Что есть государственная служба российского казачества - Российское казачество, 10.07.2025

Что есть государственная служба российского казачества

© РИА Новости / Виталий ТимкивКазаки на военном параде
Казаки на военном параде - РИА Новости, 1920, 10.07.2025
Погружение в наиболее сложные вопросы современного развития российского казачества не позволяет обойти стороной такую тему, как несение казаками государственной службы.
Найти ответ на вопрос, что из себя представляет эта служба и каков статус казаков, ее несущих, не так просто, как может показаться на первый взгляд. Покажем это на конкретном примере.

Система государственной службы в Российской Федерации и место в ней государственной службы российского казачества

Прежде чем приступить к вопросу, обозначенному в заголовке, отметим, что правовые основы несения казачеством государственной службы насчитывают несколько столетий.
Наиболее ранние попытки регламентировать несение казачеством государственной службы были предприняты во времена первого русского царя Иоанна IV, когда в 1571 году был утвержден разработанный князем М.И.Воротынским "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе". Новый Устав о станичной и сторожевой службе был принят уже в 1632 году при царе Михаиле Федоровиче.
Император Петр I Великий определил в ведение Военной коллегии вопросы деятельности казачьих войск. В бытность императрицы Екатерины II Великой проходило реформирование и упорядочение казачьих войск, их унификация.
В бытность императора Николая I в 1838–1845 годах были регламентированы основы состава и построения казачьих полков, приняты положения о казачьих войсках. Реформы его сына Александра II затронули и казачество, расширили права казаков. При императоре Александре III в 1891 году было введено "Положение об общественном управлении станиц казачьих войск".
Наконец, при последнем императоре Николае II была предпринята неофициальная попытка кодификации законов о службе казачества в виде издания "Законов о воинской повинности казачьих войск", а также были уточнены социальные права казаков путем введения в 1904 году "Временных Правил о призрении семейств воинских чинов войскового сословия войска Донского", распространявшихся и на другие войска.
До революции казаки, за исключением уральцев, несли военную службу в течение 18 лет (до 1909 года – 20 лет). Этот период делился на три основных разряда – подготовительный (1 год), строевой (12 лет), запасной (5 лет). При этом строевой разряд подразделялся на три очереди по четыре года каждая.
Казаки на лошадях на берегу реки в Ростове-на-Дону - РИА Новости, 1920, 09.08.2023
Служу Отечеству: чем занимаются казаки на государственной службе
После установления в 1917 году советской власти сословия были упразднены, а декретом Совета народных комиссаров от 22 ноября 1917 года "О суде" прежние законы признавались отмененными, если они противоречили "декретам Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Рабочего и Крестьянского правительства, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров".
Несение службы казачеством было возобновлено в кавалерийских частях РККА в 1936 году. В годы Великой Отечественной войны в 1941–1945 годах казачьи формирования продемонстрировали свою эффективность. Однако уже в 1954–1955 годах были расформированы вследствие реформирования Советской армии.
Вопросы законодательного оформления несения казачеством государственной службы в законодательстве СССР отражения не получили.
Все переменилось после начала процесса возрождения казачества в конце 1980-х годов прошлого века. Как вспоминал первый верховный атаман общероссийской общественной организации "Союз казаков" А.Г.Мартынов: "Маршал Советского Союза, воистину Герой Советского Союза С.Ф.Ахромеев, будучи Советником Президента СССР, пригласил к себе атамана Союза казаков, поблагодарил за поддержку армии и поддержал, не находившую понимания у тогдашнего министра обороны, инициативу казаков начать формирование казачьих частей для понятия морального духа и улучшения ситуации с призывом. Именно он в кратчайшее время нашел способ, буквально заставить и без дополнительных документальных проволочек с опорой на приказы довоенного и военного периодов, убедить Д.Т.Язова приступить к укомплектованию ряда частей казачьей призывной молодежью. И уже в начале 1991 г. было сформировано два первых казачьих полка. А к 1994 г., как бы с легкой руки тогда уже покойного Сергея Федоровича Ахромеева, казаками было укомплектовано 29 различных частей в армии, 44 погранзаставы и 3 погранотряда".
Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. №632 "О мерах по реализации закона Российской Федерации “О реабилитации репрессированных народов” в отношении казачества" впервые закрепил за потомками казаков право на несение службы. Положения этого подзаконного акта нашли свое развитие в ныне утратившем силу Указе Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 г. №341 "О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества". Согласно пункту второму Указа №341, "граждане Российской Федерации, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, культуры и быта, а также граждане, добровольно вступившие в установленном порядке в казачьи общества (далее именуются казаки), проходят военную службу, как правило, в казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил Российской Федерации, специальных казачьих моторизованных воинских частях и частях оперативного назначения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе” и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Казачий почетный караул - РИА Новости, 1920, 03.02.2023
Указ №632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества"
Вопросы организации воинского учета и подготовки казаков к военной службе, призыва на военную службу и учебные сборы решаются органами федеральной исполнительной власти и местного самоуправления и органами военного управления с участием представителей казачества в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству, одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. №355, провозгласили курс на возрождение государственной службы казачества, под которой понимался широкий спектр деятельности – от службы в Вооруженных силах Российской Федерации до пребывания в запасе.
Таким образом, мы видим, что вопросы правового регулирования службы российского казачества взялись не на пустом месте, имеют большую и славную историю.
Современная система государственной службы Российской Федерации установлена Федеральным законом от 27 мая 2003 года №58-ФЗ. Она включает государственную гражданскую службу (федеральную и субъектов Российской Федерации), военную службу и государственную службу иных видов, которые являются видами федеральной государственной службы.

Термины

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральных территорий;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;
- федеральных территорий;
- органов публичной власти федеральных территорий;
- лиц, замещающих в федеральной территории должности, устанавливаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а также уставом федеральной территории для непосредственного исполнения полномочий органов публичной власти федеральной территории (Федеральный закон от 27 мая 2003 года №58-ФЗ).
Российское казачество – исторически сложившаяся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурная общность, сформированная в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу (Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы).
Казаки – представители казачества, в том числе члены казачьих обществ и иных объединений казаков (Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы).
Вместе с тем ключевой Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. №154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" не относит государственную службу российского казачества к числу иных видов государственной службы. Зато этот закон дает ответ на вопрос, каким образом казачество привлекается к видам государственной службы, определенным Федеральным законом №58-ФЗ, а также к муниципальной службе.
Таким образом, современная государственная служба российского казачества не является отдельным видом в системе государственной службы Российской Федерации, но представляет собой правовой механизм, обеспечивающий казакам доступ к государственной гражданской службе, военной службе и службе иных видов, а также к муниципальной службе.
Почему это так и для чего это было сделано, мы попытаемся разобраться далее.

Как на практике осуществляется несение государственной службы российского казачества

В наше время государственная служба всегда ассоциируется с хорошей и стабильной зарплатой, наличием целого ряда льгот, бесплатным лечением, более высокой пенсией, чем в гражданском секторе. Плюс надбавки за звание, выслугу, секретность, дежурства и прочее.
Некоторые члены казачьих обществ, ставшие ветеранами, стали интересоваться, какова будет надбавка к их пенсии за несение государственной службы, которую они несли на основании соглашений между казачьими обществами и государственными структурами. А казаки Волжского войскового казачьего общества, не получив ответа в войске, направили соответствующий запрос в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю. Ответ фонда их немало удивил. Привожу отрывок из ответа:
"Лица, в установленном законодательством о государственной (гражданской) службе Российской Федерации порядке, назначенные на указанные должности, и взявшие на себя обязательства по прохождению федеральной государственной (гражданской) службы, признаны федеральными государственными (гражданскими) служащими со всеми вытекающими правовыми последствиями, в том числе в пенсионном обеспечении.
Казаки в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе в городе Новочеркасске - РИА Новости, 1920, 26.03.2025
"Служу Отечеству, казачеству и вере православной". Как казаку реализовать свое право на объединение
Порядок включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2003 №570. Согласно указанному порядку включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа – федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Включение указанных периодов службы (работы) в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих лицам, уволенным из упраздненных (реорганизованных) федеральных государственных органов, функции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не были переданы другим федеральным государственным органам, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации не правомочен принимать решения об отнесении периодов исполнения обязательств по несению государственной службы членами казачьих обществ к стажу государственной гражданской службы".
Более подробное изложение ответа Пенсионного фонда РФ с комментариями юриста по образованию, терского казака Владимира Голикова можно прочесть на портале КИАЦ. Дополнительную информацию с комментариями юристов можно также прочитать в статье "Казаки на государственной службе. Что это значит". И вообще те, кто всерьез интересуется темой несения российским казачеством государственной службы, больше всего информации (свыше 1329 страниц) могут найти здесь.
О том, как на практике осуществляется реализация принятых казаками обязательств по несению государственной службы, на портале "Российское казачество" можно узнать в статье "Служу Отечеству: чем занимаются казаки на государственной службе". В этом материале приводятся также данные о количестве казаков, несущих государственную службу:

"... в целом по субъектам РФ привлечено к госслужбе более 30% всех казаков из казачьих обществ. Но лишь 10% получают за свою деятельность материальное вознаграждение".

"На профессиональной основе привлечено всего 4 тыс. человек, то есть где-то 10% тех, кто привлекается, а если взять общее количество, то в разы меньше. Остальные, как правило, службу несут на безвозмездной основе".

Выводы

Казаки из казачьих обществ, привлеченные к несению государственной службы, не являются государственными служащими в классическом понимании этого статуса. Их правовое положение регулируется отдельными нормами, что создает специфический статус.
Казаки действуют в рамках казачьих обществ, которые сотрудничают с государством на договорной основе. Они не входят в штат госорганов, а их деятельность регулируется Федеральным законом "О государственной службе российского казачества".

Обязательства по несению службы как краеугольный камень государственной службы российского казачества

Как и на каких условиях предоставить социокультурной общности право на службу? Этот вопрос весьма сложен для реализации в рамках Конституции Российской Федерации, которая не предполагает коллективных прав для поступления на государственную службу, устанавливая для граждан Российской Федерации право на равный доступ к ней (часть 4 статьи 32).
Разработчики Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. №563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" вышли из этой ситуации путем введения обязательств по несению службы членами казачьих обществ.
По логике разработчиков казаки на общем собрании принимают на себя обязательства по несению одного из установленных в Указе Президента Российской Федерации видов службы.
Затем эти обязательства включаются в устав первичного казачьего общества и отражаются в уставах вышестоящих казачьих обществ. Эти уставы согласовывают федеральные органы исполнительной власти и заключают с войсковым казачьим обществом договор о несении казаками службы.
Что представляют из себя эти обязательства? Это явно не обязательства, предусмотренные разделом IV Гражданского кодекса Российской Федерации (купля-продажа, мена, дарение и т.д.). Скорее, их правовая природа сродни обязательствам, предусмотренным статьей 40 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть намерению придерживаться обещания достойно исполнять служебный долг.
В целом эта схема сохранилась и была включена в качестве основы в Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. №154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
Этот федеральный закон не только закрепил доступ казачества к государственной службе через принятие обязательств, но и предусмотрел различия между службой и иной деятельностью казачества.
Папка с документами - РИА Новости, 1920, 24.11.2022
Федеральный закон от 5 декабря 2005 года №154-ФЗ "О государственной службе российского казачества"
Если служба – это доступ к прохождению военной, государственной гражданской и иной службы, то иная деятельность – это деятельность на возмездных началах, предусматривающая привлечение казачьих обществ к реализации части публичных функций.
В ходе работы по подготовке подзаконных актов после выхода указанного закона были приняты:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2009 г. №1124 "Об утверждении положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы";
- постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2009 г. №806 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службе и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №93 "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ".
Эти акты развили положения федерального закона, в том числе в части финансирования государственной службы российского казачества. Так, пункт 3 постановления №806 предусматривает, что финансовое обеспечение реализации договоров (соглашений) с казачьими обществами осуществляется в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных заключившим с казачьим обществом министерством или ведомством.
Эти положения были использованы во многих субъектах Российской Федерации для создания правовых основ несения казачьей службы, в том числе с учетом финансирования из средств региональных бюджетов (в 56 субъектах Российской Федерации принято 80 законодательных актов в отношении российского казачества).
Как следует из вышеприведенных фактов, исполнение законодательных актов, регулирующих несение членами войсковых казачьих обществ государственной службы, не позволяет в полной мере реализовать их готовность и потребность в служении Отечеству и требует усовершенствования. Предложения по этой теме в Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества от атаманов и казаков поступали. Попробуем разобраться, как их реализовать.

Как усовершенствовать государственную службу казачества?

Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. №562 было предусмотрено создание в структуре федеральных органов исполнительной власти, привлекающих к государственной службе членов казачьих обществ, отдельных подразделений по работе с казачьими обществами, а также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления создать такие подразделения.
Развитие казачьей службы получило импульс в тех регионах, где были созданы ответственные органы исполнительной власти, как например, в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области.
Вместе с тем на федеральном уровне вопрос о создании ответственного за развитие казачьей службы федерального органа исполнительной власти до сих пор не решен.
В Земельном кодексе Российской Федерации предусмотрено право казачьих обществ на получение участков земель сельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации казачьим обществам предоставляется экономическая поддержка их деятельности, связанной со службой.
Войсковые казачьи общества имеют право учреждать частные охранные организации.
Казалось бы, созданы условия для развития государственной службы казачества. Однако по каждому акту находятся трудности в правоприменении.
Участник мероприятия, посвященного доблести казаков - РИА Новости, 1920, 15.04.2025
Станет ли единым российское казачество?
Несмотря на закрепленный в законодательстве порядок организации государственной службы казачества, реализация его носит неоднозначный характер. Зачастую деятельность казачьих обществ по несению государственной службы во многом зависит от благосклонности властей субъектов Российской Федерации.
Договоры (соглашения) с войсковыми казачьими обществами, предусматривающие финансовые обязательства федеральных органов исполнительной власти перед казачьими обществами, в открытых источниках не найдены.
Казачьи общества не могут заключать договоры с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по участию в реализации части публичных функций вне процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, порядок привлечения казачества к иной деятельности, предусмотренный Федеральным законом №154-ФЗ, не может быть применен.
Сейчас на местах есть много предложений по доработке, совершенствованию порядка привлечения казачества к государственной службе.
Например, атаман Калужского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества "Центральное казачье войско" Б.В.Комиссаренко предлагает рассматривать правоотношения, связанные с государственной службой российского казачества, вне рамок Федерального закона №44-ФЗ.
Конное кавалерийское подразделение
Калужские кавалеристы: как казаки области несут государственную службу
Есть предложения Кубанского войскового казачьего общества по льготному налогообложению казачьих обществ и образованных ими предприятий, определению правового статуса казака.
Союз казаков-воинов России и зарубежья предлагает переосмыслить понятие "государственная служба российского казачества" с учетом изменившихся геополитических условий, возрождения традиционной военной службы казаков.
Союз казаков обращает внимание на опыт Приднестровской Молдавской Республики. Там с 2000 года создана серьезная нормативно-правовая база по несению казаками службы.
В законе "О казачестве в Приднестровской Молдавской Республике" четко определен критерий, позволяющий разграничить казаков и ряженых. Статья 3 закона гласит: "Главная задача казачества –защита Отечества. Казачество поддерживает и способствует укреплению и развитию государственности и государственной власти в Приднестровской Молдавской Республике, оказывает содействие органам государственной и местной власти по исполнению ими своих функций".
Государственная казачья служба в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется только в двух, но зато вполне определенных формах: прохождение военной службы в воинских частях, пребывание в запасе (резерве). Для казаков – военнослужащих казачьих частей и пограничных застав устанавливаются традиционные казачьи чины, приравненные к общевойсковым воинским званиям.
Правовой же статус казака Российской Федерации, привлеченного к несению службы, нуждается в определении. Требуется прописать его права, обязанности, ограничения, ответственность.
Сегодня, когда тысячи казаков участвуют в специальной военной операции, необходимо задуматься об их последующем трудоустройстве в казачьих обществах, которые будут привлечены к государственной службе.
Возможно, в рамках подготовки проекта федерального закона "О российском казачестве" и преддверия 20-летия принятия Федерального закона "О государственной службе российского казачества" пора начать общественную дискуссию о путях развития казачьей службы для принятия взвешенных управленческих решений, обратить внимание на зарубежный опыт.
Алексей Зборовский