Станет ли единым российское казачество? - Российское казачество, 16.04.2025

Станет ли единым российское казачество?

© РИА Новости / Виталий ТимкивУчастник мероприятия, посвященного доблести казаков
Участник мероприятия, посвященного доблести казаков - РИА Новости, 1920, 15.04.2025
Эта статья – плод многолетних размышлений, основанных на глубоком погружении в вопросы современного развития российского казачества. Она не претендует на истину в последней инстанции, отражая только авторское понимание процессов в казачьем движении. Но все же, надеюсь, что поставленные в ней вопросы найдут живой отклик у читателей, вызовут конструктивную дискуссию.

Возрождение казачества: истоки и предпосылки

В этом году исполняется ровно 35 лет с того момента, как в Москву на первый Большой учредительный круг прибыли казаки со всего Советского Союза для создания Союза казаков – первой общеказачьей организации союзного уровня, объединявшей потомков казаков от Приднестровья до Памира.
И, к сожалению, последней, так как 25 декабря 1991 года Советский Союз прекратил свое существование, что привело, как точно отметил наш глава государства, к "крупнейшей геополитической катастрофе" прошлого века.
Создание Союза казаков проходило в ряде политических событий тех лет, связанных с развитием демократических процессов в обществе, возрождением преемственности со старой, дореволюционной Россией. Многие из тех событий проходили под эгидой Моссовета, в число депутатов которого входил донской казак Владимир Владимирович Наумов. Так, 10 мая 1990 года в Москве прошло учреждение Союза потомков российского дворянства – Российское дворянское собрание, в 1992 году были созданы Общество купцов и промышленников, Союз мещан.
Союз казаков создавался не на пустом месте. С начала 1980-х годов шла активная работа на местах по возрождению культурного и исторического наследия российского казачества. Этому труду способствовали в первую очередь объединения интеллигенции, возникшие как на базе крупнейших научных центров Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, так и в рамках Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Достаточно назвать такие известные имена, как Петр Севостьянович Косов, Владимир Прокофьевич Громов, Петр Стефанович Федосов (1937–2021 годы), – эти и другие известные лидеры казачьего возрождения начинали свой кропотливый труд еще в годы, названные впоследствии "застойными". Немало способствовали объединению ученых казаковедов и две Всесоюзные научно-практические конференции в Черкесске в 1980 и 1986 годах.
И все же датой начала возрождения казачества в России принято считать 30 июня 1990 года. В этот день в Москве проходил I Большой учредительный круг (съезд) казачества со всей необъятной страны – круг, на котором был образован Союз казаков, принят устав организации, избраны верховный атаман Александр Гаврилович Мартынов и совет атаманов, а также утверждено атаманское правление Союза казаков.
Казачий отряд на нефтяных промыслах в городе Баку  в дни Русской революции 1905 года - РИА Новости, 1920, 03.05.2024
Происхождение казачества как научная проблема
На Большом круге был принят устав казачества России, ведь Союз казаков на тот момент был единственной организацией, объединявшей потомков казаков. В нем целью Союза казаков стало "историческое и духовное возрождение казачества как самобытной этнической формации, социальная защита трудящихся традиционных казачьих областей и округов, поощрение предприимчивости и инициативы в производственной деятельности, возрождение на этой основе казачьей культуры".
Четырьмя месяцами позже, 30 ноября 1990 года, Союз казаков России на Большом совете атаманов в Краснодаре, проходившем с 29 ноября по1 декабря, принял "Декларацию казачества России" и учредил знамя, знаки отличия и статут походного атамана[1].
26 апреля 1991 года в России на законодательном уровне впервые появляется определение казачества как пример "иной исторически сложившейся культурно-этнической общности людей" в Законе РСФСР № 1107-1. Потомки казаков получают коллективные права на реабилитацию, в то время как в других республиках СССР казачество никакими правами не наделяется.
Однако очевидно, что развивающаяся на фоне распада Советского Союза политическая нестабильность не оставила в стороне и казаков. После августовского кризиса 1991 года центробежные силы раздирали общую Родину, казачье единство было нарушено амбициями новых атаманов. Так, еще до II Большого круга Союза казаков (7–10 октября 1991 года, Ставрополь) прошел государственную регистрацию "Союз казачьих войск России", а 14 октября на Украине было зарегистрировано так называемое "Украинское казачество".
Распад Советского Союза подвел своеобразную черту под первыми шагами по возрождению казачества. Потомки казаков оказались разделены – границами, законами, организациями.

А возможно ли было единство казаков в 90-е годы?

Ответ на этот вопрос не так-то прост, как кажется.
Ведь если детально присмотреться, то абсолютного казачьего единства не было и в дореволюционную эпоху. Были войсковые казаки, были торговые казаки, были городовые казаки, были и проживавшие за пределами Российской Империи казаки-некрасовцы, казаки-албазинцы[2]. Что их объединяло? Общая история, вера? На мой взгляд, в большей части – образ жизни, несение службы.
Изначально, как предполагают современные исследователи, само понятие "казак" пришло в русский язык вследствие распада Золотой Орды из тюркских языков в качестве соционима, определяющего общину вольных кочевников, которые выделялись из своих родов и объединялись для воинского промысла.
Казачий караван, Константин Стоилов
Слово-термин "казак": научные теории
Городовые казаки, вольные казаки – общим у них было служение России, ее государю. Служба была основой не только воспроизводства воинских традиций, особенностей воспитания, но и культуры. Традиционные казачьи песни и пословицы в большинстве случаев посвящены службе.
Поэтому, кстати, и возрождение казачьих формирований в Вооруженных силах Российской Федерации стало одной из целей Союза казаков.
Казалось бы, сохранись Советский Союз в исходных границах, почему бы не возродить исторические казачьи войска – Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Семиреченское и другие, возродить историческую службу казаков, обеспечить реституцию имущества казачьих войск?
Но на каждый из этих вопросов ответ будет один: история не терпит сослагательного наклонения. Казачье единство оказалось невозможным по одной простой причине – в условиях кризиса государственности не было ни ресурсов, ни политической воли, чтобы объединить казачьи организации, примирить атаманов и купировать конфликты между ними. И это если не брать в расчет организации казаков зарубежья, сформированные из числа эмигрантов и их потомков.
А ведь еще в тот период пылали границы, разгорались межнациональные конфликты. Казачество стало последней надеждой пророссийских сил в Приднестровье, Абхазии и других частях бывшего Советского Союза. Единство казачества крепло в окопах и нарушалось амбициями лидеров, желающих стать самыми главными в некогда едином казачьем движении.
Сегодня в казачьей среде общим местом стала критика создания в 1995 году государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, якобы подрывавшего единство казачества. Но, как мы уже выяснили, единства к тому времени не было. Да, действовал Союз казаков – крупнейшая на тот момент организация, но существовало и множество иных объединений.
Простота государственной регистрации общественных объединений, помноженная на конфликтность и амбиции отдельных лидеров, создавала в те времена предпосылки для дальнейшего организационного дробления.
"Великое братство казачьих войск", "Союз казачьих формирований", "Объединение казаков мест нетрадиционного проживания", "Резервное казачье войско" – сколько звучных организаций с претензией на общероссийский уровень было создано в прошлые годы.
Стратегия государственной политики в отношении российского казачества на 2021–2030 годы - РИА Новости, 1920, 28.11.2022
Стратегия государственной политики в отношении российского казачества на 2021–2030 годы
Параллельно развивалась нормативная база, направленная на привлечение казачества к службе как к основе для формирования единства и воспроизводства этой общности, ее реабилитации.
Нужен был критерий, который позволит увязать государственную службу с развитием некоммерческих организаций в форме казачьих обществ. Таким критерием стали обязательства казаков по несению службы, а формой систематизации – государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Напомним, что первой попыткой осмысления ситуации с возрождением казачества на государственном уровне принято считать одобренные правительством России в 1994 году основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству. Именно в этих концептуальных основах впервые звучит идея о введении специального государственного регистра казачьих обществ с указанием входящих в них станичных и хуторских казачьих общин.
Этот "государственный регистр" был прообразом государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, целью которого стало объединение атаманов и казаков, настроенных нести государственную службу, а также упрощение их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.
Как писал российский военный журналист, директор Центра стратегической конъюнктуры кандидат исторических наук Иван Павлович Коновалов, после образования Союза казаков:
"Казачье движение быстро разделилось на “красных” и “белых”. В противовес созданному коммунистами общегосударственному Союзу казаков “белоказаки” в 1991 году сформировали Союз казачьих войск России (СКВР). После августа 1991 года волной пошли расколы на “красных и белых” внутри войск – Донском, Кубанском, Енисейском, Оренбургском, Сибирском, Астраханском. В 1993-м СКВР распался на Союз казачьих войск России и Зарубежья (СКВРиЗ) и Белый союз казачьих войск (БСКВ). В 1994-м появился Союз казачьих формирований (СКФ), куда вошли недовольные и СК и СКВРиЗ атаманы. Другая часть вошла во “Всемирное братство казаков”.
Войсковые и окружные общества постоянно дробились, укрупнялись, перестраивались. Многие мелкие независимые обществ то исчезали, то снова появлялись. Некоторые из них состояли всего из нескольких членов или, вообще, существовали только на бумаге и возглавлялись “казачьими генералами”-демагогами со множеством самоврученных регалий. Свои “липовые” казачьи общества создавали криминальные структуры, немало криминальных авторитетов проникло и в войсковые структуры."
Кубанские казаки в эмиграции
Белая казачья эмиграция
И далее:
"Но центральная власть вскоре осознала, что казаки – это не “ряженые”, а серьезная сила, и лучше всего вернуть им в обновленном виде дореволюционную государственную (но не военную, а военизированную) службу. На уровне местного самоуправления вопрос был решен, после того как казачьи атаманы стали занимать должности в региональных и районных администрациях.
В 1995 году был учрежден Государственный реестр казачьих войск. До этого в 1994 году на общественных началах был создан Совет по делам казачества при Президенте РФ, весной того же в Министерстве по делам национальностей – Экспертный совет по делам казачества. В разных министерствах, в органах законодательной власти, в администрациях республик, краев и областей появилось множество казачьих отделов."
Достижимо ли казачье единство и какова роль государства в этом вопросе?
Казаками неоднократно поднимался вопрос о проведении Большого валового круга, на котором соберутся все атаманы и казаки из действующих общеказачьих организаций. Атаманы помирятся и все вместе изберут на круге одного главного атамана, и казачье единство восстановится. Сколь бы ни были наивными эти идеи, тем не менее попытки таких кругов были.
Так, благодаря инициативе выдающегося скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова (1939–2006 годы) 10 июля 2005 года на Красной поляне Черемисиновского района Курской области состоялся Всероссийский казачий круг, на который прибыли казаки из России, Украины и Белоруссии. Но долгожданного единства этот круг не принес. Делегаты разъехались, а казачество продолжало дробиться.
Впрочем, эти инициативы шли не только от казаков. Государство также предпринимало усилия по сближению позиций казачьих организаций, их сплочению.
Так 19–21 ноября 1999 года в Санкт-Петербурге состоялась первая общероссийская научно-практическая конференция "Казачество как фактор исторического развития России", участие в которой приняли делегаты от войсковых казачьих обществ. Пленарное заседание открывали губернатор Санкт-Петербурга Владимир Анатольевич Яковлев и лидер всероссийского общественно-политического движения "Наш Дом – Россия" оренбургский казак Виктор Степанович Черномырдин (1938 – 2010 годы).
Отдельная работа по сплочению казачества проводилась под руководством советника Президента Российской Федерации, председателя совета атаманов войсковых казачьих обществ России Геннадия Николаевича Трошева (1947–2008 годы). По его инициативе были организованы три больших круга – Большой круг казаков России 25 мая 2003 года в Ставрополе, II Большой Круг казаков России 27 мая 2005 года в Новочеркасске, III Большой Круг казаков России 1 июня 2007 года в Москве.
Во многом благодаря решениям кругов удалось подготовить встречу Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с атаманами войсковых казачьих обществ в станице Вешенской Ростовской области 25 мая 2005 года, по результатам которой был принят федеральный закон от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества". Кроме того, решения кругов способствовали объединению казаков Центрального федерального округа: было учреждено и прошло государственную регистрацию войсковое казачье общество "Центральное казачье войско".
Казачий почетный караул - РИА Новости, 1920, 03.02.2023
Указ №632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества"
Синтезом двух подходов по сплочению казачества стали Всемирные конгрессы казаков, которые изначально были инициативой казаков России и зарубежья. Немалую роль в подготовке первых конгрессов, а также первого и второго международных съездов православной казачьей молодежи (в 2006 году в городах Азове и Новочеркасске Ростовской области, в 2009 году – в городе Волгограде) играл созданный 20 ноября 2001 года и приостановивший свою деятельность после 2015 года постоянный межгосударственный координационный Совет казаков Беларуси, России, Украины. Одним из наиболее активных его участников был бывший заместитель руководителя аппарата Президента СССР и руководитель информационно-аналитической службы Президента СССР Анатолий Александрович Сазонов (1936 – 2022 годы).
Конгрессы постоянно проходят в городе Новочеркасске, объявленном решением их участников столицей мирового казачества. По состоянию на сегодняшний день их прошло пять – в 2003 году, в 2005 году, в 2008 году, в 2012 году и в 2015 году[3]. В 2026 году планируется провести шестой по счету конгресс.
Напомним, что было еще в 2003 году на I Всемирном конгрессе казаков (19–23 августа 2003 года):
"…Все сошлись на том, что объединение казачьего движения всем пойдет на пользу. В качестве проекта по слиянию общественного и реестрового казачества советник президента Трошев предлагает, чтобы нынешние лидеры этих двух лагерей подали в отставку с обязательством в течение пяти лет не выдвигаться на атаманские должности. Затем казачество выберет себе нового единого атамана, признаваемого всеми казачьими организациями.
Российские казаки согласовали в Новочеркасске и свои предложения, которые Геннадий Трошев вместе с атаманами намерен был высказать Владимиру Путину 3 сентября, во время его визита на Дон".
На II Всемирном конгрессе казаков (10 сентября 2005 года), как передавало РИА "Новости" с места события, одним из основных вопросов, который обсуждали казаки, стала выработка путей объединения казачества.
Основные цели III Всемирного конгресса казаков (12–13 октября 2008 года) также состояли в объединении всех казачьих организаций, действующих в России и за рубежом.
Большую роль в проведении всемирных конгрессов казаков играет Русская православная церковь в лице Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. С 14 октября 2009 года казачество принято под высшее духовное водительство Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Решением Священного Синода Русской православной церкви 5 марта 2010 года создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, который вот уже 15 лет возглавляет митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. В 2010 году после богослужения в Донском монастыре Святейший Патриарх объявил день Донской иконы Божией Матери 1 сентября Днем российского казачества, который теперь празднует все казачество России. VВсемирный конгресс казаков прошел под председательством Святейшего Патриарха Кирилла.
Синодальному комитету по взаимодействию с казачеством – 15 лет. Иерей Тимофей Чайкин – о его достижениях и целях
К слову сказать, решения всемирных конгрессов казаков нашли свое отражение в концептуальных и стратегических документах, поступательно развивавших направления уже упомянутой концепции государственной политики по отношению к казачеству 1994 года.
В 2008 году была утверждена концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, в которой впервые отдельное внимание было уделено общественным объединениям казачества и казачеству за рубежом.
15 сентября 2012 г. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным была подписана Стратегия развития российского казачества до 2020 года. Целью стратегии стало "содействие развитию и консолидации российского казачества, посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, совершенствования взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений с российским казачеством и формирования эффективных механизмов общественно-государственного партнерства".
Таким образом, с 2008 года государство начало целенаправленную работу для преодоления разобщенности казачества. В этих целях впервые на плановой основе началась реализация государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, появились федеральный план, утверждаемый каждые три года правительством Российской Федерации и региональные планы.
В этот же период началась консолидация казачьих обществ и общественных объединений казаков. Во многом этому способствовали события "Русской весны" 2014 года, когда казаки приняли активное участие в воссоединении Крыма и Севастополя с Россией, помогали мирному населению Донбасса в отражении агрессии киевской хунты. Большую роль в этих событиях играли известные казачьи лидеры – уже упомянутый Виктор Петрович Водолацкий и атаман Кубанского казачьего войска Николай Александрович Долуда.
В 2014 году была учреждена общероссийская общественная организация по развитию казачества "Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья", которая вобрала в себя многие общественные объединения казаков, не входящие в состав общероссийской общественной организации "Союз казаков".
Шеврон Союза казаков-воинов России и зарубежья
Атаманы отделений СКВРиЗ поделились успехами, проблемами и планами
В 2015 году было учреждено Федеральное агентство по делам национальностей, которое возглавляет по настоящее время уроженец города Новочеркасска И.В.Баринов. Под его руководством агентство стало не просто уполномоченным правительством Российской Федерации органом государственной власти по взаимодействию с российским казачеством, но подлинным локомотивом казачьего объединения. ФАДН России стало разработчиком основных документов, определяющих ход и порядок реализации государственной политики в отношении российского казачества. Активнейшую роль агентство играло в проведении последующих всероссийских мероприятий по сплочению казачества.
Характерно, что еще в 2020 году Игорь Вячеславович, будучи боевым офицером, учредил ведомственную награду агентства – нагрудный знак "За отличие в службе российского казачества". Этой наградой награждены сотни казаков, в основном – участники специальной военной операции.
Новой формой сплочения казачества России стали большие круги российского казачества, которые регулярно проводятся с 2018 года один раз каждые шесть лет. Решение об их проведении было принято на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества 5–6 октября 2017 года в Краснодаре под председательством полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александра Дмитриевича Беглова. Тогда же состоялся первый форум войсковых казачьих обществ, на котором было принято решение об учреждении Всероссийского казачьего общества.
В феврале 2018 года по итогам I Большого круга российского казачества было принято решение об учреждении Всероссийского казачьего общества. 27 ноября 2018 года в зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоялся учредительный круг Всероссийского казачьего общества, объединившего 11 войсковых казачьих обществ. А чуть ранее, 24 ноября, в Симферополе состоялся учредительный круг нового войскового казачьего общества "Черноморское казачье войско", объединившего казаков Республики Крым и Севастополя.
4 ноября 2019 года Президент России своими указами утвердил устав Всероссийского казачьего общества и назначил его атамана, им стал казачий генерал Николай Александрович Долуда. Всероссийское казачье общество на сегодняшний день является крупнейшим общероссийским объединением казаков. Сегодня его возглавляет казачий генерал Виталий Владимирович Кузнецов.
Из выступления атамана Всероссийского казачьего общества казачьего генерала В.В.Кузнецова на II Большом круге Всероссийского казачьего общества:
"Более 130 тысяч казаков, 114 тысяч из которых приняли на себя обязательства по несению службы. В условиях непосредственного участия казаков в специальной военной операции и организации гуманитарных конвоев казачьи войска России в полном объеме выполняют взятые на себя обязательства по несению государственной и иной службы. На сегодняшний день более 30 тысяч казаков привлечены к государственной службе российского казачества.
Свыше 2200 казачьих обществ, входящих в состав Всероссийского казачьего общества, действуют в 77 из 89 субъектов Российской Федерации. И, поверьте, число этих регионов будет расти. Сегодня мы принимаем в свой состав Северо-Западное войсковое казачье общество. Уверен, мы снова соберемся, чтобы принять Запорожское казачье войско верных сынов России.
Всероссийское казачье общество участвует в проведении 71 из 74 мероприятий плана на 2024–2026 годы по реализации Стратегии государственной политики в отношении российского казачества, из них в 14 мероприятиях Всероссийское казачье общество является основным исполнителем. Это высокое доверие и высокая ответственность".
Второй Большой круг российского казачества в храме Христа Спасителя
Поддержка президента и воссоздание Запорожского войска: что обсуждали на втором Большом круге казачества
В августе 2020 года Президентом России была утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации на 2021–2030 годы, которая продолжила курс на консолидацию казачества. Работа над стратегией проходила при большом внимании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, который тогда возглавлял помощник Президента Российской Федерации Анатолий Анатольевич Серышев.
Как оказалось, все усилия предпринимались не зря. Начавшаяся в феврале 2022 года специальная военная операция объединила казаков общим делом – борьбой с нацизмом. Казаки Всероссийского казачьего общества, Союза казаков-воинов России и зарубежья сформировали добровольческие казачьи формирования. Атаманы Всероссийского казачьего общества Н.А.Долуда, а с 2023 года В.В.Кузнецов личным и деятельным примером подняли казаков на защиту России. Вклад Всероссийского казачьего общества в специальную военную операцию весьма ощутим.
Из выступления атамана Всероссийского казачьего общества казачьего генерала В.В.Кузнецова на II Большом круге Всероссийского казачьего общества:
"Казаки доверяют руководство казачьими обществами прежде всего воинам, прошедшим специальную военную операцию. Сегодня из 13 атаманов войсковых казачьих общества пятеро принимают либо принимали участие в специальной военной операции. Это Дмитрий Дмитриевич Смоликов, Андрей Станиславович Тимошенко, Владимир Алексеевич Савченко, Антон Викторович Сироткин, Александр Александрович Агибалов – атаманы Иркутского, Сибирского, Терского, Черноморского и Уссурийского казачьих войск. В целом же более 250 атаманов всех уровней приняли участие в специальной военной операции и их количество растет. <…>
Сегодня на линии боевого соприкосновения в составе добровольческих казачьих подразделений, в воинских частях и соединениях Вооруженных сил РФ, Росгвардии, других формирований одновременно находятся более 18,5 тысячи казаков. Сформировано 26 добровольческих казачьих подразделений. Всего же в специальной военной операции приняли участие более 43 тысяч казаков. <…>
Все казаки войск России активно участвуют в гуманитарных конвоях, инициативу в проведении которых впервые выдвинуло Всероссийское казачье общество. С начала специальной военной операции направлено уже более 37 тысяч тонн гуманитарной помощи, а также большое количество специальной техники, оборудования, имущества, средств связи и многое другое. <…>
За проявленные мужество и отвагу более 4,5 тысячи казаков награждены государственными и ведомственными наградами.
Из них 10 удостоены звания Героя Российской Федерации, четверо, к сожалению, – посмертно. <…>".
Участники второго Большого круга российского казачества
В Москве состоялся второй Большой круг российского казачества
Верховный атаман Союза казаков-воинов России и зарубежья Николай Леонидович Дьяконов постоянно находится в войсках с 2022 года. Союз казаков, его верховный атаман Павел Филиппович Задорожный также активно содействуют казакам на фронте. Множество небольших общественных объединений казаков, фондов стараются внести посильный вклад в победу России.
На II Большом круге российского казачества, который прошел 28 февраля 2024 года в зале церковных соборов храма Христа Спасителя под председательством помощника Президента Российской Федерации, председателя Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Дмитрия Юрьевича Миронова делегатами от войсковых казачьих обществ и общественных объединений казаков была принята резолюция. Одним из решений резолюции стало создание Совета атаманов России, куда вошли атаманы Всероссийского казачьего общества, Союза казаков-воинов России и зарубежья, Союза казаков.
Подводя итоги, отметим, что усилия казаков, церкви и государства по сплочению российского казачества дали свои результаты. Казачество России в целом организационно объединено во Всероссийское казачье общество, Союз казаков, Союз казаков-воинов России и зарубежья.
Все их атаманы объединены в Совет атаманов России. Регулярно проводятся всемирные конгрессы казаков, большие круги российского казачества. Государство поддерживает инициативы казаков по объединению, содействует развитию взаимодействия казачьих организаций, в том числе в рамках специальной военной операции.
Но как окончательно преодолеть организационный раскол? Как сделать казачество России монолитом? И все ли заинтересованы в этом?

"Межгалактические атаманы"

Из выступления атамана Всероссийского казачьего общества казачьего генерала В.В.Кузнецова на II Большом круге Всероссийского казачьего общества:

Мы твердо намерены решить вопрос по усилению ответственности за незаконное присвоение и использование казачьих чинов, а также ношение соответствующих им знаков различия и формы одежды. Слово "ряженые" должно остаться в прошлом, там же должны остаться всевозможные казачьи маршалы, контр-адмиралы и прочие межгалактические атаманы.Мы не позволим перечеркивать нелепыми заявлениями и глупыми поступками добытую кровью и потом казаков – участников специальной военной операции казачью славу!

С самого начала возрождения казачества находились и находятся по сей день авантюристы, которые, самопровозглашая себя атаманами несуществующих организаций, ищут как привлечь к себе внимание, чтобы потом либо свою популярность монетизировать, либо просто тешить свое тщеславие, появляясь на телеканалах.
Они не обременены ответственностью перед казаками, у них нет обязательств и перед государством. Поэтому говорить они могут что угодно. Вкупе с представительной внешностью, казачьей справой их слова приобретают вес, как будто они говорят от лица всех казаков.
Сколько ерунды за годы возрождения и развития казачества не подхватили падкие на сенсации средства массовой информации! Москитная казачья авиация, захват казаками Антарктиды, казачьи санитарные патрули, казачья контрразведка, переселение всех казаков на Сахалин, присвоение главам иностранных государств казачьих чинов без их ведома с последующим разжалованием – эти и многие другие сумасбродные идеи негативно влияют на образ российского казачества.
Когда на ток-шоу появляются решительные личности, обремененные могучими усами, в блестящих в некоторых местах парадных мундирах, со множеством наград, каким позавидует заядлый фалерист, и степенно рассказывают об успехах в возрождении казачества, которые являются в лучшем случае переложением казачьих новостей, а в худшем – присвоением чужих заслуг либо просто выдумкой, то у обывателя складывается впечатление о казачестве как о чем-то несерьезном, ложном. Уставший от праведных забот телезритель с раздражением глядит на такого "пана атамана" и формирует для себя мнение, что казачество – это такие вот непонятные дядьки, которые присвоили сами себе звание атаманов и надели все нарядное сразу.
А между тем такой образ очень на руку нашим врагам. Существует множество организаций, признанных Генпрокуратурой России нежелательными. Деятели этих организаций спят и видят Россию, разделенной на множество государств. Не нравится им, что Россия – крупнейшая в мире страна. Механизмом для распада России, по их мнению, является признание прав населяющих ее народов на отделение. Русский народ – слишком крупный, как им кажется, поэтому они выделяют из него казаков, уральцев, поморов, сибиряков. Но есть силы, которые мешают их планам сбыться, – это казачество и Русская православная церковь. Поэтому ежемесячно авторы из всяких фондов пишут статьи про казаков и священников, которые принимают участие в специальной военной операции, а также "имеют возмутительную наглость" воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и любви к России. На взгляд этих иностранных экспертов, это очень и очень плохо, потому что они многие годы тратили на то, чтобы казачество бунтовало против государства, а казаки их не послушали и пошли на СВО.
Поэтому, видимо, руками своих агентов и просто ведомых людей противники России работают над созданием структур с названиями, схожими с федеральными консультативными органами, крупнейшими казачьими организациями до степени смешения. Они не торопятся их регистрировать, но формируют сайты, информационную повестку. Более того, они заявляют, что им принадлежит монополия на высказывания от имени всего российского казачества.
4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус идет в атаку, 1943 год  - РИА Новости, 1920, 17.02.2025
Казаки под ударами информационных атак противника
В объединении с кем-либо эти "атаманы" не заинтересованы, потому что никого, кроме себя, не представляют. Да и кто в трезвом уме и твердой памяти захочет взять такого "атамана" к себе в организацию?
И уж тем более не захотят объединяться отщепенцы, которые воюют против России, называясь "казаками". Такие, к сожалению, тоже есть.

Кто и как должен консолидировать российское казачество

Указом Президента Российской Федерации от 09.08.2020 № 505 утверждена "Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы". В ней обозначена цель политики:
"Целью государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества является содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию, использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу посредством формирования эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной или иной службы, участию в решении на основе общественно-государственного партнерства государственных задач в интересах национальной безопасности".
Ключевым словом в заявленной цели является слово "содействие". То есть казаки должны сами искать общие точки соприкосновения и объединяться на основе общих интересов, мобилизуя свои ресурсы ради достижения общих целей. Государство берет на себя функции содействия и поддержки потребностей казачества. Не всех потребностей, какие только имеются, а вполне конкретных (см. выше), включая потребности в служении обществу. Причем они реализуются через механизм привлечения к государственной или иной службе.
Коротко говоря: если казак готов служить обществу на государственной или иной службе, в том числе в интересах национальной безопасности, государство окажет ему всестороннюю помощь и поддержку. Казаку нужно лишь подтвердить свою готовность в служении обществу – взять на себя письменное обязательство по несению таковой службы. Затем засучить рукава и взяться за дело, полезное обществу.
Дел полезных обществу много. Причем начинаются они с семьи, с воспитания нравственно и физически здоровых детей и молодежи, сохранения духовного наследия и культуры, сбережения природы и так далее, заканчивая несением военной службы и службы в интересах национальной безопасности.
Справка: Национальная безопасность – это состояние защищенности нации от внутренних и внешних угроз. Она включает в себя различные виды безопасности, такие как государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая и другие.

Семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности

В.В.Путин
Семья играет важную роль в жизни государства, воспитании подрастающего поколения, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Одним из главных компонентов государственной семейной политики является укрепление семейных ценностей путем формирования в обществе позитивного образа семьи. Эти же компоненты реализуются и в стратегии в отношении казачества с учетом его духовных и культурных особенностей.
Хочет казак, чтобы его дети знакомились с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков, попробовали себя в творчестве, разучивали казачьи игры и песни, соревновались в спорте, посещали школьный краеведческий музей, ездили на экскурсии и ходили в походы, – пожалуйста, направляете их в казачьи классы или создавайте таковые, если в вашей школе их нет. Немало создано и групп казачьей направленности в детских садах.
Если хотите узнать, как детсад может помочь в воспитании казаков, прочтите об этом на портале "Российское казачество".
Посмотрите, как замечательно организована работа в казачьем детском саду – МБДОУ детский сад №9 г. Новочеркасска.
В октябре 2020 года представители 75 регионов страны приняли участие в учредительном съезде всероссийского общественного детско-юношеского и молодежного движения "Союз казачьей молодежи России". Целью его создания поставлено формирование казачьего самосознания у молодых людей на основе историко-культурного наследия, изучения традиций, обычаев российского казачества.
В казачьих школах и кадетских корпусах из атаманов классов и образовательных учреждений формируются казачьи лидеры, которые могут вырасти в атаманов первичных, районных, отдельских или окружных казачьих обществ.
Посвящение в казачата
"Фундамент будущего": как детсад может помочь в воспитании казаков

Что делать?

Из выступления атамана Всероссийского казачьего общества казачьего генерала В.В.Кузнецова на II Большом круге Всероссийского казачьего общества:
"Особо отмечу, что в тех федеральных округах, где органы государственной власти и аппараты полномочных представителей Президента уделяют должное внимание российскому казачеству, действуют наиболее мощные и сплоченные войсковые казачьи общества.
Особо хочу подчеркнуть значительный вклад в укрепление авторитета казачества на Северном Кавказе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Юрия Яковлевича Чайки. Его усилия способствуют консолидации казачьих обществ и их активному участию в решении государственных задач.
С большой благодарностью казаки воспринимают деятельность полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимира Васильевича Устинова и полномочного представителя в Сибирском федеральном округе Анатолия Анатольевича Серышева".
Как видим, государственная политика нацелена на содействие развитию российского казачества, уделяя особое внимание казачьей молодежи, способствуя возрастанию роли казачества в служении обществу.
Чего хотят казаки? Вот некоторые обобщенные мною пожелания казаков:
  1. 1
    Простая и понятная служба российского казачества, социальная защищенность, правовой статус.
  2. 2
    Ясная система поступления и подготовки в казачьих кадетских корпусах, льготы при поступлении их выпускников в вузы.
  3. 3
    Возрождение территориального общественного самоуправления, казачьих общин, возвращение исторических названий хуторов и станиц, улиц в них.
  4. 4
    Сохранение исторической памяти, традиций, культуры.
  5. 5
    Развитие казачьей экономики.
Сейчас в Государственной Думе ведется разработка проекта федерального закона "О российском казачестве", и большинство этих пожеланий нашло свое отражение в структуре законопроекта. Возможно, с принятием закона откроется новая страница в жизни казаков России. Но до того, как он будет принят, предлагаю читателям высказаться о путях достижения единства казачества. Дорогу осилит идущий.
Алексей Зборовский
***
[1] Очень хорошо и подробно о том, почему и как начало возрождаться казачество России, написано в публикации "Возрождение казачества – начало", автором которой является заместитель верховного атамана Союза казаков России по науке и просвещению, кандидат исторических наук доцент Александр Юрьевич Соклаков.
[2] Подробнее см. "китайцы, потомки российских казаков".
[3] Подробнее о всех пяти конгрессах казаков см.: Почему затянулся процесс объединения казачества. ВИДЕО Третий Всемирный конгресс казаков.