https://kazachestvo.ru/20231101/787624.html
Евгений Бунтов: Казачество – это в первую очередь дух
Евгений Бунтов: Казачество – это в первую очередь дух
Православный бард и казак-воин – путь, который выбрал исполнитель-импровизатор Евгений Бунтов. Он рассказал, что для него значит казачество, как оно сочетается... Российское казачество, 03.11.2023
2023-11-01T10:00
2023-11-01T10:00
2023-11-03T12:44
меняем стереотипы
долг казака
/img/07e7/0a/1e/786679_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_2941a8adf8d97193e2bcde7deffa11a1.jpg
Православный бард и казак-воин – путь, который выбрал исполнитель-импровизатор Евгений Бунтов. Он рассказал, что для него значит казачество, как оно сочетается с народными инструментами и почему проведение СВО невозможно без казаков.История казачьего родаЯ из числа обычных советских людей, которые про свои корни узнают спустя долгие годы, когда уже многое потеряно.Говорили, что в семье были соратники Пугачева и яицкие казаки. У Пушкина нашел воспоминание, что, когда он ездил по Оренбуржью, беседовал с бабушкой Бунтовой, которая рассказывала о Пугачевском восстании. У нас даже говорили, что якобы Пугачев за Бунтова отдал одну из своих дочерей. Но это семейные предания, как было на самом деле, уже невозможно узнать.Когда я начал интересоваться корнями, то уже никого и не осталось из тех, кто мог бы рассказать. По кусочкам, по фрагментам до сих пор что-то ищу, делаю запросы – мой такой путь.Что для вас значит казачество?Это ничего для меня не значило, пока не стал, видимо, взрослеть. Для того чтобы эти корни почувствовать, нужна человеческая зрелость и полнота внутри. Только после 30 лет корни просто воззвали ко мне. Казачество для меня – это в первую очередь дух, который никуда не девается, а передается.Выкорчевали нас капитально, и что удивляться тому, что мы ничего не помним. Просто выкорчевывали не то что до нуля, а даже до каких-то минусов. Это нормально для человека – знать и понимать, кто ты, куда ты, для чего ты. Для меня это стало очень важным. Стал открывать самого себя, историю и традицию. И видимо, это будет смыслом всей жизни и далее.Понимаете, если жеребенок родится в овчарне, это не значит, что он овца. Он все равно жеребенок. Когда приходит время, он осознает это и вырастает в боевого коня.Интерес к редким музыкальным инструментамИнтерес к музыкальным народным инструментам возник вместе с пробуждением интереса к корням и казачьему роду. Это было лет в 30, сейчас мне 57. Достаточно поздно появился, но так я зрел и дозрел до этого. У меня нет музыкального образования, для меня это было как исследование.Когда я изучал историю, заинтересовался: я знаю какие-то старые казачьи песни, а на чем играли наши предки? Смотрю, а вокруг кроме Андреевских балалаек начала XX века и гармошек XIX века ничего и нет. Мне стало интересно для себя открывать многозвучие народного мира, меня это очаровало. Увидел, что музыка рождается из всего – во всем есть музыка, ритм, звук. И поэтому такой путь музыкального исследователя у меня выдался."Общаясь" со старорусскими инструментами, я понимал, что моя душа отзывалась, и появлялись уже свои мелодии, и свои тексты ложились на них. И как жизнь показала, я очень благодарен, казаки подхватывают многие песни и исполняют.На каких музыкальных инструментах вы играете?Вообще я играю примерно на 30 старорусских музыкальных инструментах. Один из любимых – это казачий колесный гудок, разновидность казачьей лиры. Ее распространение появилось во времена Ивана Грозного. Интересный инструмент на жильных струнах, очень характерный, как мне кажется, для казачьего духа, необычный, хранящий в себе старину и историю сложного древнего казачьего народа.Оказалось, что большинство народных музыкальных инструментов сами тебя учат, открываешься перед ними и они открываются. Это на уровне межличностных отношений. Может быть, странно звучит, но я так к этому отношусь, потому что я не музыкант и для меня музыка не ноты, это немного другое.У нас, в Уральской консерватории или училище, нет ни гуслей, ни казачьей колесной лиры, ни южнорусской лиры, поэтому меня зовут туда проводить семинары. И когда играешь, то никто не спрашивает, знаешь ты ноты или не знаешь, можешь ты это или не можешь.Задача казачьего музыкантаУ меня есть любимые песни и я их исполняю, но путь народного музыканта-импровизатора такой, что я не играю два раза одинаково, то есть не могу повторить, я не ноты играю. Каждый раз играю по новой.Куча материала, который надо дописать и успеть что-то сказать. В Донбасс съездил три раза – мысли свои стихотворные нужно на мелодии положить или просто стихами высказать. Пока не получается, у меня есть только одна песня про Донбасс под гусли.А поскольку я автор-исполнитель и поэт, мне кажется, что одна из задач – творчески реагировать на все, что вокруг происходит: эти события должны отображаться. Потому что это в казачьей традиции, вы послушайте исторические песни: с кем воевали, количество участников боевых действий, чем награждали, система укреплений, фамилии атаманов и так далее – там есть все. Войны заканчиваются, а стихи и песни останутся, по ним потомки будут вспоминать, о чем думали и переживали их предки.Какие проекты помогают сохранить культуру казаков?На самом деле проектов много, где-то участвую как организатор. У нас, например, есть своя казачья община – хутор Северный, там в районе 30 казаков. Сейчас треть выполняет боевые задачи на СВО.Например, мы проводим ежегодно мероприятие "Казачья сталь" – фестиваль казачьих боевых искусств. Казак – воин, и мы стараемся развивать такие военно-прикладные виды: метание сулиц, стрельба из традиционного лука, метание серпов, ножей, гвоздей, жим колоды, мера силы и так далее. То есть не только стихи, песни и музыка.Это трудно, чаще всего никем не поддерживается. Заявки на гранты пишешь – не дают, а делать все равно надо. Мы живем и должны это проводить общими усилиями. Стараемся сохранять, но ждать, что казачество приобретет прежний статус, как раньше в Российской державе, конечно, не приходится. Дай Бог сохранить себя и свою малую общину в казачьем духе. Сегодня это трудно.Казаки в зоне СВОНевозможно было бы представить эту боевую задачу без них. И то, что они отозвались, там более 10 тыс. казаков воют, если я не ошибаюсь, – очень важно, подчеркивает, что, как бы над ними ни смеялись и кривили лица, казаки остаются казаками. Это ведь еще один из способов социальной реабилитации идеи казачества. Казалось бы, уже все: что могут эти казаки, куда они, кому нужны. А это – добровольцы, еще до призыва казаки туда ездили.В чем сила казаков? Например, в Великой Отечественной войне, в одном и том же окопе сидят соседи по станице – они совершенно по-другому друг к другу относятся. И поэтому, когда сейчас ребята ватагой идут, они друг друга знают. Допустим, боевое отделение – они все друзья – совершенно другая боевая слаженность, выучка, боевой дух и ответственность перед родственниками, чтобы не привезти двухсотый груз домой. Я думаю, что эти традиции у казаков живы до сих пор.Вспоминается хорошая фраза Гоголя: "Казачество – это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед". Сейчас опять эта искра выбивается, казаки проявляются и происходит возрождение.Награды для бойцов: в Афганистане и сейчасСлужил в Афганистане в десантных войсках и за выполнение задач был награжден орденом Красной Звезды за то, что жив остался.Когда говорят, за что ордена, медали, то я почему-то не про себя думаю. Я вспоминаю те тысячи парней, которые служили с самого начала войны в Афгане и вообще не имеют боевых наград. Они все прошли, и никаких наград у них нет. Я про них начинаю вспоминать, потому что такая ситуация была.И когда меня лично спрашивают, то у меня обида всплывает за этих парней, которым Родина ничего не дала. Многие жизни свои оставили, здоровье оставили. У афганцев так принято говорить: за что медаль или орден? За то, что жив остался. Это правда.Важны ли выступления музыкантов для бойцов на передовой?Выступления для бойцов на передовой очень нужны. Одно дело, когда приезжает артист, который просто поет ребятам. Я же приезжаю на передовую как воин – я был в Чечне, в Сирии после Афгана. Мне самому интересно, я сравниваю, и мы разговариваем с ребятами, то есть у нас встречи, это не просто какой-то концерт.Помимо того, я рассказываю про старорусские инструменты: как это и что. Такой экскурс немножечко, только мы на броне сидим, допустим, на БТР, и это все совершенно иначе видится, как на кургане – совершенно иначе звучит в тех обстоятельствах.И мы разговариваем, то есть это такие даже больше замполитовские творческие вечера. Мы сравниваем войны, мы говорим о социальной реабилитации военнослужащих, потому что мы, ветераны Афганской войны, уже это все прошли. Хотя нам во многом было труднее, потому что мы были срочники. Мы даже слово "комфорт" не знали.Сейчас говорят, надо воевать с комфортом. Да ничего подобного, просто нужно воевать. У тебя комфорта нет, и ты не воюешь – западная форма для нас совершенно не приемлема. Мы про это разговариваем, про человека на войне, потому что меняются времена, войны, а человек не меняется. Человек со своими страхами, мечтами, героизмом остается человеком.Помню, как мы скучали, мечтая вернуться в Афган. Не на войну, а потому что там были настоящие человеческие отношения, где не было фальши, где все понятно: черное, белое – все четко. И здесь то же самое, это самое главное в жизни. Если ребятам удастся, вернувшись домой, удержать в себе эту правду жизненную, будет здорово.Казак – это воин Христов и без помощи Божьей мы ничего не можем делать. Поэтому хочется, чтобы все казаки, кто выполняет боевые задачи, выжили, сохранили в себе веру, силу духа, семьи дождались с фронта всех, кто туда ушел. И помните, чем вы крепче там стоите, тем мы, старые воины, позже сядем в свои окопы, чтобы защищать свою Родину.
https://kazachestvo.ru/20231030/784503.html
https://kazachestvo.ru/20230420/346900.html
https://kazachestvo.ru/20231016/727444.html
https://kazachestvo.ru/20230726/572098.html
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
2023
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
Евгений Бунтов: Казачество – это в первую очередь дух
Православный бард и исполнитель-импровизатор Евгений Бунтов рассказал, что для него значит казачество, как оно сочетается с народными инструментами и почему проведение СВО невозможно без казаков.
2023-11-01T10:00
true
PT16M34S
/img/07e7/0a/1e/786679_354:0:1794:1080_1920x0_80_0_0_f74758577a91a89169b5204d1f2a55be.jpgРоссийское казачество
info@kazachestvo.ru
Российское казачество
info@kazachestvo.ru
меняем стереотипы, долг казака
Православный бард и казак-воин – путь, который выбрал исполнитель-импровизатор Евгений Бунтов. Он рассказал, что для него значит казачество, как оно сочетается с народными инструментами и почему проведение СВО невозможно без казаков.
История казачьего рода
Я из числа обычных советских людей, которые про свои корни узнают спустя долгие годы, когда уже многое потеряно.
Говорили, что в семье были соратники Пугачева и яицкие казаки. У Пушкина нашел воспоминание, что, когда он ездил по Оренбуржью, беседовал с бабушкой Бунтовой, которая рассказывала о Пугачевском восстании. У нас даже говорили, что якобы Пугачев за Бунтова отдал одну из своих дочерей. Но это семейные предания, как было на самом деле, уже невозможно узнать.
Когда я начал интересоваться корнями, то уже никого и не осталось из тех, кто мог бы рассказать. По кусочкам, по фрагментам до сих пор что-то ищу, делаю запросы – мой такой путь.
Что для вас значит казачество?
Это ничего для меня не значило, пока не стал, видимо, взрослеть. Для того чтобы эти корни почувствовать, нужна человеческая зрелость и полнота внутри. Только после 30 лет корни просто воззвали ко мне. Казачество для меня – это в первую очередь дух, который никуда не девается, а передается.
Выкорчевали нас капитально, и что удивляться тому, что мы ничего не помним. Просто выкорчевывали не то что до нуля, а даже до каких-то минусов. Это нормально для человека – знать и понимать, кто ты, куда ты, для чего ты. Для меня это стало очень важным. Стал открывать самого себя, историю и традицию. И видимо, это будет смыслом всей жизни и далее.
Понимаете, если жеребенок родится в овчарне, это не значит, что он овца. Он все равно жеребенок. Когда приходит время, он осознает это и вырастает в боевого коня.
Интерес к редким музыкальным инструментам
Интерес к музыкальным народным инструментам возник вместе с пробуждением интереса к корням и казачьему роду. Это было лет в 30, сейчас мне 57. Достаточно поздно появился, но так я зрел и дозрел до этого. У меня нет музыкального образования, для меня это было как исследование.
Когда я изучал историю, заинтересовался: я знаю какие-то старые казачьи песни, а на чем играли наши предки? Смотрю, а вокруг кроме Андреевских балалаек начала XX века и гармошек XIX века ничего и нет. Мне стало интересно для себя открывать многозвучие народного мира, меня это очаровало. Увидел, что музыка рождается из всего – во всем есть музыка, ритм, звук. И поэтому такой путь музыкального исследователя у меня выдался.
"Общаясь" со старорусскими инструментами, я понимал, что моя душа отзывалась, и появлялись уже свои мелодии, и свои тексты ложились на них. И как жизнь показала, я очень благодарен, казаки подхватывают многие песни и исполняют.
На каких музыкальных инструментах вы играете?
Вообще я играю примерно на 30 старорусских музыкальных инструментах. Один из любимых – это казачий колесный гудок, разновидность казачьей лиры. Ее распространение появилось во времена Ивана Грозного. Интересный инструмент на жильных струнах, очень характерный, как мне кажется, для казачьего духа, необычный, хранящий в себе старину и историю сложного древнего казачьего народа.
Оказалось, что большинство народных музыкальных инструментов сами тебя учат, открываешься перед ними и они открываются. Это на уровне межличностных отношений. Может быть, странно звучит, но я так к этому отношусь, потому что я не музыкант и для меня музыка не ноты, это немного другое.
Мне иногда говорят: "Да что ты брешешь, нот ты не знаешь, как ты на этом играешь без них-то?" А я отвечаю: "Кто на этом играл, зная ноты? Кто на этом играл, они нот не знали".
У нас, в Уральской консерватории или училище, нет ни гуслей, ни казачьей колесной лиры, ни южнорусской лиры, поэтому меня зовут туда проводить семинары. И когда играешь, то никто не спрашивает, знаешь ты ноты или не знаешь, можешь ты это или не можешь.
Задача казачьего музыканта
У меня есть любимые песни и я их исполняю, но путь народного музыканта-импровизатора такой, что я не играю два раза одинаково, то есть не могу повторить, я не ноты играю. Каждый раз играю по новой.
Куча материала, который надо дописать и успеть что-то сказать. В Донбасс съездил три раза – мысли свои стихотворные нужно на мелодии положить или просто стихами высказать. Пока не получается, у меня есть только одна песня про Донбасс под гусли.
А поскольку я автор-исполнитель и поэт, мне кажется, что одна из задач – творчески реагировать на все, что вокруг происходит: эти события должны отображаться. Потому что это в казачьей традиции, вы послушайте исторические песни: с кем воевали, количество участников боевых действий, чем награждали, система укреплений, фамилии атаманов и так далее – там есть все. Войны заканчиваются, а стихи и песни останутся, по ним потомки будут вспоминать, о чем думали и переживали их предки.
Какие проекты помогают сохранить культуру казаков?
На самом деле проектов много, где-то участвую как организатор. У нас, например, есть своя казачья община – хутор Северный, там в районе 30 казаков. Сейчас треть выполняет боевые задачи на СВО.
Например, мы проводим ежегодно мероприятие "Казачья сталь" – фестиваль казачьих боевых искусств. Казак – воин, и мы стараемся развивать такие военно-прикладные виды: метание сулиц, стрельба из традиционного лука, метание серпов, ножей, гвоздей, жим колоды, мера силы и так далее. То есть не только стихи, песни и музыка.
Это трудно, чаще всего никем не поддерживается. Заявки на гранты пишешь – не дают, а делать все равно надо. Мы живем и должны это проводить общими усилиями. Стараемся сохранять, но ждать, что казачество приобретет прежний статус, как раньше в Российской державе, конечно, не приходится. Дай Бог сохранить себя и свою малую общину в казачьем духе. Сегодня это трудно.
Казаки в зоне СВО
Невозможно было бы представить эту боевую задачу без них. И то, что они отозвались, там более 10 тыс. казаков воют, если я не ошибаюсь, – очень важно, подчеркивает, что, как бы над ними ни смеялись и кривили лица, казаки остаются казаками. Это ведь еще один из способов социальной реабилитации идеи казачества. Казалось бы, уже все: что могут эти казаки, куда они, кому нужны. А это – добровольцы, еще до призыва казаки туда ездили.
Сейчас у меня возникает гордость от этого, потому что казаки на своем месте. К сожалению, гибнут, но мужик врага ждет, а казак врага ищет.
В чем сила казаков? Например, в Великой Отечественной войне, в одном и том же окопе сидят соседи по станице – они совершенно по-другому друг к другу относятся. И поэтому, когда сейчас ребята ватагой идут, они друг друга знают. Допустим, боевое отделение – они все друзья – совершенно другая боевая слаженность, выучка, боевой дух и ответственность перед родственниками, чтобы не привезти двухсотый груз домой. Я думаю, что эти традиции у казаков живы до сих пор.
Вспоминается хорошая фраза Гоголя: "Казачество – это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед". Сейчас опять эта искра выбивается, казаки проявляются и происходит возрождение.
Награды для бойцов: в Афганистане и сейчас
Служил в Афганистане в десантных войсках и за выполнение задач был награжден орденом Красной Звезды за то, что жив остался.
Когда говорят, за что ордена, медали, то я почему-то не про себя думаю. Я вспоминаю те тысячи парней, которые служили с самого начала войны в Афгане и вообще не имеют боевых наград. Они все прошли, и никаких наград у них нет. Я про них начинаю вспоминать, потому что такая ситуация была.
Сейчас, слава Богу, тебе прямо на позиции вручают медаль или орден, а тогда это было не так, было сложно – непопулярная, неизвестная, засекреченная война Афганская.
И когда меня лично спрашивают, то у меня обида всплывает за этих парней, которым Родина ничего не дала. Многие жизни свои оставили, здоровье оставили. У афганцев так принято говорить: за что медаль или орден? За то, что жив остался. Это правда.
Важны ли выступления музыкантов для бойцов на передовой?
Выступления для бойцов на передовой очень нужны. Одно дело, когда приезжает артист, который просто поет ребятам. Я же приезжаю на передовую как воин – я был в Чечне, в Сирии после Афгана. Мне самому интересно, я сравниваю, и мы разговариваем с ребятами, то есть у нас встречи, это не просто какой-то концерт.
Помимо того, я рассказываю про старорусские инструменты: как это и что. Такой экскурс немножечко, только мы на броне сидим, допустим, на БТР, и это все совершенно иначе видится, как на кургане – совершенно иначе звучит в тех обстоятельствах.
И мы разговариваем, то есть это такие даже больше замполитовские творческие вечера. Мы сравниваем войны, мы говорим о социальной реабилитации военнослужащих, потому что мы, ветераны Афганской войны, уже это все прошли. Хотя нам во многом было труднее, потому что мы были срочники. Мы даже слово "комфорт" не знали.
Сейчас говорят, надо воевать с комфортом. Да ничего подобного, просто нужно воевать. У тебя комфорта нет, и ты не воюешь – западная форма для нас совершенно не приемлема. Мы про это разговариваем, про человека на войне, потому что меняются времена, войны, а человек не меняется. Человек со своими страхами, мечтами, героизмом остается человеком.
Помню, как мы скучали, мечтая вернуться в Афган. Не на войну, а потому что там были настоящие человеческие отношения, где не было фальши, где все понятно: черное, белое – все четко. И здесь то же самое, это самое главное в жизни. Если ребятам удастся, вернувшись домой, удержать в себе эту правду жизненную, будет здорово.
Казак – это воин Христов и без помощи Божьей мы ничего не можем делать. Поэтому хочется, чтобы все казаки, кто выполняет боевые задачи, выжили, сохранили в себе веру, силу духа, семьи дождались с фронта всех, кто туда ушел. И помните, чем вы крепче там стоите, тем мы, старые воины, позже сядем в свои окопы, чтобы защищать свою Родину.