Экономическая деятельность российского казачества. Есть ли она?

© РИА Новости / Алексей Сухоруков
В недавно открытом в Москве Центральном музее российского казачества (кто еще не был, обязательно посетите) есть примечательная экспозиция: в одном из залов наглядно показано, что должен был взять казак на службу. Выходило весомо – обмундирование, коня, шашку он должен был обеспечить сам. Все вместе стоило свыше 300 рублей, а это примерно 2,5 млн рублей по текущему курсу.
После преобразований 1909 года казачья служба длилась 18 лет, из которых год – в приготовительном, 12 лет – в строевом, 5 лет – в запасном разрядах. И хотя казакам полагались выплаты на снаряжение из войсковых капиталов (от 50 до 100 рублей), но даже с ними обеспечить такие суммы ежегодно из своего кармана было весьма непросто.
А ведь у казаков были еще и семьи – дети, старики, зачастую приходилось брать на себя содержание семей погибших родственников.
Смог бы казак нести службу без навыков рачительного ведения хозяйства, без поддержки общины, без войскового капитала? Конечно, нет. Поэтому сейчас, когда казаки снова защищают Отечество на полях сражений, важно разобраться, как и каким образом возможна хозяйственная деятельность?
Правовые основы экономической деятельности российского казачества, ее государственной поддержки
Экономическую деятельность казачьи общества и общественные объединения казаков ведут согласно законодательству Российской Федерации и своим уставам. Вот с вопросами поддержки сложнее.
Оговоримся заранее, речь здесь пойдет преимущественно про казачьи общества как отдельный вид некоммерческих организаций, специально выделенный в законодательстве для реализации задач возрождения казачества. Общественные объединения казаков, как, впрочем, и казачьи общества, в основном реализуют свое право на поддержку в рамках мер по содействию социально ориентированным некоммерческим организациям.
Законодательством России предусмотрены различные меры поддержки казачьих обществ. Прежде всего это возможность предоставления казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в аренду казачьим обществам без права выкупа для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, для целей аквакультуры (рыбоводства) и иных связанных с сельхозпроизводством целей.
Однако подобные законы приняты всего в 16 субъектах Российской Федерации, а именно в Республике Хакасия, Амурской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Курганской, Мурманской, Оренбургской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, Смоленской и Ульяновской областях, Еврейской автономной области.
И хотя казачье общество согласно федеральному законодательству вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, на практике же казачьи общества непосредственно в сельском хозяйстве не заняты. Причин здесь несколько, но основная – казачьи общества не подходят под действующее определение сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вот и приходится учреждать казачьим обществам производственные и потребительские кооперативы либо обрабатывать земли как крестьянские (фермерские) хозяйства.
Актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации также предусмотрена поддержка казачьих обществ. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" устанавливается возможность предоставления переселившимся в приграничные районы членам казачьих обществ выплат из федерального бюджета на первоначальное обзаведение хозяйством в виде беспроцентной ссуды.
Во исполнение указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 885 "О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ". Казакам, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации, предоставляются за счет средств федерального бюджета:
- —безвозмездная субсидия на строительство (покупку) индивидуального жилого дома в размере 70% средней стоимости строительства (покупки) в данном регионе жилого дома площадью, соответствующей социальной норме площади жилья для семьи, получающей субсидию, а также типовым потребительским качествам жилья;
- —беспроцентная ссуда на первоначальное обзаведение хозяйством в размере до 50 тыс. рублей с погашением в течение 25 лет начиная с пятого года.
Правительством Российской Федерации также было принято постановление от 27 ноября 2000 г. № 894 "О государственной поддержке казачьих обществ, взявших на себя обязательства по производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Постановление обязывает Министерство сельского хозяйства, Минобороны, МИД, ФСБ, Федеральное агентство по делам национальностей, другие федеральные органы исполнительной власти, которые являются государственными заказчиками поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также исполнительные органы субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по всемерной поддержке и использованию возможностей казачьих обществ для увеличения производства и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Например, Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Федеральной службе безопасности и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, поручено:
- —содействовать передаче в установленном порядке в собственность казачьим обществам, взявшим на себя обязательства по производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, части автомобилей, автотракторной техники и другого имущества, находящихся в оперативном управлении воинских частей, по сложившимся ценам (с учетом износа), а также высвобождающегося имущества при реорганизации или ликвидации подведомственных государственных сельскохозяйственных организаций;
- —обеспечить в установленном порядке включение представителей указанных казачьих обществ в составы конкурсных комиссий для определения победителей конкурсов на размещение заказов на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" содержит нормы, предусматривающие финансирование государственной службы российского казачества из бюджетной системы Российской Федерации.
При этом на региональном уровне предусмотрена поддержка несения службы казаками казачьих обществ законами 49 субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Алтай, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Карелия, Республики Крым, Республики Северная Осетия – Алания, Республики Тыва, Республики Хакасия; Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Краснодарского, Красноярского, Пермского, Приморского, Ставропольского и Хабаровского краев; Амурской, Архангельской, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Кировской, Курганской, Курской, Магаданской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Томской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской областей; г. Санкт-Петербурга; Еврейской автономной области; Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Отдельным направлением экономической активности войсковых казачьих обществ, предусмотренным законодательством Российской Федерации, является деятельность учрежденных ими частных охранных организаций. Право на учреждение таких организаций предоставляется войсковым казачьим обществам решением Правительства Российской Федерации.
Таким образом, за годы развития современного российского казачества сложилась объемная правовая база поддержки деятельности казачьих обществ. Рассматривая содержание нормативных правовых актов, стоит отметить глубокую взаимосвязь между мерами поддержки и несением государственной службы российского казачества.
На мой непрофессиональный взгляд, правовые основы – это хорошо, но нужна и широкая правоприменительная практика, а вот здесь есть проблемы.
Экономическая деятельность российского казачества
Краеугольным камнем деятельности любой организации является ее финансовое обеспечение. С начала возрождения российского казачества остро встал вопрос, где взять средства для обеспечения деятельности казачьих объединений. При этом экономическая активность казаков, формы ее проявления поражали разнообразием. Достаточно примера, что у Союза казаков был собственный коммерческий банк "Казачество", который был ликвидирован только в 1998 году.
Многие казаки ушли в бизнес и достигли немалых успехов. Петр Севастьянович Косов, стоявший у истоков возрождения донского казачества, создал компанию "Агроземинвест", которая под его руководством стала в начале 2000-х годов одним из крупнейших игроков на рынке семян юга России. Сибирский казак Анатолий Иванович Острягин (1950–2019 гг.) в 1996–2001 годах был генеральным директором акционерного общества "Пурнефтегазгеология". Анатолий Иванович, по состоянию здоровья покинув в 2012 году пост атамана Сибирского войскового казачьего общества, продолжал поддержку инновационных казачьих проектов – создал в Алтайском крае агропромышленное объединение "Казачья станица", которое по сей день управляет рядом крупных сельскохозяйственных предприятий в сфере растениеводства и животноводства. Или атаман хутора "Стрелковский" Вадим Егорович Парфенов (умер в сентябре 2018 года). Его знал лично и всегда поражался его жизненной стойкостью, крепостью духа, умением отстаивать интересы своих казаков и добиваться задуманного. Думаю, что для его близких и друзей, братьев-казаков он был достойным примером настоящего Казака, с большой буквы, настоящего Батьки Атамана. Зная о его прошлом, могу добавить, что это действительно воин, реально заглянувший в глаза смерти на поле боя.
В том числе благодаря таким казачьим предпринимателям, атаманам, ведущим плодотворную хозяйственную деятельность, казачьи общества, общественные объединения казаков смогли выжить в трудных условиях 1990-х – начала 2000-х годов и живут до сих пор.
К сожалению, сопутствовавший тем лихим временам разгул преступности не щадил и казаков. 6 июня 1999 года был застрелен временно исполняющий обязанности атамана войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", известный донской предприниматель Геннадий Петрович Недвигин. 3 августа 2004 года выстрелами в спину был убит товарищ атамана Союза казаков, выдающийся деятель возрождения казачества Владимир Владимирович Наумов, который был успешен во всех начинаниях, к которым имел отношение, в том числе и в организации предпринимательской деятельности. 17 февраля 2007 года от полученных в результате покушения ран скончался атаман Нижне-Кубанского отдела Ставропольского казачьего округа Терского войскового казачьего общества Андрей Петрович Ханин, который сделал немало для укрепления позиций казачьих обществ в Новоалександровском районе Ставропольского края.
К концу 2000-х выкристаллизовались три основные сферы, где казачьи предприятия были конкурентоспособны – туризм, охранная деятельность и сельхозтоваропроизводство.
Итак, в предыдущей части мы выяснили, что казачьи общества могут вести хозяйственную деятельность и даже рассчитывать на ее поддержку со стороны государства.
В идеале картинка выглядит так. Казаки привлекаются к несению государственной службы, получают на казачье общество в аренду землю, если действуют в приграничье – выплаты на обзаведение хозяйством. Федеральные министерства, с которыми заключены соглашения, обеспечивают их техникой, топливом, выкупают излишки продукции. Частные охранные организации, учрежденные войсковыми казачьими обществами, обеспечивают охрану объектов государственной и муниципальной собственности, предоставляют казакам работу.
На практике же найти работающие федеральные меры поддержки мне не удалось. Если читатели знакомы с ними, буду благодарен за обратную связь. А частные охранные организации работают только у четырех войсковых казачьих обществ – Всевеликого войска Донского, Кубанского, Черноморского и Центрального. И, судя по озвученному на Совете атаманов России докладу атамана Черноморского казачьего войска Антона Сироткина, остро нуждаются в мерах поддержки.
Региональный же уровень неоднороден. Особняком стоит Краснодарский край, где благодаря многолетней позиции губернатора, поддержке местных властей сложилась уникальная форма хозяйствования казачьих обществ. По данным краевой администрации,в пользовании казачьих обществ "находится свыше 1,2 тыс. земельных участков площадью 32,8 тыс. гектаров. Это пашня, сенокосы, пастбища, земля для ведения личного подсобного хозяйства и развития животноводства. С 2021 года за счет собственных средств казачьи общества сформировали и вовлекли в сельхозоборот 408 земельных участков общей площадью более 8,7 тыс. гектаров. Большая работа проведена по развитию материально-технической базы. Кроме того, за счет заработанных денежных средств приобрели 22 единицы сельскохозяйственной техники, в том числе колесные и гусеничные тракторы, комбайны. Закупили также прицепное и навесное сельхозоборудование, автотранспорт, производственные и складские помещения, ряд земельных участков. Благодаря этому казаки, помимо выращивания сельхозкультур, параллельно начали осваивать рыбоводство и животноводство".
В других субъектах ситуация далека от вышеприведенного примера.
В большинстве случаев на текущий момент мы видим затухание форм экономической активности. Предприятия с названием "казачьи" преобладают, к сожалению, в статусе ликвидированных. Так в 2010 году в казачьей среде стала широко известна деревня Генераловка в Омской области, где казаки объединились для развития форм совместного хозяйствования – в короткие сроки был создан туркомплекс "Казачий рубеж", который включал "центр спортивной подготовки казачьей молодежи, палаточный лагерь "Рубеж", клуб "Генераловская охота", питомник по разведению русской псовой борзой, комплекс по спортивному рыболовству и разведению товарной рыбы". При написании статьи с сожалением для себя отметил, что комплекс больше не действует, а станичное казачье общество находится в стадии ликвидации.
Но не все так печально. В Волгоградской области продолжает работу Казачья холдинговая компания акционерное общество "Краснодонское" –один из крупнейших поставщиков свинины на юге России. Есть мощные казачьи общества, как, например, в районе Кавказских Минеральных Вод, где у казаков есть не только свои крепкие фермерские хозяйства, но собственный рынок. Есть Белгородская область с разнообразными формами экономической активности казаков. Есть село Троицкий Сунгур в Ульяновской области, где благодаря деятельному и энергичному атаману Григорию Николаевичу Мясникову казачество живет – работает этнотуристический комплекс "Казачий хутор", развиваются фермерские хозяйства. Есть казачьи общества Якутии с разнообразной хозяйственной деятельностью – от туристического бизнеса до частной охранной деятельности. В каждом субъекте можно найти деятельного казака и атамана, готового честным трудом заработать средства на развитие казачества. Такие люди, предприятия могут стать точками роста для регионов, дать толчок их преобразованию.
Подытоживая, сделаю попытку систематизировать успешные виды хозяйственной активности казачества:
- —развитие этнотуристических комплексов,
- —частная охранная деятельность,
- —сельхозтоваропроизводство.
При этом, уверен, без системных мер федеральной и региональной поддержки, без несения казаками оплачиваемой службы любые попытки вести хозяйственную деятельность не приносят должного результата.
Что делать?
Как мы выяснили, экономическая деятельность российским казачеством ведется неоднородно, но есть потенциал, есть очаги способные превратиться в региональные точки роста. Не претендуя на истину в последней инстанции, выражу некоторые соображения, как оживить экономическую активность казачества.
Во-первых, навести порядок в законодательстве – уточнить статус казачьей службы. Будут у казаков четкие профессиональные обязанности и ответственность за несение службы – появятся конкретные права на поддержку. Помимо этого, целесообразно внести необходимые изменения, которые позволят развивать частные охранные организации войсковых казачьих обществ; на федеральном уровне актуализировать акты, направленные на поддержку казачьих обществ, дать старт их правоприменению. Это будет особенно актуально с учетом проводимой специальной военной операции как в исторических субъектах Российской Федерации – Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях, так и в Республике Крым, Белгородской, Брянской, Курской областях, где возрожденные казачьи станицы могут стать основой территориальной обороны.
Во-вторых, системно подойти к поддержке казачьих обществ, принявших обязательства по несению службы, тиражировать на региональном уровне наиболее успешные практики Краснодарского края, развивать региональное законодательство в этой сфере.
В-третьих, нужны организационные механизмы объединения казачьих хозяйств. У опрошенных мною казаков есть большие надежды и ожидания на исполнение решений II Большого круга Всероссийского казачьего общества, предполагающих создание соответствующего фонда поддержки российского казачества и ассоциации казачьих предприятий.
Верю, что будущее у экономической деятельности российского казачества есть, и за счет этой деятельности казаки, как встарь, смогут обеспечивать большие семьи, защищать интересы и границы государства Российского.
Алексей Зборовский




