Казак-наставник: больше чем просто патриотическое воспитание - Российское казачество, 26.06.2023

Казак-наставник: больше чем просто патриотическое воспитание

© Фото предоставлено пресс-службой войскового казачьего общества "Черноморское казачье войско"Казак-наставник и подопечный
Казак-наставник и подопечный
Курс на патриотическое воспитание подрастающих поколений взят в России давно, но какую роль в нем играют казаки-наставники? Ответ очень прост: ребенку не всегда удается понять, что такое любовь к Родине, особенно когда она настолько огромна и многообразна, другое дело – культура своего края, история и обычаи своих предков, традиции, передающиеся из поколения в поколение.
Именно этому, а еще основам строевой подготовки, верности долгу и казачьей мудрости сможет научить казак-наставник. Подробнее о том, кто, как и чему учит казачат – в материале портала "Российское казачество".
За процесс воспитания на федеральном уровне отвечает Министерство просвещения Российской Федерации. В комментарии для портала пресс-служба ведомства отметила, что деятельности казаков-наставников в системе казачьего воспитания уделяется особое внимание.
"На ближайшем заседании постоянной комиссии со Всероссийским казачьим обществом планируется обсуждение вопроса разработки методических рекомендаций по численному закреплению казаков-наставников за казачьими классами и школами, а также по графику посещения классов и образовательных организаций", – добавили в министерстве.
На момент публикации материала пресс-служба Всероссийского казачьего общества не ответила на запрос портала о роли казаков-наставников, зато своим опытом щедро поделились войсковые общества и отдельные наставники, рассказав о всех тонкостях процесса, в который они вкладывают не только свой опыт, но и свою душу.

Триединство процесса

Казачий компонент в образовании складывается из совместных усилий педагога, наставника и священника. За что отвечает каждый из участников процесса?
Если для педагога главная задача донести до казачат знание о школьных предметах, задача наставника – показать на личном примере, что такое долг перед Отечеством, храбрость и преданность своему народу, верность высоким моральным устоям и честность в поступках.
"Во-первых, они участники каких-то боевых сражений или по крайней мере служили в армии. Во-вторых, они уже профессионалы в различных областях и могут привить трудолюбие, любовь к своей профессии, любовь к природе, любовь к родителям и так далее. Это героизм, когда ты свою основную профессию совмещаешь еще и с тем, что идешь к ребенку и работаешь с ним", – сказала порталу учитель основ православной и духовно-нравственной культуры России школы №2 станицы Ленинградской Краснодарского края, преподаватель казачьего центра дополнительного образования Татьяна Трофименко.
Все тонкости казачьего уклада, по мнению атамана войскового казачьего общества "Черноморское казачье войско" Антона Сироткина, в казачьем классе или кадетском корпусе должен знать и демонстрировать именно наставник.
Антон Сироткин: казак – это воин, но мы воюем уже не на конях
Антон Сироткин: Казак – это воин, но мы воюем уже не на конях
"Воспитанник не может понимать всех нюансов. Кому он этот вопрос задаст? Учительница также далека от казачества, хотя наверняка и хотела бы познать и познает, у нее много вопросов может возникнуть. Откуда они могут знать о наших тонкостях взаимодействия и структуры подчинения? Кто будет своим примером показывать достойный пример и внушать молодому сознанию казачью идею? Поэтому, создавая казачий класс, просто необходимо сразу же продумывать, чтобы там на постоянной основе присутствовали казаки, которые будут осуществлять наставническую деятельность", – подчеркивает атаман.
Но казак без веры не казак, поэтому для всесторонней реализации компонента классу нужен духовник. Руководитель пресс-службы синодального комитета по взаимодействию с казачеством, духовник Союза казачьей молодежи России отец Тихон рассказал порталу, что задача духовника – знакомить казачат с верой, объяснять смысл заповедей Божьих, помогать найти свой путь в жизни.

"Для казака-наставника разговор о вере с ребятами – одна из тем для обсуждения, для священника – это все-таки тема основная. Мы вместе трудимся над тем, чтобы ученики казачьих классов получили хорошее общее образование, и делаем все, чтобы они выросли с крепким внутренним стержнем, пониманием о добре и зле, личной нравственной ответственностью перед родной страной и миром. Просто каждый в рамках своих должностных обязанностей и компетенций",

– подчеркнул отец Тихон.
В итоге казачий компонент формирует образованного и духовно сильного патриота своего Отечества. Но как это достигается на практике?

Словом и делом

Редакция портала поговорила с казаками-наставниками разных возрастов и из разных регионов России. Их искренний рассказ – лучшая иллюстрация важности этого дела.
Владимир Гаранин, казак-наставник, Краснодарский край
"Мне уже 75 лет. Я больше 20 лет занимаюсь с детьми. Пока меня ноги носят, я буду ходить по школам. Потому что очень приятно, правда, так запрещают делать, но не успеваешь зайти в класс, как детишки начинают подбегать и обнимать. У меня начинает сердечко тук-тук-тук, трепыхаться. Я понимаю, что у некоторых может не быть пап, поэтому они так. Может, и правда нравлюсь им как наставник, что у них эмоции такие добрые, хорошие и красивые.
Патриотизм воспитывается разными методами. Но самый лучший метод – беседа. Когда глаза в глаза разговариваешь с детишками. Иногда диспуты проводим, когда класс постарше. Я с удовольствуем готовлюсь каждый раз к встрече с учениками. Во время беседы спрашиваю детей о членах семьи, о Великой Отечественной войне и СВО. Прошу детей чаще спрашивать у своих дедушек и бабушек, у кого живые прабабушки, как жили они в те годы, чем занимались.
Многие детишки хотят продолжить учебу. Подходят с вопросами “а как поступить в казачий институт?”. Таких ребят сейчас все больше и больше, которые хотят продолжить обучение".
Общевойсковой казачий молебен в Краснодаре
Казачья молодежная политика: социальный лифт со смыслом
Иван Войнов, казак-наставник, Красноярский край
"Мои деды и прадеды участвовали в Великой Отечественной войне. Прадед героически погиб при блокаде Ленинграда, дедушка прошел всю войну и вернулся домой. Я всегда с особым уважением относился к их подвигу. И теперь учу этому молодежь: старших нужно ценить, уважать и помогать им. В казачьем кадетском корпусе у нас сформировался волонтерский отряд – мы помогаем местным ветеранам. Также смотрим с ребятами патриотические фильмы.
Патриотизм – это гордость за свою страну, любовь к ней, защита и благодарность за то, что родился, вырос и имеешь возможность жить на родной земле.
Многие подростки сегодня ничем не интересуются, кроме компьютеров и гаджетов, но мы прилагаем все усилия, чтобы воспитать хорошую молодежь. Наши занятия проходят в режиме самоуправления и включают обязательную строевую, огневую и физическую подготовку, православные уроки, изучение истории казачества.
Все дети, по сути, одинаковые, но к каждому нужен индивидуальный подход. Конечно, ребята из традиционных казачьих семей больше знают о традициях и истории казачества, чем ребенок из любой другой семьи. Но если подросток к этому тянется, даже не будучи казаком по роду, то нужно это поощрять и поддерживать. Таким образом он начнет свой казачий род".
Воспитанники казачьих классов в поселке Качуг Иркутской области
Патриотизм и любовь к своей культуре: как работают казачьи классы в Иркутской области
Виталий Голотвин, руководитель отделения казачьей детско-молодежной организации "Донцы" в городе Шахты, Ростовская область
"Я был одним из первых воспитанников организации "Донцы" в городе Шахты и поддерживал связи с организацией. Нужен был казак, который понимает молодежь и готов во всем помогать в работе с детьми. Выбор кандидатуры пал на меня.
Педагогического образования у меня нет. Сейчас я получаю высшее образование в Университете им. Разумовского. Для работы с молодежью у меня есть большой опыт и знания, пройдя через весь путь от организации общества "Донцы" до сего дня, я знаю, как найти подход к детям. Меня учителя приглашают поговорить в школу, когда какой-то подросток оступился – украл что-то, но до милиции доводить не хочется, не хочется портить судьбу. И я говорю и помогаю ему реабилитироваться.
С начала проведения специальной военной операции я видел, что у ребят много вопросов, но они боятся их озвучивать. Мы собрались в организации, и я постарался ответить на все, по-взрослому разжевал все нюансы. Что касается патриотизма, мы часто проводим акции, посвященные ветеранам Великой Отечественной войны – навещаем их в канун Дня Победы, посещаем могилы ветеранов, которых уже нет в живых. И это одна из самых важных работ. Она больше всего влияет на развитие подростка и понимание патриотизма. Мы не пытаемся ребенку впихнуть и навязать, что он обязан любить Родину. Мы умеем объяснять и стараемся сделать так, чтобы он сам проникся этой идей. Недавно юный воспитанник у меня спросил: "Я купил маленький флаг России. Можно прикреплю его себе на форму?"".

Как стать наставником?

Подопечные казака-наставника Ивана Войнова на занятиях по военной подготовке
Казак-наставник и участник СВО рассказал, кто начинает казачий род
Биографии казаков-наставников, с которыми нам довелось пообщаться, могут быть совершенно разными: кто-то выбрал этот путь почти случайно, втянувшись в общение с детьми, а кто-то всю жизнь занимался работой с молодежью в армии. Всех их объединяет искреннее желание делиться своим опытом с казачатами. Однако, для того чтобы иметь право заниматься с детьми в школе или детском саду, наставнику необходимо иметь документ о педагогическом образовании.
Например, на Кубани получить необходимые "корочки" можно в казачьем "Центре дополнительного образования", в котором уже более 1 тыс. наставников прошли переобучение у специалистов по педагогике, конфликтологи и истории казачества. Обучение казаков, уже имеющих среднее или высшее образование, идет три месяца как по очной, так и по дистанционной форме.
На Урале получить необходимые знания казаки-наставники с высшим образованием могут в Академии государственной и казачьей службы.
"Во-первых, казак-наставник должен четко понимать историю казачества. Второе, не менее важное, – это вопросы, связанные со знанием традиций казачества. Казак-наставник должен быть примером для подражания: аккуратно одет и по той форме, о которой говорит российский президент, по форме, которая была у наших дедов. Естественно, он должен быть примером и в моральном плане", – рассказал порталу атаман Оренбургского войскового казачьего общества (ОВКО) казачий генерал Владимир Романов.
Атаман Оренбургского войскового казачьего общества Владимир Романов на занятиях Академии государственной и казачьей службы
Образец для подражания: казаков будут обучать наставничеству
МГУТУ имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет) разработал комплексную "Программу повышения квалификации наставников казачьих классов", которая рассчитана на 72 часа.
"Она включает основные разделы, отражающие становление и формирование казачества в развернутой исторической ретроспективе и перспективном развитии; раскрывает основополагающие принципы православного вероисповедания и обрядовости; образцы духовно-нравственной культуры, семейного воспитания", – рассказал советник ректора Первого казачьего университета Денис Лазарев.
А для тех, кто со школьной скамьи видит себя наставником, в МГУТУ открывается подготовка по программе казачьего бакалавриата "История, обществознание и этнокультура" (педагогическое образование, преподаватель истории).

"Казаки-наставники должны знать историко-культурные этапы становления и развития психологии и культуры российского казачества, теоретико-методологические принципы культурно-исторического подхода к исследованию особенностей казачьей ментальности, выдающихся представителей духовной, воинской, научной и культурной элиты казачества, видных деятелей искусства, литературы, образования, творческой интеллигенции, а также многое другое",

– подчеркнул Лазарев.
Также первое образование, дающее право стать казаком-наставником, можно получить в Кубанском государственном университете по направлению "История. Казачество в истории России".