненты, научно-методического обеспечения нашей деятельности и реализации молодежной политики в "казачьих вузах". Это создает мощный фундамент и задает верные траектории развития российского казачества.
– Какие существуют мероприятия внеурочной деятельности, реализуемой в университетах ассоциаций?
– Все студенты, как особых программ "казачьего бакалавриата", так и обычных направлений, имеют равные возможности, а форматы работы с ними не имеют серьезных различий. Вместе с тем учащимся "казачьих вузов" доступны особые виды активности, как, например, прошедшие в мае этого года выборы атамана Первого казачьего университета. Это тоже традиции, передача опыта, чтобы студенты понимали, что обучаются по особым программам и что должны гордиться этим.
И конечно, нужно отметить мероприятие, которое проводится для всех студентов, обучающихся по нашим программам: традиционный слет Ассоциации казачьих вузов "Казачья станица". Там студенты-казаки могут и побороться за звание лучшего, и посоревноваться, и поучаствовать в общих инициативах. Также для студентов высших учебных заведений непосредственно университетами, входящими в ассоциацию, проводится всероссийская олимпиада по истории и культуре казачества "Гордость Отечества".
Необходимо добавить, что не только для студентов у нас есть особые реализуемые мероприятия, но и для преподавателей тоже. Очень важно постоянно повышать квалификацию педагогов, проводить конференции, создающие ощущение единства и дающие возможность спросить совета, поделиться педагогическим опытом и используемыми методиками. Это важно, поскольку преподаватель – самый главный человек в процессе обучения для студентов-казаков, наверное, после духовника. Такие же особые программы мы предоставляем и проректорам, курирующим молодежную политику, реализуем мероприятия и инициативы, необходимые им.
– Может ли студент, поступивший в "казачий вуз", получить военную подготовку?
–Во многих российских университетах есть военно-учебные центры, где ребята получают необходимую военную подготовку. И вузы ассоциации не являются исключением.
Также сейчас мы интегрируем модуль по беспилотникам, потому что понимаем, что в нынешних реалиях это важные и значимые навыки.
– Расскажите подробнее, как студенты и их преподаватели-казаки участвуют в поддержке специальной военной операции?
– Одно из направлений поддержки специальной военной операции – проведение акции "Вузы – фронту", в рамках которой студенты и преподаватели собирают гуманитарную помощь бойцам, их семьям и все необходимое фронту. Также ребята ездят в госпитали с различными инициативами, многие непосредственно участвуют в зоне специальной военной операции, а мы рассказываем о наших героях.
Еще одна важная акция – "Шьем вместе", участники которой шьют вещи для бойцов СВО, а также плетут маскировочные сети. Некоторые вузы, собирая гуманитарную помощь, отправляли на фронт машины и технику.
2025 год – особый год для нашей страны, в который мы празднуем 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. Студенты вузов ассоциации принимали участие в парадах Победы в разных городах нашей страны, и в центральном параде на Красной площади участвовало более 130 студентов – казаков ассоциации.
– Ольга Викторовна, поделитесь планами Министерства науки и высшего образования по развитию казачьего образования в вузах?
– Планов много. В прошлом учебном году мы выпустили учебно-методическое пособие "История казачества России", а в этом на базе 10 университетов начнем его апробацию. Сейчас по-прежнему продолжаем собирать отклики для создания полноценного тиража. И в этом году – спасибо издательству "Наука" – вместе с коллегами выпустим полноценное издание, для того чтобы во всех университетах был единый учебник для преподавания.
Кроме этого, вместе с коллегами из Министерства просвещения России мы начнем работу по подготовке аналогичных учебных пособий для казачьих кадетских корпусов и казачьих школ. Эту деятельность мы реализуем совместно с коллегами из Всероссийского казачьего общества, а также при полной поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Результаты совместного труда доказывают, что в единстве рождается истина и даже то, что кажется сложным, становится реальностью.
Могу с уверенностью сказать, что никакие сложности нас не пугают, а, наоборот, закаляют. Не это ли основа российского казачества? Совместными усилиями мы добьемся многого и создадим для ребят все возможности для самореализации, чтобы они хорошо учились и становились надежной опорой для российского казачества.