https://kazachestvo.ru/20251029/2119121.html
 Когда печаль и радость сливаются воедино. Эксперт раскрыла тайны традиционных казачьих песен
Когда печаль и радость сливаются воедино. Эксперт раскрыла тайны традиционных казачьих песен
На различных фестивалях, слетах и концертах весело льются казачьи песни. В них отражаются история и самобытная культура казаков, которая формировалась веками и... Российское казачество, 29.10.2025
2025-10-29T10:00
2025-10-29T10:00
2025-10-29T10:00
меняем стереотипы
совет при президенте рф по делам казачества
/img/07e9/0a/10/2117743_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_5e8a9b76c1a74e0c31dace67db5e3455.jpg
На различных фестивалях, слетах и концертах весело льются казачьи песни. В них отражаются история и самобытная культура казаков, которая формировалась веками и передавалась из уст в уста.Член комиссии по содействию развитию казачьей культуры Совета при Президенте РФ по делам казачества кандидат искусствоведения Ольга Никитенко рассказала корреспонденту портала "Российское казачество" о том, как поются традиционные казачьи песни и почему песня и казак неделимы.– Чего больше в традиционных казачьих песнях: радости или печали?– Это все ходит рядом – и печаль, и радость. Но в основе лежит радость. Однажды я слушала пение казачек: они исполняли песню, которую мы записывали в экспедиции. Когда нас провожали, они запели песню о смерти казака. И они ее исполняли, пританцовывая. Это был не просто танец, а какое-то ритуальное действие. После того как они закончили пение, я спросила, почему такой трагичный текст исполняется с танцем.Там была женщина в возрасте, которая сказала: "Мы поем о смерти, как о жизни". Вот вам философский ответ. Это очень почетно – смерть на поле брани. Это почетно, что о героях помнят, о наших защитниках помнят на небесах. Печаль и радость – эти состояния и ощущения едины.– Что можно назвать "визитной карточкой" казачьей песни?– Гимн батюшке Дону. У казаков всегда был лозунг "За Веру. За Дон. За Отечество".Дон всегда присутствует. Существует даже один обряд, о котором говорится в этнографических источниках: когда казаки возвращались с похода, они, подъезжая к берегам Дона, заходили в реку по пояс, снимали шапки, бросали в Дон оружие и говорили: "Батюшка Дон, мы принесли тебе славушку". Это было важно для них.Быть защитником своего Отечества и почитать историю отцов – это все прославлялось в песнях. Да, были песни бытовые, плясовые, шуточные. Это тоже жизнь. Но главное для казаков – прославление подвигов своих отцов, своих пращуров.– Почему появилось такое мнение, что казак и песня неделимы?– Потому что даже в крестьянской традиции мы говорим о том, что это неотъемлемая часть русской культуры. В нашей народной культуре человек рождался, рос, уходил в поля на работы, шел в бой – и все это под песню. Песня была неотъемлемой частью походной и бытовой жизни.Деды, старшее поколение, в обязательном порядке в семьях заставляли изучать старинные песни. Казак не пойдет на вечерку до тех пор, пока не выучит "Отче наш", молитвы и старинную детскую песню. Ведь основа – это православная культура. И они пели службы, они умели петь псалмы, богослужебные песни. А потом уже и старинушку запоют, заиграют, как они говорят.
https://kazachestvo.ru/20251014/2107529.html
Российское казачество
 info@kazachestvo.ru
2025
Российское казачество
 info@kazachestvo.ru
Новости
ru-RU
https://kazachestvo.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Российское казачество
 info@kazachestvo.ru
 
Член комиссии по содействию развитию казачьей культуры Совета при Президенте РФ по делам казачества кандидат искусствоведения Ольга Никитенко
2025-10-29T10:00
true
    PT4M20S
Российское казачество
 info@kazachestvo.ru
Российское казачество
 info@kazachestvo.ru
меняем стереотипы, совет при президенте рф по делам казачества
На различных фестивалях, слетах и концертах весело льются казачьи песни. В них отражаются история и самобытная культура казаков, которая формировалась веками и передавалась из уст в уста.
Член комиссии по содействию развитию казачьей культуры Совета при Президенте РФ по делам казачества кандидат искусствоведения Ольга Никитенко рассказала корреспонденту портала "Российское казачество" о том, как поются традиционные казачьи песни и почему песня и казак неделимы.
– Чего больше в традиционных казачьих песнях: радости или печали?
– Это все ходит рядом – и печаль, и радость. Но в основе лежит радость. Однажды я слушала пение казачек: они исполняли песню, которую мы записывали в экспедиции. Когда нас провожали, они запели песню о смерти казака. И они ее исполняли, пританцовывая. Это был не просто танец, а какое-то ритуальное действие. После того как они закончили пение, я спросила, почему такой трагичный текст исполняется с танцем.
Там была женщина в возрасте, которая сказала: "Мы поем о смерти, как о жизни". Вот вам философский ответ. Это очень почетно – смерть на поле брани. Это почетно, что о героях помнят, о наших защитниках помнят на небесах. Печаль и радость – эти состояния и ощущения едины.
– Что можно назвать "визитной карточкой" казачьей песни?
– Гимн батюшке Дону. У казаков всегда был лозунг "За Веру. За Дон. За Отечество".
Дон всегда присутствует. Существует даже один обряд, о котором говорится в этнографических источниках: когда казаки возвращались с похода, они, подъезжая к берегам Дона, заходили в реку по пояс, снимали шапки, бросали в Дон оружие и говорили: "Батюшка Дон, мы принесли тебе славушку". Это было важно для них.
Быть защитником своего Отечества и почитать историю отцов – это все прославлялось в песнях. Да, были песни бытовые, плясовые, шуточные. Это тоже жизнь. Но главное для казаков – прославление подвигов своих отцов, своих пращуров.
– Почему появилось такое мнение, что казак и песня неделимы?
– Потому что даже в крестьянской традиции мы говорим о том, что это неотъемлемая часть русской культуры. 
В нашей народной культуре человек рождался, рос, уходил в поля на работы, шел в бой – и все это под песню. Песня была неотъемлемой частью походной и бытовой жизни.
Деды, старшее поколение, в обязательном порядке в семьях заставляли изучать старинные песни. Казак не пойдет на вечерку до тех пор, пока не выучит "Отче наш", молитвы и старинную детскую песню. Ведь основа – это православная культура. И они пели службы, они умели петь псалмы, богослужебные песни. А потом уже и старинушку запоют, заиграют, как они говорят.