Реестровые казаки: законы, тонкости, отчетность
© РИА Новости / Владимир АстапковичРеестровые казаки: законы, тонкости, отчетность
© РИА Новости / Владимир Астапкович
Больше 100 лет прошло с тех пор, когда жизнь и обязанности казачества определялись сословными законами Российской империи. В современном законодательстве России тоже нашлось место казакам: в целом казачьи общества рассматриваются как отдельная организационно-правовая форма юридического лица, относящаяся к корпоративным некоммерческим организациям.
Для того чтобы разобраться, какими характеристиками должны обладать казачьи общества, зачем нужен государственный реестр российского казачества и все ли объединения казаков в него входят, понадобилась справка специалистов Минюста РФ, который на федеральном уровне ответственен за ведение реестра.
Статья 123.15 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, причем участники этих обществ должны добровольно принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Именно такое служение и отличает реестровые казачьи общества от нереестровых (общественных) казачьих объединений. Последние могут быть некоммерческими организациями, созданными по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей казаков.
То есть если в парке вы увидите человека в казачьей форме, который патрулирует территорию вместе с сотрудниками полиции, то перед вами казак, с удостоверением установленного образца, член общества, занесенного в государственный реестр, а не представитель казачьей общественной организации (НКО), который может выступать в этом же парке на фестивале народного творчества.
Служу Отечеству!
Для "придания организованного характера движению за возрождение российского казачества" указом президента РФ от 09.08.1995 № 835 был создан государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. В него могут войти только те объединения казаков, участники которых выполняют традиционную для них функцию, – несут службу на благо государства, причем делают это добровольно.
Сам по себе реестр – это информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах, ответственность за ведение которого несет либо Минюст РФ, либо его территориальные подразделения.
Но намного интереснее то, каким образом и какие виды государственной и иной службы могут нести казаки.
Во-первых, решение нести такие обязательства должно быть прописано в уставе казачьего общества и согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и (или) их территориальными органами, региональными властями и местным самоуправлением.
Во-вторых, порядок привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы четко регламентируется и прописан в постановлении правительства РФ от 8 октября 2009 г. №806.
Документ определяет формы несения такой службы: государственная гражданская служба, военная служба, федеральная госслужба, связанная с правоохранительной деятельностью, а также муниципальная служба или оказание содействия федеральной и региональной исполнительной власти, местному самоуправлению в осуществлении установленных задач и функций.
Любая вышеперечисленная деятельность ведется на основании договора, который заключает казачье общество и федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, за подписью атамана и руководителя ФОИВ соответственно.
В договоре должны быть определены его предмет, условия и порядок привлечения членов казачьих обществ к службе, права и обязанности сторон, порядок финансового обеспечения и иные важные условия.
Другой документ определяет конкретные виды государственной или иной службы, которую могут нести казаки. В первом случае речь идет об организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ; военно-патриотическом воспитании и подготовке молодых людей допризывного возраста; подготовке военных в запасе; предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; гражданской и территориальной обороне; осуществлении природоохранных мероприятий; охране общественного порядка; обеспечении экологической и пожарной безопасности; защите государственной границы Российской Федерации; борьбе с терроризмом.
© Портал "Российское казачество"Численность казаков, привлеченных к основным видам государственной службы
Численность казаков, привлеченных к основным видам государственной службы
© Портал "Российское казачество"
Что же касается таинственной "иной службы", которая то и дело появляется в текстах законов, связанных с реестровым казачеством, то к ней относятся: охрана объектов животного мира, лесов; объектов обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе в государственной и муниципальной собственности, а также охрана объектов культурного наследия.
То есть, если проводить исторические параллели, не так много изменилось со времен Ермака.
Место в реестре
Решение о государственной регистрации всех казачьих обществ в качестве юридических лиц принимает Минюст России: хуторские, станичные, городские, районные (юртовые) общества вносят в государственный реестр территориальные органы ведомства по месту нахождения казачьих обществ, а за войсковые и окружные (отдельские) общества, а также Всероссийское казачье общество отвечает федеральное министерство в целом.
Для того чтобы попасть в реестр, казакам необходимо выполнить ряд условий. Кроме формальных документов, которые необходимы почти во всех случаях оформления регистрации чего-либо (заявление о внесении казачьего общества в государственный реестр, устав казачьего общества, решение высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении его в государственный реестр, заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества и т.д.), понадобятся и достаточно специфические документы, главная задача которых – подтвердить, что эти объединения привлекаются к государственной службе.
В частности, необходимо, чтобы хуторские, станичные, городские казачьи общества вместе с копией решения их членов о принятии на себя в установленном порядке обязательств по несению государственной или иной службы представляли список тех, кто эту службу несет.
Причем у разных по размеру и территориальной принадлежности обществ в этом вопросе свои нормативы: в хуторских казачьих обществах нести службу должны не менее 10 членов, в станичных и городских – не менее 20 членов, в районных (юртовых) – не менее 150, в окружных (отдельских) – не менее 300, в войсковых казачьих обществах – не менее 1,5 тыс. Для обществ, действующих на территории традиционного расселения казаков, нормативны чуть выше (например, для Урала, Сибири и Дальнего Востока).
Отдельно прописана численность членов, несущих обязательства по государственной службе для Всероссийского казачьего общества – не менее 40 тыс. человек.
Отчетность – дело регулярное
По традиции атаман отчитывается перед казаками на отчетном кругу, но как юридическое лицо казачьи общества должны ежегодно предоставлять отчеты территориальным органам Минюста РФ по месту государственной регистрации.
В такие органы общества должны предоставлять сведения о своей деятельности и персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Эти же сведения не позднее 15 апреля следующего года после отчетного в бумажном виде передаются в территориальные органы Минюста или размещаются в интернете на информационном портале ведомства о деятельности некоммерческих организаций.
Казачьи общества также отчитываются о своей общей численности и фиксированной численности членов, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.