Как казаки в футбол играли, в снегах стреляли, соперникам головы отбивали

© РИА Новости / Владислав Самойлик
Особо и говорить не стоит, что сильные люди всегда были у казаков в чести. Это, так сказать, общее место, прописная истина.
Образ жизни, стиль поведения, а главное, настоятельная необходимость даже в самых сложных обстоятельствах умирать только в самом крайнем случае располагали к поддержанию организма в тонусе, к развитию особых боевых навыков и к тому подобным опциям, не слишком свойственным простому, гражданскому населению. Так было со времен изначального казачества, так есть и сегодня. Разумеется, если вести речь о казаках реальных, а не диванных.
Но одно дело – сильные мышцы, развитые регулярными упражнениями с ведрами, кадушками, рыбачьими сетями, веслами, косами, пилами, топорами, молотками, это не говоря о каждодневной конной езде, казарле, фланкировке и даже внесенной в казачьи регламентирующие документы позапрошлого-прошлого веков гимнастике... Совсем иное – спорт высоких достижений. Профессиональное занятие для доказательства своего превосходства не на уровне родной станицы, а страны, Европы и мира даже.
"Состязанья в крови и образе жизни, служим Господу Богу, чтим традиции", – эта строка из современного казачьего рэпа (представьте себе, есть и такое явление, отчего же не быть ему?) точно объясняет родство казачества и большого спорта.
Правда, статистики, сколько среди казаков по происхождению, а главное, по сути, было и есть за всю историю спорта, мы, скорее всего, не отыщем. Вряд ли кто вел такой учет, а жаль. Сами же казаки-спортсмены, когда указывали на свой статус, особо его подчеркивали и даже использовали как дополнительный психологический фактор в конкурентной борьбе, а когда и молчали об этом скромно. Дескать, чего пусторюмить-то?
Но если уж спортсмен позиционирует себя как казака – это мощное явление, незаурядное, достойное всяческого внимания. И вот тут-то самое интересное начинается. Чуть ниже последует небольшая подборка, короткие эссе что ли, о выдающихся казаках нашего спорта. Удивительные люди, причем очень и очень разные.
Один и вовсе спортсменом себя не считает, хотя и многократный чемпион мира. Достижение другого уже никто и никогда не побьет, как бы ни старался. Третий и не казак вовсе, потому что казачка, зато с такой железной волей, что восхититься впору… Выдающиеся личности, которых объединяют сила казачьего духа, воли, сильные поступки, служение высоким идеалам.
Европейские газыри "Страшного казака"
Иван Поддубный (26 сентября (8 октября) 1871, село Красеновка Золотоношского уезда Полтавской губернии – 8 августа 1949, Ейск). Самый популярный в Российской империи и один из самых известных в Европе борец французского (греко-римского) стиля. Чемпион мира по борьбе в Париже 1905–1908 годов. Точное количество его титулов до сих пор вызывает споры у исследователей. Спортивная карьера длилась более 40 лет. Заслуженный артист РСФСР (1939). Заслуженный мастер спорта СССР (1945).
Иван Железный, Иван Великий, Русский богатырь, Чемпион чемпионов, Король борцов, Железный медведь России и, наконец, изюминка этой коллекции свирепых, но вместе с тем почетных и справедливых прозвищ – Страшный казак! Так цветасто называла публика и импресарио (но особенно старалась пресса) выдающегося русского борца и невероятно привлекательную медийную, как сказали бы теперь, персону Ивана Поддубного.
Выступления этого выдающегося атлета пришлись на времена, когда спорт в современном нашем понимании только выкристаллизовывался и структурировался. Шоу в состязаниях было ничуть не меньше, а часто и куда больше, чем собственно спортивной составляющей. Борьба с ее многочисленными "первенствами мира" и "непобедимыми чемпионами", "королями ковра" и "таинственными масками" напрямую вырастала из цирковых представлений.
Оттого Иван Поддубный вошел в историю не только как великий спортсмен, но и как артист цирка. Популярность его стремительно вырвалась за границы России, он был знаменит в Европе и Америке. И занимавшиеся его закордонной карьерой продюсеры первого поколения казачью тему "качали" старательно и успешно. В самом деле, грех было не воспользоваться грозным образом казака, сформированным еще в XIX веке европейской пропагандистской машиной, для коммерческого продвижения русского борца.
Тем более что в случае с Поддубным казачий антураж не был выдумкой. Он являлся как бы наглядным пособием, сопровождавшим реальную историю. Когда французская пресса писала об Иване Поддубном "Le Kosack Zaporog", она ничуть не криводушничала. Борец вышел из небогатой казачьей семьи Золотоношского уезда Полтавской губернии.



1/3
Заметка о запорожском казаке Иване Поддубном. Журнал Armes et sports №21 за 15 декабря 1905 года
© Общественное достояние
2/3
Русские борцы Иван Шемякин (стоит) и Иван Поддубный (сидит) в казачьей справе. Фотосессия для французской прессы. 1905 год
© Общественное достояние
3/3
Чемпион мира казак Иван Поддубный. Журнал Armes et sports за 22 ноября 1906 года
© Общественное достояние
Причем и его отец, и братья обладали просто-таки чудовищной силой. Но Иван Максимович сумел правильно конвертировать семейное дарование и придать ему звонкое международное звучание.
Русского казака Поддубного на радость закордонной публике вне борцовского ковра представляли в одежде, пожалуй, более всего похожей на кубанскую казачью справу. Возможно, с некоторым перекосом в сторону броскости, как того требовали законы шоу-бизнеса.
Любопытно, что примерно так же был экипирован и другой видный русский борец Иван Шемякин, друг-соперник Поддубного. Хотя Шемякин по происхождению казаком не был, родился в Подмосковье. Но французской аудитории было не до тонкостей. В иллюстрированных спортивных журналах Франции охотно публиковали фотографии Шемякина и Поддубного в кубанках, с газырями и кинжалами. Для невзыскательной местной публики прытко пишущие журналисты сообщали: это русские борцы в своей национальной одежде.
"Если бы все казаки были похожи на Поддубного, мы бы не дали дороги всем этим русским смутам! – писала французская пресса в бунташном 1905 году. – Это прекрасный образец казака".
Иван Поддубный прожил нескучную, полную приключений и побед жизнь. Не будет уж слишком большой натяжкой и погрешностью против истины, если сказать, что это был самый известный в мире казак-спортсмен всех времен.
Понедельник начинается в Ростове
Виктор Понедельник (22 мая 1937, Ростов-на-Дону – 5 декабря 2020, Москва). Выдающийся нападающий ростовского СКА и сборной СССР по футболу. Чемпион Европы (1960). Заслуженный мастер спорта СССР (1965). Кавалер Рубинового ордена УЕФА "За заслуги" (2009). Завотделом футбола газеты "Советский спорт" (1969–1983). Главный редактор еженедельника "Футбол-Хоккей" (1984–1990). Автор книг "Любовь моя, футбол", "Штрафная площадка", "Мяч – в ворота", "Исповедь центрального нападающего". Казачий полковник.
"Еще хотя бы один раз до Понедельника дожить", – это шуточное пожелание советских времен, обращенное к ростовскому футболу. Тут обыгрывалось название популярного некогда фильма "Доживем до понедельника", но главное, указывалось, что масштаб игрока Виктора Понедельника таков, что даже благословенной и богатой на спортивные таланты Донской земле придется изрядно попыхтеть, чтобы вырастить футболиста такого уровня.
Со времен, когда было сформулировано это пожелание, прошло лет 50, никак не меньше. Футболиста, равного Понедельнику, в Ростове-на-Дону так и не вырастили. Теперь уже и не придется.
Нет, вполне вероятно, что когда-то там родится даже гораздо более крутой игрок. Может, он и родился уже, растет и готовится потрясти человечество своей виртуозностью, просто мы этого пока не знаем… Но повторить достижение Виктора Понедельника… Собственно, для этого нет уже никакой физической возможности.
Любители-то футбола понимают, а для остальных поясню, в чем дело. Среди многочисленных заслуг перед отечественным и европейским футболом один гол выделяется до чрезвычайности. 10 июля 1960 года в Париже на стадионе "Парк де Пренс" на 113-й (!) минуте Виктор Понедельник забил победный мяч (2:1) в ворота сборной Югославии, сделавший сборную СССР первой в истории победительницей европейского футбольного первенства.



1/3
Автор "золотого гола" Евро-1960 Виктор Понедельник во время чествования сборной СССР на Центральном стадионе им. Ленина в Москве
© РИА Новости / Леонид Доренский
2/3
Сборная СССР по футболу. Четвертый справа – Виктор Понедельник. 1962 год
© РИА Новости / Юрий Сомов
3/3
В атаке Виктор Понедельник. 1963 год
© РИА Новости / Юрий Сомов
Позже сборная Советского Союза трижды завоевывала серебряные медали чемпионатов Европы, но повторить успех 1960 года было уже не суждено. Теперь же, поскольку СССР больше нет и итоги его пребыванию на планете подбиты, ничего подобного случиться не может по определению.
К слову, и сборная России как правопреемница команды СССР никогда выше бронзы на чемпионате Европы не поднималась. Пока, во всяком случае.
Казалось бы, забив свой главный в жизни гол, который многим может только сниться, Виктор Понедельник мог бы улечься на лавры и спокойненько на них почивать. Но только это было совершенно не в его манере.
Виктор Понедельник вошел в историю еще и как главный редактор культового (причем в этом определении ни капли гиперболы) еженедельника "Футбол-Хоккей". Это было настольное чтиво нескольких поколений наших болельщиков.
На Дону предки Виктора Понедельника оказались, по его рассказам, при Александре II Освободителе. С теми временами связано и появление диковинной, в общем-то, фамилии нашего героя. Якобы писарь не разобрался (или был чуть не в себе) и вписал день недели не в ту графу. Переделывать документы уже не стали. Повернись ситуация иначе, сегодня мы бы могли рассказывать о футболисте Викторе Пятнице, например, или Среде. Но нет, знаем и чтим именно Виктора Понедельника.
Будучи человеком с активной жизненной позицией, обладая множеством идей и кипучей энергией, Виктор Владимирович принимал участие в работе Управления Президента России по вопросам казачества (по сути, это предтеча нынешнего Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества) и структур Всевеликого войска Донского. Понедельник был казачьим полковником, к его мнению прислушивались донские атаманы.
Один из них, заметим, в знак особого уважения подарил Виктору Понедельнику коня. Еще один скакун достался выдающемуся футболисту, а к тому моменту уже ветерану спорта, в дар от лидера Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Это дало возможность журналистам непременно задавать Понедельнику вопросы, где тот держит коней и умеет ли на них ездить?
И оказывалось, что он очень прилично чувствовал себя в седле, с детства еще получил необходимые казачьи навыки. Коней хотел перевезти в Подмосковье, да не сложилось. Один так и остался в Новочеркасске, а второй – в Элисте.
Бежать и стрелять, резать правду-матку и никогда не сдаваться
Александр Тихонов (2 января 1947, село Уйское Челябинской области). Легендарный биатлонист. Четырехкратный олимпийский чемпион (1968, 1972, 1976, 1980). Одиннадцатикратный чемпион мира. Пятнадцатикратный чемпион СССР. Президент (1996–2008), вице-президент (2008–2010) Союза биатлонистов России. Первый вице-президент Международного союза биатлонистов (2002–2009). Заслуженный мастер спорта СССР (1968). Лучший биатлонист ХХ века по версии IBU. Имеет 8 авторских свидетельств, в том числе по разработке и совершенствованию спортивного стрелкового оружия в соавторстве со специалистами Ижевского машзавода (отдел Михаила Калашникова). Кавалер многих орденов.
Пара искр из фейерверка высказываний Александра Тихонова, записанных и донесенных до читателей в начале 2025 года классиками российского спортивного интервью – дуэтом журналистов "Спорт-Экспресса" Юрием Голышаком и Александром Кружковым:
– Вы же потомственный казак?
– Да! Уйское – единственная на Урале деревянная крепость, которую не смог взять Емельян Пугачев. Более двух недель штурмовал! А обороняли ее всего триста казаков.
Говорят, характером я в деда Григория. Много о нем слышал, но никогда не видел. Его в 30-е краснопузые расстреляли.
– За что?
– Было у деда четыре лошади и два работника – все, кулак! К стенке! Семья обнищала. Мне рассказывали, что любимая поговорка Григория: "Семь раз отмерь и ничего не отрезай, меряй дальше". Я и сам этого принципа придерживаюсь.
В считанных строчках – целый исторический срез, мощь, отвага и трагедия поколений через восприятие одного уральского казака. Правда, не слишком обычного, не рядового казака.
Александр Тихонов и спортсмен уникальный, и личность из ряда вон выходящая. Мало того что непревзойденный мастер бега на лыжах и поражения целей среди снегов, обладатель весомого перечня спортивных достижений, он к этому всему еще и артистичен, несколько эпатажен, на все имеет собственную точку зрения и, самое замечательное, не стесняется ее высказывать, какие бы последствия после этого ниприлетели. А прилетали неоднократно. Казак – и это если не все, то многое в его биографии поясняет.
Может быть, конечно, не ко всему сказанному Тихоновым прислушиваются, но слышат – это точно. Такого человека не услышать сложно. Тем более, правдивое слово он имеет обыкновение подтверждать решительным делом.
Когда видишь Тихонова в его парадном пиджаке, увешанном разнообразнейшими наградами, диву даешься, и даже не тому, что все это заслужил, заработал, завоевал один-единственный человек… Удивительно, как все это можно поднять, надеть на себя, а потом еще и не утратить возможность двигаться.



1/3
Четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов
© РИА Новости / Владимир Вяткин
2/3
Четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов оценивает биатлонную винтовку, изготовленную оружейниками НПО "Ижмаш"
© РИА Новости / Александр Исупов
3/3
Четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов с золотой медалью Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде. 1980 год
© РИА Новости / Дмитрий Донской
Во всем этом пестром разнообразии орденов, медалей, почетных знаков есть один, может быть, визуально и не слишком шикарный, зато боевой – орден Красной Звезды.
В 1969 году Тихонов вместе со своим товарищем по сборной СССР по биатлону Владимиром Мельниковым ехал поездом из Кирова в Новосибирск. На вагон-ресторан совершили дерзкое нападение вооруженные, бежавшие из мест заключения особо опасные рецидивисты.
Бандиты, понятно, не ожидали такого сюрприза… Спортсмены вступили в бой, преступники сочли за благо выпрыгнуть из поезда. Александр Тихонов сорвал стоп-кран, нагнал одного из негодяев, скрутил его, получив при этом несколько ножевых ранений.
Показательный случай, доложу я вам. Спорт – это хорошо. Сила, ловкость, хладнокровие, глазомер… Но всему этому грош цена в базарный день, если не применить свои навыки на деле, когда нужна помощь беззащитному, а преступник напрашивается на справедливое возмездие.
Классика уральского казачьего стиля – это героическое дело Иканской сотни. Тихонов в ее рядах смотрелся бы уместно и гармонично, но просто он родился несколько позже.
А еще нашему прославленному биатлонисту характерно обостренное чувство справедливости. Особенно если кто-то позволяет себе оскорбительные выпады в сторону России.
Довольно свежий пример. Шведы решили повозбухать, дескать, зачем на Олимпиаду-2026 в Италии допустили столько российских спортсменов. Откуда ветер дует, понятно, это же прямые конкуренты в зимних видах спорта. Шведский биатлонист Себастьян Самуэльссон договорился до того, что "очень странно увидеть на соревнованиях россиян с оружием". И что русских "здесь не должно быть".
Александр Тихонов жестко ответил на скандинавское хамство:
"А когда шведы на Россию нападали, этому Самуэльссону не странно и не стыдно было, сволочи такой? Мы на Швецию не нападали, их утопили потом в Чудском озере, так что пусть не вякает Самуэльссон на великую Россию. Нашелся тут".
Четырехкратный олимпийский чемпион может себе такое позволить, а казак просто и не в состоянии даже пройти мимо, чтобы не урезонить зарвавшегося паршивца.
Казак во главе своего народа
Бату Хасиков (28 июня 1980, Москва). Знаменитый российский кикбоксер. Абсолютный чемпион мира среди профессионалов по кикбоксингу по версиям ISKA, WAKO-PRO, WKA. Мастер спорта международного класса по кикбоксингу. Мастер спорта России по боевому самбо. Мастер спорта России по рукопашному бою. Мастер боевых искусств (Российский союз боевых искусств). 1-й дан по карате-сэйвакай. 1-й кю покарате-кекусинкай. Глава Республики Калмыкия.
В принципе, известный спортсмен, который после завершения карьеры становится крупным управленцем и политиком, – явление не столь уникальное. Однако не такое уж и частое, чтобы на каждом углу встречаться.
Бату Хасиков, звезда единоборств международного уровня, с 2019 года возглавляет Калмыкию. Когда предыдущий глава республики уходил в отставку, Президент Владимир Путин назначил Хасикова исполнять обязанности руководителя региона.
В том же году состоялись выборы главы Калмыкии. Хасиков уверенно победил, набрав 82,57% голосов избирателей. На следующих выборах, в 2024 году, Бату Сергеевич тоже не оставил шансов другим претендентам на высокий пост: собрал 79,95% голосов. Впечатляющая поддержка земляков, чего уж там говорить.
Любопытный и важный момент. Спортсменом Хасиков себя как раз и не считает. Как же так, да?
"Для меня единоборства – это не спорт, – рассказывал он как-то в интервью одному столичному телеканалу. – Это философия, образ жизни, возможность самореализации. Близкие называют меня "воин".
Недурная мировоззренческая установка. И вполне вписывающаяся в общую концепцию казачества как такового. Но, разумеется, вовсе не поэтому мы обратились к образу Бату Хасикова, размышляя о незаурядных, сильных и успешных казаках. Не все об этом, скорее всего, знают, но во главе Калмыкии уже много лет стоит потомственный казак.



1/3
Абсолютный чемпион мира по кикбоксингу потомственный казак Бату Хасиков
© РИА Новости / Алексей Куденко
2/3
Российский кикбоксер, многократный чемпион мира среди профессионалов Бату Хасиков во время эстафеты олимпийского огня. 2014 год
© РИА Новости / Михаил Воскресенский
3/3
Глава Калмыкии Бату Хасиков и атаман войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" Сергей Бодряков
© Официальный сайт Главы Республики Калмыкия "Глава Калмыкии"
Порталу "Российское казачество" удалось разжиться такой информацией, честно говоря, благодаря удачному случаю. Не то чтобы Хасиков скрывает свои казачьи корни, упаси Господь. Но и не выпячивает этот факт особо. Он вообще скромен и сдержан, когда говорит о себе. Почитайте его биографические справки, гуляющие в интернете, все крайне лаконично. Это при такой-то неординарной жизни и просто-таки кинематографичной биографии, пусть не спортсмена, но воина, а теперь и политика.
Как-то в середине 2024 года журналистская доля свела нас с Чимидом Джангаевым – атаманом Калмыцкого казачьего округа Всевеликого войска Донского, ветераном боев на Кавказе и участником СВО, кавалером ряда боевых наград. Вот фрагмент из опубликованного тогда интервью с ним:
– Прошел год, как вас избрали атаманом калмыцкого казачества. Что за это время удалось сделать, а что из задуманного, быть может, еще не реализовали?
– Избранию предшествовал разговор с главой республики Бату Сергеевичем Хасиковым – тоже, кстати, потомственным казаком, из астраханских казаков. И вот мы с ним обсуждали насущные проблемы и пришли к выводу, что в казачьей работе есть некоторый провал. Он знал, что я казак, и видел меня в другой работе. Собственно, Бату Сергеевич предложил погрузиться в эту тему.
Поддержка руководителя республики – это очень серьезно. Но у нас, у казаков, вы же знаете, хорошая такая, здоровая демократия. Казаки выбирают атамана. Казаки оказали мне высокое доверие, а это дорогого стоит.
Согласитесь, как-то сразу становится понятно, почему Калмыкия находится в числе передовых российских регионов в вопросах военно-патриотического воспитания молодежи. Почему здесь такое бережное, трепетное даже отношение к вопросам истории, особенно военной.
Помнится, Президент России Владимир Путин принимал у себя Бату Хасикова, и отчет об этой встрече показывали по телевидению. Красной нитью через беседу проходила тема о том, что "более 400 лет сыны Калмыкии являются преданными воинами России".
Тем более очевидно, что уж где-где, а в Калмыкии отношение руководства республики к казачеству всегда будет искренним и конструктивным. А чего же еще ждать, когда глава региона сам из казаков?
"Для Калмыкии казачество – важная часть исторического пути. Наши казаки воевали за веру, за землю, за правду. И сегодня их потомки вновь стоят в строю, с верой в сердце и ответственностью перед страной", – подчеркивает Бату Хасиков.
Хрупкость и жажда победы
Екатерина Пальцева (17 апреля 1997, станица Ленинградская Краснодарского края). Звезда российского женского бокса. Чемпионка мира (2019). Чемпионка Европы (2018). Чемпион мира среди военнослужащих (2021). Шестикратная чемпионка России (2017, 2018, 2019, 2021, 2022, 2023). Заслуженный мастер спорта России (2022).
Этой симпатичной, да чего там, просто-таки красивой и, на первый взгляд, хрупкой казачке лучше не попадать под горячую руку. Посмотрите записи ее боев и убедитесь: ничего хорошего попавших под ее кулак не ждет. Повезет еще, если голова не отлетит куда-то за ринг.
"По маме у меня кубанские казаки, а по папе – донские. Я родовая казачка без помесей, – говорит Екатерина Пальцева. – Горжусь, что я родовая казачка, и хочу, чтобы мной гордился мой народ".
Солидное определение своего места на планете и крепкая заявка на успех, разумеется, тоже.
Но и это не все. Чтобы собеседник совсем уж, на 100%, разобрался в ситуации, Пальцева прямо указывает, что "казаки – это не с папахой, не с шашкой, главное – это традиции и память".
Потрясающее, доложу я вам, сочетание красоты, простоты, скромности, квинтэссенции мудрости многих казачьих поколений, помноженные на невероятную целеустремленность и волю к победе. Через боль, через не могу, через любые препоны поставленная задача должна быть выполнена во что бы то ни стало.
Был случай, когда Екатерина боксировала на крупном турнире с компрессионным переломом поясницы. Вы вообразить можете, что это за боль?
Далеко не всякому мужчине дано быть таким бойцом, как эта уроженка станицы Ленинградской (бывшей Уманской), построенной казаками-черноморцами. Заметим, что это одно из первых поселений перебравшихся на Кубань запорожцев – с боевой, славной историей станица. Значит, и Екатерина Пальцева дать слабину не имеет права. Такова ее логика.
Четкость и жесткость суждений этой совсем еще молодой женщины впечатляют. Она абсолютно уверена, что отказаться от своей цели, сдать позиции – это предательство. Выходишь на ринг – значит, представляешь Родину, люди за тебя молятся. И ты не можешь предать ни свою страну, ни свой народ. Простая и великая позиция, между прочим.



1/3
У Екатерины Пальцевой казачий взгляд на мир спорта
© РИА Новости / Евгений Биятов
2/3
Попасть под горячую руку чемпионке мира по боксу Екатерине Пальцевой – страшное испытание
© РИА Новости / Евгений Биятов
3/3
Чемпионка мира по боксу Екатерина Пальцева: "Без веры ничего бы не было"
© РИА Новости / Евгений Биятов
"Катя – иллюстрация антиномичности христианства, его иррациональности. В этом хрупком существе, очень скромном и душевном человеке, соседствует жажда победы, жажда поединка. Это бывает просто невероятно", – рассказывал о своей прихожанке отец Михаил Володин, священник храма преподобного Серафима Саровского в Кунцеве, съемочной группе цикла программ "Моя казачка".
Чемпионка говорит: "Вера – самое важное в жизни, без нее не было бы ничего". Путешествуя по свету, находясь в бесконечных разъездах между тренировочными сборами и состязаниями, казачка Пальцева никогда не забывает взять с собой иконы, молитвослов, платочек, чтобы зайти в храм.
В своих мечтах Екатерина – та еще максималистка. Она с детства хочет свой остров и звание олимпийской чемпионки. Обе задачи, мягко говоря, непростые. Но они очень мотивируют. При этом, жертвуя всем, казачка считает, что даже заветные мечты не стоят некоторых, скажем так, уступок.
В какое унизительное положение пытаются загнать российский спорт международные организации, мы прекрасно знаем. Так вот, по мнению Екатерины Пальцевой, принять условия МОК – значит предать Родину. Не знаю, как вы, а я такой позиции аплодирую. Любо!
"Золотой мяч" и ногайка смирения
Христо Стоичков (8 февраля 1966, Пловдив, Болгария). Выдающийся болгарский футболист. Нападающий ЦСКА (София), "Барселоны". Один из самых известных игроков сборной Болгарии. Обладатель Кубка чемпионов УЕФА (1992). Обладатель Кубка кубков УЕФА (1997). Двукратный обладатель Суперкубка УЕФА (1992, 1997). Обладатель азиатского Кубка кубков (1998). Трехкратный чемпион Болгарии (1987, 1989, 1990), четырехкратный чемпион Испании (1991, 1992, 1993, 1994). Лучший футболист Болгарии (1989, 1990, 1991, 1992, 1994). Лучший игрок Европы, обладатель приза "Золотой мяч" (1994). Лучший бомбардир чемпионата мира 1994 года (вместе с Олегом Саленко). Донской казак.
В нашей небольшой, но очень авторитетной подборке казаков из мира спорта этот самый необычный, пожалуй. Не потому, что болгарин, как мог подумать кто-то. Казак – это ведь понятие наднациональное. Этнических болгар, сербов, да и носителей других кровей среди казаков всегда хватало. Но вот обладатель высшей футбольной награды "Золотой мяч" – редкость.
Скорее всего, среди казаков это единственный случай. Во всяком случае, мне никто больше на ум не приходит. Если ошибаюсь, поправьте.
Христо Стоичкова верстали в казаки в 2011 году в Старочеркасске. Последнее – и символично, и почетно. Древняя казачья столица, а как же? Оригинальное событие пришлось на недлинный период пребывания великого футбольного болгарина, выдающегося экс-игрока "Барселоны" ее лучшего состава, когда он занимал пост советника (или консультанта, не суть важно) президента ФК "Ростов".
Чуть раньше там же, в Старочеркасске, донским казаком стал знаменитый в советские времена по играм за "Днепр" и киевское "Динамо" футболист Олег Протасов, немножко тренировавший "Ростов". Тоже серьезный был мастер и даже обладатель "Серебряной бутсы" УЕФА 1986 года – в чемпионате СССР он за сезон наколотил рекордные 35 голов. Но при всем уважении Стоичков круче. Звезда мирового уровня!
Могут быть скептические мнения по поводу приема в казаки пусть и замечательного, но далекого от донских традиций спортсмена. Было время, когда иностранных знаменитостей вообще было модно зачем-то в казаки записывать. Нет, понятно: броская картинка, гарантия попадания в СМИ, огласка… Но вот подобная маркетинговая история с Пьером Ришаром на Дону вызвала бурю негодования среди казаков. Хороший артист, любимец публики, никто не спорит. Но казачество тут причем?
Со Стоичковым подобной Ришару ситуации не было. Наоборот, аудитория приняла новость благожелательно. Христо не диссонирует с образом казака. Наоборот, очень вписывается в него, соответствует жизненными своими установками. Он выдающийся мастер своего дела, человек, создавший свою славу колоссальным трудом и талантом, смелостью и смекалкой, боец жесткий, но справедливый, не стесняющийся пойти на обострение, но только по делу.
А что он в Болгарии родился и живет, преимущественно в Барселоне, так это уж дело такое… Не каждому посчастливится родиться на Дону или Кубани, на Урале или, скажем, в Стародубском полку, на Амуре или в Семиречье.
Причем Христо Стоичков всегда, в любой ситуации, в любой стране, куда его только ни заносила бойкая футбольная биография, остается верен себе, собственным принципам и моральным установкам.



1/3
Представитель донского казачества посвящает болгарского футболиста Христо Стоичкова (справа), приехавшего в Старочеркасск, в казаки
© РИА Новости / Владислав Самойлик
2/3
Донской казак Христо Стоичков лихо пляшет со старочеркасскими казачками
© РИА Новости / Владислав Самойлик
3/3
Казаки могут встретиться где угодно, хоть на Канарских островах. Руслан Мармазов и Христо Стоичков в Маспаломасе, Гран-Канария
© Валерий Дудуш
"Меня невозможно изменить! Да и почему я должен был меняться?" – говорил болгарский футболист и донской казак мастерам нетленных интервью Юрию Голышаку и Александру Кружкову, на которых мы сегодня ссылаемся уже второй раз, такая уж тема выпала.
А когда они стали толковать своему собеседнику, мол, с годами люди становятся сдержанными, Стоичков заметил:
"Мне это не грозит. Посмотрите: даже внешне я такой же, какой был. Только небольшой живот появился. Что уж рассуждать о характере? Ненавижу людей, которые одно и то же сегодня называют белым, а завтра – черным. Я все время двигаюсь прямо. И в жизни, и на поле".
И еще важная фраза из его интервью:
"Все видит только Он, – Христо указал на потолок. – Больше никто. Господь сказал: "Помоги слабому – и будет тебе счастье". Вот в это я верю".
"Когда Христо в 90-е годы играл за испанскую “Барселону”, мы видели, что у него славянский дух! И решили, когда Стоичков приедет на Дон, сразу же примем его в казаки!" – эти слова, прозвучавшие в 2011 году на церемонии в Старочеркасске от местных казаков, не без удовольствия приводила на своих страницах "Комсомольская правда".
Вот ведь что главное! Казаки увидели в Стоичкове человека созвучного им по духу и позвали в свое древнее сообщество. А тот принял приглашение. Стало быть, тоже прочувствовал душевное родство.
Только не надо говорить, что иностранец не сильно понимал, куда он попал и чего от него хотят. Христо Стоичков по-русски говорит и понимает чуть хуже, может быть, чем мы с вами, но не так уж намного. В этом я имел удовольствие лично убедиться, когда пересекся с ним несколько лет тому назад на футбольном турнире в Маспаломасе на Канарских островах. Причем сам Христо считает, что далек от совершенства в русском. Тот редкий случай, когда он ложно скромничает.
Наше с ним общение случилось еще до верстки Стоичкова в донские казаки. Обидно, конечно, что нельзя было в будущее заглянуть. Было бы о чем потолковать, да и помог бы Христо получше подготовиться к казачьему обряду. Впрочем, он и так справился на отлично: и по спине очистительной ногайкой смиренно получил, и чарочку атаманской водки на целебных травах залихватски ахнул с шашки, и в плясках заходился. В папахе же просто гармонично смотрелся, будто всю жизнь ее носил.
Но главное, приобщился к казачьей истории, к традиции. По станице побродил, с казаками пообщался, красоте казачек отдал должное уважение. В храм зашел, помолился, свечу поставил, православный же… Наш, в общем, человек, из казаков. Хоть и гражданин мира.
Где-либо встретите его, подходите смело, говорите, дескать, здорово бывал, брат-казак… И услышите в ответ: "Слава Богу!"
Руслан Мармазов

