Как донской казак пытался обуздать историю, но ему это не удалось - Российское казачество, 15.10.2025

Как донской казак пытался обуздать историю, но ему это не удалось

© Портал "Российское казачество"Кадр из сериала "Хроники русской революции" на экране. Юра Борисов в роли казака Михаила Прохорова на страже Российской империи
Кадр из сериала Хроники русской революции на экране. Юра Борисов в роли казака Михаила Прохорова на страже Российской империи
Премьера 16-серийной эпопеи "Хроники русской революции" получилась звонкой. Да и сам проект, по всему видно, хорош собой. Его дружно и хвалят, и ругают – профессиональные критики солируют, сводный хор досужей публики – на подпевках. А это что значит? Цель достигнута – равнодушных нет.
Два имени в титрах дают понять, что сериал изначально был обречен если и не на триумф, то уж точно на пристальное внимание широкой аудитории.
Это Алишер Усманов – предприниматель из десятки самых состоятельных людей России, выступивший продюсером, а значит и инвестором кинокартины. И Андрей Кончаловский – видный режиссер из творческой династии Михалковых-Кончаловских. Он же выступил и сценаристом (в соавторстве с Еленой Киселевой), что немаловажно.
Кончаловский говорит, что это самый амбициозный в его жизни проект. Усманов по этому поводу не говорит ничего, но сериал продвигает добротно, со знанием дела.

Ставка сделана на казака

Тема могучая. Авторы решились вынести на суд общественности свою трактовку двух драматичных, кровавых, судьбоносных и судьболомных десятилетий отечественной истории – с 1905 по 1924 год. Революционные события и крутые всероссийские виражи начала ХХ века, столь популярные, и понятно почему, у кинематографистов советского периода, снова поманили мастеров искусств.
Только теперь уже на новом витке исторического процесса с современным набором производственного инструментария наперевес и с пестрой палитрой идей и оценок за пазухой.
350 персонажей, из которых 157 – реальных исторических, – это, разумеется, колоссально много. Николай IIи Ленин, Сталин и Троцкий, Горький и Распутин, Парвус и Юсупов и прочие, прочие, прочие. Но главный герой, а именно он нас интересует более всего, – персона вымышленная.
Тут, скорее всего, и требовался образ собирательный, не стреноженный историческими условностями, зато и символизирующий собой разумный русский консерватизм, пытавшийся противостоять бурному потоку революционных изменений. А что этот персонаж оказался природным казаком, вовсе не случайно.
Даже когда экранизируются литературные произведения с хорошо известным сюжетом и устоявшейся репутацией, режиссеры и то, чего греха таить, не слишком церемонятся с исходным материалом, разворачивая его ракурсом, подходящим для их, а не писательских, замыслов.
Афиша фильма Казаки. Киностудия Метро-Голдвин-Майер. 1928 год.
Вечера на хуторе близ Лос-Анджелеса и другие приключения казаков в Европе и Америке
Но в нашем случае над проектом царствовал Андрей Кончаловский. Он был волен выбрать в центральные действующие лица хоть дворянина, хоть поповского сына, хоть разночинца, какого-нибудь мещанина. При известной степени допущений героем мог даже оказаться выходец из рабоче-крестьянской среды. Причем и в этом тоже можно было бы без особых усилий найти россыпь символов.
Но ставка была сделана на казака.

Террор, экстремизм и надежда на будущее

Сценарный замысел в фильме такой. В Российской империи неспокойно, экстремисты и террористы совсем распоясались, безудержно хорохорятся, а некоторые даже и ерепенятся.
Дошло до того, что шайка политических налетчиков средь бела дня ограбила филиал государственного банка в Гельсингфорсе (ныне – Хельсинки). А ведь там до сего момента была тишь да гладь, как и полагалось глухой и чуть сонной финляндской провинции Российской империи.
Казаки в бою под Сикайоки
Хельсинки – город боевой казачьей славы
Ответственные руководители страны криминально-идеологическим произволом обеспокоены. Безответственные – коррумпированы и предательски размышляют, как бы на сложившейся ситуации погреть свои загребущие руки.
Страна наводнена революционерами, провокаторами, аферистами всех мастей, агентами влияния, экзальтированными барышнями и хладнокровными убийцами. Народ ропщет и даже срывается в стачки, вплоть до локальных восстаний.
Царь Николай II (актер – Никита Ефремов) обреченно грустит, а заодно подмахивает документы, призванные хотя бы сколько-нибудь умиротворить население, но на самом деле только подливающие масла либеральной безвольности в пламя уже явственно ощущающегося бунта.
1905 год на дворе – это вам не шуточки.
В Царском Селе в ходе доклада самодержцу генерал-губернатор Санкт-Петербурга Дмитрий Трепов (актер – Александр Хованский) предлагает организовать в особом полицейском отделе специальное подразделение, которое будет заниматься исключительно политическим подпольем. Некий прообраз антитеррористического спецназа, если говорить современным языком. По словам Трепова, сделать это надо срочно, хотя бы ради безопасности императора и его семейства.
Пока император и генерал-губернатор обменивались мнениями, в приемной дожидался ротмистр, сидевший нехарактерным для "паркетных" офицеров образом, эдакой раскорякой, что, вероятнее всего, должно было натолкнуть зрителей на догадку, что человек-то явно в седле вырос. А уж не из казаков ли он?
© Портал "Российское казачество"Кадр из сериала "Хроники русской революции" на экране. Юра Борисов (слева) в роли казака Михаила Прохорова в приемной у императора
Кадр из сериала Хроники русской революции на экране. Юра Борисов (слева) в роли казака Михаила Прохорова в приемной у императора
Кадр из сериала "Хроники русской революции" на экране. Юра Борисов (слева) в роли казака Михаила Прохорова в приемной у императора
И точно, служащий в жандармском управлении молодой, но очень надежный офицер, буквально в следующей сцене подтверждает свое происхождение. Генерал Трепов, а это, разумеется, он прихватил на высочайшую аудиенцию претендента на важный, но отнюдь не самый завидный в этой ситуации пост, приглашает своего попутчика в царский кабинет. Происходит знакомство ротмистра Михаила Васильевича Прохорова с императором Николаем Александровичем Романовым.
На роль Прохорова был приглашен популярный сегодня и даже погревшийся в лучах "Оскара" (был номинирован, но статуэтку не получил) Юра Борисов.
"Я обеспокоен создавшимся положением, моих чиновников стреляют, как куропаток. Смешно… Я буквально не могу прогуляться даже вокруг дворца", – сообщает с экрана последний русский царь. Офицер пожирает помазанника Божьего глазами.
Самодержец сообщает, что на руководителя нового подразделения большая надежда и роль у того особая.
Дальше следует такой диалог:
– Это огромная честь для меня, Ваше Императорское Величество!
– Где Вы родились?
– Станица Вешенская, Ваше Императорское Величество.
– Получили образование?
– Донской императора Александра IIIкадетский корпус в Новочеркасске.
– Так Вы из казаков?
- Так точно.
- Ну что ж, я могу на Вас положиться. Мой покойный отец говаривал: "На казака всегда можно положиться".
- Казаки говорят: "Куда Ваше Величество взгляд свой кинет, туда мы головы свои бросим".
Ротмистр тут же был произведен в подполковники и умчался входить в курс дел. В смысле – пытаться спасти зашатавшуюся империю от обрушения.
На кого же в таком труднейшем вопросе можно было рассчитывать, как не на казака?

При Александре III таких безобразий не было

Прохоров мог быть родом из любой станицы, разумеется. Но сценаристы прописали Вешенскую, крепко сплетенную с биографией писателя Михаила Шолохова и в этой связи получившую известность далеко за пределами Донской земли.
К слову, когда экранный Михаил Прохоров с благословения самого царя получал новое назначение, в Вешенской как раз и родился реальный Михаил Шолохов. 1905 год был богат на разные события – это уж точно.
Учебное заведение, в котором ковался характер и выставлялись мировоззренческие настройки главного героя сериала, скорее всего, напрашивалось само собой. Донской императора Александра III кадетский корпус в Новочеркасске – место знаменитое. Из стен этого казачьего кадетского корпуса вышло немало блестящих офицеров и толковых генералов, ученых, журналистов, и, как мы теперь уже знаем, в их число вписали и придуманного, но очень достойного казака Михаила Прохорова.
Кратчайшая история создания кадетского корпуса в Новочеркасске была изложена в грамоте, которую при закладке первого камня здания учебного заведения, после молебна, само собой, замуровали в фундамент:
"В царствование Императора Александра III, при Августейшем Атамане Цесаревиче Николае Александровиче, Военном министре генерал-лейтенанте Ванновском, Войсковом наказном атамане генерал-адъютанте князе Святополк-Мирском-2, Главном начальнике военно-учебных заведений генерал-лейтенанте Махотине, Донской кадетский корпус учрежден 26 февраля 1883 года и открыт 30 августа 1883 года. Здание корпуса заложено 6 мая 1885 года. Директор корпуса генерал-майор Левачев, инспектор строительной части полковник Покотилов, строитель Полковник Залесский".
© Портал "Российское казачество"Донской императора Александра III кадетский корпус в Новочеркасске. Конец XIX века
Донской императора Александра III кадетский корпус в Новочеркасске. Конец XIX века
© Общественное достояниеПрограмма пребывания из книги "О посещении их Императорскими Величествами с наследником цесаревичем августейшим атаманом всех казачьих войск города Новочеркасска – 5, 6 и 7 мая 1887 года". Новочеркасск, 1887
Программа пребывания из книги О посещении их Императорскими Величествами с наследником цесаревичем августейшим атаманом всех казачьих войск города Новочеркасска – 5, 6 и 7 мая 1887 года. Новочеркасск, 1887
1/2
Донской императора Александра III кадетский корпус в Новочеркасске. Конец XIX века
2/2
Программа пребывания из книги "О посещении их Императорскими Величествами с наследником цесаревичем августейшим атаманом всех казачьих войск города Новочеркасска – 5, 6 и 7 мая 1887 года". Новочеркасск, 1887
Императорская фамилия имела прямое и непосредственное отношение к созданию казачьего учебного заведения в Новочеркасске. Более того, посещая город, Александр III и сопровождавший его наследник, на тот момент августейший атаман казачества, будущий царь Николай II внимательно знакомились с работой кадетского корпуса.
Тут параллель, заложенная идеологами сериала "Хроники русской революции", очевидна. Императорский дом милостиво заботился об офицерских кадрах, в том числе казачьих. Из созданных под высочайшим покровительством учебных заведений выходили настоящие защитники Отечества сколь морально устойчивые, столь и квалифицированные.
Обращает на себя внимание незримое, но явственное, можно сказать, троекратное присутствие императора Александра IIIв эпизоде общения царя Николая IIи Михаила Прохорова в "Хрониках…".
Во-первых, ссылка действующего императора на своего августейшего родителя и его отношение к казакам. Во-вторых, название кадетского корпуса, вскрывающее целый исторический пласт. В-третьих, над рабочим столом самодержца висел ростовой портрет – монументальная, граненая фигура Александра IIIкисти Валентина Серова.
Да, при Александре IIIбезобразий, подобных 1905 году, не было. И казаки не политических нелегалов ловили, а границы империи стерегли.
© Общественное достояниеВалентин Серов. Портрет императора Александра III. Находится в музее-заповеднике "Царское Село"
Валентин Серов. Портрет императора Александра III. Находится в музее-заповеднике Царское Село
Валентин Серов. Портрет императора Александра III. Находится в музее-заповеднике "Царское Село"

Талантливый казак талантлив во всем

Трогательное внимание Андрея Кончаловского к Новочеркасску можно объяснить и на бытовом уровне, конечно. Его семейное положение к тому обязывает. Во всяком случае, оно могло внести соответствующие нотки настроения при выписывании сюжета и образов "Хроник русской революции".
Жена Кончаловского, Юлия Высоцкая, родом как раз из Новочеркасска. Люди пишут, что есть в ней казачья кровь, один из дедов актрисы так и вовсе носил классическую донскую фамилию Мелихов. Как тут снова не вспомнить Шолохова и его великий "Тихий Дон", верно?
События в нашумевшем проекте режиссера Кончаловского пятилетней давности "Дорогие товарищи!" тоже разворачивались в Новочеркасске. Тогда фильм рассказывал о расстреле демонстрации рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода в 1962 году. Одна из самых нелогичных, нелепых, трагических страниц советской истории.
Казак отдыхает на лавочке у здания администрации Новочеркасска
Новочеркасск – слишком крутой для провинции, слишком искренний для столицы
Юлия Высоцкая задействована на доминирующих позициях и в "Дорогих товарищах!", и в "Хрониках русской революции". В последнем случае она исполняет роль вздорной аристократки Ариадны Славиной, погрузившейся в революционное подполье в поисках острых ощущений и плотских утех. И того, и другого она набралась с лихвой. Не помешал тому, а даже и невольно помог в некоторых страстных эпизодах как раз подполковник Прохоров.
Стоит заметить, что съемочная группа не стала идеализировать главного героя. И правильно сделала. Это же не статуя, а нормальный казак.
Михаил Прохоров – славный малый, честный, патриотичный, бескомпромиссный, и многое человеческое ему никак не чуждо. Выпить умеет, одернуть зарвавшегося нахала, на женщин посматривает с совершенно конкретным живым интересом. Но зато приоритеты расставляет верно, знает, что главное, а что наносное.
К тому же, он обладает многими специальными навыками и талантами. Когда надо, сыплет блатной феней и поблескивает фиксами, вставленными для конспирации. А в другом случае – чистый денди, лощенный и утонченный до приторности. Словом, находка для политического сыска, его надежда и опора.

После казаков - тишина

Жандармский офицер, прямо скажем, не самая типичная карьера для донского казака.
В наиболее тяжелые, бунташные времена казаки и жандармерия действовали, как смежники, или что-то в этом роде. Точнее, казаки включались в ситуацию, когда жандармерия уже исчерпывала свои аргументы.
Видный советский ученый, специалист по античной философии и концепциям Канта, лауреат Сталинской премии Валентин Асмус в малолетнем возрасте пережил бельгийский погром в Константиновке (Донбасс). В 1900 году местные рабочие взялись крушить дома иностранных специалистов принадлежавших бельгийскому капиталу стекольных заводов, где служил Асмус-старший, обрусевший немец.
Повзрослев, Асмус-младший вспоминал:
"Какие-то темные силы разожгли эту неприязнь в настоящую вражду, и в начале 1900-х годов в Константиновке произошел безобразный бельгийский погром".
А дальше – о завершении беспорядков:
"Наша квартира осталась целехонькой со своими иконами в окнах, но бельгийский дом (может быть, дома, не помню) сгорел дотла, и улица была пустынна, как вымершая. Днем по ней медленно проехал конный отряд казаков, который бельгийская администрация заводов вызвала по телефону из тогдашнего Бахмута".
Прибытием казачьих частей, как правило, в начале ХХ века и заканчивались беспорядки в городах и рабочих поселках не только Донбасса, но и всей империи. Казаки служили умиротворяющей, стабилизирующей силой, а еще были отличной профилактикой правонарушений. Само по себе наличие казачьей сотни в населенном пункте или где-то поблизости от него дисциплинировало население. Со станичниками не забалуешь!
Но понятно, что у Михаила Прохорова в сериале Кончаловского иная миссия. Причем, как мы знаем, опираясь на учебник истории, из числа невыполнимых. Но казак старался, как только мог. И в этом давайте рискнем увидеть главный замысел авторов проекта, которые втолкнули главного героя в эпицентр бурления политической жизни имперской столицы напрямую из казачьей станицы.
Шашка судьбы
Мало кто, кроме казака, ринется закрывать сбой столь безнадежный участок фронта. На этот раз – идеологического, а значит – особенно опасного.
Наверное, и даже наверняка, привычнее и ловчее что ли служить Родине на добром коне, с острой шашкой в руке. Но если Господь сподобил оказаться в руководителях жандармского отделения, приходится и здесь в лепешку расшибаться, но решать поставленные задачи.
А ставки-то высоки, аж дух захватывает. Противник коварен и изворотлив. И лично царь уповает на него, Михаила Васильевича Прохорова из станицы Вешенская.
Герой Юры Борисова решителен и креативен, отважен, силен, смекалист, скор на решения. Крепок в своих убеждениях, что важно! Правда-то на его стороне, как убежден наш кинематографический казак.
Империю спасти Прохорову, правда, не удалось. В противном случае это была бы уже не заявка прославленного режиссера на препарирование эпохи, а малонаучная фантастика, совсем другой жанр.
"Этот фильм – попытка что-то понять про Россию, про тех, кто двигал революцию, про тех, кого она смела, – сообщил Андрей Кончаловский на фоне премьеры своего нового фильма. – Я думаю, лучшее состояние для зрителя – это смятение, потому что в конце он должен сам подумать, поспорить, решить".
Со смятением у авторского коллектива получилось отменно. Тем более что процесс был прокачан через призму приключений казака.
Четко обозначенное казачье происхождение ведущего персонажа в действе, напрямую не касающемся казачьего сословия, не такое уж и частое явление в искусстве. В постановке "Тихого Дона", или толстовских "Казаках", или гоголевском "Тарасе Бульбе", например, все ясно. Это эпос о казаках, и фигурируют там сплошь казаки, что естественно. В "Хрониках русской революции" совсем другой расклад, но в центре событий – казак.
Действительно, шлейф споров и рассуждений сериал за собой оставляет густой. Голову сломаешь, думая, что же это за уникальная ситуация возникла в России в начале прошлого века, что даже казак Прохоров мало что смог ей противопоставить. Под раздачу тогда попали многие, начиная прямо-таки с царя, хотя, казалось бы…
Может, закономерности исторического процесса сработали? А может, кара Божья? Одно другого не исключает. Это две стороны одного и того же клинка судьбы.
Руслан Мармазов
© Портал "Российское казачество"Кадр из сериала "Хроники русской революции" (2025) на экране. Юра Борисов (справа) в роли казака Михаила Прохорова на страже Российской империи
Кадр из сериала Хроники русской революции (2025) на экране. Юра Борисов (справа) в роли казака Михаила Прохорова на страже Российской империи
Кадр из сериала "Хроники русской революции" (2025) на экране. Юра Борисов (справа) в роли казака Михаила Прохорова на страже Российской империи